Сегодня дан старт разработке концепции нового здания театра им. Камала, место под которое на улице Хади Такташа было найдено при поддержке президента РТ Рустама Минниханова. Заявки на участие принимаются до 15 сентября, результаты объявят в январе 2022-го, а строительство могут завершить до 2025 года. О том, зачем камаловцам новая сцена и какие задачи поставят перед проектировщиками, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня дан старт отбору концепций на облик нового здания театра им. Камала
«Лишать театр на длительное время сцены — это тоже очень проблемно»
Традиция проводить международные архитектурные конкурсы в Казани, похоже, входит в моду. В конце июня подвели итоги конкурса на концепцию многофункционального комплекса Kravt Group на берегу Казанки. Было подано 188 заявок из 24 стран мира, и представительное жюри, включавшее в себя всемирно известных архитекторов, около 6 часов обсуждало судьбы 8,9 га близ комплекса «Ривьеры». А в 2015 году в ходе подготовки благоустройства набережной Кабан на конкурс поступило свыше 160 заявок, победителем оказался проект российско-китайского консорциума Turenscape + МАП architects.
И вот сегодня был дан старт отбору концепций на облик нового здания театра им. Камала. Напомним, что в ходе недавней прогулки Рустама Минниханова по историческому центру ему представили варианты реконструкции театра, но в итоге президент РТ принял решение о строительстве новой сцены. Место под нее выбрали на берегу озера Кабан, на улице Хади Такташа — новый комплекс займет участок в 3,9 гектара. Напомним, ранее виды на данную площадку имела компания UD Group, близкая владельцам «Унистроя», но участок был изъят у застройщика.
Ильсур Метшин: «Символично, что новый театр появится на улице, которая носит имя великого татарского поэта Хади Такташа. Он был новатором в татарской поэзии и даже успел поработать суфлером в театре»
«Мы доросли до такого события и во главе с президентом объявляем о строительстве нового театра, — взял слово мэр Казани Ильсур Метшин. — Это говорит о нашем потенциале, о нашей культуре и о наших возможностях. <...> Символично, что новый театр появится на улице, которая носит имя великого татарского поэта Хади Такташа. Он был новатором в татарской поэзии и даже успел поработать суфлером в театре».
Здание театра на озере Кабан (улица Татарстан) открыли в 1987 году — к 90-летию театра. Однако сейчас помещения не отвечают требованиям нового времени: актеры работают в стесненных условиях, инициатива о смене локации исходит от самого театра.
«У нас нет репетиционных помещений, — пояснил главный режиссер театра Фарид Бикчантаев. — Под соответствующие цели мы были вынуждены отдать кабинет бывшего главного режиссера театра Марселя Салимжанова. Артистам приходится делить гримерки… Некоторые гримерные кабинеты мы были вынуждены отдать под парикмахерские и редакционные помещения».
Реконструкцию театра анонсировал президент РТ Рустам Минниханов в сентябре 2020-го во время выступления с посланием Госсовету республики. «Назрела необходимость провести реконструкцию и Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала. Бережно сохраняя архитектуру и традиции, нам следует более активно использовать современные решения. Главное — чтобы наши объекты культуры стали комфортной средой, в которой хочется проводить время», — говорил он.
Изначально рассматривались варианты пристройки или реконструкции. Однако на совещании 11 июля было принято решение о строительстве нового здания неподалеку от перекрестка улиц Нурсултана Назарбаева и Хади Такташа, рядом с уже благоустроенной набережной озера Кабан.
«Хороша репутация и Казани, и Татарстана в части конкурсной практики, поскольку мы имеем привычку с победителями доводить проекты до реализации, как, например, было с Кабаном. Мотивация участвовать у тех, кто хочет реализовать проект, выше. Мы доверие заслужили в этом смысле», — отметила сегодня помощник президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова.
Площадь перед существующим театром не может быть застроена, потому что это охранная зона Казанского кремля, пояснила Наталия Фишман-Бекмамбетова. Стройка также может нарушить и главные архитектурные принципы устройства татарстанской столицы, поэтому принято решение не трогать эту территорию
По словам главного режиссера театра Фарида Бикчантаева, когда театр в конце 80-х переезжал в здание-парус, уже тогда стоял вопрос о его соответствии всем необходимым условиям. «Место, где сейчас располагается парковка, пустовало — ничего не было. Это место как раз приспособлено для того, чтобы достроить здание, достроить те помещения, пространства, которых сегодня нет», — отметил он. А нет, например, нужного количества репетиционных помещений: сейчас оно одно, и то в кабинете бывшего главного режиссера Марселя Салимжанова. Также не хватает актерам и гримерок. Однако и парковка в современных условиях тоже нужна.
«Начиная с 2000-х годов и по сегодняшний день уже было два проекта по расширению здания театра имени Камала. Эти два проекта не прошли. Рустам Нургалиевич очень хотел, чтобы это произошло, даже были облеты на вертолете, и он говорил: „Давайте вот здесь сделаем, тут места много“. Но по причинам, о которых говорить сегодня долго, этого не получается», — подчеркнул Бикчантаев.
