- Ильдар Хайдарович, мы с вами говорим про трудности в экономике. Где выход?

- Ну, мы люди политически очень корректные… Почитайте ноябрьский номер журнала «Вопросы экономики». Там известный российский экономист Евгений Ясин написал статью. Она называется «Институциональные ограничения модернизации». Не во всем я с ним согласен, но с его выводами абсолютно солидарен. Он дает анализ всех типов модернизации, что происходит в стране, дает прогноз. И там есть очень интересные таблицы. Из них видно, что в Советском Союзе производительность труда составляла 35 процентов от производительности труда США на тот период времени, а сегодня в России, которая модернизируется и черт те знает, что еще делает - 28 процентов. Вот наше движение. А ведь Соединенные Штаты - не та страна, которая отличается самой высокой производительностью труда. Есть и другие страны, типа Голландии (по сравнению с ней мы не знаю, где пребываем). А если вы помните дедушку Ленина, то производительность труда, в конечно счете, - главное для победы нового общественного строя

- Только непонятно, какой мы сейчас общественный строй строим…

- А в статье Ясина как раз есть ответ и на этот вопрос…

- Строили сначала социализм, разрушили, а капитализм, оказывается, сам помирает… И застряли неизвестно где.

- Все-таки наша молодость пришлась на годы интеллектуального всплеска, на начало 90-х. Поздний Горбачев, и мы сидели в библиотеках, слушали Сахарова… Помните выступление академика Андрея Сахарова на съезде народных депутатов СССР? Я в то время был очень политизированный молодым человеком. И помню, что Сахаров говорил о том, что будущее - за реализацией теории конвергенции, за взаимопроникновением двух систем. Посмотрите - на самом деле, наименьший стресс от каких-либо экономических катаклизмов испытывают скандинавские страны. Там, на мой взгляд, как раз и идет претворение в жизнь постулатов теории конвергенции.

- Где социальная экономика…

- Я считаю, что там не социальная экономика, там социальное государство. Там государство на службе у общества, а не наоборот. Это самая серьезная проблема, которую Россия так и не преодолела для себя…

Государство у нас есть, и все атрибуты есть, а мы сегодня его ледяное дыхание на себе чувствуем. Другое дело, какое это государство, качество этого государства, с точки зрения конкретного индивида и каких-то институтов общества. Вот это очень серьезный вопрос.

Если государство будет переходить, пусть даже постепенно, трансформируясь в сторону государства для общества, - это одно. Если общество для государства, - это другое. И как долго это будет продолжаться, сложно сказать. Мы все с вами в этом плане исторические долгожители. За очень короткий промежуток времени столько пережили... И я, в общем-то, предполагаю, что очередную трансформацию тоже увидим…

УЛЫМ, ЧЕЛОВЕК С ГОДАМИ ЛУЧШЕ НЕ СТАНОВИТСЯ!

- А вы оптимист или пессимист на предмет будущего?

- Знаете, когда у меня бессонница, я начинаю себе задавать философские вопросы. Ну, ладно, мир создал Бог. А Бога кто создал? То есть вопросы, от которых начинает голова болеть… И ваш вопрос - примерно из этой же категории.

- Вера - иррациональная вещь. Вы верите в будущее России и нашей экономики? Или, как прагматик, пессимистично оцениваете? Но развитие же есть в России.

- Иногда можно идти наверх по лестнице, ведущей вниз. И такое бывает…

- То есть все-таки вы пессимист?

- Я реалист. Я же живу в этой стране, никуда не уехал.

- Вам не хотелось бы послужить обществу в качестве политика?

- Я на эту тему даже не задумывался. Я же вам говорю - я реалист. И я уже настолько привык к свободе собственной…

- Так у вас же с такой работой и времени на себя нет, какая свобода?!

- Безусловно, это так. Но это же мой выбор. Свобода - это осознанная необходимость. Видимо, осознание на текущий момент и степень развития моей личности такова. А завтра как будет, кто его знает…

ЭТО БЫЛ ТАКОЙ КОТЕЛ, ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ, МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОРОД

- Вы не афишируете, что это АКИБАНК профинансировал издание самого большого в мире Корана для Булгар? Откуда вообще родилась идея?

