Многие, в том числе и в РФ, обратили внимание на недавний визит главы Киргизии Садыра Жапарова в Турцию. Некоторые российские СМИ даже написали, что Жапаров заигрался в многовекторность. Известный казанский востоковед и автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов рассказывает, о чем договорились президенты двух стран и есть ли повод для недовольства у официальной Москвы — признанного основного стратегического партнера Бишкека.
Закрепить успех должен был мартовский официальный визит в Казахстан президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, но в итоге его отменили «в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации в Казахстане»
«Поддержка Турции меняет балансы в регионе»
Турция расширяет свое влияние в Центральной Азии. Очередным примером тому стал успешно завершившийся в минувшую пятницу визит президента Киргизии Садыра Жапарова в Турецкую Республику, который закончился подписанием ряда важнейших соглашений.
Данный процесс ускорился с осени прошлого года, после того как Азербайджан при поддержке Турции успешно завершил военную операцию в Нагорном Карабахе. «Это вызвало радость во всем тюркском мире, — выразил тогда свое мнение турецкий эксперт, профессор Джемалеттин Ташкыран. — Думаю, можно сказать, что поддержка Турции меняет балансы в регионе».
Той же осенью официальное турне в Казахстан и Узбекистан совершил министр обороны Турции Хулуси Акара. В Нур-Султане министр назвал Казахстан прародиной тюркских народов, непрестанно акцентируя внимание на «общей истории, прошлом и общих ценностях». В ответ министр обороны Казахстана Нурлан Ермекбаев приветствовал министра Акара фразой: «Добро пожаловать на Родину с Родины».
Закрепить успех должен был мартовский официальный визит в Казахстан президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, но в итоге его отменили «в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации в Казахстане».
Турция оставалась «про запас» еще по той причине, что начиная с 2016 года отношения между двумя странами если не ухудшились, то сильно разладились
Все акценты были расставлены грамотно
Визит Жапарова в Анкару не стал первым зарубежным визитом киргизского президента. Политес был соблюден. Руководство Киргизии традиционно называет Россию своим главным стратегическим партнером. По давно сложившийся традиции, сразу после вступления в должность Жапаров посетил Москву и встретился с президентом РФ Владимиром Путиным. В мае аналогичная встреча с российским лидером состоялась в Сочи. До Турции Жапаров успел посетить Казахстан и Узбекистан. В принципе, все акценты были расставлены грамотно, исходя из понимания внешней политики Киргизии.
Турция оставалась «про запас» еще по той причине, что начиная с 2016 года отношения между двумя странами если не ухудшились, то сильно разладились. Причиной тому послужили необдуманные слова тогдашнего президента Киргизии Алмазбека Атамбаева.
После неудачной попытки госпереворота в Турции в июле 2016 года турецкий МИД обратился к странам Центральной Азии с призывом принять меры против сторонников Фетхуллаха Гюлена. Киргизии Турция, кроме всего прочего, намекнула, что поможет финансово. Тогда Атамбаев заявил буквально следующее: «Страны должны помогать безо всяких условий, а не думать, что мы за это будем на побегушках. Такой помощи нам не надо, можете забрать обратно. Мы благодарны странам за поддержку, но не надо диктовать условия. Если такие умные, то почему у себя проспали переворот? Конечно, все советы будем слушать и проверять информацию. А пугать или учить нас не нужно. Пуганые мы». В итоге ведущая турецкая газета Sabah записала Атамбаева в «крупнейшего сторонника» организации Гюлена в Центральной Азии.
Попытки сгладить конфликт предпринимались дважды во время официальных визитов президента Киргизии Сооронбая Жээнбекова в Анкару в апреле и июле 2018 года и ответного визита Эрдогана в Бишкек в сентябре того же года.
