«Татнефть» купила часть нефтесервиса «ТаграСа», заточенный на татарстанские заказы. Сам «ТаграС» оставил себе нефтесервис, работающий на Сибирь, ближнее зарубежье и другие регионы. Таким образом, история как бы поворачивает вспять: выведенные из «Татнефти» 15 лет назад активы на фоне кризиса нефтесервисной отрасли возвращаются назад. О том, как это объясняют сами стороны сделки, — в материале «БИЗНЕС Online».
ПАО «Татнефть» развивает нефтесервисное направление. На прошлой неделе компания приобрела у ООО «ТНГ-Групп» предприятие ООО «ТНГ-АлГИС»
«Снижение зависимости от подрядных организаций»
ПАО «Татнефть» развивает нефтесервисное направление. На прошлой неделе компания приобрела у ООО «ТНГ-Групп» (входит в нефтесервисный холдинг «ТаграС») предприятие ООО «ТНГ-АлГИС», активы которого расположены преимущественно в Альметьевске. Договор купли-продажи был подписан 16 июля, свои подписи в нем поставили генеральный директор нефтяной компании Наиль Маганов и генеральный директор ООО «ТНГ-Групп» Ян Шарипов.
«В состав приобретаемых компанией активов входят производственные базы, оборудование, аппаратный комплекс, спецтехника, автотранспорт, клиентская база и портфель действующих контрактов», — говорится на сайте «Татнефти». Финансовую сторону договора не комментируют ни в «Татнефти», ни в самом «ТНГ-Групп». Однако сумма сделки засветилась в англоязычном пресс-релизе нефтяников — 1,2 млрд рублей. Отмечается, что «ТНГ-АлГИС» продолжит работу как «дочка» нефтяной компании, а численность персонала сохранят. В аудиторском заключении компании сказано, что в 2020 году здесь работал 681 человек.
«„Татнефть“ активно развивает сервисные проекты по бурению, капитальному ремонту скважин, в том числе и за пределами Татарстана. Приобретение нефтесервисного предприятия даст синергетический эффект, позволит выстроить сервисную экосистему, повысит стоимость „Татнефти“ за счет выхода на новые рынки услуг по геофизическим исследованиям скважин. Для нас это дополнительное расширение компетенций, диверсификация бизнеса, а также снижение зависимости от подрядных организаций», — приводятся в сообщении слова Маганова.
Согласно данным «Контур.Фокуса», ООО «ТНГ-АлГИС» до сделки на 67,1% принадлежало ООО «ТНГ-Групп», которым через ООО «Экспертно-Аналитический Центр» владеет «ТаграС-Холдинг», остальное — доля ООО в уставном капитале. Что касается структуры владельцев холдинга, то самая большая доля (33,3%) принадлежит бывшему гендиректору «Татнефти» Шафагату Тахаутдинову с его личным АО «Олимп Ю». Второе место с долями по 7% делят ООО «ИПК» Ильдара Фаррахова и «Промнефтесервис» Владимира Полякова.
Напомним, что весь холдинг «ТаграС» был образован на базе выведенных из «Татнефти» активов. В частности, «ТНГ-Групп» основана в 2006 году на месте входившей в состав нефтяной компании «Татнефтьгеофизики». И вот спустя 15 лет геологоразведчикам вдруг пришла пора возвращаться обратно.
«БИЗНЕС Online» поинтересовался у пресс-службы «Татнефти»: не часть ли это новой стратегии и не будет ли компания приобретать другие активы холдинга «ТаграС»? «Подобных решений нет», — лаконично ответили изданию.
Что касается структуры владельцев холдинга, то самая большая доля (33,3%) принадлежит бывшему гендиректору «Татнефти» Шафагату Тахаутдинову с его личным АО «Олимп Ю»
«ТНГ-Групп»: акцент на «хай-тек-исследования» в других регионах
Чем же продажу актива объяснили в самой «ТНГ-Групп»? Компания рассказала, что она «перестраивает бизнес в промысловой геофизике с упором на хай-тек-исследования» и намерена добиться ежегодного роста выполняемых геофизических исследований скважин на 20%. Развивать высокотехнологичное разведочное бурение предприятие планирует на шельфе, а также на месторождениях Западной и Восточной Сибири, в странах Африки и Азии, включая Индию. Так что татарстанский бизнес компания продала, чтобы сосредоточиться на других географических направлениях.
«В связи с этим, осознавая важность продолжения исследований и разработки месторождений Татарстана и Оренбургской области, „ТНГ-Групп“ приняла предложение ПАО „Татнефть“ и передала ей свою локальную компанию — ООО „ТНГ-АлГИС“, — ориентированную на выполнение промыслово-геофизических работ преимущественно на объектах главной нефтяной компании республики», — говорится в сообщении пресс-службы.
«ТНГ-АлГИС» — один из «хедлайнеров» промысловой геофизики холдинга, говорил «БИЗНЕС Online» Шарипов в 2018 году. «[„ТНГ-АлГИС“] осуществляет деятельность в основном в Татарстане и соседних регионах, ориентируясь на „Татнефть“ и ближайшие компании. Альметьевские геофизики разработали эффективную логистику, благо прекрасно знают местные месторождения и скважины», — отмечал он.
