«Решение о введении де-факто принудительной вакцинации в Москве и некоторых других регионах усиливает риск электорального раскола между сторонниками и противниками прививок. Данный фактор может существенно недооцениваться, хотя по негативному потенциалу он сравним с пенсионной реформой», — говорится в докладе «Политбюро 2.0 и новая холодная война: элиты в поисках «новой нефти», который подготовили эксперты холдинга «Минченко Консалтинг». В нем говорится о том, что означает отказ от использования инфраструктуры Алексея Навального во внутриэлитной борьбе, как поглощение СИБУРом активов ТАИФа формирует уникальную нишу для Геннадия Тимченко, перспективах Михаила Мишустина, ресурсоемком Марате Хуснуллине и возможных сценариях для «Политбюро 2.0».
По мнению авторов доклада, состав ближнего круга Владимира Путина к середине 2021 года остается прежним. Это секретарь совета безопасности Николай Патрушев (на фото), Дмитрий Медведев, Сергей Чемезов, Игорь Сечин, Сергей Собянин и Сергей Шойгу
«У Сечина остается эксклюзивный доступ к главе государства»
Российская элита сохраняет высокий уровень устойчивости даже несмотря на тройной вызов — пандемию коронавируса, ухудшение отношений с коллективным Западом и попытку несистемной оппозиции развернуть массовые протесты в начале года. Секрет данной устойчивости заключается в консолидации силовиков и приоритете экономической борьбы внутри «Политбюро 2.0» над политическим противостоянием. А предметом консенсуса элит стал сценарий сохранения Владимира Путина на посту президента. Такой вывод делают эксперты коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» в докладе «Политбюро 2.0 и новая холодная война: элиты в поисках „новой нефти“». Ранее «БИЗНЕС Online» анонсировал это исследование, теперь оно обнародовано.
По мнению авторов доклада, состав ближнего круга Путина (то есть полноправных членов «Политбюро 2.0») к середине 2021 года остается прежним. Это секретарь совета безопасности Николай Патрушев, заместитель Путина в совбезе Дмитрий Медведев, руководители трех крупнейших корпораций (лидер ВПК «Ростех» Сергей Чемезов, лидер ТЭК «Роснефть» Игорь Сечин, «корпорация Москва» — Сергей Собянин) и министр обороны Сергей Шойгу, чье ведомство за счет огромного количества активов можно сравнить с госкорпорацией. А также три доверенных бизнесмена, которые никогда не занимали государственных постов, но решали в том числе государственные задачи, операторы инфраструктурных проектов — Юрий Ковальчук, Геннадий Тимченко, Аркадий Ротенберг.
Все эти фигуры сохраняют возможность эффективной личной коммуникации с президентом и обладают разнообразным набором ресурсов, включая существенный экономический потенциал, либо собственный, либо в качестве субординированных активов. Однако «уникальным ресурсом прямой коммуникации с Путиным» обладает его давний соратник Сечин, который благодаря этому ускоряет принятие нужных для себя и своих союзников решений.
«У Сечина остается и эксклюзивный доступ к главе государства», — резюмируют авторы доклада. В этой связи они отмечают, что в 2020 году, когда вся страна несколько месяцев была на изоляции и многие, включая президента, перешли на «удаленку», Сечин чаще других членов «Политбюро 2.0» очно встречался с президентом. По подсчетам составителей доклада, не менее четырех раз.
Кроме того, глава «Роснефти» укрепил свои позиции за счет запуска нового мегапроекта «Восток Ойл», который к 2024 году должен дать 30 млн т грузооборота из запланированных к перевозке по Севморпути 80 млн и претендует стать флагманским проектом Арктического кластера. «В этой нише Сечин усиливает коалицию с группой Ковальчуков за счет вовлечения „Интер РАО“ в электрогенерацию проекта „Восток Ойл“ и строительства ледоколов класса „Лидер“ для „Росатома“ на заводе „Звезда“», — подчеркивают эксперты.
