ЭКСТРЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ: ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАРТЕРНАЯ

ПРОГРАММА ПОД УГРОЗОЙ СРЫВА

Как сообщила вчера инфогруппа «Турпром», 9 декабря в минспорттуризма РФ прошло экстренное совещание с участием представителей отраслевого министерства, минтранса, «Ростуризма», «Росавиации» и туроператорских компаний. Поводом для совещания стала тревожная ситуация с авиаперевозкой в новогодние даты. Чиновники всерьез обеспокоены возможными накладками в этот период. В частности, 9 же декабря ассоциация туроператоров РФ распространила сообщение, что в результате введенного ранее запрета на полеты в Европу авиакомпании «ВИМ-Авиа», «Татарстан» и «Якутия» не смогут выполнить новогодние программы в Болгарию, Испанию, Италию, Францию и Эстонию.

Напомним, 2 ноября «Росавиация» ограничила полеты АКТ (а также «Якутия», «ВИМ-авиа») в Евросоюз. Причина — понижение у этих компаний так называемого коэффициента безопасности, который вычисляется в ходе проверок инспекторов программы безопасности полетов Европы — SAFA. Как разъяснил газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор АКТ Руслан Шакиров, нарушения по отдельности несущественны: пилот неуверенно владеет английским языком, в интерьере недочеты, избыток смазки на шасси, с документами членов экипажа или с полетной документацией что-то не так. Ограничения на полеты касаются всех самолетов АКТ (пять Boeing-737, два Як-42, один Ту-154), кроме двух Airbus-319, которые сегодня и летают в Прагу (единственное регулярное ЕС-направление АКТ).

То есть идея «Росавиации» была проста: если самолеты до устранения нарушений не будут летать в Европу, то не наберут новых штрафных очков и тем самым не наживут еще более крупных неприятностей. И авиачиновники своего добились — российские авиакомпании не попали в обновленный 21 ноября «черный список» Евросоюза - Еврокомиссия сочла, что «подозрительные» авиаперевозчики достаточно наказаны самой РФ. 23 ноября, после выступления руководства АКТ на слушаниях в Брюсселе, в официальном журнале Еврокомиссии появилась отметка о том, что авиакомпания «Татарстан» не ограничена в полетах в Европу. Теперь дать добро на полеты в ЕС должна была сама «Росавиация» - конечно, при условии, что АКТ устранит зафиксированные европейцами нарушения. Тогда же АКТ направила в «Росавиацию» бумаги с запросом о пересмотре решения об ограничениях.

ЕВРОПЕЙЦЫ ТОРМОЗЯТ

Но не все оказалось так просто. Как сообщил «Турпром», 9 декабря руководитель «Росавиации» Александр Нерадько подтвердил опасения авиаторов и туристических властей. Напомнив о ноябрьском запрете, он уточнил: «Речь идет не только о посадке, но также о пролете через территории стран ЕС. Самолетам «ВИМ Авиа» установили срок - до 1 апреля 2012 года, у остальных авиакомпаний жесткого временного ограничения нет. Каждому из этих перевозчиков предоставлена возможность устранить неполадки, из-за которых введен запрет на осуществление рейсов в Европу, и представить документальное подтверждение их устранения в «Росавиацию». На сегодняшний день об устранении неполадок сообщила лишь авиакомпания «Татарстан». В течение ближайших дней мы вместе с руководством авиакомпании собираемся отправиться в Европу для того, чтобы подтвердить соответствие самолетов «Татарстана» требованиям ЕС».

В самой АКТ хранят партизанское молчание — ситуацию не комментируют ни одним словом, так что непонятно, какие чартеры оказались под ударом. Отчасти ситуацию прояснил портал tourdom.ru, по данным которого, «Татарстану» были заказаны новогодние чартеры на Турин, Верону, Зальцбург, Рованиеми и Эрзурум. Основным консолидатором называют московскую компанию BTA, руководство которой от комментариев воздерживается. Есть «татарстанские» программы и у другой московской компании - DSBW-Tours. Как пояснил «Турпрому» генеральный директор компании Карен Гончаров, туроператор надеется на одобрительное резюме «Росавиации», но на всякий случай уже предусмотрел запасной вариант перевозки.

То, что окончательное решение — за Еврокомиссией, и дела здесь идут не очень гладко, газете «БИЗНЕС Online» вчера подтвердил руководитель татарского межрегионального управления воздушного транспорта «Росавиации» Шавкат Умаров: «Да, «Татарстану» временно запретили рейсы в Евросоюз - у компании превышен коэффициент нарушений. Но чартеры отдельно никто не запрещал. Сейчас все нарушения устранены и, в принципе, предварительное решение о допуске авиакомпании к выполнению полетов по Европе дано. Сейчас согласовываем это с Европой, с Брюсселем. Как только согласуем, полеты разрешат. Мы думали, это будет сегодня (то есть 12 декабряред.), но европейцы немножечко... «А покажите то, а покажите это»... Суть претензий одним словом не опишешь, там сто пунктов по проверке самолета: внешний вид, чистота в салоне, документация».

Остается добавить, что все-таки очень трудно понять упорное молчание руководства АКТ. В таких условиях напрашивается единственное логичное объяснение - нарушения куда более серьезнее, нежели стараются представить.