Present in the Past («Настоящее в прошлом») — новая выставка, открывшаяся в галерее современного искусства «БИЗОN» в центре Казани. Это 9 крупноформатных полотен модного творческого дуэта Дмитрия Окружнова и Марии Шаровой, дополняемых обломками и звуками отпадающей от стен штукатурки. О том, почему художники предпочитают не давать названий своим картинам, отчего на них отсутствуют фигуры людей и существует ли в реальности матрица, — в нашем редакционном материале.
-
Конец июля в галерее современного искусства «БИЗОN» ознаменовался открытием новой яркой пиксельной выставки Present in the Past («Настоящее в прошлом») художников Дмитрия Окружнова и Марии Шаровой. Вместе они работают с 2012 года и входят в число самых модных и интересных представителей современного искусства Москвы. Present in the Past — это 9 крупноформатных полотен, дополняемых обломками и звуками отпадающей от стен штукатурки, составляя 72 кв. м фрагментированного распада реальности. Сразу заметим, что метод работы над полотнами у художников крайне сложный и трудоемкий, предполагающий нанесение десятков и десятков слоев на одно полотно, а потом скрупулезную работу над деталями и фрагментами. Поэтому в год создается не больше 8–10 картин, что, возможно, и ценится коллекционерами современного искусства. Цена работ художников начинается от 10–13 тыс. евро…
-
Творческий и семейный дуэт специально приехал в Казань, чтобы присутствовать на открытии. Художники подробно рассказали собравшимся, как им удается вырывать зрителя из комфортного контекста, чтобы через свои работы узнать: а не застряли ли мы в матрице?
-
На первом этаже галереи расположилась серия работ 206 Partial Content («частичное содержание», на языке программирования означающее код ошибки сервера). Как признались Окружнов и Шарова, именно эта ошибка отражает их размышления о мифе СССР и оказалась созвучна с тем, о чем они хотят поговорить. «В первую очередь мы хотели бы поговорить об истории, потому что она всегда вокруг нас. Даже наша мастерская находится в историческом здании — в бывшем доме культуры, построенном в 1929 году, города Кинешмы (именно здесь живут и творят художники — прим. ред.). То, что мы там находимся, на нас очень влияет, — поделилась Мария. — Мы и до этого работали с темой реальности и виртуальности, но здесь в тему вплелась еще и история, ее частичность, ее не совсем понятность нам, миллениалам».
-
Зумерам, кажется, тоже не чужда тема того, как переплетаются реальность и виртуальность, так что юные ценители современного искусства также с интересом слушали лекцию дуэта.
-
Живописцы принадлежат к поколению, выросшему после развала Советского Союза, и своими работами пытаются собрать прошлое с помощью интернета и технологий. Они много думают о глобализации, современности, влиянии современных технологий на жизнь, о чем Окружнов и Шарова говорили в интервью «БИЗНЕС Online». По их мнению, для кого-то интернет и новые технологии — шанс преодолеть границы собственных возможностей, расширить кругозор и апгрейдить себя. А кто-то увидит в этом способ отстраниться от любой рефлексии и погрузиться в состояние «овоща» на диване, за которого будут и думать, и действовать.
-
Кстати, специально для серии 206 Partial Content Мария и Дмитрий привезли в «БИЗОN» штукатурку, которой усыпан пол возле картин. Она является неотъемлемой частью инсталляции, т. к. еще больше позволяет погрузиться в нее. Штукатурку художники собрали с осыпающихся стен в своей мастерской и по окончании выставки заберут ее обратно.
-
Еще больше помогают погрузиться в атмосферу выставки сопровождающие ее звуки: скрежет пружин открывающихся и закрывающихся дверей, шаги в пустом пространстве и тот самый звук осыпающейся штукатурки, жужжание ламп и даже тишина.
-
Рассказывая о творчестве, половинка художественного дуэта Мария пояснила, что однозначного прочтения их с Дмитрием работ авторам хотелось бы избежать, т. к. всегда интереснее, когда человек может сам представить, что для него значит каждая из картин.
-
Например, в этих работах можно проследить момент утраты. «Порой в интернете вы хотите заново прочитать какую-то статью, ищите, а ее уже не существует, она удалена, и вы видите, вбивая ее в поисковике, только часть заголовка, — пояснил Окружнов. — Так вот, наши работы — больше образ сетевой утраты, чем физической. Это такое наше ощущение от того, что осталось, что останется через время».
-
Интересный факт, что художники намеренно не дают названия картинам. Они предпочитают обозначать их порядковыми номерами или оставлять без названия совсем.
-
Этажом выше можно увидеть вторую часть выставки Present in the Past с лаконичным названием RM. Это серия про погружение людей в интернет, их ментальное отсутствие в реальном мире. Собственно, каждое полотно обозначено как Room 1, Room 3 и т. д. Отсутствует только картина Room 2, которая находится в частной коллекции. Конечно, и название RM было выбрано неслучайно. Такой аббревиатурой в английском языке обозначаются два слова — room (комната), которое сокращается до rm. Подобное же сокращение есть в компьютерной программе Remove, удаляющей все лишнее с фотографий.
-
3 марта 2020 года именно эта серия про пустые квартиры была представлена в московской галерее XL, с которой последние годы сотрудничают художники и которая продвигает их творчество на различных ярмарках современного искусства. А через несколько недель, как все мы помним, случился локдаун. Все опустело, и люди были вынуждены сидеть дома. Единственным окном в реальность оказался интернет, который заменил нам всем весь остальной мир, кроме собственных квартир. «Наши картины вдруг стали описанием конкретного состояния. Это было так созвучно со временем», — поделились эмоциями авторы.
-
Кстати, здесь же, на втором этаже, можно посмотреть фильм о том, как создаются полотна Окружнова и Шаровой.
-
Важный момент, что авторы намеренно не встраивают в свои полотна фигуру человека. Главное, чтобы каждый погрузился в них самостоятельно и увидел все своими глазами…
-
Выяснив, например, что реальность обладает уже не той силой, что виртуальность. Через определенные фрагменты, наслоения художники пытаются показать нашу новую реальность, которую создает сам человек. Это даже некая отсылка, как признали герои вечера, к культовому фильму «Матрица».
-
«Любая фантастика, философские концепции, основанные на подмене реальности, скажем, философия Бодрийяра, или если обратиться к Платону, он говорил, что есть некие эйдосы (идеи), образцы, а все остальное — подобие. И „Матрица“ из этой же линии. А люди-то пытаются понять, что есть реальность, откуда она взялась, что есть основа и существует ли она вообще», — философски констатировала Шарова.
-
Выставка Present in the Past Окружнова и Шаровой будет работать до 12 сентября. Кстати говоря, следующий адрес, куда переедут работы этого творческого дуэта, — Милан, в одну из его модных галереей.
-
Галерея «БИЗОN» работает ежедневно с 13:00 до 21:00 (ТЦ «Родина», ул. Баумана, 44/8, первый этаж). Стоимость билетов: 150 рублей, студентам — 100 рублей, детям до 18 лет и пенсионерам вход свободный. Всем посетителям при необходимости выдается маска.
0+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.