«Гюленовцы пытаются помешать нашему сотрудничеству, устроить провокацию. Они негативно повлияли на наши отношения. Считаю визит Жээнбекова хорошим ответом таким людям. Турция будет бороться, пока последний член этой организации не понесет ответственности. Мы не дадим им гулять спокойно, они ответят перед законом. Наша задача — пресекать их попытки повторить подобное, в том числе в Киргизии», — заявил тогда во время апрельской встречи турецкий лидер. Кроме того, глава Турции выразил надежду, что Жээнбеков усилит борьбу против сторонников Гюлена, и пообещал поддержать его в этом.
Но в итоге прежние доверительные отношения так и не были восстановлены, хотя официальные лица в Киргизии неоднократно заявляли, что никакого охлаждения нет, что, наоборот, товарооборот растет и что Бишкек принял во внимание заявление Эрдогана.
Так, комментируя слова президента Турции о гюленистах, посол Киргизии в Турции Ибрагим Жунусов заявил в 2018 году следующее: «Он правильно сказал: если они устроили такое в Турции, то и в Киргизии могут». Также Жунусов добавил, что КР готова бороться с последователями Гюлена, но для этого нужны юридические факты и судебные решения.
«Выбирайте — либо Турция, либо террористическая организация»
В этот раз все происходило по-другому. Складывалось впечатление, что Эрдоган наконец-то сменил гнев на милость. О подобном можно было судить по поведению турецкого лидера. Во время церемонии официальной встречи президента Киргизии Жапарова с турецким лидером внезапно разверзлись хляби небесные. На Востоке дождь считается хорошей приметой — значит, быть обильному урожаю!
Во время обхода почетного караула явно довольный нежданным сюрпризом погоды президент Турции бережно нес над собой и киргизским коллегой зонт, абсолютно не заботясь проблемой «старшего – младшего брата».
Эрдоган также не посчитал зазорным лично проводить Жапарова до машины, когда тот направился в аэропорт после завершения визита.
Встреча двух лидеров происходила на фоне большого скандала. За несколько дней до визита в Бишкеке произошли странные события. В ночь с 31 мая на 1 июня бесследно исчез известный в Киргизии человек — президент сети турецких школ и лицеев «Сапат» в КР Орхан Инанды.
Турок Инанды живет и работает в Киргизии с 1995 года, в 2012-м он стал гражданином этой республики, хотя информации о выходе из турецкого гражданства не публиковалось. На протяжении 20 лет Инанды руководит международным образовательным учреждением «Сапат». В него входят 16 лицеев, университет «Ала-Тоо», международная школа UWIS и четыре общеобразовательные школы. Согласно информации на сайте учреждения, в «Сапате» обучаются 10 426 школьников и студентов. Министерство образования Киргизии также является соучредителем «Сапата».
Бывший посол Турции в Киргизской Республике Камиль Фырат называл Инанды «членом террористической организации и последователем турецкого исламского деятеля Фетхуллаха Гюлена». В 2019 году посол демонстративно покинул организованное киргизским муфтиятом мероприятие, поскольку заметил на нем Инанды. Дипломат возмутился такой встречей и сказал муфтию Максатбеку Токтомушеву: «Выбирайте — либо Турция, либо террористическая организация».
Супруга президента международного образовательного учреждения «Сапат» Рейхан Инанды через социальные сети обратилась к президенту Жапарову с просьбой помочь в поисках мужа. Глава государства поручил ГКНБ и МВД усилить следственно-оперативные мероприятия по поиску гражданина Киргизии.
Жапаров не мог не поднять данный вопрос при встрече с Эрдоганом, иначе он был бы неправильно понят на родине. По сути, с этого и начались переговоры между двумя президентами. В КР Инанды имеет много сторонников, с 1 июня они выходят на акции протеста. Митинги, по их словам, будут проходить до тех пор, пока главу «Сапата» не найдут. Жапаров спросил Эрдогана о пропавшем без вести в Киргизии человеке. Турецкий лидер ответил, что не знает его, что у него нет никакой информации и что «ничего не хочет слышать о сторонниках Гюлена». После чего переговоры пошли в рабочем, деловом ключе в формате тет-а-тет.