- Меня журналисты уже спрашивали: как вам пришла мысль про Коран? Я ответил: это результат сложных биохимических реакций в моем мозгу…

На самом деле, если серьезно на этот вопрос отвечать, идеология следующая. Одно из немногих мест, где добровольно принимался ислам - и это доказано - все-таки Булгар. Ну, еще Дербент, но это все-таки город-государство, там раньше был принят ислам. К тому же, ислам там принимался в несколько иных условиях.

Если быть честными, то с точки зрения именно добровольного принятия ислама, Булгар, наверное, первое и, может быть, единственное место на земле, где это происходило. Причем, он все-таки принимал ислам с определенными оговорками, это тоже надо иметь в виду. И я этим горжусь.

Еще надо помнить, что булгарские ханы были православными по византийскому образцу. Они были патрициями византийской империи и приняли православии более чем за 200 лет до принятия ислама. Понятно, что политическая ситуация такая складывалась, что была определенная зависимость от хазарского каганата, необходимо было от этого избавиться и в качестве союзника был избран халифат. Это предыстория. А что такое ислам?

- Коран!

- Да, ислам - это Коран. Там все. Там откровение. Без Корана нет ислама.

Построить в Булгаре памятный знак в честь принятия ислама - это идея Минтимера Шариповича Шаймиева. И место выбрал он, сказал: «Вот здесь поставим памятный знак». Но многим этот памятный знак виделся в виде стелы. Ну, стела и стела - стоит себе какой-то столб посреди поля, иди, разберись, что это такое?

Я предложил, чтобы мы, выражая дань уважения предкам, которые жили тысячу лет назад, и людям, живущим сегодня, и как послание нашим потомкам, поставили памятный знак все-таки в несколько иной форме. Чтобы это было помещение, здание. Его архитектуру и придумывать не надо было. В Булгаре своя архитектура, пришедшая из Средней Азии, а под влиянием местных условий она трансформировалась. Посмотрите на стоящий рядом мавзолей, более-менее современная его копия - это как раз памятный знак.

- То есть такой архитектурный облик выбран не случайно?

- Идея такой и была: памятный знак должен походить на булгарские архитектурные памятники конца XI - начала XIII веков, те, которые неплохо сохранились на территории Булгара. И чтобы это было не культовое сооружение. Я противник того, чтобы этот памятный знак был культовым сооружением. Очень важно и нужно, чтобы туда могли заходить люди, чьи религиозные воззрения не позволяют заходить в мечеть, свободно заходили дети, женщины…

Интерьер помещения задуман, как интерьер мечети, оно даже сориентировано по сторонам света, чтобы кибла была. И очень важно, чтобы там был Коран.

- Как главный экспонат, атрибут?

- Ну, атрибутом его нельзя назвать, Коран - это основа религии. И важно, чтобы эта священная книга была достойно представлена, помещена в центре зала. Она должна быть очень привлекательной. Чтобы люди, независимо от их конфессиональной принадлежности, от того, верят они в Бога или нет, понимали: это еще и историко-культурный памятник.

Вот такой виделась мне задача. Чтобы люди, заходя, видели архитектуру, которая была в Булгаре много веков тому назад, - как бы это могло выглядеть, если бы сохранилось.

- Кажется, внутри здания будет мозаичное панно? Какое?

- На нем будет изображен момент принятия ислама ханом Алмасом в 922 году. На этом панно будут представлены сам хан, посол халифа ибн Фадлан, вожди булгарских племен с их знаменами, отличительными знаками. Кстати, стоять они будут на армянском ковре. Это важная деталь. Влияние Армении, христианского государства, на Булгар было очень большим. А в то время армяне славились производством ковров. Орнамент этого армянского ковра будет восстановлен.

Хочется показать связь времен, взаимопроникновение культур и народов. В Булгаре были и хазары, а они были иудеями. Булгарские князья были христианами по православному образцу. Были там армяне, и они проникали туда не только как купцы, но как армянские священники.

Вообще в Булгар было серьезное проникновение культуры Средней Азии, того же Самарканда и Бухары. И это видно по среднеазиатской архитектуре того времени в Булгаре.

Важно все это представить. Чтобы люди видели: Булгар - это был такой котел, в котором смешивались разные народы, это был поликультурный, многонациональный город. И надо, чтобы это нашло отражение в памятном знаке.

Если я буду продолжать - а я этой темой очень увлечен, - мы с вами проговорим еще два часа!

- Когда это будет воплощено уже окончательно?