«У Сечина остается и эксклюзивный доступ к главе государства». Когда вся страна несколько месяцев была на изоляции и многие, включая президента, перешли на «удаленку», Сечин чаще других членов «Политбюро 2.0» очно встречался с президентом. По подсчетам составителей доклада, не менее четырех раз
«Сергей Шойгу может по праву считаться одним из соучастников успеха проекта «Спутник V»
Впрочем, не только Сечин, а практически все из девятерых членов «Политбюро 2.0» укрепили свои позиции, за исключением некоторых нюансов. А ряд игроков получили дивиденды в том числе благодаря пандемии. Очевидными выгодоприобретателями ковида в ближнем круге президента, по мнению авторов исследования, стали три Сергея — Шойгу, Чемезов и Собянин.
Министр обороны усилил свое политическое влияние. Под руководством Шойгу военное ведомство неожиданно заняло собственную нишу в коронавирусном антикризисе, расширив влияние как на федеральном, так и на региональном уровнях. Авторы доклада отмечают, что минобороны приняло непосредственное участие в испытании вакцины от коронавируса и «теперь Сергей Шойгу может по праву считаться одним из соучастников успеха проекта „Спутник V“». В качестве заслуг минобороны в борьбе с пандемией упомянуто и строительство 16 мобильных госпиталей по всей России, и десант военных медиков в регионы для купирования наиболее кризисных очагов инфекции. Все это «существенно усилило социально-гуманитарное позиционирование военного ведомства и расширило влияние Шойгу на региональном уровне». Эксперты Минченко и Ко также отмечают, что «минобороны удалось укрепить свою роль в идеологической легитимации системы через нарочитый милитаристский патриотизм». Как результат — Шойгу возглавил федеральную часть списка «Единой России», что подтверждает его и без того высокую популярность.
Получил свои политические плюсы от пандемии и мэр Москвы. Даже несмотря на то, что характер реагирования на распространение коронавируса в столице, резкие решения в виде обязательной вакцинации и новые карантинные ограничения создают московскому мэру определенные риски. Но, как отмечается в докладе, эти меры демонстрируют политической элите роль Собянина в качестве генератора антикризисных трендов управления эпидемиологическими рисками.
Кроме того, мэр Москвы — за счет сохранения внушительного представительства своих людей в правительстве РФ и губернаторском корпусе — укрепился в обновленном Госсовете, войдя в его президиум и бо́льшую часть ключевых комиссий. В плюс Собянину и то, что в разрезе инфраструктурных проектов в Москве продолжается расширение коммуникаций общественного транспорта за счет высоких темпов открытия новых станций метро, новых маршрутов БКЛ и МЦК. А проекты центрального транспортного узла (БКЛ) получат поддержку ФНБ в размере 105 млрд рублей.
Есть у группы Чемезова и своя проблемная «пята» — это мусорная реформа, реализация которой находится под угрозой
«Уход Кузьминова с поста ректора ВШЭ может усилить влияние Ковальчуков на образовательный кластер»
Коронавирус актуализировал и ресурсы Чемезова в биотехнологическом кластере, в связке с Денисом Мантуровым. «Ростех» стал одним из бенефициаров производства средств индивидуальной защиты, медицинского оборудования и поставок вакцин от коронавируса, чем, в частности, занималась входящая в корпорацию компания «Нацимбио».
Также Чемезов является одним из бенефициаров господдержки цифровизации экономики и управления. «Ростех» претендует на главный подряд по цифровизации ФСИН, а также получил 21 млрд рублей в рамках дорожной карты развития технологий 5G в РФ. В промышленном кластере главным имиджевым проектом корпорации является пассажирский авиалайнер МС-21, который претендует на конкуренцию с Boeing и Airbus.
Однако есть у группы Чемезова и своя проблемная «пята» — это мусорная реформа, реализация которой находится под угрозой. Дочерняя компания «Ростеха» «РТ-Инвест» выступает за применение механизма РОП и ДПМ, что приведет к росту тарифов на электроэнергию. Против этого выступают вице-премьер Виктория Абрамченко, минфин, минприроды и промышленное лобби («Русал», «Северсталь»). Это ставит под угрозу выполнение указов Путина по снижению доли сжигаемого мусора в 2 раза к 2030 году.
