В большинстве крупных городов, в той же Москве, цены на жилье не сильно связаны с его себестоимостью. Реально можно построить стандартное жилье за $1 тыс. за квадратный метр, а продавать за $4–5 тыс., утверждает главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Но можно переломить ситуацию — деньги на это есть, мощности есть, площадки, в которые можно быстро вложиться, есть. Задача решаема.
Число неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги в России за год выросло на 20%
Народ в долгах — задолженность по «пластику» выросла за год больше чем на 600 млрд рублей
На этой неделе появилась информация, что число неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги в России за год выросло на 20%. В сети идет вал подобных сообщений. Так, россияне в апреле стали активно использовать дебетовые карты с овердрафтом: задолженность по такому «пластику» за год выросла в 3,4 раза до 639,5 млрд рублей, а его количество — в 2,8 раза. Больше 600 млрд — это серьезная цифра, тем более что она касается в основном бедных. Понятно, что они влезают в долги чаще всего по нужде, в том числе и для оплаты услуг ЖКХ. Поскольку моратории, связанные с ковидом, кончились, идет волна изъятий — а по нынешней схеме такие изъятия до 500 тыс. рублей могут совершаться без суда и следствия. Причем иногда чиновники выставляют совершенно чудные требования. У меня лично по ЖКХ долгов не было, но совершенно чудные требования пришли по автомобилю, который я отдал еще лет 10 назад. Тем не менее мне предъявили неуплату налогов и штрафы. Причем такое происходит уже второй раз, я раньше какие-то ответы рисовал на эту тему. Но сейчас, видимо, на волне всплеска по изъятию долгов, все повторилось. Читал о том, что и по ЖКХ иногда требования приходят даже за середину 2010-х годов, то есть, в самом деле, какие-то чудные. Выпутаться из этого обычному человеку чрезвычайно трудно. Попробуй передавить такую систему и доказать, что она не права! Знаю это как человек, который уже один раз такое доказывал, тем не менее, как видите, это по факту ничем не кончилось — опять прислали мне требования вернуть несуществующие долги.
Что характерно, аналитики, близкие к правительству, говорят — дескать, это люди расслабились из-за того, что в связи с мораториями дисциплина упала. И таких аналитиков, рассказывающих подобные басни, довольно много — от управляющих компаний ЖКХ, от правительства… Хотя на самом деле здесь все очевидно. Был наш прогноз, что доходы у бедных и средних упадут на 20%, следовательно, все их основные долги и увеличатся примерно на эту цифру. Понятно, что не люди расслабились, а доходы снизились.
Что надо делать, чтобы попытаться справиться с такой лавиной? Прежде всего, конечно, нужно продлить автоматически субсидии. В апреле кончилось их автоматическое продление для тех, кто их оформлял, и на период ковида они сохранялись. Но поскольку доходы не восстановились, то понятно, что надо продлить такие субсидии еще на год. Пока нынешняя Дума не ушла, не сложила полномочия, это можно было бы сделать. Это возможно, если давление на депутатов будет серьезным, поскольку к выборам они всегда начинают немножко беспокоиться о своих избирателях. Так что шанс есть.
Но для этих субсидий есть условие, которое на данном этапе абсолютно неверное и ненужное — что человек не должен иметь долгов перед ЖКХ или, если они есть, должен пойти и заключить соглашение о реструктуризации. Но это опять история про белого бычка, и сегодня данное условие, конечно, надо отменять. Если ты имеешь право на субсидии, то независимо ни от каких других обстоятельств тебе должны эту субсидию либо продлить, либо оформить. Думаю, что вот такая прямая поддержка людей сегодня просто необходима.
Резко уменьшается для бедных и средних граждан возможность купить новое жилье
Строят мало, и каждый год нарастает количество аварийного жилья
Близкая по смыслу тема — цены на жилье. Опять-таки резко уменьшается для бедных и средних граждан возможность получить новое жилье. На мой взгляд, сегодня реальная доступность жилья для россиян сокращается тоже где-то на 20%. Это происходит по двум причинам. Первая — действительно, доходы бедных и средних граждан, в отличие от самых богатых, упали. Вторая — цены на жилье увеличиваются, они стимулируются прежде всего достаточно устойчиво растущими ценами на нефть. Для той же Казани, для Москвы и Петербурга стоимость жилья зависит именно от цен на нефть. А также от несбалансированно надбавленных проектных денег, то есть от субсидирования для банков ипотеки и т. д.