Ирада Аюпова: «Мы на новом месте можем построить здание, которое будет отвечать всем современным требованиям в организации театрального процесса, но при этом сохранится колорит национального театра, нашей жемчужины»
Одна из причин, по которым сложно работать со старым зданием, — это необходимость остановки работы театра на долгое время в случае его реконструкции. «Для театра это была одна из самых ключевых проблем: где им играть, пока идет ремонт? В таком решении, когда мы осваиваем новое пространство, у нас снимаются все проблемы, — пояснила министр культуры РТ Ирада Аюпова. — С одной стороны, у театра на период ремонта остается площадка. С другой стороны, мы на новом месте можем построить здание, которое будет отвечать всем современным требованиям в организации театрального процесса, но при этом сохранится колорит национального театра, нашей жемчужины».
А площадь перед существующим театром не может быть застроена, потому что это охранная зона Казанского кремля, пояснила Фишман-Бекмамбетова. Стройка также может нарушить и главные архитектурные принципы устройства татарстанской столицы, поэтому принято решение не трогать данную территорию.
А что будет со старым зданием театра? Этот вопрос еще не решен. Судьбу знаменитого здания-паруса хотят обсуждать, что называется, коллегиально. По словам Метшина, у театра его никто не забирает
«Это не конкурс фантазии на тему того, как могло бы выглядеть здание»
Конкурс организуют по стандартам ЮНЕСКО. При рассмотрении эскизов члены жюри не будут знать, кто является автором работ. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 15 сентября — для этого уже открыт специальный сайт. Техническим организатором выбрано ООО «Центр Лаб». Совладельцем компании является Сергей Георгиевский. Его агентство «Центр» известно в Казани, в частности, по конкурсу концепции экорайона на землях, выделенных для помощи обманутым дольщикам.
К участию приглашают как международные, так и российские компании. Состав жюри пока не называется, но он будет международным: сейчас идут переговоры с именитыми архитекторами. Конечно, приветствуется наличие в консорциумах казанских команд: согласно общепринятой практике, местные специалисты необходимы для того, чтобы проекты можно было быстрее адаптировать под существующие нормы и не затягивать строительство. «Это не конкурс фантазии на тему того, как могло бы выглядеть здание. Мы будем просить участников конкурса сразу же с учетом очень детального функционального задания сделать нам всю „начинку“ и представить нам ее концепцию. Поэтому выбирать мы будем не только внешний облик, но и видение о функционировании театра», — подчеркнула помощник президента РТ. Ну а за окончательное приспособление проекта традиционно возьмется «Татинвестгражданпроект».
28 сентября по представленным портфолио и эссе жюри отберет 7 команд, которых пригласят посетить существующее здание и площадку под будущее здание. 13 января 2022 года, спустя два этапа консультаций, коллективам предстоит сдать свои решения. 27 января жюри огласит вердикт. За победу предусмотрено вознаграждение 2,5 млн рублей, а за второе и третье места — по 1,5 млн и 1 млн рублей соответственно.
Перед началом работы отобранным командам дадут вводные: справку о национальном театре, об основополагающих принципах работы театра им. Камала, историческую справку о татарском театре, справку об озере Кабан и др. Также Фишман-Бекмамбетова озвучила и некоторые требования для участников. Например, им предстоит принять сложное инженерное решение — спрятать все коммуникации под землю. «Мы внимательно следим за реакцией казанцев. Сразу хочу сказать, это то, что мы обсудили прямо на месте, когда принималось решение, — здание будет стоять в парке. Все коммуникации, парковки — все под землей. Та территория, которая планировалась как парк, останется парковой зоной со зданием театра. Ни в коем случае мы не станем полностью застраивать эту территорию, мостить ее твердым мощением и так далее», — рассказала помощник президента.
О бюджете самого строительства нового объекта говорить пока рано, известно лишь, что площадь объекта — более 20 тыс. кв. метров. При этом если все сложится так, как сегодня обсуждается, строительство может завершиться уже в 2025 году, сообщил Метшин.
Сегодняшним событием власти открывают диалог к тому, что ожидает одну из жемчужин Казани после того, как откроется новое здание
Метшин о судьбе нынешней сцены: «Что здесь будет, это вопрос, но никто у театра здание не забирает»
Помимо строительства нового здания на пресс-конференции обсудили и благоустройство территории вокруг. Так, решением по транспортной доступности театра станет новый мост с Хади Такташа на площадь Вахитова. Он уже спроектирован и прошел экспертизу.
«В рамках этого моста будет и пешеходная часть — выделенная, красивая. У нас же сейчас временный переход. Это уже в планах реализации», — отметил Метшин. Кроме того, старый мост низкий, а потому не дает двигаться с благоустройством Кабана дальше к зоопарку.
А что ожидает старое здание театра? Вопрос еще не решен. Судьбу знаменитого здания-паруса хотят обсуждать, что называется, коллегиально. По словам Метшина, у театра его никто не забирает. «Что здесь будет, театральный музей или живой какой-то музыкальный театр, это вопрос. Никто не забирает [здание у театра]. Тот же Фарид Рафкатович [Бикчантаев] вместе со своей труппой предлагает: „Давайте вместе покреативим“», — отметил градоначальник.
В завершение Метшин добавил, что сегодняшним событием власти открывают диалог к тому, что ожидает одну из жемчужин Казани после того, как откроется новое здание.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 165
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.