view_382994_258906.jpg
Визит Дмитрия Конова вряд ли можно назвать случайным. Отношения Татарстана с СИБУРом в последние годы оставляли желать лучшего.

ПОЧЕМУ СИБУР ИЗБАВИЛСЯ ОТ ШИН

Вчерашнее заседание совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинга» прошло с участием Дмитрия Конова — гендиректора СИБУРа, одного из главных бизнес-ньюсмейкеров нефтехимической отрасли, в последние несколько лет перешедшего из-под контроля «Газпрома» в руки бизнесменов Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко (ОАО "Новатэк»).

Визит Конова вряд ли можно назвать случайным. Отношения Татарстана с СИБУРом в последние годы оставляли желать лучшего. И если проблемы "Казаньоргсинтеза" с "Газпромом" теперь номинально СИБУРа не касаются (Газпром перестал быть его акционером - ред.), то вопрос со строительством трубопровода в обход Поволжья к берегам Балтики по-прежнему является камнем преткновения двух сторон.

Конов (гендиректор СИБУРа с 2006 года – ред.) в начале доклада заявил, что в структуру холдинга далеко не все активы в процессе формирования компании вписались «эффективно», почему сейчас холдинг и занят продажей активов непрофильных. В частности, остатки шинного производства переходят теперь ООО «СИБУР — Русские шины», а ОАО «СИБУР — Минудобрения», также признанный холдингом непрофильным, будет разделен на шесть частей и продан неким четырем покупателям по частям до конца этого года.

Интерес для республики представлял в свое время шинный актив. Напомним, на лакомый сибуровский кусок претендовал и Татарстан в лице «дочки» "Татнефти" «Нижнекамскшины». О желании создать объединенную компанию на базе ОАО "СИБУР — Русские шины" и ОАО "Нижнекамскшина" объявили представители «Татнефти». Позднее, впрочем, когда был предпочтен альянс с Pirelli, по мнению той же «Татнефти», вопрос слияния шинных активов СИБУРа и «Татнефти» «потерял актуальность». Однако после того как топ-менеджмент компании «СИБУР — Русские шины» («дочка» «СИБУР Холдинга») во главе с гендиректором Вадимом Гуриновым заявил о намерении выкупить часть ее активов (сделка оценивается в сотни миллионов долларов), стало известно, что с новыми потенциальными владельцами заводов возможности альянса в «Татнефти» все-таки не исключают.

ДЕЛО – СЕВЕРНАЯ ТРУБА

Конов также озвучил предварительные финансовые показатели 2011 года СИБУРа. Выручка холдинга составила $10–11 миллиардов. Общий объем инвестиций в этом году составит около $2 миллиардов. Причем инвестиций, особо отметил Конов, в развитие профильных производств – в частности, в строительство нефтехимических мощностей на основе сырья, которое холдинг сегодня уже добывает, но пока не имеет возможности эффективно его перерабатывать, и в «систему сбора сырья». О «системе сбора сырья» Конов говорил много, нередко комментируя вызывающие у Татарстана недовольство спорные моменты.

Никак особо не останавливаясь на планах СИБУРа по строительству трубопровода в обход в ПФО, Конов заверил республиканские власти, что «планы холдинга по строительству трубы» не означают «трубных проектов по выводу сырья СИБУРа из Западной Сибири. Трубы нужны лишь для «Тобольскнефтехима» («СИБУР в Тобольске строит завода по производству полипропилена – ред.).

Заявление Конова не случайно. Дело в том, что активные планы СИБУРа по прокладке трубопроводов последние годы вызывают у Татарстана, мягко говоря, беспокойство. Напомним про тот же газопровод к берегам Балтики, который проектирует СИБУР, - «Северный маршрут». В республике считают, что он пройдет в обход действующих нефтехимических мощностей Урала и Сибири, тогда как уже сегодня республиканские предприятия испытывают дефицит широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ). К 2011 году дефицит ШФЛУ и сжиженных газов на предприятиях Урало-Поволжья (по данным правительств Башкортостана и Татарстана), составлял 6 млн. тонн, а на перспективу до 2020 года может вырасти до 8 млн. тонн, тогда как в Сибири, как считают власти РТ, напротив, существует их избыток. Впрочем, с течением времени, с учетом бурной деятельности, которую развили на ниве переработке ШФЛУ «Газпром» и СИБУР (если вспомнить даже строительство полипропиленового комплекса в Тобольске), очень скоро объемов сырья для трубопровода может оказаться недостаточно…

Эти опасения озвучил и источник «БИЗНЕС Online» в минэнерго РТ. «Проект - так называемый «Северный маршрут» - по-прежнему реализуется. А значит, источники сырья надо будет каким-то образом делить. Учитывая, что федеральное финансирование по данному проекту обеспечено, он будет построен раньше, чем трубопровод в Татарстан и Башкортостан. Даже если наш проект будет реализован, где гарантия, что для нас будет сырье?», - восклицает собеседник.

view_382994_258916.jpg
Активные планы СИБУРа по прокладке трубопроводов последние годы вызывают у Татарстана, мягко говоря, беспокойство

ЗАЧЕМ СИБУРУ БАЛТИКА?