Подразделение «ТНГ-ЛенГИС», расположенное в Лениногорске, напротив, ориентировано на работу за пределами республики, на отдаленных территориях, включая зарубежье.
Выручка «ТНГ-АлГИС» в 2020 году снизилась на 29% до 1,4 млрд рублей. Чистая прибыль уменьшилась в 2,9 раза и составила 106,4 млн рублей. Их лениногорские коллеги также на 24% сократили выручку (1,1 млрд рублей) и сработали с прибылью всего лишь 6,5 млн рублей, а в 2019-м ушли в минус на 192,1 млн рублей. Гораздо лучше дела идут в геологоразведке холдинга, если судить по финансовым показателям. Так, ООО «ТНГ-Юграсервис», расположенное в Лангепасе, на 8% увеличило выручку (5,3 млрд рублей) и заработало рекордные для себя 985 млн рублей. Красноярская «дочка» холдинга, ООО «ТНГ-Ленское», показала выручку в 5,3 млрд рублей и заработала в 2,8 раза больше, чем в 2019-м, — 985 млн рублей.
Что касается мотивации «Татнефти», то нефтяная компания не решилась бы на какие-либо покупки, если бы это не отвечало ее стратегии и тактике, считает президент союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль
«Можно ожидать дальнейшей реализации активов из Татарстана»
Возможно, «ТНГ-Групп» сомневается в перспективности присутствия в Татарстане из-за отмены льгот по добыче сверхвязкой нефти, которые сделали «Татнефть» одной из наиболее пострадавших от кризиса компаний. Таким мнением с «БИЗНЕС Online» поделился аналитик ГК «Финам» Сергей Кауфман. «Если посмотреть на акции „Татнефти“, можно увидеть, что не только „ТНГ-Групп“ может сомневаться в перспективах нефтяника», — отметил он.
Если дело действительно в том, что «ТаграС» хочет сосредоточиться на других регионах, то можно ожидать дальнейшей реализации активов холдинга из Татарстана, предположил наш собеседник.
Говоря о сумме сделки по продаже «ТНГ-АлГИС», эксперт назвал ее вполне рыночной. «В „допандемийный“ 2019 год выручка компании составляла около 2 миллиардов рублей. Мультипликатор P/S на уровне 0,6 выглядит адекватным для данной отрасли», — сказал Кауфман.
Что касается мотивации «Татнефти», то нефтяная компания не решилась бы на какие-либо покупки, если бы это не отвечало ее стратегии и тактике, считает президент союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль.
«У нас одно время считалось, что буровые работы являются непрофильными для нефтяных компаний. Это ошибка большая. Нас всегда учили, что нефть на кончике долота. Если бы мы сейчас сказали тому же министру Шашину (Валентин Шашин, многолетний руководитель нефтяной отрасли СССР, — прим. ред.), что бурение — непрофильный актив для нефтяников, у него бы волосы встали дыбом», — сказал Шмаль.
«Сделка ОПЕК+ не позволяет российским нефтяникам полноценно развиваться, что, конечно, бьет и по нефтесервисным компаниям»
«Нефтесервисная отрасль все еще находится в тяжелом положении»
Напомним, нефтесервис с прошлого года оказался в кризисном положении. Главная причина этого — соглашение ОПЕК+ о беспрецедентном сокращении добычи нефти. Снижение добычи нефти привело к остановке порядка 30–40% добывающих скважин в стране и приостановке новых проектов. Пандемия коронавируса и локдаун также привели к уменьшению объемов нефтесервисных услуг.
«Снижение добычи — это сокращение денежных потоков. Компании стараются отказаться от наиболее дорогих инвестиционных проектов, в любой инвестиционной программе 50 процентов занимает бурение. Это, конечно, не очень здорово», — поделился Шмаль.
Он рассказал о существующей идее бурить скважины, но не вводить их в эксплуатацию до выполнения всех обязательств страны по сделке ОПЕК+. Это должно простимулировать нефтесервисную отрасль.
«Сервис сейчас не в лучшем состоянии, но он не умер», — заметил президент союза. Он выразил надежду, что в этом году России удастся добыть больше нефти, чем в 2020-м (512,68 млн т, что было на 8,6% меньше по сравнению с показателем за 2019 год).
«Нефтесервисная отрасль все еще находится в тяжелом положении. Сделка ОПЕК+ не позволяет российским нефтяникам полноценно развиваться, что, конечно, бьет и по нефтесервисным компаниям. Недавно участники альянса решили продлить соглашение до конца 2022 года, и многие участники рынка полагают, что сделка останется с нами и после 2022-го», — предположил Кауфман.
Так что на этом фоне поглощение части «ТаграСа» выглядит скорее как рука помощи — «Татнефть» таким образом пытается сохранить штат специалистов, которые в противном случае могли бы оказаться без работы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.