Тем временем Ковальчуки удерживают лидерство в научно-исследовательском кластере экономики за счет влияния на деятельность РАН (через Михаила Ковальчука) и участия в новых проектах фундаментальной науки. Ключевой историей здесь является развитие генетических исследований под кураторством Курчатовского института и при поддержке «Роснефти» Сечина. Докладчики также считают, что уход Ярослава Кузьминова с поста ректора ВШЭ и назначение вместо него Никиты Анисимова может усилить влияние Ковальчуков на образовательный кластер. Недавно назначенный ректором МИФИ Владимир Шевченко тоже связан с Михаилом Ковальчуком, так как работал с ним в Курчатовском институте. Может усилиться и политико-административный ресурс Ковальчуков за счет прихода на пост главы ФАС Максима Шаскольского, а также переизбрания на пост губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, который в будущем может претендовать на значимую федеральную должность, отмечают докладчики.
Тимченко формирует новую, уникальную для члена «Политбюро 2.0» нишу как лидера нефтехимического кластера благодаря запуску СИБУРом самого большого в России нефтехимического комплекса «ЗапСибНефтехим» в Тобольске. «Лидерство группы Тимченко – Михельсон существенно усиливается за счет объединения СИБУРа с нефтехимическими активами („Нижнекамскнефтехим“, „Казаньоргсинтез“) татарстанской группы „ТАИФ“ — после слияния СИБУР станет топ-5 в мире производителем каучука и полиолефинов на глобальном рынке», — подчеркивают авторы доклада и напоминают, что в конце 2020 года на совещании по стратегическому развитию нефтегазохимической отрасли с участием Путина было анонсировано, что отрасль получит до 5 трлн рублей государственной поддержки до 2030 года.
Группа Ротенбергов продолжает доминировать в транспортно-инфраструктурном кластере, неформально курируя проект расширения Байкало-Амурской магистрали и «Восточного полигона» для увеличения экспортных поставок российского угля на азиатские рынки. Влияние на транспортную политику Ротенберги сохраняют и за счет назначения экс-главы «Аэрофлота» Виталия Савельева на пост министра транспорта. А в образовательном кластере влияние группы обеспечивает назначение Ольги Васильевой на пост президента РАО. Ротенберги начинают капитализировать итоги строительства Крымского моста. «По оценкам экспертов, суммарные активы Ротенбергов в Крыму составляют четверть от всей федеральной целевой программы по развитию полуострова в 1,3 триллиона рублей. Таким образом, эта элитная группа впервые с 2014 года снова заняла первое место в списке богатейших семей России по версии Forbes», — пишут эксперты «Минченко консалтинг».
Наиболее противоречивым авторам доклада представляется положение Дмитрия Медведева — это очевидно демонстрирует и тот факт, что он не вошел в общефедеральный список «Единой России»
«За Медведевым сохранено неформальное право генерирования наиболее социально одобряемых инициатив «партии власти»
Секретарь совбеза РФ Патрушев упрочил свои позиции в качестве лидера силового блока. «Формальное расширение полномочий совбеза РФ в виде получения конституционного статуса с задачей защиты „целостности государства“ легитимирует усилия Патрушева по секьюритизации основ российской политической системы», — пишут докладчики, по мнению которых это выражается в усилении давления на внесистемную оппозицию и «третий» сектор экономики (НКО). Более того, совбез закрепил формальные полномочия согласования президентских назначений «силовых» министров. Наконец, Патрушев является одним из ключевых идеологов «охранительства» после публикации в «Российской газете» статьи «Нужны ли России „универсальные“ ценности?» от 17 июня 2020 года.
Наиболее противоречивым авторам доклада представляется положение Медведева — это очевидно демонстрирует и тот факт, что он не вошел в общефедеральный список «Единой России». Однако экс-президент сохранил пост формального лидера «партии власти», что закрепляет за ним уникальную политическую нишу в орбите «Политбюро 2.0». «Это важно для сохранения институционального капитала и понятной роли в политической системе. За Медведевым сохранено неформальное право генерирования наиболее сенситивных и социально одобряемых инициатив „партии власти“, таких как идея о введении минимального гарантированного дохода и возращения страхования безработицы», — отмечают эксперты «Минченко консалтинг». Также они констатируют, что назначение на должность замглавы совбеза РФ позволяет Медведеву быть вовлеченным в принятие ключевых стратегических решений и сохранять прямую коммуникацию с влиятельными силовыми акторами.
