На не самые веселые мысли навела казанского режиссера и продюсера Алексея Барыкина большая сессия, посвященная региональному кино, случившаяся на Московском международном кинофестивале. На ней солидная группа экспертов оценивала развитие киноотрасли в 23 регионах РФ. Итог таков: «Если в 2018 году Татарстан был лидером, то уже сейчас близок к середнячкам, и если продолжить действовать так же, как и сейчас, то уже через 3–4 года окажемся в арьергарде». Более того, уверен автор «БИЗНЕС Online», татарстанским кинематографистам, по сути, в Казани нечего делать.
Алексей Барыкин: «Главный тренд российского регионального кино совершенно очевиден: среди регионов идет настоящая гонка кинокомиссий»
Калининград хвастается тем, что не отказывает в предоставлении рибейтов ни одному заявителю
Какое место занимает Республика Татарстан среди других регионов России по развитию кинематографа?
Недавно это можно было оценить в деталях: в рамках бизнес-площадки недавнего Московского международного кинофестиваля состоялась большая сессия, посвященная региональному кино. В течение нескольких часов представители 23 регионов России, среди которых были чиновники высокого ранга и даже министры, презентовали киноотрасль своего родного края. Помимо участников из всех уголков страны, выступления оценивала группа очень солидных экспертов, среди которых — глава департамента кинематографии минкульта РФ Светлана Максимченко, исполнительный директор ассоциации продюсеров кино и телевидения Ольга Жукова, заместитель председателя союза кинематографистов Лариса Солоницына и многие другие.
Выступающим необходимо было представить информацию по целому ряду критериев: выделяемые государством бюджеты, наименования снятых фильмов, количество кинозалов, кинофестивали, кинообразование, наличие технической базы и так далее. Одним словом, требовалось описать отрасль со всех сторон, и из всего этого складывалась цельная картина, позволявшая сопоставить регионы друг с другом не на словах, не абстрактно, но в конкретных цифрах.
возврат из бюджета региона через специально созданные кинокомиссии части понесенных затрат производителя кино или телесериала за съемки на своей территории
Общий вывод, который можно сделать по итогам сессии, примерно такой: Татарстан все еще входит в число ярких регионов в сфере кинематографа, но он стремительно утрачивает позиции и, увы, очень далек от глобальных трендов. Если в 2018 году мы были лидерами, то уже сейчас близки к середнячкам, и если продолжим действовать так же, как и сейчас, то уже через 3–4 года окажемся в арьергарде.
Главный тренд российского регионального кино совершенно очевиден: среди регионов идет настоящая гонка кинокомиссий. Пока Татарстан вот уже 7 лет размышляет, необходима в республике кинокомиссия или нет, в других регионах она стоит на личном контроле губернаторов, которые предлагают все более и более выгодные условия. Например, Калининград хвастается тем, что не отказывает в предоставлении рибейтов ни одному заявителю, то есть губернатор Антон Алиханов практически сделал кинокомиссию безлимитной. Чтобы выстоять в такой конкуренции, Пермский край предлагает беспрецедентный размер рибейта — 50 процентов. Другие регионы наперебой предлагают кинокомпаниям свои услуги: рибейт 20-25%, компенсация авиабилетов, особые условия. Судя по выступлению представителя министерства культуры России, они рассматривают развитие кинематографа региона исключительно с точки зрения кинокомиссий: если она работает хорошо, значит, и кино в регионе развито хорошо, а если нет кинокомиссии, значит, нет и кинематографа.
Директор башкирской киностудии Юнир Аминев, Светлана Максимченко и Алексей Барыкин (слева направо)
Особняком стоит два региона: Башкортостан и Якутия
Хочу сделать небольшое отступление: слово «кинокомиссия» в последнее время довольно часто звучит в СМИ, но многие даже из тех, кто работает в сфере кино, не понимают, что это такое. Я обязательно напишу статью о кинокомиссии в ближайшее время, а пока скажу только одно: это вовсе не «комиссия по кино», а экономический инструмент по привлечению инвестиций, на который необходимо выделение денег из бюджета. Само слово «комиссия» в данном случае имеет финансовый смысл, как в словосочетаниях «страховая комиссия» или «комиссия за перевод средств»; поэтому никакие кинематографисты в «кинокомиссии» не заседают, и вообще она не имеет прямого отношения к творчеству. И еще: кинокомиссия по определению не может быть частной, только государственной, в крайнем случае муниципальной.
«Нужно снять не пару фильмов про Казань, а гораздо больше. Будут приезжать художники, операторы, жениться на местных девушках, оставлять талантливое потомство. Туристы перестанут бояться далекого и неизвестного им города, узнаваемость столицы РТ повысится. Это очень полезная вещь, через рибейты прошли многие страны»
Особняком стоят два региона: Башкортостан и Якутия, которые не внедряют кинокомиссии, зато делают мощную ставку на развитие национального кино. В частности, в обоих регионах создана крупная местная киностудия и оказывается государственная поддержка успешным местным кинокомпаниям. Объем кинопроизводства в обеих республиках значительно превышает татарстанский. При этом в Башкортостане подтверждают, что планируют-таки внедрять кинокомиссию в ближайшее время.
Правда ли, что в Татарстане осознанно уничтожается независимое кинопроизводство?
А что же Татарстан?
В данном случае я постараюсь удержаться от оценочных суждений и буду приводить только факты.
Первое: кинокомиссии в Татарстане нет, и в ближайшее время не будет.
Второе: крупной национальной киностудии в РТ нет.
Третье: государственная поддержка национального кинопроизводства многократно ниже, чем в Башкортостане и Якутии. В данном случае речь идет именно о кинопроизводстве; мы не считаем затраты на софинансирование московских фильмов, содержание системы «Татаркино» и проведение казанского фестиваля мусульманского кино.