Президент Киргизии явно держал в уме возможную реакцию Москвы
Каковы основные итоги встречи? Некоторые российские СМИ написали, что чуть ли не основной темой переговоров стала тема укрепления военного сотрудничества с Турцией. Что это делается практически в пику Москве, что Жапаров заигрался в многовекторность. На самом деле президент Киргизии во время визита в Турцию заявил, что власти двух стран вышли на «новый уровень» дружеских отношений, а потому в будущем планируют усилить координацию по вопросам военного партнерства. По словам Жапарова, в первую очередь страны будут укреплять взаимодействие по вопросам борьбы с киберпреступностью, контрабандой, торговлей наркотиками и оружием, а также с нелегальной миграцией и терроризмом.
О каких-либо прямых соглашениях в области военного сотрудничества речи не шло. Или все это осталось за кадром переговоров. Но вероятнее всего, обсуждалась «больная мозоль» для Турции — гюленисты, которые, по мнению Анкары, все еще достаточно привольно чувствуют себя на земле Киргизии. «Мы солидарны с моим дорогим братом, что организация Гюлена представляет угрозу национальной безопасности обеих стран, — заявил Эрдоган на заключительной пресс-конференции. — Последние политические проблемы обнажили темное, кровавое и неприятное ее лицо. Даст бог, мы сообща преодолеем это, поддерживая друг друга. Я еще раз заверил уважаемого президента в том, что Турция поддерживает киргизский народ и власти страны. На каждом шагу к политической стабильности мы рядом с Киргизией».
В Анкаре президент КР призвал турецкие авиалинии использовать международный аэропорт «Манас» в Бишкеке как транспортно-логистический центр в Азии, гарантируя льготный режим при реализации этого проекта. Частоту пассажирских рейсов между странами было решено довести до 28 в неделю.
Кроме того, стороны обсудили ряд вопросов по совместной реализации важных проектов в сфере торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества. Особое внимание уделено привлечению крупных турецких инвестиций в экономику Киргизии. Достигнута договоренность с Эрдоганом — предпринять дальнейшие конкретные шаги по совершенствованию торгово-экономического сотрудничества и других связей, увеличению товарооборота до $1 миллиарда. За прошлый год, несмотря на пандемию, товарооборот между КР и Турцией составил $507 миллионов.
Также Жапаров затронул вопрос целесообразности рассмотрения мер по облегчению трудоустройства граждан двух стран в целях защиты их прав и законных интересов. Кроме того, киргизской стороной сделаны предложения по открытию заводов по переработке фасоли в Таласской области, а также по глубокой переработке кукурузы и картофеля, по развитию совместного сотрудничества в области семеноводства и племенного животноводства.
В 2021-м исполняется 30 лет установлению киргизско-турецких дипломатических отношений, в связи с чем было принято решение о проведения Дней киргизской и турецкой культур в 2021–2022 годах.
«На протяжении 30 лет Киргизия и Турция твердо придерживаются общих взглядов и ценностей по актуальным вопросам международной повестки дня. Уверяю, что КР всегда будет поддерживать прочные международные дипломатические отношения и бережно хранить дружеские и братские отношения с Турцией», — заявил Жапаров по итогам визита.
Что в итоге? Каких-либо решений глобального характера принято не было. По крайней мере, если судить по публично озвученным заявлениям. Интересы РФ не затронуты, президент Киргизии явно держал в уме возможную реакцию Москвы, ведь Россия была, есть и будет для этой страны основном стратегическим партнером. Но видно, что Турция теперь хочет играть более активную роль. На фоне прохладных отношений прошлых лет можно уверенно сказать, что лед тронулся, киргизско-турецкие отношения теперь станут развиваться на новом, более высоком уровне.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 379
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.