При этом ни Патрушев, ни Медведев, как следует из доклада, не входят в крупные коалиции внутри «Политбюро 2.0», которое сегодня делится на три конгломерата. Первая связка — это «Сечин – Ковальчуки». В ней кадровый и медийный ресурс Ковальчуков укрепляется силовым и аппаратным ресурсом Сечина. «Именно эта коалиция в последнее время получила наибольшие аппаратные приобретения, а также выстроила свою систему влияния в электроэнергетике», — пишут эксперты, отмечая, что к данной группе наиболее близок и премьер-министр Михаил Мишустин.
Вторая связка в «Политбюро» — «Чемезов – Ротенберги». Она также работает за счет взаимодополнения ресурсов. К союзникам этой группы и перспективным политикам эксперты относят главу администрации президента Антона Вайно.
Третья связка — «Шойгу – Собянин – Тимченко». Здесь точкой сборки, как пишут авторы, являются московская агломерация и сибирско-уральские регионы. Наиболее перспективное публичное лицо этой группы — губернатор Московской области Андрей Воробьев.
«Острота противоречий между группами внутри „Политбюро 2.0“ ощутимо снизилась. Одним из маркеров этого стал отказ от использования во внутриэлитной борьбе такого неоднозначного инструмента, как инфраструктура Алексея Навального», — отмечают авторы доклада.
«При высоком уровне доверия к отдельным членам «Политбюро 2.0» Путин развивает институт спецпорученцев, замкнутых лично на него. К ним можно отнести первого вице-премьера Андрея Белоусова»
«Ключевой фигурой в команде Мишустина считается глава аппарата Григоренко, а наиболее ресурсоемкие проекты курируют Хуснуллин и Чернышенко»
Внешнее давление и поиск элитами новых ниш экспансии, как следует из доклада, значительно снизили конфликтность и внутри углеводородного сектора экономики, что, несмотря на значительное усиление позиций Сечина, обеспечило устойчивость глав «Газпрома» и «Транснефти» — Алексея Миллера и Николая Токарева.
«При высоком уровне доверия к отдельным членам „Политбюро 2.0“ Путин развивает институт спецпорученцев, замкнутых лично на него. К ним можно отнести первого вице-премьера Андрея Белоусова (антикризисное регулирование), вице-премьеров Юрия Трутнева (арктический кластер и Дальний Восток), Александра Новака (переговоры в формате ОПЕК+ и энергетическая дипломатия в целом), Татьяну Голикову (социальный кластер), первого заместителя главы администрации президента Дмитрия Козака (внешнеполитические вопросы). К указанной когорте можно отнести и Кирилла Дмитриева (РПФИ), который является куратором экспортных контрактов вакцины „Спутник V“ и неформальным лидером биотехнологического кластера», — констатируют эксперты.
Кроме того, в технократическом и силовом блоках к перспективным фигурам авторы доклада относят Сергея Нарышкина, публичность которого растет в последнее время, и Алексея Дюмина, который по-прежнему считается респондентами «Минченко консалтинг» наиболее доверенным из числа путинских адъютантов. Устойчивы, на их взгляд, и позиции представителей «идеологического блока» кандидатов в члены «Политбюро 2.0» — спикера СФ Валентины Матвиенко и спикера ГД Вячеслава Володина — оба имеют хорошие шансы на сохранение своих нынешних позиций.
При этом создание внутри «Политбюро 2.0» укрупненных коалиций и появление новых рентных рынков создает возможности для роста новых игроков. Наиболее перспективным, по мнению авторов доклада, является Мишустин, который значительно укрепил свои позиции за полтора года работы на посту премьер-министра и в случае успеха экономических реформ имеет все шансы стать полноправным членом «Политбюро 2.0». Тем более что у самого Мишустина есть серьезное представительство в вице-премьерском корпусе (более серьезное, чем у его предшественника). К группе Мишустина можно отнести заместителей председателя правительства Абрамченко, Дмитрия Григоренко, Дмитрия Чернышенко, Алексея Оверчука и Марата Хуснуллина. Ключевой фигурой в команде Мишустина считается глава аппарата Григоренко. А наиболее ресурсоемкие проекты курируют Хуснуллин («стройка — новая нефть») и Чернышенко («цифра — новая нефть»).
Потенциал для роста в рамках «Политбюро» есть и у давних соратников Путина, имеющих репутацию реформаторов, — главы Счетной палаты Алексея Кудрина, председателя правления Сбербанка Германа Грефа и первого заместителя главы администрации президента Сергея Кириенко.