СИБУР тем временем уже в 2013 году собирается ввести в эксплуатацию комплекс по перевалке сжиженных углеводородов и светлых нефтепродуктов стоимостью 19 млрд. рублей в порту "Усть-Луга" (Ленинградская область, в заливе Балтийского моря). Строительство экспортного терминала Татарстану, разумеется, тоже не нравится. Однако, по словам Конова, этот проект никак не повлияет на обеспеченность поволжских республик ШФЛУ и не лишит ПФО необходимых для переработки ресурсов.

Проект необходим СИБУРу, заметил Конов, для снижения себестоимости – сегодня компания экспортирует сырье через Украину, Черное море, где «логистика дорогая». «По сути, для нас проект порта не означает увеличения экспорта, а лишь переориентация экспортных поставок с Украины на Балтику», - заявил Конов. Впрочем, в СИБУРе также считают, что это существенно расширит географию экспорта продукции: помимо Турции и Польши компания рассчитывает на клиентов из стран Северо-Западной Европы.

ТАИФ-СИБУР: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Напомним, разработать варианты транспортировки широких фракций легких углеводородов из Сибири премьер РФ Владимир Путин поручил еще в ноябре 2009 года. Цель — доставить сырье в «районы расположения существующих и наиболее благоприятные для строительства новых нефтегазохимических комплексов». На поручение премьера откликнулись «СИБУР Холдинг» и группа «ТАИФ». СИБУР предложил строить до побережья Балтики, «ТАИФ» — к предприятиям в Поволжье. Проект СИБУРа оценивался изначально примерно в $5 млрд. Компания предлагает построить 3300 км трубопровода из Ханты-Мансийского автономного округа до Балтики мощностью 5,5 млн. тонн ШФЛУ в год. ТАИФ предложил восстановить разрушенный во время аварии в 1989 году участок трубопровода Тюмень — Уфа — Нижнекамск. Это обеспечит сырьем существующие предприятия: заводы в Татарстане и Башкортостана. Для экспорта избыточных объемов сырья трубу из Поволжья, по некоторой информации, ТАИФ предлагал продлить до Балтики. Позднее стало известно о проекте Татарстана и Башкортостана по совместному строительству трубопровода, который прошел бы через ПФО. Так или иначе, сегодня, по информации газеты «БИЗНЕС Online», минэнерго РФ пока в принципе не готово участвовать в финансировании ни того, ни другого проекта. Да и реализация любого из них займет не один десяток лет.

Впрочем, пока предложения изучались в правительстве РФ, президент РТ Рустам Минниханов публично раскритиковал проект транспортировки газа на экспорт из Западной Сибири, минуя ПФО, где имеются не обеспеченные достаточным объемом сырья мощности. «Запад будет благодарен за этот проект», - съязвил Минниханов в феврале этого года. По его мнению, эффективнее было бы связать трубопроводом Башкирию и Татарстан, а на Запад поставлять уже продукцию переработки сырья.

Решением проблемы власти считают поставку избытков ШФЛУ Западной Сибири на предприятия Урала и Поволжья. В мае этого года на форуме "Большая химия" в Уфе участники подписали резолюцию, один из пунктов которой предлагал создать концессию с госучастием для создания продуктопровода из Западной Сибири до Поволжья. Однако единственным участником, который отказался подписываться, стал… нефтехимический холдинг «СИБУР». Представители холдинга вообще тогда заявили, что на их взгляд, «расположенных в Поволжье источников сырья в виде прямогонного бензина, производимого предприятиями Татарстана и Башкортостана, а также этана и легких углеводородов из Оренбургской области, будет достаточно для производства мономеров в необходимом для региональных нефтехимических предприятий объеме без широкомасштабного привлечения ШФЛУ из Западной Сибири".

«ВАС НЕ БЫЛО НА ИХ ФОТОГРАФИЯХ!»

