КАТАЛИЗАТОРОМ СТАЛ ВЗРЫВ ЦЕН НА СОЛЯРКУ
Решение, так неожиданно прозвучавшее в опасной близости от президентских выборов, на самом деле зрело давно и много раз откладывалось. Напомним, ситуация сложилась парадоксальная. В законе РТ об организации пассажирских перевозок черным по белому зафиксировано, что стоимость перевозки льготников должна быть компенсирована. Но фактически рядовые граждане, например, в Казани платят 18 рублей, а за льготников на основе так называемого «регионального стандарта стоимости перевозки льготников» бюджет перечисляет перевозчикам лишь 9 рублей 44 копейки. Остальное тяжким грузом легло на плечи транспортников.
Война перевозчиков за свои права тлела не один год: были и пресс-конференции, и коллективные письма президенту, и суды. Но до предела атмосфера накалилась в феврале этого года, когда солярка практически сравнялась по стоимости с 95 бензином. Всего за четыре месяца – с октября 2010 по февраль 2011 – дизтопливо подорожало с 14 до 26 рублей, то есть на 85%. Перевозчики пожаловались в УФАС РТ, но стоимость солярки, естественно, от этого не изменилась.
БИТВА ПАТП-7 ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ ЗАКОНЧИЛАСЬ РАЗОРЕНИЕМ
В итоге в конце февраля один из доведенных до отчаяния перевозчиков – ОАО «КПАТП-7» харизматичного Владимира Капитонова, при помощи электронных ридеров точно подсчитав сумму выпадающих доходов, подал в суд на Татарстан в лице минфина РТ, требуя вернуть предприятию 72,6 млн. рублей. Затем сумма требований была снижена до 42 млн. рублей. За исходом судебных тяжб внимательно наблюдали остальные казанские транспортники – суммарная сумма исков могла достичь астрономических 700 млн. рублей.
Повторить подвиг Капитонова не решился никто: в июне предприятие, разорившись, ушло с рынка пассажирских перевозок. А в августе арбитражный суд Москвы обязал минфин РФ выплатить казанскому перевозчику 61 млн. рублей за перевозку федеральных льготников в 2006 - 2007 годах.
Так что накал страстей вокруг перевозок себе в убыток оказался нешуточным. Эта тема горячо обсуждалась в конце сентября во время круглого стола, организованного госкомитетом по тарифам РТ. Тогда глава госкомитета Раузил Хазиев высказался однозначно: «Региональный стандарт есть только в нашей республике, он не нужен. Он только ведет к искажению всей отчетности, и мы обязательно добьемся его отмены».
БУКВА КАРАРА: НЕ БОЛЕЕ 30 ПОЕЗДОК В ОДНИ РУКИ
Добились: фактически стандарт отменяется. С 1 января транспортники будут получать не 9 рублей 44 копейки за перевозку льготника, а полную стоимость проезда по тарифу. Как подчеркнул на созванном в субботу брифинге по случаю введения нового постановления глава минтранса Ленар Сафин, «копейка в копейку».
Если раньше льготник имел возможность за ограниченную сумму ездить сколько угодно, то новое постановление вносит жесткие ограничения. Так, изменения гласят: «Проездной билет для граждан... предоставляет право совершения не более 30 поездок в месяц суммарно на всех видах городского общественного транспорта и на автомобильном транспорте пригородного сообщения в пределах муниципального образования».
Отметим, что стоимость проездных вырастет: сегодняшние 194 рубля за детский проездной увеличиваются до 206, нынешние 322 рубля для взрослых с 1 января возрастут до 342 рублей. Напомним, льготники оплачивают их за счет целевых субсидий, которые им ежемесячно перечисляет государство. Эти деньги каждый может либо оставить себе, либо купить проездной. Как и прежде, средства, вырученные от их реализации, и будут направлены на компенсацию транспортным компаниям.
Реализовывать проездные билеты будут до 10 числа месяца, на который распространяется их действие. Причем интересная деталь: если гражданин не использовал полагающиеся ему 30 поездок, на следующий месяц оставшиеся не переходят.
Что же до компаний-перевозчиков, то, помимо возможного роста доходов, новые правила обещают прибавить им головной боли - транспортники обязаны обеспечить хранение и учет отрывных талонов в течение целых трех лет с момента прекращения срока их действия.
МЕСТНЫЕ ВЛАСТИ ВОСПРИНЯЛИ НОВШЕСТВО С ОСТОРОЖНОСТЬЮ:
ИМЕТЬ ДЕЛО С ВОЗМУЩЕНИЕМ ЛЬГОТНИКОВ ПРИДЕТСЯ ИМ
Ожидать, что население с радостью воспримет эту новость, вряд ли приходится. И это очень хорошо понимают на местах. Альметьевский исполком, к примеру, внес целый ряд предложений в минсоцзащиты – в нефтяной столице РТ считают, что новый порядок стоило бы доработать.