Что делать тут, тоже понятно. Надо подумать прежде всего о том, как помочь напрямую гражданам. Вместо этого возникли идеи — а давайте мы просубсидируем металлургов, железо в цене понизится, и они начнут поставлять на стройки более дешевые металлоконструкции. Это вообще полная чепуха. Потому что в большинстве крупных городов, в той же Москве, цены на жилье не сильно связаны с его себестоимостью. Реально можно построить стандартное жилье за $1 тыс. за квадратный метр, а продавать за $4–5 тысяч.
Соответственно, тогда надо прежде всего больше строить. Тут картина тоже достаточно очевидная — для того что ситуацию быстро скорректировать, нужно иметь госзаказы на бесплатно передаваемое людям жилье — на 10–15 млн кв. метров. Вообще говоря, 5 млн достаточно, чтобы переломить ситуацию. Но для гарантии, для того чтобы быть совершенно уверенным, что решается проблема, надо дополнительно строить 10–15 млн кв. м по госзаказам. По цене это $10–15 млрд, то есть в пределах пропусков и ошибок Центробанка РФ. У ЦБ есть такая статья в платежном балансе — «Ошибки и пропуски», она примерно такого уровня. Иными словами, очевидно, что задача решаема.
Порой по старой памяти ко мне на эту тему обращаются строители, у них есть простаивание мощностей, есть недострои, которые можно быстро завершить — таких хватает и в Московской области, и, думаю, в других городах и весях. На мой взгляд, это решение, которое в короткие сроки позволяет переломить ситуацию. Для этого все есть. Деньги есть, это вообще не проблема, 2–3 трлн рублей набегает в бюджет по концу года. Мощности есть. Площадки, в которые можно быстро вложиться, есть. Но при этом, естественно, надо продолжить программы помощи в покупке жилья молодым семьям и другие подобные.
Что характерно, это полностью соответствует обязательствам страны. Например, по нашим законам детдомовцев обязаны обеспечить жильем в короткие сроки. Думаю, порядка 100 млн кв. м надо на данные цели. Также по закону должны мгновенно переселять людей из аварийного жилья, на это тоже требуется порядка 100 млн кв. м, и без тенденции к уменьшению. Поскольку строят мало и каждый год нарастает количество аварийного жилья.
Значит, есть обязательства, которые надо законно выполнять, есть деньги, есть мощности, есть площадки — нет только желания и решения правильно использовать деньги на это.
И естественно, в более длинной перспективе надо принимать законы о стройсберкассах. Они дополнительно и сбалансированно вносят деньги в стройку, поскольку там есть период накопления, средства не сразу вбрасываются на рынок. Но принять такой закон нынешняя Дума уже не сможет. А вот по выполнению обязательств перед детдомовцами, аварийщиками — на мой взгляд, вполне реально взять и увеличить расходы на эти цели в бюджете в связи с полученными дополнительными доходами.
Цены на продукты будут расти и дальше, меры, которые принимает правительство, недостаточны
В большинстве аварийных ситуаций надо ориентироваться на прямую поддержку людей
И про еду. Тут полностью оправдались наши оценки и прогнозы о том, что цены на продукты будут и дальше расти, что меры, которые принимает правительство, недостаточны. И правительство это признало и, по сути, переходит к тому, что мы предлагали еще осенью и зимой — к сбалансированному по внешним и внутренним ценам, гибкому введению таможенной пошлины. Планируется в еженедельном режиме применять систему сбалансирования. Можно ее делать и автоматически. На самом деле по некоторым контрактам иногда на зерно внешние цены на плюс $200 за тонну больше, чем внутренние.
То, что принятые осенью меры были недостаточны, сразу просчитывалось легко. И то, что предлагаемые сегодня правительством меры уже не успеют отработать, тоже довольно очевидно. Некоторые читатели «БИЗНЕС Online» отмечали, что контракты уже заключены, соответственно, придется платить неустойки, и таможенная пошлина это не компенсирует. И дефицит продуктов, если цены заморозят, обязательно наступит. То есть надо срочно думать не только о гибкой таможенной пошлине, но и о прямом субсидировании бедных людей для покупки хлеба, сахара, гречки и так далее — тех продуктов, которые потребляют бедные семьи. Без этого уже не обойтись.
Резюме такое — в большинстве таких аварийных ситуаций надо ориентироваться на прямую поддержку людей с помощью разных механизмов. Остальные меры быстро не сработают, ни в части жилья, ни в части еды.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 106
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.