Четвертое: среди национальных республик у нас одни из худших показателей по прокату национального кино в кинотеатрах. Татарстанские фильмы, в отличие от башкирских («Отряд Таганок», «Сестренка», «Из Уфы с любовью») и якутских («Пугало», «Мой убийца», «Царь-птица»), за редким исключением, не выходят в федеральный прокат и собирают очень небольшие суммы в местном прокате. В данном случае речь идет именно о крайней неотлаженности национального кинопроката в целом.
Наконец, пятое, главное, что поразило меня в разговорах с экспертами: они спросили — правда ли, что в Татарстане осознанно уничтожается независимое кинопроизводство и создается госмонополия на киноискусство?
Я поначалу даже не понял, что именно имеют в виду, но они показали мне данные из наших же отчетов, прошлых и свежих.
Сравните. Вот полнометражные игровые фильмы, созданные в 2017–2019 годах:
- «Байгал», союз кинематографистов РТ;
- «Кире», студия Cyclops Production;
- «Водяная», кинокомпания Алексея Барыкина;
- «Айсылу.Фильм», фонд «Ника»;
- «Татарометражки», фонд «Инновация»;
- «Мулла», «Татаркино»;
- «Пустота», компания Павла Москвина;
- «Я приду», АНО «Время Кино».
А вот полнометражные фильмы 2020–2021 годов:
- «Сафа и Саджида», «Татаркино»;
- «Сумбуль», «Татаркино»;
- «Апипа», «Татаркино»;
- «Алмачуар», «Татаркино».
Ни одной независимой компании за два года! Все частные кинопроизводители, работавшие ранее, были выдавлены с рынка госмонополистом — «Татаркино». Единственным исключением пока является фильм «Исәнмесез?» председателя союза кинематографистов Ильдара Ягафарова, который, впрочем, еще не закончен.
Казанские кинематографисты Мария Макарова, Арина Туманова и Рудольф Хайнуров на ММКФ
Татарстанским кинематографистам в Казани попросту нечего делать
И если мы в республике этого не замечаем, привыкли, то экспертам со стороны, рассматривающим наши отчеты, это очень бросается в глаза. Среди тех, с которыми у нас был разговор об этом, могу назвать исполнительного директора АПКиТ Жукову, директора Института новой культурологии Нину Кочеляеву, руководителя киношколы «Арка» Высшей школы экономики Дмитрия Котова, основателя фестиваля «Флаэртиана» Павла Печенкина и ряд других.
Их совокупное мнение я мог бы сформулировать примерно так: если руководство Республики Татарстан и дальше будет продолжать курс на государственную монополизацию киноискусства, то данная отрасль деградирует в течение нескольких лет.
Впрочем, по целому ряду позиций Республика Татарстан по-прежнему остается в лидерах. Например, большинство регионов может похвастать одним значимым кинофестивалем: в Калининграде — «Короче», в Перми — «Флаэртиана», в Чувашии — чебоксарский кинофестиваль и т. д. В Татарстане же киномероприятий — целая россыпь: международный фестиваль мусульманского кино, международный фестиваль «Кино за 7 дней», фестиваль молодежного кино, фестиваль анимации «Милли мультфест», форум «Время кино», кинопремия «Золотая тарелка». Есть в этом, мне кажется, какая-то ирония: пусть мы до стыдного мало производим фильмов и плохо их прокатываем, но зато в публичных мероприятиях мы мастера!
Без сомнения, Татарстан — лидер с точки зрения инфраструктуры: историческая натура, павильоны, актерская база, транспорт, оборудование и ренталы — все это на высшем уровне; есть у нас пока и кадры по всем кинопрофессиям, хотя за последние три года мы теряем их с пугающей скоростью.
И конечно, Республика Татарстан — лидер с точки зрения кинообразования; это показала отдельная сессия ММКФ под названием «Особенности подготовки кадров в регионах». Практически все регионы могут похвастать лишь краткосрочными курсами и киношколами при вузах, в то время как Казанский институт культуры предлагает бюджетные места с полноценным высшим образованием практически по всем киноспециальностям: режиссеры, операторы, продюсеры, звукорежиссеры, сценаристы, аниматоры и др. Аналогов такой образовательной системы нет ни в Якутии, ни в Башкортостане, ни в Калининграде, и в то время, как у нас, в Татарстане, на институт культуры кое-кто может поглядывать свысока, за пределами республики факультет театра, кино и ТВ пользуется реальным уважением. Его хорошо знают и во ВГИКе, и в Санкт-Петербургском институте кино и ТВ, и на Высших курсах сценаристов и режиссеров, и в киношколе ВШЭ.
На самом деле, в программе каждого московского кинофестиваля казанские кинематографисты представлены на самых разных площадках. В этом году, например, в программе российского кино был показан фильм Альфии Шакирзяновой «Не называй меня Вася», в программе питчингов выступала продюсер «Бибинур» Светлана Бухараева, а в секции Work in Progress высадился целый десант выпускников КазГИК: продюсеры Маша Макарова и Арина Туманова, сценарист Рудольф Хайнуров, режиссеры Оксана Синчугова, Солтан Сунгатуллин и многие другие.
С одной стороны, мне очень лестно, что наших, татарстанских кинематографистов на ММКФ можно встретить на каждом углу. А с другой — все они еще несколько лет назад снимали кино в Татарстане, и очень успешно. Мы вложили в них столько труда, и сегодня они, вероятно, потеряны для республики, им в Казани попросту нечего делать. Хочется верить, что ситуация изменится, и в Татарстане начнут решать главные задачи: производить больше хорошего кино на конкурентной основе и создать, наконец, нормальный механизм кинопроката.
Алексей Барыкин
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 68
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.