Приволжский суд Казани приступил к рассмотрению уголовного дела о присвоении и растрате бюджетных денег, а также о превышении должностных полномочий Фаизом Динмухаметовым — бывшим главным пчеловодом республики, руководившим ГБУ «Управление аквакультуры и пчеловодства» при минсельхозпроде РТ. Обвинение уверено, что экс-чиновник незаконно сам начислял себе премии и тратил казенный бензин в личных целях. Корреспондента «БИЗНЕС Online», побывавшего в зале суда, Динмухаметов заверил, что ездил по республике исключительно по служебной надобности — в республике в 2019 году как раз случился пчеломор, — а также объяснил причины самопремирования.
В суде рассматривается дело, возбужденное в отношении бывшего главного пчеловода республики
Присвоил и растратил?
В суде рассматривается дело, возбужденное в отношении бывшего главного пчеловода республики — экс-гендиректора ГБУ «Управление аквакультуры и пчеловодства», подведомственной организации министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ (МСХП) Фаиза Динмухаметова. Его обвиняют в присвоении и растрате бюджетных средств на общую сумму порядка 222 тыс. рублей, а также в превышении должностных полномочий. Пострадавшим в деле выступает само министерство. В пресс-службе МСХП нам пояснили суть основных претензий к Динмухаметову: «Во время работы в управлении он допустил ряд грубых нарушений. Он сам себе назначал и получал премии, на свое имя издавал приказы о командировании в районы республики (в том числе каждые выходные), списывал бензин».
Дело заведено по двум статьям — ч. 3 ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата»); ч. 1 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Наказание по первой статье предусмотрено от штрафа в размере 100 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 6 лет со штрафом, по второй статье подсудимому в лучшем случае может грозить штраф в размере 80 тыс. рублей, в худшем — лишение свободы на срок до 4 лет.
63-летний Динмухаметов возглавлял управление аквакультуры и пчеловодства недолго — он был назначен на эту должность в самом начале 2019 года, а покинул пост в марте 2020-го. До этого долгие годы он возглавлял государственное ветеринарное объединение Нижнекамска, кстати, это тоже ГБУ.
На суд Динмухаметов пришел заранее в темно-сером костюме и рубашке — именно таким его можно было видеть на заседаниях в минсельхозе еще каких-то полтора года назад. В ожидании приглашения судьи спокойно сидел на лавочке в коридоре, так же достойно держался в ходе судебного процесса. Много не говорил, лишь скромно отвечал на вопросы судьи Рафаэля Бакирова.
Как стало известно «БИЗНЕС Online», дело было возбуждено следственным комитетом по результатам проверки прокуратуры Приволжского района Казани (в порядке прокурорского реагирования). В пресс-службе минсельхоза РТ нам уточнили, что нарушения были выявлены при плановой проверке финансово-хозяйственной деятельности управления департаментом казначейства министерства финансов РТ. «Проверка департамента началась в последний день его (Динмухаметова — прим. ред.) работы. Уголовное дело завели после увольнения Динмухаметова», — сообщили в министерстве. До суда дело добралось лишь в апреле 2021 года.
Поддержку Динмухаметову оказывает адвокат из адвокатской конторы «Харина и партнеры» Тимур Беляков (слева)
Министров пригласили в свидетели
Поддержку Динмухаметову оказывает адвокат из адвокатской конторы «Харина и партнеры» Тимур Беляков. Для начала он бросил упрек в адрес следствия, которое, по его словам, не стало допрашивать заявленных им свидетелей, в числе которых бывший и нынешний министры сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов и Марат Зяббаров. Хотя, по мнению защиты, они «имеют, что сообщить суду».
«Есть постановление об отказе в вызове данных свидетелей в суд со стороны защиты следователем с интересной формулировкой: „Следствию известно, что они ничего не могут пояснить по уголовному делу“. Откуда следствие узнало такую информацию, мне неизвестно. Впервые за 30 лет юридической практики столкнулся с таким, я бы назвал это правовым беспределом, что следователь определяет, кого вызывать в суд со стороны защиты!» — недоумевал адвокат.
Беляков выступил с ходатайством о том, чтобы вернуть дело прокурору для пересоставления обвинительного заключения. Но суд не усмотрел здесь существенных нарушений, поясняя, что защита вправе вызывать в суд в качестве свидетелей любых лиц, не указанных в обвинительном заключении.
По уставу учреждения для поощрения работников ГБУ за эффективную работу необходим приказ министра сельского хозяйства и продовольствия РТ
«Это честно заработанные деньги, я же честно работал!»
После этого представительница прокуратуры, поддерживающая обвинение, приступила к перечислению деяний Динмухаметова, которые и привели его на скамью подсудимых. По версии следствия, бывший главный пчеловод РТ «встал на путь нарушения закона» и, «осознавая общественную опасность своих действий», якобы «умышленно» и «из корыстных побуждений» сам начислял себе премии. Данные безобразия продолжались с января 2019 года по март 2020-го, т. е. в течение всего периода работы Динмухаметова в управлении. Премии составляли в среднем по 5–10 тыс., реже по 20 тыс. рублей в месяц. В общей сложности экс-глава управления пчеловодства, согласно обвинительному заключению, «присвоил и растратил» незаконных премий на сумму порядка 148 тыс. рублей.
Здесь стоит пояснить, что по уставу учреждения для поощрения работников ГБУ за эффективную работу необходим приказ министра сельского хозяйства и продовольствия РТ. Такие указы издавались, на их основании Динмухаметов принимал собственное решение о начислении прибавок к жалованию — как своим сотрудникам, так и себе лично. Но, как выяснилось, для премирования руководителя ГБУ требовался отдельный приказ министра. По словам Динмухаметова, он об этом не знал, вот и начислял себе премии, т. к. считал себя одним из работников учреждения.