- К июню 2012 года, даст Бог.

РОССИЯ ВНУТРЕННИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЙН НЕ ЗНАЛА

- Почему именно такой Коран - самый большой в мире?

- Во-первых, должна быть книга, соразмерная объему помещения. И этот Коран должен привлекать туристов, людей, которые вообще в жизни своей в руках не держали Коран. В нем, как вы, наверное, знаете, уважительно относятся к людям Писания (представители двух других авраамических религий: иудеи и христиане). Люди Писания - те, с кем можно жить, на ком можно жениться, за кого можно замуж выходить и так далее.

Хотелось бы, чтобы наш традиционный ханафитский ислам, который издавна был на земле российской, не вытеснялся. Чтобы, наоборот, именно этот ислам развивался - традиционный для России, для Поволжья, для татар, для башкир... Именно он позволил сохранить у нас межрелигиозный мир.

Европа переживала разрушительные религиозные войны, христиане воевали друг с другом: католики с протестантами, католики с православными. Россия внутренних религиозных войн не знала. И это очень важно.

Сам я не могу себя ни к одной конфессии отнести, не могу сказать, что я религиозный человек. Это, скорее, историко-культурное, просветительское восприятие религии. И мне хотелось бы, чтобы в Булгаре был такой памятный знак, который привлекал бы всех людей, независимо от того, верит человек в Бога или нет, и в какого Бога верит…

НЕ НАДО СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ В МОЕМ КАРМАНЕ

- Тут просматриваются элементы шоу-бизнеса: самый большой Коран, книга рекордов Гиннеса… Это вас не смущает?

- Нет. И между шоу-бизнесом и мной вообще ничего общего нет. Ну, а критиков всегда будет хватать.

- Это да…

- Ну и Бога ради… Я некоторые комментарии читал, особенно правоверных мусульман. И мне бы очень хотелось, чтобы они сами себе признались, что ими двигали довольно низменные чувства, которые признаны таковыми и Библией, и Кораном: чувство зависти, недоброжелательство…

Не надо считать деньги в моем кармане и, вообще, в чужом кармане. Одни предлагают лучше раздать деньги бедным, другие еще что-то. Так выйди и раздай свои деньги! Это первое.

Второе: я исхожу из того, что если мы, благодаря реализации этого проекта, сумеем хотя бы обратить внимание части общества, части людей на свою историю, на истоки культуры своего народа, - это уже было бы неплохо. И методы достижения этого в Булгаре, я считаю, вполне правильные.

ЭТО ДОЛЖНО ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИМПУЛЬС И ДЛЯ ЭКОНОМИКИ ЭТОГО ГОРОДА

- Коран с очень необычной отделкой…

- А знаете, почему обложка, например, малахитом отделана? Потому что малахит - это наш уральский камень. Возьмите сказки, на которых мы выросли: «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка»…

Еще на обложке представлены семь камней. А семь камней - это семь сфер. Там аметисты, бирюза, желтые топазы, яшма, берилл, ляпис-лазурь и кораллы.

Прежде чем что-то заказывать, поверьте мне, я долго сидел, копался в книгах, все это смотрел, изучал… Какой-то смысл в это закладывал…

А критики - они всегда находятся. Критиковать легко, делать - тяжело. Мне один мой знакомый в Италии сказал: « Знаешь, вот есть какой-нибудь прыщавый, гнусавый, маленький парень, с немытыми волосами… Если он чего-то кому-то не то скажет, ему просто в лоб дадут. А тут - интернет! Пожалуйста, пиши все, что хочешь»…

И еще об одном. Я все-таки человек прагматичный. Один из самых отсталых районов у нас в республике - Спасский район. И что-то же ведь надо с этим делать. Подъем Куйбышевского водохранилища к чему привел? По сути дела, вся промышленность, которая была в этом районе, оказалась под водой. Там же нет ничего. А как-то надо район развивать. И чем ставить какое-нибудь химическое предприятие, лучше пусть вокруг нашей истории появится какой-то бизнес, люди полезным делом займутся. И в район будут приезжать туристы, студенты, археологи, историки… Какие-то конференции будут проводиться. Мы там и конференц-зал предусмотрели неплохой. Мечта у меня, чтобы там была экспозиция, где выставки менялись бы время от времени, хотя бы раз в два- три месяца. Потому что смена экспозиции всегда кого-то привлекает.