Как отмечают докладчики, при Кудрине выросла роль Счетной палаты как квазисиловой структуры и появился новый функционал — аудит системы коммуникаций органов власти. Греф активно развивает экосистему Сбербанка и претендует на роль гуру новых управленческих компетенций. Роль Кириенко существенно усилилась после закрепления конституционного статуса Госсовета. В новой роли Госсовет получит право определять KPI глав регионов и разрабатывать меры поощрения субъектов РФ за соблюдение государственных целевых показателей. А комиссии Госсовета будут вовлечены в аудит реализации нацпроектов.
Как отмечают докладчики, при Кудрине выросла роль Счетной палата как квазисиловой структуры и появился новый функционал — аудит системы коммуникаций органов власти
«Эксплуатация образа внешнего врага задает идеологическую рамку элитной консолидации»
Высокая стабильность верхнего эшелона элиты задана, как следует из доклада, несколькими факторами.
Во-первых, это удержание устойчивости главного источника ренты — экспорта углеводородных ресурсов. «Несмотря на серьезную турбулентность на энергетических рынках (падение спроса и цен на нефть в 2020 году, кризис сделки ОПЕК+), команда Путина внесла вклад в сохранение мировых цен на энергоносители в приемлемых параметрах и успокоила рынки (фактически президент добился нужного ему результата в ручном режиме через Новака как спецпереговорщика)», — пишут эксперты, добавляя, что это позволило сбалансировать федеральный бюджет. Несмотря на серьезное сопротивление, сняты ключевые санкционные ограничения и на строительство газопровода «Северный поток – 2».
Во-вторых, инерция «посткрымского» сценария во внешней политике. Эксплуатация образа внешнего врага задает идеологическую рамку элитной консолидации, в которой лояльность есть лучшая гарантия сохранения ресурсов. Зафиксирован и внешнеполитический консенсус «патриотических» парламентских партий с большей частью непарламентских сил.
В-третьих, конституционные поправки 2020 года закрепили суперпрезидентскую модель управления, где глава государства — одновременно руководитель разросшегося института президентства, исполнительной власти и силовой вертикали. Подобное положение вещей повышает спрос на делегирование задач и ведет к разрастанию зон ответственности для игроков внутри неформального контура управления — «Политбюро 2.0».
В-четвертых, консолидация силовой элиты, которая выражается в смягчении противоречий между СКР и генпрокуратурой (выходец из СКР Игорь Краснов был назначен на пост генпрокурора) и повышением уровня координации действий силовиков. Завершающим аккордом стало закрепление конституционного статуса совета безопасности.
Как считает авторский коллектив «Минченко консалтинг», существующее положение дел выгодно элите здесь и сейчас. Поэтому логичны и рациональны инструменты сохранения статус-кво вместо реконфигурации системы.
При этом «Политбюро 2.0» пока сумело ответить лишь на краткосрочные вызовы. А «в долгосрочной перспективе его устойчивость как системы управления и делегирования контроля над рентами вызывает вопросы».
Министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов оценивает возможные потери российских экспортеров в 3 млрд евро ежегодно в случае отсутствия экологической модернизации
Принудительная вакцинация в Москве и других регионах по негативному потенциалу сравнима с «пенсионной реформой»
В то же время, по мнению Минченко и Ко, у долгосрочной стабильности российской политической элиты существует риски в виде «четырех всадников апокалипсиса».
Первый — это «холодная война 2.0». «Продолжение серьезного конфликта в отношениях с Западом и откровенная нестабильность постсоветского пространства, доходящая до прямых военных столкновений. Вынужденная необходимость поддерживать режим Лукашенко, балансировать интересы Армении и Азербайджана в Закавказье, а также бороться с ростом влияния КНР в Средней Азии требует беспрецедентных ресурсных затрат», — отмечается в докладе. А это подрывает уже ослабленный «пенсионной реформой» социальный контракт между властью и обществом, финансирование которого может стать невозможным из-за огромных издержек на удержание внешнеполитического баланса. При этом балансировка происходит в контексте обострения отношений с Западом, новые санкционные пакеты которого могут стать ответом на любую проактивную попытку России удержать лидирующие позиции на постсоветском пространстве.
