Практически каждый день СМИ сообщают информацию о проблемах на предприятиях республики. Сокращают коллективы, пересматривают график работы, происходят другие не очень приятные события. Немногие руководители компаний берут на себя смелость рассказать всю правду о том, как переживает кризис их предприятие. О событиях в ООО "Казанская сельхозтехника" газете «БИЗНЕС Online» рассказал ее генеральный директор Ринат Галиуллин, являющийся также председателем совета директоров ассоциации сельхозмашиностроителей РТ "Татсельхозмаш".


ДЕБИТОРЫ РЕЗКО ПЕРЕСТАЛИ ПЛАТИТЬ

- Ринат Фаргатович, говорят, что ООО "Казанская сельхозтехника" - фактически банкрот. Это правда?

- Хотя нам пришлось остановить производство, предприятие - не банкрот. Но ситуация непростая. 2007 год - начало 2008 были для нас вполне успешными. Объем продукции вырос на 25% и до середины октября мы опережали планы и по производству, и по прибыли. А затем нам резко перестали платить дебиторы, большинство из которых - сельские хозяйства. От них просто перестали поступать деньги. Теперь они готовы либо вернуть нашу продукцию, либо предлагают другие схемы, которые нам не подходят. Такая картина по всем дебиторам, многие из них должны нам достаточно крупные суммы. Если хотя бы один из них расплатился, то он полностью закрыл бы все наши проблемы. Размещать заказы вперед дебиторы также больше не способны. Раньше мы работали с ними по предоплате, которая давала нам оборотные средства на весну.

- А вы со всеми партнерами расплачиваетесь?

- Все наши кредиторы одновременно попросили вернуть им деньги. Ситуация похожа на ажиотаж вокруг некоторых банков в октябре. Если одновременно все просят вернуть деньги, то каким бы сильным не был банк, он упадет. Такая же ситуация и у нас.
В результате в самое горячее время, когда мы должны активно работать, чтобы весной в сезон поставок сельхозтехники прибыльно ее продать, предприятие попало в такую ситуацию и оказалось без оборотных средств.

- Коллектив получает зарплату?

- На сегодняшний день у завода есть задолженность по зарплате рабочим. На 1 декабря она составляет 1,8 миллиона рублей. На заводе работает около 150 человек.

1 ноября мы выдали сотрудникам уведомления о том, что с нового года мы переходим на трехдневный режим работы. Сокращений мы не планируем.

- Как вы объясняете коллективу сложившееся положение? 

- Как только мы поняли, насколько будет сложно, мы собрали рабочих и все им объяснили. Я сказал, что простых решений не будет, мы оказались в центре торнадо.
Однако достаточно большая группа людей ушла либо по собственному желанию, либо по соглашению о расторжении трудового договора по причине задолженности по зарплате и из-за сообщения о трехдневном режиме работы. Люди понимают, что их зарплаты станут меньше, и многие принимают решение искать другую работу. Мы не можем осуждать их за это.

БАНКИ ПЕРЕСТАЛИ КРЕДИТОВАТЬ НАС В САМЫЙ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ

- Что происходит в других предприятиях отрасли?

- Являясь председателем ассоциации сельхозмашиностроителей РТ "Татсельхозмаш", в которую входят такие же небольшие заводы, как наш, могу сказать, что тоже самое происходит на всех подобных предприятиях. Ситуация крайне опасная не только для нашего завода, это тенденция. Проблема общая - нехватка оборотных средств. Кто-то пострадал сейчас, кого-то проблемы догонят позже. При посредничестве ассоциации мы обращались в кабинет министров РТ, работа идет, но результатов пока нет. Наметился лишь один из возможных инвесторов, который, вероятно, сможет поддержать нас.

Если бы этот кризис застал нас весной, то, возможно, мы бы его даже не заметили. Весной идет продажа продукции, поступление денег. Но нам не повезло, так как финансовый кризис грянул как гром среди ясного неба, банки просто перестали кредитовать в самый затратный момент в цикле производства. Нам нужны деньги на закупку материалов, оплату коммунальных платежей, выплату зарплаты.

РЫНОК СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ МОЖЕТ УПАСТЬ НА ТРЕТЬ

- Вы видите какой-то выход? Как предприятие сможет преодолеть кризис?

- Ситуация сродни стихийному бедствию. Мы разработали программу и сейчас поэтапно реализуем ее. Сократили площади, остановились, чтобы перестроиться, поскольку на ходу это сделать невозможно.

Винить кого-то в сложившейся ситуации я не могу. Я понимаю и наших клиентов, которые готовы вернуть нам продукцию, и кредиторов, у которых также возникли проблемы. Понимаем мы и то, что для спасения предприятия нужно принимать кардинальные меры.

Мы остановили производство, идет учет ресурсов, смотрим, какие у нас есть материалы, объем незавершенки. Мы отказались от части производственных, складских помещений, постарались ужаться в три раза, поскольку арендная плата за помещения достаточно серьезная. Мы должны серьезно работать с банками, чтобы перекредитоваться. Пока три недели работы с ними ничего не дали,  взять займ мы не смогли, поскольку не в состоянии соответствовать выдвигаемым требованиям.

Мы должны оценить, что будет востребовано весной, и что нам производить дальше. Надо оценить свои возможности, активно работать с возможными инвесторами. Надо сотрудничать с органами власти, работать с дебиторами. Мы деньги не печатаем и боюсь, что в некоторых случаях в работе с ними единственный выход – это суды. И на нас кто-то подаст в суд. Образуется цепь, которая приводит к печальным последствиям.

- Каков ваш прогноз по рынку сельхозтехники в Татарстане на ближайшее время?

- Те, кто не перестроится, свою продукцию не продадут. Если раньше мы могли делать определенные прогнозы, поскольку знали, насколько может вырасти в цене продукция и сколько ее мы должны выпустить, то сейчас никто прогнозов не делает. Участники рынка говорят лишь о том, что по рынку сельхозтехники будет падение на 20-30 процентов.

Не смотря на все это, банкротства, о котором ходят слухи, у нас пока нет. У нас есть счета, мы платим налоги, у нас есть ресурсы. Наши активы больше пассивов и легко погашают задолженности. По бухгалтерскому балансу у нас плюс. Но кризис настиг нас в самый ответственный момент.

Визитная карточка ООО "Казанская сельхозтехника"

Предприятие создано в 1994 году на базе Казанского авторемонтного завода.

Сфера деятельности: производство и ремонт сельскохозяйственной техники.

Основная выпускаемая продукция: свеклосеялка типа "Мультикорн", косилка-измельчитель КИР-1.5, косилка КДН-210, опрыскиватель ОП 2000М.

Численность рабочих: 160 человек.

Среднегодовой оборот: около 100 млн. рублей.

Елена Шапиро