То есть это должно дать определенный импульс, как для экономики этого города, так и для демографической, социальной структуры. Там должны появиться люди интеллектуального труда, что тоже очень желательно.

"С БОЛЬШОЙ ГОРДОСТЬЮ ЗА СВОИХ ПРЕДКОВ"

- Толчком тому, что вы были вовлечены в возрождение Булгара, наверное, стала просьба Шаймиева? У него был призыв к крупному бизнесу поучаствовать…

- Я к Минтимеру Шариповичу отношусь с большим уважением. Это человек удивительного интеллекта… Есть политики, и есть государственные деятели. России с последними, к сожалению, везло очень мало. Вот Шаймиева я отношу к категории государственных деятелей. К категории тех людей, благодаря которым вообще ситуация была удержана в России. Это человек, который никогда лодку не раскачивал, в самые тяжелые времена.

Что касается Булгара. В 2000 году я привез шефа бюро немецкого телеканала ЦДФ Дирко Загера в Россию, в Булгар. И ЦДФ с моей подачи сняло фильм о Булгаре.

Напоминаю - это был 2000 год. Еще никто даже и не помышлял возрождать Булгар. ЦДФ тогда снимал цикл передач «Большая Волга». Этот фильм получился ужасным по содержанию. Самым светлым и ярким пятном в нем был - Татарстан. На фоне разрушенных больниц Ярославля, нижегородских алкоголиков… вдруг - Булгар! И я рассказываю, какая здесь древняя цивилизация, что здесь были бани, построенные по типу римских терм, что здесь производились керамические трубы, что здесь была канализация… Я все это рассказывал, между прочим, с большой гордостью за своих предков…

Поэтому, как только представился случай, - это не Минтимер Шарипович на меня вышел, это я на него вышел. Я вам серьезно говорю…

- Если не секрет - каков примерно бюджет вложений банка в этот весь проект?

- Меня такие вопросы всегда удивляют. Обычно, знаете, как отвечаю? Вспоминаю, как был в Париже, в Лувре, стоял у картины Рубенса… И там мне пришла в голову мысль: ну вот сколько художник на эту картину потратил? Холст купил, краски, кисточки одну-две… Может, натурщице что-то заплатил…

Примерно то же самое по отношению к этому Корану. Я бы хотел, чтобы со временем он стал, действительно, достоянием, хотя бы для какого-то количества людей. Чтобы они не калькулировали, а гордились: да, это у нас есть! Чтобы не размерами он был славен, а тем, что в не самые легкие времена нашелся человек (я имею в виду Минтимера Шариповича), который вокруг себя это аккумулировал, посылает импульс всему российскому обществу: оглядитесь вокруг себя, обернитесь немножечко назад, посмотрите… В разное время люди жили - давайте, мы и о них будем помнить. Давайте будем помнить свою историю, свою культуру. Она у нас есть.

Как бы критически ни относились к своей стране, к ее политикам, к самим себе, - но мы здесь живем.

Посмотрите, какой замечательный импульс: Свияжск и Булгар. Это очень символично. Я преклоняю голову перед этим человеком, потому что это, действительно, человек очень большого масштаба, это не политик, это государственный деятель. Даже уйдя с поста президента, он посылает такие значимые импульсы всему обществу. Политик может ходить с кем-то судиться, счеты сводить, гадости писать. Личность такого масштаба - большое счастье для республики…

- Мы тоже так воспринимаем…

- Конечно, есть люди, очень критически настроенные. Понятно, у каждого на своем уровне столько проблем, особенно в нашей стране. Знаете, я одному своему знакомому в Швейцарии сказал: слушай, вы такие счастливые люди, вы не знаете такого количества бытовых проблем, вы даже не подозреваете, что они есть!..

Но, тем не менее, я считаю, что благодаря таким людям, как Минтимер Шарипович, мы вперед движемся. Иногда надо, может быть, просто на некоторые вещи чуть-чуть по-другому смотреть. Легче жить будет. Если даже ты с немытыми волосами, корявый, кривой и так далее…

"ВАШУ ГАЗЕТУ Я ЧИТАЮ КАЖДЫЙ ДЕНЬ"

- Ваши три секрета успеха в бизнесе?