- В среду мы уже получили новые билеты, в четверг они поступили в продажу, - сказал газете «БИЗНЕС Online» Марат Гирфанов, замруководителя исполкома по инфраструктурному развитию Альметьевска. - Это, конечно, с чужих слов, но все-таки расскажу – на почте стал свидетелем разговора двух бабушек. Они покупали проездные, и одна другой сказала: «Ну, вот… ладно, сегодня здесь куплю, а если не хватит талончиков – куплю еще в Сбербанке». У людей, как видно, еще нет понимания ситуации до конца.
И Гирфанов перешел к проблемам. По его словам, взятые непонятно откуда 30 поездок вряд ли устроят население, и к 20 января это недовольство вполне могут почувствовать на себе местные власти.
- Мы вышли с предложением к минсоцзащиты РТ ввести хотя бы 40 - 50 талонов, - сказал Гирфанов. Логика проста – работающий пенсионер сможет оплатить дорогу на работу и обратно. И еще одна проблема – это жители района, которые пользуются пригородным транспортом. Им приходится ездить с пересадками. Есть такая категория льготников, которые ежедневно из района едут на учебу, – таким учащимся нового проездного хватит разве что на неделю. Но это же ненормально…
В Альметьевске - два перевозчика, здесь ежемесячно в среднем 8 - 9 тыс. человек из 40 тыс. льготников пользуются своим правом бесплатного проезда. По мнению Гирфанова, новый порядок несильно скажется на прибылях транспортников, но появится прозрачность - сколько же они действительно перевезли льготных пассажиров. До этого расчет шел исключительно по формуле, а реально никто никогда не считал, сколько ездят льготники – два раза в месяц или пятьдесят. Поэтому будет четко ясно – действительно ли недополучают перевозчики, или бюджет, наоборот, переплачивает им. И в этом, по мнению чиновника, несомненный плюс системы.
Остальные муниципальные чиновники, отвечающие за транспорт, в субботу оказались недоступными для комментариев.
МИНТРАНС ОБЕЩАЕТ: ЛУЧШЕ БУДЕТ ВСЕМ
На встрече с журналистами по поводу ввода новых правил глава минтранса Ленар Сафин объяснил, почему было принято такое постановление. По его словам, на эти меры вынудило пойти крайне тяжелое положение транспортных компаний, нехватка бюджетных средств и желание избавиться от двойного субсидирования льготного проезда. Он пример внушительные цифры:
- В настоящее время в Татарстане более 1 миллиона федеральных и региональных льготников, на финансирование ЕДВ выделяется 2,5 миллиарда рублей – в 2012 году эта сумма составит 3 миллиарда рублей, - пояснил министр экономическую подоплеку постановления. – Примерно 16,5 процента льготников покупают проездные – это 680 миллионов рублей. Плюс бюджет выделяет транспортникам в текущем году 405 миллионов рублей, но они терпят убытки на 1 миллиард.
В итоге, по словам Сафина, армия условно-бесплатных пассажиров фактически регулярно вгоняет в гроб транспортные компании. За последние пять лет обанкротился каждый третий перевозчик. И при ограниченных бюджетных средствах надо было что-то делать. Поэтому было принято решение ограничить именно количество поездок по социальным проездным до 30, исходя из возможностей бюджетной компенсации перевозчикам.
По статистике, как отметил министр, только 103 льготника в республике ездят примерно 200 раз в месяц. Около 50 тысяч человек – то есть треть льготников – и так ездят менее 30 раз и новых правил даже не заметят. Фактически постановление коснется 126 тысяч человек.
- Предложенные меры позволят поддержать транспортников – и в то же время сделают льготника уважаемым пассажиром. Ведь нередко бывает, что автобусы едут мимо остановок, где стоят льготники, - продолжает Сафин. – При новой системе оплаты перевозчикам станет выгодно возить таких людей – ведь бюджет оплатит все копейка в копейку, согласно тарифу перевозчика. Весь этот рынок станет более прозрачным и цивилизованным.
Как будут учитываться поездки? В Казани, где действует электронная система учета, карта просто заблокируется после 30 транзакций – и воспользоваться ею можно будет только на следующий месяц при условии пополнения. В других районах будут продаваться книжечки с 30 отрывными талонами, которые будут принимать кондукторы и водители.
Талоны эти будут приниматься в любом районе Татарстана – допустим, льготник купил книжечку в Челнах, но проехать по ним он вправе и в Казани. В перспективе же все города – Нижнекамск, Набережные Челны, Альметьевск, Зеленодольск – также перейдут на электронную карту во втором квартале 2012 года.
