IMG_4954.jpg
В 2009 году выручка завода составила 2,8 млрд. рублей, в 2010-м – 7,8 млрд., в этом году ожидается 10 млрд. рублей. «Добились того, что 2011 год стал очень плодовитым – пошли большие заказы», - рассказал Ренат Мистахов газете «БИЗНЕС Online»

РОССИЯ И ВЬЕТНАМ ПОДПИСАЛИ ПРОТОКОЛ ПО «ГЕПАРДАМ»

«Мы выиграли закрытый тендер на очень интересное судно для министерства обороны - думаю, в феврале-марте пригласим вас на его закладку», - поделился позитивными новостями Ренат Мистахов, уточнив, что в конкурсе участвовало 12 предприятий. От обсуждения подробностей он уклонился, отметив только, что это фрегат водоизмещением 3 тыс. т (для сравнения, «Гепарды» вьетнамского заказа, а также флагман Каспийской флотилии «Татарстан» - примерно 2 тыс. тонн). После постройки этот, по зеленодольским меркам, гигант будет переправлен на понтонах либо на Черное море, либо на Балтику, либо на Северный флот.

Кстати, о вьетнамском заказе. Напомним, 7 декабря федеральные СМИ распространили новость о том, что зеленодольский завод, в дополнение к двум уже сданным кораблям, заключил контракт на постройку еще пары фрегатов проекта «Гепард» для ВМС Вьетнама. Позже появились невнятные сообщения, что оптимизм преждевременен, но конкретики так и не последовало.

Как рассказал вчера Мистахов, на выставке в Малайзии, откуда и пришла новость, действительно, много внимания было уделено «Гепардам», но контрактов по ним не подписывалось. Журналисты неверно истолковали слова одного из сотрудников завода. «Правильно будет сказать, что идут проработки в части строительства еще двух кораблей для Вьетнама. Надеемся, в 2012 году будет закончен этап переговоров. Технический облик корабля уже определен, данный этап согласования мы прошли - был подписан протокол между Россией и Вьетнамом».

Заодно гендиректор прояснил судьбу остающегося на заводе третьего «корпуса» корабля проекта 11661 (первый - «Татарстан», второй - «Дагестан», проходит испытания», все три заложены еще в 1988 году). «Достраиваться корабль не будет, ведь проектанты и военные шагнули сегодня далеко вперед в требованиях. Решение, скорее всего, будет таким - порежем на лом», - рассказал Мистахов.

СКОРОСТНЫЕ ТЕПЛОХОДЫ — ЖИВАЯ РЕКЛАМА ЗАВОДА

У читателей «БИЗНЕС Online» традиционно много вопросов вызывает проект презентованного в сентябре на экономическом форуме в Сочи скоростного теплохода проекта А145. Мистахов объяснил, что головной теплоход прошел почти все испытания. К апрелю будет достроено второе судно проекта, и оба они отправятся испытываться на Черное море.

Гендиректор объяснил высокую стоимость каждого судна - 270 млн. рублей. «Упор был сделан не на то, чтобы построить дешевое судно, а на то, чтобы построить современное и безопасное, - рассказал он. - Там особая отделка, радиотехнические системы. Постарались, не экономя средств, сделать так, чтобы судно понравилось. Считаю, сегодня оно для российского рынка - определенный прорыв».

Гендиректор не исключил, что в мае может быть принято решение о том, на какие регулярные морские линии поставят оба теплохода. По его словам, этот вопрос президент РТ Рустам Минниханов обсуждал с губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым.

Мистахов напомнил, что на Дальнем Востоке работают пять судов - предшественников А145 - теплоходы проектов А-45 и А45-1. Глава зеленодольского завода отметил, что на головных судах возникали проблемы. «Но мы помогаем их решать. Эти теплоходы - живая реклама нашего завода, и мы ни в коем случае не дадим, чтобы с ними были какие-то неприятности. Интерес к ним проявляют многие, и потенциальные заказчики выезжают, например, в Красноярск, и смотрят А45 в деле».

По его словам, эксплуатируются «45-е» с высокой загрузкой, и три судна уже окупились (напомним, они строились в 2006 - 2009 годах). Сейчас прорабатывается вопрос строительства теплохода новой модификации – А45-90: двухпалубное судно каютного варианта, на 94 места. Если у А45 дальность плавания — 300 - 400 км, то у А45-90 - до 2 тысяч. «Это позволит обслуживать такие места, где нет автомобильных и железных дорог, где авиация не каждый день может летать. Такая потребность на Енисее есть», - рассказал Мистахов. Кроме того, идут переговоры с Туркменистаном о строительстве судна проекта А45-4 класса «река-море».

ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ - МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАВОДА И НАБОР ЛЮДЕЙ

В 2009 году выручка завода составила 2,8 млрд. рублей, в 2010-м – 7,8 млрд., в этом году ожидается 10 млрд. рублей. «Добились того, что 2011 год стал очень плодовитым – пошли большие заказы», - рассказал Мистахов.

На сегодня 70% судостроительной продукции завода относится к военной, при этом собственно судостроение занимает 75%, остальное – литье, машиностроение. Предприятие загружено заказами до 2016 года, и идет нарастание выпуска продукции. Советы, как охладить компьютер, читайте в этой статье на myhomecomp.ru. Если в последнее время завод сдавал по 1-2 корабля, то итогом этого года станут три: буксир для ВМФ, катер «Грачонок» и «Дагестан», который сейчас проводит ракетные стрельбы. На следующий год запланирована сдача второго судна А-145, двух танкеров RST-25 грузоподъемностью 7100 тонн и еще одного «Грачонка». В 2013 году будет сдано уже 5 кораблей. «Вся пятерка – для министерства обороны», - пояснил Мистахов. По-видимому, имеются в виду малые ракетные корабли проекта 21631 (проектировщик - ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро»). «Серия кораблей для ВМФ достигнет 8 - 10 штук», - с явным удовлетворением отметил Мистахов.

Гендиректор не стал скрывать трудностей, с которыми пришлось столкнуться предприятию: «За последние десять лет заводом было выпущено для ВМФ всего четыре корабля! То есть мы не развивались в военном направлении - развитие начинается только тогда, когда есть заказы. Сейчас заказы для ВМФ пошли, но есть упущенные моменты - специалистов стало меньше». Модернизация завода и набор людей — обозначил Мистахов главные цели. Модернизация предприятия идет в рамках ФЦП, по которой 40% средств выделяет сам завод, а 60% - государство.

Как говорит Мистахов, в целях обмена опытом он объездил почти все российские верфи. Но, увы, почти все они находятся примерно на том же уровне развития, что и завод им. Горького. А вот на судостроительных предприятиях Германии удалось многому научиться - как сократить трудоемкость, ускорить строительство. Сегодня заключен договор с одной из немецких фирм. «Она для нас полностью рассчитала, как при существующих зданиях, логистике правильно расставить новые станки, не останавливая основное производство. В 2010 году мы сформировали очень хороший фундамент по техперевооружению. В этом году полностью завершили первые этапы проектных работ модернизации цехов, связанных с судостроением. До Нового года закупаем на 210 миллионов рублей новые станки - линии по обработке, резке, гибке металла. Все это позволит нам шагнуть с 12 тысяч тонн годовой обработки металла на 35 тысяч тонн», - заявил Мистахов.

Полный текст интернет-конференции Мистахова с читателями «БИЗНЕС Online» будет опубликован в ближайшее время.