- Откровенно все три секрета скажу. Первый секрет - работать, второй - работать, третий - работать! Как завещал великий Ленин… Он, правда, учиться велел. Кстати, да, наверное, точнее будет так: учиться, работать и работать.

- Вы активный пользователь интернета?

- Ну, вашу-то газету я читаю каждый день.

- Спасибо. Что вам в ней интересно, как предпринимателю?

- То, что вы очень оперативно реагируете на все. Журналисты по-всякому некоторые моменты освещают, иногда, может быть, из-за отсутствия более подробной информации. Но то, что оперативно все это делается, - это большой плюс, на мой взгляд. И второе, что нравится, - «БИЗНЕС Online» не навязывает собственное мнение. Ты видишь разные точки зрения, и, как правило, они очень корректны. Это мне тоже очень нравится.

- Банки не уйдут в интернет, как газеты сейчас уходят?

- Банки сегодня интернет-пространство активно осваивают. И со временем, думаю, чем больше информационные технологии будут проникать в быт, тем больше банки будут через интернет идти к потребителям своих услуг. Мне самому очень хотелось бы, чтобы так было, потому что это сразу резко снижает все издержки до минимума. И это удобно людям.

Я недавно фильм смотрел про человека, который изобрел банкомат. Этому изобретателю уже 90 лет, он жив. Когда его спросили: а что будет дальше? - он показал мобильник. И сказал: банкоматов не будет, вот что будет…

С другой стороны, мне мои коллеги в Лондоне рассказывали, что на углу Трафальгарской площади открыли экспериментальный офис, где обслуживали не люди, а только машины. И там сразу здорово сократилось количество клиентов. Начали выяснять: почему? Оказалось, людям живое общение нужно. Тогда в офис снова посадили двух-трех человек, чтобы посетитель мог с ними пообщаться. И количество клиентов восстановилось. Это не где-нибудь, а в центре Лондона. Вот, пожалуйста… То есть человек все равно нуждается в себе подобных, мы - существа социальные. Наверное, не все уйдет в интернет.

БУМАЖНАЯ КНИГА - ОНА ТЕПЛЕЕ

- Кстати, наш Коран может стать памятником книге - когда все уйдут в интернет и книг не будет.

-Да, теперь в айпад можно закачать целую библиотеку…

- А я, когда листаю книги, чувствую запах книжной пыли, клея и краски, я кайфую… Я айпадом или электронной книжкой пользуюсь только в воздухе, в самолете, а дома их не читаю. Лучше пойду и возьму книжку. Может, я человек другой формации, но для меня это важно; бумажная книга теплее.

- Возможно, через несколько лет появится такая электронная бумага, что ее тоже будет приятно держать в руках, можно будет в кармане носить… И через нее будет доступна вся мировая библиотека…

- Человек консервативен, это же закон природы. Наверное, со временем что-то изменится. А может, нам вообще какие-нибудь чипы в мозги вживят… И айпад не нужен будет…

- Спаси Бог! Хотя некоторые этого хотят… Но надеемся, это не случится!

- С нами точно не случится, не доживем до этого. И уж точно не согласимся на вживление чипа. И дай, Бог, чтобы все-таки те, кто за нами идет, тоже не соглашались. Я очень хочу надеяться на это.

- Спрашивать не будут - те, кто хочет навязать.

- Мы опять возвращаемся к началу нашего разговора: для кого государства? Мы для него или оно для нас?

- Последний вопрос: почему вы очень редко даете интервью? Вы прекрасный собеседник, информированный, активный действующий бизнесмен. С чем связана такая личная закрытость?

- Да я абсолютно открытый человек. Просто много работаю. Мне некогда…

- Спасибо за такой интересный разговор. Мы рады, что в Татарстане есть такого уровня бизнесмены. Это внушает серьезный оптимизм.

- Вам спасибо! Я, наверное, один из первых, кто вас будет поздравлять с Новым годом. У вашей газеты очень хорошая динамика. Три года назад я ее не читал, сегодня я ее читаю каждый день. Хочу вам пожелать, чтобы эта динамика продолжалась, И самое главное, хочу пожелать, чтобы вы были свободны в своем творчестве. Чтобы у вас все было хорошо, у ваших близких, чтобы в следующем году мы с вами, может быть, так же могли бы сесть и переговорить…

1-я часть: Ильдар Галяутдинов: «Есть ощущение затишья перед штормом»