К слову, Татарстан на сей раз не впереди России всей: ограничение количества поездок по социальным проездным действует и в других регионах. К примеру, в Белгороде с 2005 года это 28 поездок, в Новосибирске с 2010-го – 30.
УЧАСТНИКИ РЫНКА: НОВЫЙ ПОРЯДОК – БЕЗУСЛОВНЫЙ ПЛЮС ДЛЯ ТРАНСПОРТНИКОВ
Ограничение прав льготников на безлимитный проезд – это, безусловно, плюс для транспортных компаний, хотя и не решение всех проблем. Таково общее мнение участников рынка пассажирских перевозок, опрошенных газетой «БИЗНЕС Online».
Алексей Варин – гендиректор ООО «КПАТП № 9»:
- Я считаю, что это абсолютно правильное решение. Большинство пенсионеров, которые ездили по карточке на 322 рубля, настоящими пенсионерами, то есть бабушками и дедушками преклонного возраста, и не являются. Как правило, этими льготами пользуются люди с социальными льготами, которые продолжают работать и зарабатывать деньги. Раз они работают, почему они должны платить меньше, а ПАТП - нести убытки? Льготных категорий ведь очень много! Настоящие старенькие бабушки с удовольствием готовы и 18 рублей платить, ведь они довольно редко куда-либо выбираются. Для таких бабушек 30 поездок вполне достаточно.
Фердинант Гарипов - предприниматель, автобусный маршрут №4 (Казань):
- Многое зависит от того, как народ отреагирует на это постановление. Мы, конечно, посмотрим, будут ли возмущения, или пенсионеры отреагируют спокойно. Выгодно ли будет это постановление перевозчикам? Пока ничего не могу сказать - зависит от того, как оно будет реализовано. Хотя, конечно, с точки зрения простого человека, это неправильно. Сейчас и так жизнь тяжелая, все дорожает. Но и у нас, например, сильно изменились цены и на обслуживание транспорта - и приходится как-то выживать!
Асфан Галявов – МУП «Метроэлектротранс»:
- Безусловно, перевозчикам будет легче, и это справедливо. Если, к примеру, у нас тариф на компенсацию около 10 рублей, то себестоимость перевозки – 32 рубля. То есть эти выпадающие 22 рубля приходится зарабатывать другими путями… Если раньше льготник имел право проехать хоть 50 раз, то теперь будет 30, а за остальные поездки ему придется платить. Не скажу, что это решающим образом улучшит экономическую ситуацию предприятия, но деньги дополнительные поступят. Возможно, пассажиров станет немного меньше – может быть, процента на 3 - 4. Ежедневно мы перевозим 270 - 280 тысяч пассажиров. Почему принято новое постановление? Думаю, это может быть реакцией на настойчивые обращения автобусных перевозчиков – им необходимо вносить лизинговые платежи, обновление передвижного состава, а средств на развитие не хватает.
Талгат Лутфуллин - директор ООО «Транспортная компания» (Зеленодольск):
- Может быть, в Казани ситуация иная, но для нас перевозка льготников особо острой не была – может быть, потому, что маршруты все-таки короче. В Зеленодольске примерно 60 тысяч льготников, проездные предпочитают покупать порядка 3 тысяч человек. Эти деньги аккумулируются на счетах минтранса, нам приходится доказывать свою транспортную работу – и деньги в итоге перечисляются перевозчикам. Другое дело, что размер этой компенсации – 9 рублей 44 копейки, цена же проезда у нас – 12 рублей, то есть разница более 30 процентов! Статистики, сколько же раз льготник воспользовался своим правом – 30, 50 или 200 раз, не было. И это всегда было головной болью. На два рубля дешевле гречка в Казани – и льготники уже могут поехать, причем запросто – в часы «пик»! Потому что это бесплатно.
Для нас это постановление - безусловный плюс. Мы сможем отследить поездки льготников и получим свою компенсацию полностью, а бесплатных пассажиров просто не будет. Но мое личное мнение по этому поводу – лучше было бы вообще исключить эти проездные, выплачивая людям «живые» деньги. Мороки было бы меньше.
Роберт Гилязов - директор ООО «Инженерно-технический центр» (перевозчик, Казань):
- Конечно, пенсионеры будут возмущаться - но что же делать ПАТП? Ведь сейчас себестоимость проезда - 19 - 20 рублей, а пенсионеры по льготной карте ездят в несколько раз дешевле, если учесть, что у них право безлимитного проезда! Сейчас у многих ПАТП серьезные финансовые проблемы, трудности с набором водителей - никто не хочет работать на такой трудной работе за небольшие деньги. Но пока мы не можем платить людям больше… Возможно, это постановление решит некоторые наши финансовые проблемы. Ведь в основном льготным проездом пользуются работающие пенсионеры, которые могут оплатить свой проезд.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 53
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.