ФАС России согласовала ходатайство ПАО СИБУР о приобретении 100% акций АО ТАИФ ФАС России согласовала ходатайство ПАО «СИБУР» о приобретении 100% акций АО «ТАИФ» Фото: president.tatarstan.ru

Рамки для СИБУРа и ТАИФа

Сегодня ФАС России сообщила, что согласовала ходатайство ПАО «СИБУР» о приобретении 100% акций АО «ТАИФ». Компании было выдано предписание, которое опубликовано на сайте ведомства. Антимонопольная служба дает добро на сделку, если объединенная компания выполнит 7 условий.

Во-первых, СИБУР и ТАИФ должны исполнить все договоры и обязательства, уже заключенные на рынке до сделки. Во-вторых, что подчеркнуто в пресс-релизе, «СИБУР Холдинг» обязан будет обеспечить производимыми товарами потребности внутреннего рынка, в том числе в качестве сырья. В-третьих, СИБУР должен работать на разумных ценовых условиях — «обеспечить закупку товаров и реализацию товаров на конкурентных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, предполагающих использование прозрачных биржевых и/или внебиржевых ценовых индикаторов». Также «СИБУР Холдинг» должен реализовывать продукцию по прямым долгосрочным контрактам, с учетом возможности эффективной доставки товара для потребителя.

В-четвертых, объединенная компания должна не допускать ценовой дискриминации по отношению к другим игрокам рынка, желающим закупить у нее товар, по сравнению с игроками собственной группы. В-пятых, не допускать навязывания невыгодных им условий договоров. Далее — не уклоняться от заключения договоров с российскими контрагентами.

Наконец, заключительный пункт — до 31 декабря 2021 года «СИБУР Холдинг» должен разработать и предоставить ведомству проект торговой политики в отношении товаров, на рынке которых объединенная компания будет занимать доминирующее положение. Этот проект должен учитывать вышеозначенные пункты.

В пресс-релизе ФАС привела и конкретный пример, как требуется реализовать второй пункт предписания: СИБУР обязан будет обеспечить и российский рынок ЖКХ. «Компания сможет перерабатывать СУГ только частично. Непереработанный СУГ используется как топливо, в том числе для нужд ЖКХ, к примеру, для отопления. Ограничение необходимо, чтобы для удовлетворения потребностей внутреннего рынка оставался достаточный объем СУГ до переработки, используемого в качестве топлива», — отметил регулятор.

Если же СИБУР не выполнит требования ФАС, то компании рискуют получить аннулирование сделки по слиянию через судебное решение, напомнил регулятор.

До 31 декабря 2021 года «СИБУР Холдинг» должен разработать и предоставить ведомству проект торговой политики в отношении товаров, на рынке которых объединенная компания будет занимать доминирующее положение (на фото: председатель правления ПАО «Новатэк», председатель совета директоров ПАО «СИБУР Холдинг» Леонид Михельсон (справа) До 31 декабря 2021 года «СИБУР Холдинг» должен разработать и предоставить ведомству ФАС России проект торговой политики в отношении товаров, на рынке которых объединенная компания будет занимать доминирующее положение (на фото: председатель правления ПАО «Новатэк», председатель совета директоров ПАО «СИБУР Холдинг» Леонид Михельсон (справа) Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

СИБУР взял под козырек

В пресс-службе СИБУРа нам сообщили, что компания получила предписание ФАС и разногласий с регулятором у нее нет. «СИБУР получил предписание ФАС России и разработает проект торговой политики, учитывающей как общие, так и специфические для того или иного вида нефтехимической продукции условия его реализации. Такая торговая политика станет распространяться на группы товаров, на рынке которых объединенная компания будет занимать доминирующее положение, и обеспечивать в том числе соблюдение требований, установленных законом о защите конкуренции», — ответили нам в пресс-службе.

«При этом считаем важным отметить, что максимальное удовлетворение потребностей российских клиентов в нефтехимической продукции всегда являлось одним из приоритетов компании. В этой связи отказы в поставке продукции, как правило, носят единичный характер, вызваны объективными причинами — отсутствуют незаконтрактованные объемы, например, — и не нарушают требования антимонопольного законодательства», — отмечают в компании.

В частности, не должно возникнуть проблем и с рынком СУГ, утверждают в пресс-службе: «СИБУР является активным участником биржевых торгов нефтехимической продукции, в частности, реализуя на бирже смесевые фракции СУГ в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством. При этом объем реализуемых СИБУРом на бирже СУГ всегда превышает установленное совместным приказом ФАС России и минэнерго минимальное значение».

