16 млрд рублей — таков социально-экономический эффект от работы портала государственных и муниципальных услуг Татарстана. Об этом накануне на брифинге в кабмине заявил «цифровой» министр Айрат Хайруллин. Он презентовал 70 новых услуг, которые в июле этого года были переведены в цифровой вид. О том, как РТ готовится исполнить поручение президента России Владимира Путина на год раньше срока, — в материале «БИЗНЕС Online».
Айрат Хайруллин: «С сегодняшнего дня у каждого из вас, зайдя на портал государственных и муниципальных услуг, авторизовавшись через ЕСИА, есть возможность простой электронной подписью подписать электронное заявление»
Маркетплейс государственных и муниципальных услуг
Досрочно, уже к концу 2021 года, РТ планирует выполнить указ президента России по переводу всех социально значимых государственных и муниципальных услуг в «цифру». Напомним, что для регионов РФ поставлена задача провести оцифровку госуслуг к концу 2022-го, но Татарстан решил сделать это на год раньше. Первый этап данной работы в республике был завершен в начале июля: на портале госуслуг РТ заработали 70 новых государственных и муниципальных услуг (38 — министерств и ведомств Татарстана и 32 муниципальные). Подробнее об этом накануне на брифинге в кабмине рассказал министр цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ Айрат Хайруллин.
«Первый этап выполнен, в режиме пусконаладки со всеми муниципалитетами провели обучение. С сегодняшнего дня у каждого из вас, зайдя на портал государственных и муниципальных услуг, авторизовавшись через ЕСИА, есть возможность простой электронной подписью подписать электронное заявление», — презентовал Хайруллин.
Новые электронные услуги теперь оказывают 16 министерств и ведомств, а также 43 муниципальных образования РТ. За прошедшие две недели уже было подано более 100 заявлений. Наибольшей популярностью за этот период пользовались новые услуги минтруда РТ, минобразования РТ, комитета РТ по биоресурсам, а также исполнительных комитетов Рыбно-Слободского, Елабужского и Лаишевского районов республики, сообщил министр.
«Мы на каждую услугу посмотрели глазами наших налогоплательщиков»
Хайруллин рассказал, что «автоматизировать хаос» с предоставлением госуслуг было непросто — перед оцифровкой каждая услуга прошла «сито реинжиниринга».
«Мы на каждую услугу посмотрели глазами наших налогоплательщиков. Наблюдали, как эта услуга оказывается, — буквально с секундомером. Было много выездов в районы, потому что часто в регламентах все хорошо написано, а в жизни данные услуги предоставляются несколько иначе», — говорит министр. Услуги не только оцифровали, но и оптимизировали с позиций бережливого производства, с тем чтобы для получения услуг тратилось как можно меньше времени и усилий. Убрали избыточные требования, ненужные справки и проч.
«Обкатка» услуг в течение 6 месяцев проводилась в 6 пилотных районах РТ: Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Сабинский, Актанышский и Рыбно-Слободский районы. «Важно, чтобы одни и те же услуги в разных районах оказывались одинаково», — пояснил министр. Была проведена унификация услуг в масштабах всей республики.
«Это очень значимая работа, которая „под капотом“ не видна», — шутил Хайруллин. Отметил также, что большая работа проведена в Казани — 47 муниципальных услуг были переведены в электронный вид еще год назад.
Кого оцифровали?
Одной из самых значимых новинок стала услуга минстроя РТ по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства. «Если вы застройщик, риелтор, индивидуальный предприниматель, можете обратиться за этой услугой, чтобы получить разрешение без посещения самого ведомства», — нахваливал Хайруллин. Кроме того, минстрой оцифровал выдачу разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, госэкспертизу проектной документации и инженерных изысканий.
У минобрнауки РТ появились новые услуги: подача электронного заявления для организации отдыха ребенка в каникулярное время, аттестация и прохождение квалификационных тестов для педагогов.