Второй — «климатический удар». Введение в ЕС углеродного налога грозит в будущем подорвать воспроизводство сырьевой ренты. Министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов оценивает возможные потери российских экспортеров в 3 млрд евро ежегодно в случае отсутствия экологической модернизации. Именно поэтому экологическая проблематика является, по сути, единственной, где Россия готова соответствовать западной мейнстримной повестке, поскольку потеря европейских энергетических рынков — это риск для всей рентоориентированной системы.
Третий — элитный транзит. Объективные процессы смены поколенческих когорт во власти и старения лидеров системной оппозиции (КПРФ, ЛДПР, СР) актуализируют вопрос о новых инструментах воспроизводства элиты. Патронаж не может являться единственным способом карьерного роста, поскольку объективные вызовы (декарбонизация, эпидемиологические риски, сокращение ренты) требуют компетентное «технократическое» ядро в управленческой вертикали.
Четвертый — коронавирус и думские выборы. Слабо контролируемое распространение новой инфекции напрямую увязано с проблематикой думских выборов. Повестка COVID-19 летом 2021 года снова выходит на первый план из-за наступления «третьей волны» пандемии. Решение о введении де-факто принудительной вакцинации в Москве и некоторых других регионах усиливает риск электорального раскола между сторонниками и противниками прививок. Данный фактор может существенно недооцениваться, хотя по своему негативному потенциалу он сравним с «пенсионной реформой», поскольку затрагивает интересы электорального ядра политического режима. В этой связи думская кампания станет вызовом для внутриполитического блока АП — еще более серьезным, чем активность несистемной оппозиции в начале 2021 года.
Стремление новой администрации США сблизиться с ЕС после импульсивных шагов Дональда Трампа ведет к тому, что европейские элиты также усиливают пикировку с Россией по внешнеполитическим вопросам
«Фактически возникла ситуация «холодной войны 2.0»
В геополитическом контексте один из ключевых вызовов для России — «холодная война 2.0», конфронтация с Западом по широкому фронту вопросов, а также изменение технологического уклада и переход практически всех вызовов в разряд гибридных.
Стремление новой администрации США сблизиться с ЕС после импульсивных шагов Дональда Трампа ведет к тому, что европейские элиты также усиливают пикировку с Россией по внешнеполитическим вопросам. Сергей Лавров уже охарактеризовал ситуацию как «уничтожение инфраструктуры» отношений между ЕС и РФ из-за односторонних действий Брюсселя. Продолжение санкционного давления со стороны США и угроза введения ограничений против российского суверенного долга делает очень ограниченным маневр для поиска компромиссов.
Несмотря на неблагоприятный прогноз в отношениях с Западом, российская сторона предпринимает усилия для того, чтобы сгладить напряжение, в частности активизацией своего участия в значимой для демократической администрации США экологической повестке. А встреча Путина и Джо Байдена зафиксировала «красные линии», форсировала рестарт новых форматов двухсторонней коммуникации и откатила дипломатическую изоляцию за счет взаимного возвращения послов.
«Фактически возникла ситуация „холодной войны 2.0“, когда взаимоотношения США и России сосредоточены на поиске компромиссных конфигураций зон влияния и интересов вместо попытки поиска политической синергетики», — пишут авторы доклада.
Второй вызов заключается в существенной политической дестабилизации постсоветского пространства. Ряд стран находится либо в процессе транзита элит (Казахстан, Узбекистан), либо переживает длительный внутриполитический кризис (Беларусь, Армения, Грузия, Молдова и Киргизия). Серьезным вызовом для стабильности режимов в Центральной Азии становится уход США из Афганистана, который может быть превращен в эпицентр экспансии радикального исламизма.
«Интеграционный проект с Беларусью, который рассматривался ранее как один из сценариев расширения влияния и транзита власти в России, буксует даже в условиях нового охлаждения в отношениях Минска с Западом. Белорусское руководство предпочло прагматическому сценарию экономической интеграции и конституционной реформы жесткое силовое подавление любых форм протеста и даже эскалацию, которые увеличивают риски дальнейшей дестабилизации. Несмотря на то, что режиму Лукашенко оказывается экономическая поддержка, пока руководству России нечего предъявить с точки зрения выгод такой помощи для самой РФ. Более того, российское руководство, спасшее Лукашенко от свержения с поста президента осенью 2020 года, к лету 2021-го столкнулось с масштабной антироссийской кампанией в белорусских СМИ. Резюмируя, можно сказать, что Беларусь исповедует особую модель многовекторности — одновременное обострение отношений как с Западом, так и с Россией», — заключают эксперты.