В пресс-службе ТАИФа на наш запрос не ответили.

На новостях об одобрении сделки котировки акций «Нижнекамскнефтехима» и «Казаньоргсинтеза», входящих в группу «ТАИФ», совершили кратковременный скачок. К началу сегодняшних торгов обыкновенные акции КОСа поднялись на 9%, привилегированные — на 11%, обыкновенные акции НКНХ — на 5%, привилегированные — на 4%. Правда, уже к обеду ажиотаж утих и цена спала. 

Общая мощность после объединения с ТАИФом по основным продуктам нефтехимии превысит 7,2 млн т в год Общая мощность после объединения с ТАИФом по основным продуктам нефтехимии превысит 7,2 млн т в год Фото: By Buddhha – Own work, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

«Какая ценовая уздечка от ФАС может быть?..»

«БИЗНЕС Online» опросил аналитиков и игроков нефтехимического рынка, насколько жесткими они считают условия ФАС и защитят ли те российского производителя.

Алексей Калачев — аналитик ФГ «ФИНАМ»:

— Считаю, что условия ФАС минимально необходимые. В жестком варианте антимонопольная служба могла просто не разрешить сделку, потому что идет монополизация по каучукам, по первичным полимерам, [у объединенной компании возникает] монопольное положение, не то что 30, а все 70 процентов рынка берет под себя. Но запрещать слияние антимонопольная служба, как я думаю, была не намерена, потому что это серьезная сделка, которая здорово продвигает отрасль на мировые рынки, создается крупный экспортно ориентированный производитель полимеров, с серьезными позициями в мире. Но у этого есть и отрицательная сторона — полная свобода ценообразования. Так что минимальные требования для защиты внутреннего рынка государству все равно требовалось предусмотреть.

Как может ФАС защитить внутренний рынок? Только установить контроль за ценообразованием. Компания будет обязана поставлять продукцию на внутренний рынок в оговоренных объемах и по контролируемым ценам. То есть безраздельно монопольное положение окажется ограничено в плане ценообразования и обязанностью по наполнению внутреннего рынка.

СИБУР, понятно, в основном нацелен на экспорт. И тобольский «ЗапСибНефтехим» работает на экспорт, и что уж говорить — когда достроят Амурский газохимический комплекс, он будет, естественно, работать на экспорт, на Китай, исходя из его месторасположения. Поэтому в формулировке ФАС и есть оговорка о том, что поставка на внутренний рынок — с учетом логистических возможностей, потому что с Амура поставлять в Ленинградскую или Новгородскую область будет слишком дорого.

Конечно, действенных механизмов по защите внутреннего рынка от ценовых скачков, покуда мы вписаны в мировой рынок, не существует. Мы это видим на примере рынка металла. Если компания даже треть произведенной продукции экспортирует, то уже цена будет транслироваться на внутренний рынок. Возможно, от монопольного завышения цен это (условия ФАС — прим. ред.) не защитит, но, по крайней мере, даст основание предъявлять претензии в случае появления дефицита или роста цен на рынке, а также наказывать рублем — за монопольные действия существуют «оборотные» штрафы.

Что касается проекта торговой политики, который СИБУР должен будет до конца года предъявить в ФАС, понятно, что номенклатура большая, но думаю, что в первую очередь речь идет о каучуках и полимерах. Какая проблема может возникнуть у российских переработчиков? Первое — это рост цен, все производители упаковки и изделий из пластмассы уже сталкиваются с тем, что у них резко растет себестоимость производства, соответственно, они или получают убыток, или должны перекладывать все это на потребителя. То, что нам транслируются мировые цены, — это, конечно, здорово для экспортной выручки, для производителей-экспортеров, но для внутреннего рынка подобное плохо. Понятно, чем поддерживаются мировые цены — закачанными в экономику триллионами долларов в поддержку производителей и населения, но у нас такой закачки не было, потому страдает платежеспособный спрос, внутренние потребители, перерабатывающие компании.