Минтранс Татарстана оцифровал выдачу разрешения на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси, свидетельства на осуществление перевозок по межмуниципальным маршрутам. Без посещения ведомств теперь можно будет получить разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию автодорог.
В электронном виде на портале госуслуг РТ появилась возможность оформить удостоверение о статусе многодетной семьи, получить услугу по присвоению спортивных разрядов и проч. Также оцифрован ряд услуг минземимущества, министерства лесного хозяйства, комитета РТ по биоресурсам, комитета РТ по охране объектов культурного наследия, главного управления ветеринарии, государственной жилищной инспекции.
Если говорить об электронных муниципальных услугах, то в «цифре» теперь можно получить согласование перепланировки помещений в многоквартирном доме, разрешение на установку рекламной конструкции, оформить предоставление земельного участка в аренду с проведением или без проведения торгов и др.
«Многие из нас сталкивались: чтобы узаконить перепланировку, нужно получить согласие муниципалитета, заказать в проектной организации сам проект… На этой волне появляется много посредников, которые говорят: „Уважаемый товарищ, заплати нам денежку, мы сами заполним заявление“… Когда рядом с государством появляется много посреднических организаций, значит, там работаем неэффективно, выходит, там мы должны копать глубже», — приводил пример Хайруллин.
Все 32 новые муниципальные услуги доступны во всех районах РТ, подчеркнул министр. В процессе оцифровки услуг было пересмотрено более 1,5 тыс. административных регламентов.
«Во всей этой электрификации важно не только данные услуги сделать, но и чтобы сотрудники органов госвласти вовремя заявления рассматривали и чтобы им было максимально удобно и комфортно. Если мы сделаем сложнее, чем ранее, возникнет вопрос, зачем мне электронные услуги? Вот мои приемные часы, человек приходил в кабинет, задавал вопрос, я показывал пальцем, он заполнял — и было все хорошо», — объяснял министр цифровизации.
Каждый пятый житель РТ является активным пользователем портала госуслуг, каждая четвертая семья оплачивает там ЖКХ, ежеминутно оказывается до 448 различных услуг
Эффект — 16 млрд рублей
На данный момент в Татарстане в электронном виде работает 381 электронный сервис и услуга. Более 2,5 млн жителей имеют на портале госуслуг РТ личные кабинеты.
«По оценкам экспертов, годовой социально-экономический эффект портала государственных и муниципальных услуг составляет порядка 16 миллиардов рублей, или почти 0,6 процента валового регионального продукта РТ, — заявил Хайруллин. — Каким образом эта цифра образуется? Методики нет, но экспертным образом она подсчитана. Если представить, что портала госуслуг не будет, люди станут приходить в банк, исполком, роно, школы, расходовать какое-то количество личного (как правило, рабочего) времени, чтобы оплачивать ЖКХ, оформлять разрешение на строительство. Потому что органы власти тоже работают до 6 часов… Так вот, показатель рассчитан на основании того времени, которое люди экономят, и существующей в РТ заработной платы».
Каждый пятый житель РТ является активным пользователем портала госуслуг, каждая четвертая семья оплачивает там ЖКХ, ежеминутно оказывается до 448 различных услуг.
«Цифры гигантские, рост почти 40 процентов, по итогам первого полугодия прошлого года было 110 миллионов транзакций, по итогам первого полугодия 2021-го — уже 150 миллионов. Мы видим, что востребованность дистанционных форм растет из года в год», — сделал вывод докладчик.
Хайруллин сообщил, что до конца 2021 года в РТ в электронный вид переведут еще 44 услуги. 40 новых электронных услуг будут выведены на портал в октябре – ноябре этого года, а оставшиеся четыре услуги — в декабре.
«Таким образом, мы ставим себе задачу — выполнить поручение президента страны не в течение двух лет, а в текущем году», — подытожил Хайруллин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 40
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.