«К примеру, зарплата работников управления пчеловодства 10 тысяч рублей, у Динмухаметова — 15 тысяч рублей, я говорю условные цифры…» — начал объяснять Беляков в перерыве между заседаниями. «Оклад 13 тысяч рублей у меня был», — уточнил сам Динмухаметов. «За 10 тысяч никто работать не будет, и за счет экономии фонда заработной платы министр разрешает выплатить премии, издается приказ — премировать работников. У них зарплата становится, условно, 18 тысяч рублей (т. е. даже больше, чем у руководителя без премии, — прим. ред.)», — продолжал адвокат.
«Но почему если коллектив работает хорошо и весь премируется, то начальник, получается, работает просто [за оклад]?» — удивлялся защитник. Говорит, что для прояснения данного вопроса он и хочет вызвать в суд бывшего и нынешнего министров сельского хозяйства республики.
«Это честно заработанные деньги, я же честно работал!» — заверил нас бывший глава управления аквакультуры и пчеловодства, комментируя вопрос о самопремировании. В МСХП придерживаются иного мнения. «Динмухаметов издавал приказы и назначал себе премии самовольно. Они имели систематический ежемесячный характер. Поводы для назначения были разными. Разрешения министерства на эти приказы не было, как и согласования», — прокомментировали нам в пресс-службе министерства.
2019 год выдался для пчеловодов РТ непростым — во многих хозяйствах случился мор пчел. Это и заставило руководителя ГБУ крутить колеса по всей республике
«Получается, все рабочие встречи проходили только в Нижнекамском районе!»
Другие деяния, в которых обвиняют Динмухаметова, — это многочисленные служебные командировки, по две-три в месяц, а то и чаще. География поездок — практически вся республика. Казалось бы, что здесь не так? Не в Турцию же поехал отдыхать! Но выяснилось, что бывший главный пчеловод разъезжал без разрешения министра сельского хозяйства и продовольствия РТ и без издания соответствующих распоряжений МСХП РТ. При этом машину он заправлял бензином, тратя на это средства с топливной карты вверенного ему учреждения. Т. е., по мнению обвинения, делал он это «умышленно, из корыстных побуждений, явно превышая свои должностные обязанности». Заправлял пчеловод автомобиль стандартно — по 20 л на поездку, так что с каждого вояжа он якобы похищал у МСХП порядка 800 рублей. Общая сумма, потраченная обвиняемым на бензин, — 73,5 тыс. рублей.
Одно перечисление многочисленных командировок Динмухаметова заняло у представителя прокуратуры более 40 минут (она даже попросила небольшой перерыв, чтобы выпить глоток воды). И это неудивительно — 2019 год выдался для пчеловодов РТ непростым: во многих хозяйствах случился мор пчел. Это и заставило руководителя ГБУ крутить колеса по всей республике.
«Мне лично сказал министр (имеется в виду экс-министр Ахметов — прим. ред.): „Чтобы я не видел тебя здесь, в конторе, езжай по районам!“» — вспоминает Динмухаметов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Он объяснил, что не во всех случаях ему удалось доказать, что ездил по районам именно по служебным делам. В случаях, если это были официальные мероприятия (коллегии, заседание исполкомов и т. п.), сделать это довольно просто, но в целом ряде случаев Динмухаметов встречался с простыми людьми, пчеловодами, условно говоря, в поле, на пасеке, найти официальные свидетельства таких встреч спустя время невозможно.
«Была потрава пчел в 2019 году. Сперва поехал туда, куда просили пчеловоды, — Высокогорский район, потом Нурлат, Азнакаево, Бугульма, Актаныш, Агрыз, — по республике ездил. Из 43 районов я, наверное, был в 36. Также за управлением закреплены рыбоводческие хозяйства, их тоже нужно было объезжать», — говорил Динмухаметов.
И снова версия экс-руководителя не совпадает с позицией МСХП. «Подтверждения о том, что командировки были рабочими, нет. Если верить словам Динмухаметова, то получается, все рабочие встречи проходили только в Нижнекамском районе. Следствие установило, что он именно туда ездил на служебном автомобиле», — рассказали нам в министерстве сельского хозяйства республики.
«Побочный эффект» пчеломора
Стоит отметить, что перед самым своим увольнением Динмухаметов провел форум пчеловодов Татарстана, главной темой которого стал пчеломор — летом 2019 года в РТ погибло почти 5 тыс. пчелосемей, а пчеловоды республики потеряли порядка 15 млн рублей. В частности, экс-руководителем управления и другими пчеловодами были названы крупные агрохолдинги, которые могли быть причастны к применению агрохимикатов, приведших к таким печальным последствиям. Не исключено, что столь смелые заявления не понравились как аграриям, так и чиновникам. Так или иначе уже в марте 2020 года Динмухаметов уступил кресло новому руководителю — Марату Миннебаеву, который возглавляет управление аквакультуры и пчеловодства до сих пор.
Любопытно, что у данного конфликта были варианты досудебного решения. Как нам сообщили в пресс-службе МСХП, «в адрес Динмухаметова было направлено письмо с просьбой вернуть денежные средства», но в ответ был получен отказ. Сам подсудимый пояснил нам, что для него это принципиальный вопрос — доказать, что он ничего чужого не брал.
Вместе с тем, когда судья спросил у бывшего пчеловода, признает ли он себя виновным, тот сказал, что ответит на этот вопрос после суда. Исследованием доказательств вины Динмухаметова суд займется на следующем заседании, которое назначено на 16 июля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 84
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.