По ограничениям переработки СУГ. Раньше у СИБУРа не имелось своей большой переработки, и он производил СУГ для рынка — те же бытовые газовые баллоны, газовые заправки и прочее. Теперь у него мощности перерабатывающие просто огромные, самые большие не только в России, но и в Европе. Компания обеспечена сырьем и, естественно, будет стараться по максимуму перерабатывать его, чтобы получать больше добавленной стоимости. Тем самым рынок топливный оголяется. Чтобы этого не произошло, СИБУР как крупнейшего поставщика СУГ ограничили, чтобы он не оголил данный рынок. Проблемы с поставками СУГ на рынок уже есть, биржевые цены растут. Это же было самое дешевое топливо, например для автомобилей, а сейчас цены на газ бегут за бензином. Не думаю, что СИБУР сократит переработку СУГ, просто у него появится обязанность поставлять определенные объемы газа на рынок. Что хочется добавить, ждем, когда сделка будет завершена и компания наконец выйдет на IPO, потому что такой лакомый кусок до сих пор не представлен на фондовом рынке.


Айрат Баширов — президент группы «Данафлекс»:

 — Повышение цен на полиэтилены и полипропилены достаточное большое уже произошло по всему рынку. Рост шел достаточно длительный период времени, по некоторым позициям цены поднялись в 2 раза, по другим — на 30–50 процентов. Это коснулось всех мировых рынков, не только России. Сейчас наблюдается снижение цен на мировом рынке, и мы, конечно, будем ожидать, что внутренние цены тоже за ними последуют.

Мы ждем, что укрупнение компаний (у СИБУРа и ТАИФа и так были большие доли на российском рынке) приведет к еще более монополистичной позиции. Но мы надеемся, что повышения цен за этим не последует, потому что компании ранее уже подняли цены, следуя так называемой импортной альтернативе.

Конечно, мы все опасаемся, что может случиться рост цен, не связанный с изменением мировых индексов, но будем надеяться, что этого не произойдет, потому что есть же еще и внешние конкуренты. Уже сейчас по некоторым позициям нам стало выгоднее привозить продукцию из-за рубежа, чем покупать здесь. Мы всегда мониторим цены, и если у нас есть возможность покупать продукцию по более дешевой цене или более высокого качества, то мы, конечно, всегда это будем делать.

Любые изменения на рынке воспринимаются с настороженностью. Сейчас сложно сказать, позитивно или негативно слияние компаний скажется на нашем бизнесе. Время покажет. СИБУР — компания продвинутая, с хорошим менеджментом, думаю, они просчитают все риски. Это рыночная компания, в первую очередь они будут заинтересованы в том, чтобы загружать все свои многочисленные мощности. Потому, думаю, они станут эффективно работать с ценой, с оглядкой на те цены, которые могут существовать в качестве импортной альтернативы.

Теоретически ФАС имеет рычаги влияния для сдерживания цен, по крайней мере, это ее основная функция, но как это будет выглядеть на самом деле, прогнозировать сложно, процесс слияния еще не завершен. Хочется надеяться, что антимонопольная служба будет за этим следить.


Участник нефтехимического рынка, на условиях анонимности:

— Какая ценовая уздечка от ФАС может быть, если создали огромного монополиста? Государственное регулирование цен — это нереально. Раньше хоть какой-то рынок был между СИБУРом и ТАИФом, а сейчас 80 процентов отрасли отдали в одни руки. И того, что последует рост цен на полимеры и каучуки, мы никак не можем исключить. Как ФАС тут поможет?

Практически произошла монополизация нефтехимии Российской Федерации, и дальше в свете того, что и ТАИФ — структура достаточно зубастая, и СИБУР то же самое, то теперь будет общая бизнес-структура, управляемая из одного центра. Вот о каких ограничениях ФАС можно говорить чисто теоретически?

Мы имеем в виду, что надо в стране создавать платформу развития малой химии, а сейчас фактически источники сырья для малой химии чудесным образом консолидированы. Малая химия — это же самый широкий круг инвесторов. Ранее можно было между ними (СИБУРом и ТАИФом) как между мамой с папой ходить, а сейчас нет. Теперь данный круг инвесторов должен идти на поклон к СИБУРу. Вот как СИБУР станет вести себя в условиях фактической монополии? Не будет ли то являться похоронами для развитии малой химии? Это ключевые риски.

Заставить СИБУР производить всю малую химию — это утопия. В чем вся ценность малой химии — что там миллиард и маленькая тележка всяких процессов, которыми должен заниматься самый широкий круг инвесторов, как теперь будет обеспечен механизм взаимодействия с СИБУРом? Что осталось-то в стране? Чуть-чуть «Лукойла» и «Газпром Нефтехим Салават» еще в непонятных судорогах.

Если смотреть на государственные процессы и те задачи по развитию малой химии, которые ставит президент РФ, тогда из этого гиганта надо делать платформу. Но насколько они будут ориентированы на малый бизнес? Темна вода в облацех.