Не сошлись представители СИБУРа с Татарстаном вчера не только по трубопроводу, но и в вопросе перспективности сотрудничества с Ираном. Напомним, в воскресенье стало известно о подписанном республикой с Национальной иранской нефтяной компанией меморандуме, предполагающем дальнейшее сотрудничество. Иранские СМИ тут же распространили заявления местных чиновников о контракте на сумму в $1 млрд., «Татнефти» эту информацию пришлось опровергать…

Речь на заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинга» (глава которого Рафинат Яруллин и подписывал тот самый меморандум) зашла о перспективности сотрудничества с иранскими компаниями. В частности, Минниханов, как побывавший недавно в «опальной» стране, рассказал о том, как успешно Иран осваивает газовые месторождения «Южный Парс»: «28 фазу уже осваивают, много сделано», - отметил президент РТ (На месторождении «Южный Парс» Ирану принадлежит около 50% запасов газа – это крупнейшее в мире оффшорное газовое месторождение находится в Персидском заливе и принадлежит Ирану и Катару. На долю Ирана приходится 14,2 трлн. куб. м газа, около 8% мировых запасов, и более 18 млрд. баррелей газового конденсата – ред.).

- Я был в Иране…. – начал было Конов.

- Не знаю – не знаю! Вас не было там на их фотографиях, - с недоверием улыбнулся Минниханов (он-то на фото засветился – ред.)

КТО РЕШИТСЯ РАЗВИВАТЬ ИРАКСКУЮ НЕФТЕХИМИЮ?

«Может, оно и к лучшему, что меня на фотографиях нет? Особенно в нынешние времена, - резонно парировал глава СИБУРа. – Мы встречались с иранцами лет пять назад, тогда глобально Иран очень хорошо развивался, и были какие-то перспективы... Сейчас их в свете известных событий нет. Хотя потенциал, конечно, гигантский. Но и тогда мы – неофициально – общались по вопросу создания у них наших мощностей. К сожалению, предложение этана от Саудовской Аравии было в три раза дешевле иранского. То есть и экономически сотрудничество тогда было нам невыгодно».

А в доказательство нежелательности сегодняшнего сотрудничества с Ираном Конов привел поведение южноафриканской компании Sasol, которая сегодня спешно ищет покупателя на свою долю в совместном предприятии Arya Sasol (завод по производству полиэтилена высокого давления, - ред.) – «из-за введения санкций». Сейчас, по словам Конова, гораздо перспективнее в плане нефтехимического сотрудничества сосед Ирана – Ирак. «Вот только кто решится сегодня отправить туда армию нефтехимиков, чтобы создать там нефтехимический комплекс?» — задался глава СИБУРа риторическим вопросом.

ДЛИННЫХ ДЕНЕГ В РОССИИ С 1992 ГОДА НЕ БЫЛО

Ситуацию с проектом трубопровода для газеты «БИЗНЕС Online»прокомментировал Марат Галеев - председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

- Насколько проект может быть выгодным без государственного финансирования? Только расчеты могут дать ответ на этот вопрос. Государственные средства всегда более стабильны и надежны, частный бизнес бывает эффективнее. С другой стороны, если найдется консорциум компаний, который возьмется за реализацию проекта – а он достаточно большой, поэтому стоит говорить только о консорциуме – то почему бы и нет. И не обязательно компании должны быть из двух республик. Это может быть и межгосударственный консорциум на принципах соучастия. Но частый бизнес всегда сдерживают сроки окупаемости и сроки реализации: длинных денег в России с 1992 года не было.

Справка

«СИБУР Холдинг»

Крупнейший нефтехимический холдинг РФ и Восточной Европы. Владельцы — Леонид Михельсон (57,5%), Геннадий Тимченко (37,5%), менеджмент (5%). Сырьевая основа бизнеса СИБУРа — переработка попутного нефтяного газа в Западной Сибири и производство сжиженных углеводородных газов. Углеводородное сырье перерабатывается в синтетические каучуки (заводы в Тольятти, Воронеже и Красноярске) и полимеры ("СИБУР-Нефтехим" в Нижегородской области, "СИБУР-Химпром" в Перми, "Томскнефтехим" и др.).

В состав холдинга пока входят ООО «СИБУР — Русские шины», которое управляет шинными заводами в Ярославле, Омске, Волжском и Екатеринбурге и рядом технологически смежных предприятий, а также ОАО «Сибур-Минудобрения» с производствами в Перми, Кемерово, Алтае, Ангарске, научно-исследовательский центр ООО «НИОСТ».

Перерабатывая более половины российского попутного нефтяного газа, СИБУР производит более четверти всех сжиженных углеводородных газов в РФ, от 30 до 49% разных видов синтетических каучуков, шестую часть всего российского полиэтилена, около трети всех шин, 16 % азотных удобрений, а также значительную часть других нефтехимических продуктов. С ОАО «ТНК-ВР» создано совместное предприятие по переработке попутного нефтяного газа.