В целом, по их мнению, можно говорить о кризисе интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Идея «политическая интеграция вслед за экономической» все менее популярна. Растет критичность по отношению к проекту ЕАЭС в элитах стран-участниц, включая страну – инициатора проекта — Казахстан.
Карабахский конфликт привел к военно-дипломатическому укреплению России в Армении за счет миротворческого контингента, но и одновременно к существенному усилению Турции в Закавказском регионе, которое было закреплено принятием «Шушинской декларации». Никол Пашинян сумел сохранить за собой право формирования правительства после парламентских выборов 20 июня, однако оппозиционные силы во главе с экс-президентом Робертом Кочаряном существенно расширили свое представительство, из-за чего сохранится высокая политическая турбулентность в Армении.
Прошедшие в Молдавии парламентские выборы временно утвердили прорумынского президента Майю Санду в качестве лидера парламентской республики, что создает риски нового витка кризиса в Приднестровье.
Сохраняется риск обострения и на украинском направлении, о чем недвусмысленно напомнил фактически предвоенный кризис весны 2021 года. Учитывая тот факт, что для украинского политического класса образ России как внешнего врага является значимым фактором внутренней стабилизации, надежды на реализацию Минских соглашений становятся все более призрачными. А значит, новый кризис на донбасском направлении — вопрос времени.
Несмотря на внешнеполитическое напряжение, российские элитные группы предлагают ряд проектов, которые могут создать альтернативные точки получения экспортной ренты в условиях усиления внешнеполитического давления. Эта стратегия позволяет не перераспределять влияние в уже существующих нишах, а создавать новые.
Неустойчивость традиционных сырьевых рынков и новый курс глобальной элиты на декарбонизацию экономики ставит вопрос о создании новых проектов генерирования экспортно ориентированной ренты. Усиление давления Запада и безуглеродный налог в ЕС провоцируют три стратегии: 1) создавать несырьевые ниши (фармакология и «цифра»); 2) соответствовать «экологии 2.0» (развитие зеленой энергетики); 3) сырьевой и промышленный экспорт на быстрорастущие рынки развивающихся стран.
Несырьевые ниши:
- экспорт вакцины «Спутник V», которая претендует на воссоздание мягкой силы России и проект «спасения» ряда государств, страдающих из-за недостатка поставок западных вакцин. Бенефициары: Дмитриев, Репик, Харитонин, Евтушенков;
- «цифра как новая нефть» — государственная поддержка отечественного IT-сектора за счет регуляторных и налоговых льгот, а также наращивания сотрудничества с китайским технологическим сектором, который переживает беспрецедентное давление со стороны США. Бенефициары: Мишустин, Греф, Чемезов, Усманов, Чернышенко.
Проекты зеленой энергетики:
- развитие Северного морского пути как альтернативного торгового маршрута и наращивание экспорта зеленой энергетики. Бенефициары: Тимченко, Михельсон, Миллер;
- продвижение атомной промышленности как альтернативного источника безуглеродной энергии — соответствующую инициативу прорабатывает вице-премьер Новак в связке с «Росатомом» (в сфере влияния Кириенко и группы Ковальчуков), которые уже подготовили соответствующую стратегию и будут лоббировать «мирный атом» в качестве полноправного источника зеленой энергии. Бенефициары: Ковальчуки, Кириенко, Новак.
Сырьевой и промышленный экспорт на быстрорастущие рынки развивающихся стран:
- наращивание поставок угля на развивающиеся рынки Юго-Восточной Азии за счет Восточного полигона (расширение БАМ) и стимулирования экспорта. Бенефициары: Тимченко, Ротенберги, Трутнев;
- модернизация ВПК как один из инструментов «индустриализации 2.0» и наращивания экспортной ренты за счет новых рынков сбыта (в первую очередь Африка, Юго-Восточная Азия). Бенефициары: Шойгу, Чемезов.
Конфигурация возможного/воображаемого транзита власти в элитах остается неопределенной. Стоит вопрос не только о «преемнике» Путина, но и о ротации глав госкорпораций и лидеров партий системной оппозиции
Куда идет «Политбюро 2.0»? Новые инструменты кооптации элит и транзита власти
Конфигурация возможного/воображаемого транзита власти в элитах остается неопределенной. Стоит вопрос не только о «преемнике» Путина, но и о ротации глав госкорпораций и лидеров партий системной оппозиции. Как в принципе могут появиться новые имена, которые обновят сложившуюся систему хотя бы в силу поколенческих различий? Возможны пять способов, которые могут сочетаться.
- Продвижение по бюрократической лестнице. Однако субъективных оснований для текущих членов элиты поддерживать такой путь не много, элемент соревновательности может выйти из-под контроля. Более того, уже сейчас возникает проблема дальнейшего продвижения для целой плеяды «губернаторов-технократов», пик ротации которых должен прийтись на 2023–2024 годы.
- Технократический отбор через конкурсы и системы оценивания. Ключевой проект внутри контура — управленческая ниша Кириенко (проект «Лидеры России» и ряд других конкурсов). Особенности: высокая формальная легитимность механизма при объективных ограничениях меритократического отбора из-за вступления в противоречие с устоявшимися патронажными интересами.
- Прямое наследование позиций в элите, «партия крови». Из всех вариантов пополнения верхней страты элиты наиболее простым с точки зрения индивидуального выбора представляется наследственный. Но он же наиболее сложен в реализации, так как неформальные позиции крайне плохо институционализируются — легитимность «наследственных» моделей наиболее низкая.
- Каперы. Наибольшее внимание прессы и оппозиции в последнее время привлекает путь каперов, то есть отдельных членов элиты, которые «получают патент» на разработку и презентацию новых, не востребованных крупными игроками тем. Своеобразный «путь Ермака», который будет оплачен славой и деньгами, только если он окажется сам по себе удачным, пробуют пройти Дмитриев (нанотехнологии и вакцины), Алексей Нечаев (партия «Новые люди»), Евгений Пригожин (ситуативные союзы с кланово-политическими лидерами в Африке).
- Новая силовая элита («адъютанты» и к ним приравненные). Личные адъютанты, «неодворяне» остаются важным кадровым резервом, главным достоинством участников которого является личная преданность первому лицу. Наиболее значимых карьерных успехов среди «неодворян» добился Евгений Зиничев, который стал главой МЧС. Однако сохраняется интрига относительно карьерных перспектив губернаторов-«адъютантов», первый губернаторский срок которых подходит к концу, — это Алексей Дюмин в Тульской области и Дмитрий Миронов в Ярославской области.
Что ждет «Политбюро 2.0» в будущем?
Сегодня перед «Политбюро 2.0» вне зависимости от того, произойдет ли транзит власти в ближайшие годы, стоит проблема сохранения и воспроизводства. С одной стороны, усиление внешнего и санкционного давления по-прежнему увеличивает сплоченность членов элиты. С другой — есть проблема возраста верхнего эшелона власти (средний возраст — 65 лет, второго эшелона и кандидатов в «Политбюро» — 61 год). В этой связи авторы доклада прогнозируют пять возможных вариантов развития событий (по убыванию вероятности).
Во-первых, стабилизация состава «Политбюро 2.0» на несколько ближайших лет. За счет применения админресурса к перераспределению ренты в новых секторах экономики и создания укрупненных элитных коалиций.
Во-вторых, сценарий наследственной аристократии, который может быть сопряжен с запросом на бо́льшую институционализацию разрешения споров внутри элиты, когда формальные правила начнут доминировать над неформальными.
В-третьих, количественные сокращения «верхнего эшелона» элиты в случае упрощения структуры экономики.
В-четвертых, перестройка экономики и смещение основных центров извлечения прибыли может привести в движение и всю элитную коалицию за счет допуска в нее «капитанов новых индустрий» и региональных элит. При таком сценарии «Политбюро 2.0» трансформируется в нечто иное, представляющее собой более широкую элитную коалицию.
В-пятых, новый интеграционный проект на постсоветском пространстве предполагает неизбежное расширение круга элитных игроков за счет части элит стран-союзников.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 64
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.