- Булат Фатихович, как вы оцениваете сегодняшнее состояние хлебопекарной отрасли?
- Хлебопекарный рынок Татарстана и России переходит от изготовления привычных хлебов, которые раньше назывались в народе «белый», «серый», «сельский» и так далее, к более вкусным, с различными добавками, а также удобно расфасованным, маленького развеса… Но пока рынок находится в зажатом состоянии - слишком большая доля, около 50-60 процентов традиционных хлебов, на которые предприятия страны стараются обеспечить минимальные цены. Такие цены, с одной стороны, гордость хлебопеков, но, с другой, они не позволяют закладывать большой потенциал в инвестиционном росте.
Чем мы отличаемся сегодня от европейских предприятий - только более низкими возможностями инвестиций и пока еще маркетинга. Но и тут - догоняем! А что касается хлебопекарных традиций, опыта производства, участия в нем технических специалистов и технологов – здесь мы сильны. И, в принципе, любые новые продукты и разработки специалисты любого хлебопекарного комбината могут освоить и правильно определить, в какие ниши идти, какой целевой рынок… Все в этом плане находятся в развитии - в последние пять лет начали активно задумываться о росте производства, привлекать к исследованиям высокопрофессиональных специалистов в области маркетинга.
Так что сегодня хлебопекарный рынок находится в поиске. Есть куда стремиться, над чем работать. Надо находить способы снижать себестоимость, регулировать свои издержки. Потому что сегодня все предприятия хлебопекарной отрасли работают на уровне двух - пятипроцентной рентабельности, а для поддержания и развития производства необходимо минимум 12 процентов. Но поскольку у нас основная продукция - социальный хлеб, такого потенциала не остается. Я знаю руководителей в нашей отрасли - это патриоты страны, республики, Казани. Не случайно все мы до последнего держим цены, стремимся их не повышать, если только нет крайней необходимости.
У НАС ТРУДНОСТИ ОДИН В ОДИН ПО ВСЕЙ СТРАНЕ
- Вы говорите, что и в такой ситуации все-таки ищете пути повышения рентабельности. Какие?
- Сегодня покупатель хочет видеть продукт удобный, красивый, с какими-то необычными вкусами. Здесь упор больше делается на развитие кондитерских изделий, новых европейских видов продукции… Мы как раз находимся в поиске, активно изучаем на зарубежном рынке те продукты, которые не производятся промышленно в Татарстане и даже в Российской Федерации. У нас, например, есть вафельная линия, и мы думаем, чем дополнить этот продукт, который научились хорошо делать. Таких производств немало в России, конкуренция слишком сильная, поэтому нужен новый ассортимент.
Одно из направлений - автоматизация многих процессов. Пока еще доля ручного труда на всех предприятиях нашей отрасли высокая, если сравнивать с европейскими. Можно роботизировать, автоматизировать некоторые процессы, за счет этого снизить себестоимость, не повышая цен, и сделать себе задел на развитие. Любой бизнес - пищевой, не пищевой - должен развиваться. Если он не будет меняться, может настать опасный момент. Как раз в российском хлебопечении за последние годы был такой период, когда остановились многие предприятия.
- Наверное, в кризис 2008 года?
- Да, тогда комбинаты перестали брать кредиты, рисковать. За исключением самых решительных либо самых отчаянных руководителей. Раньше многие стремились брать мощные кредитные ресурсы и развивать свои предприятия. Сегодня доля риска слишком высока.
БКК является членом Российского союза пекарей. Раз в полугодие встречаемся в Москве, разговариваем с собственниками крупных хлебных холдингов. Например, Воронежской хлебной компании, «Липецкхлебмакаронпрома»… Это холдинги по 8-10 предприятий, где работают по пять тысяч человек. Не скажу, что кто-то работает хуже, кто-то лучше, - у нас трудности один в один по всей стране. От министра сельского хозяйства РФ знаем, что и на уровне президента России Дмитрия Медведева обсуждается вопрос - как найти способ поддержать и реформировать хлебопекарную отрасль страны. Это, кстати, идет и за счет развития в России производств, которые выпускают хлебопекарное оборудование, а их у нас осталось очень мало.
- Странно, что еще вообще остались!
- К сожалению, очень мало. Сегодня все хлебопеки смотрят на Европу, ищут оборудование там. Но если брать российское, то хлебопекам будут компенсации по налогам, по кредитам, взятым для покупки отечественного оборудования. Сегодня есть в Саратове и в Шебекино два производителя, которые выжили, стараются и стали делать хорошие аналоги немецких линий, причем, намного дешевле. Наш комбинат приобрел одну такую отечественную, шебекинскую, 30-тонную линию по производству хлебов смешанной валки. Через три месяца поставим. Эта линия стоит 8 миллионов рублей без монтажа, аналогичная европейская - 40 миллионов. А качество хлеба будет одинаково высокое. Думаю, на нашей отечественной линии даже лучше.
«В ближайшее время у нас появится фирменная упаковка. Что там говорить, я сам в магазине, пока хлеб в руки не возьму, никак не пойму, наша эта продукция или не наша?» |
ХЛЕБ НЕ ЛЮБИТ МАРКЕТИНГА?
- Если говорить про оборудование, то именно ваше предприятие называют самым оснащенным в хлебопекарной отрасли Казани…
- Наше предприятие - одно из самых молодых в республике, ему всего 25 лет. Поэтому так исторически сложилось, что мы последними выбирали себе оборудование, как раз в то время, когда на рынок активно вышли зарубежные производители. Раньше было невозможно покупать европейское оборудование, привлекать лизинговые компании, еще 10-15 лет назад об этом никто даже не думал. Вот наша вафельная линия бралась напрямую, и кредиты, лизинг предоставляли австрийские банки, даже не отечественные.
Так что тут нам повезло. И с другим повезло: с технической службой. У нашего технического директора одно место работы — он как после Воронежского университета пришел сюда, построил завод, запустил, так до сих пор этой службой руководит. Естественно, для него комбинат, как родной дом, где знает все до мелочей. Как супер-профессионал, технический директор всегда выбирает оптимальное, самое подходящее оборудование под то, что мы должны сегодня производить. Есть оборудование, которое имеется только на нашем предприятии. Это, например, климат-контроль, это кулер для равномерного охлаждения хлеба после выпечки, робот по выгрузке хлеба из формы… Мы мечтаем и о других интересных, еще более совершенных линиях производства - где человеческая рука ни к чему не прикасается от дозирования до выхода уже упакованного продукта. За счет этого хлеб лучше хранится, можно увеличить срок годности, и вообще, это более надежно.
- А вы не думаете о фирменной упаковке?
- Уже дал такое задание маркетингу. В ближайшее время у нас появится фирменная упаковка. Что там говорить, я сам в магазине, пока хлеб в руки не возьму, никак не пойму, наша эта продукция или не наша? Теперь хлеб будет упакован в красивую пленку, причем, она будет отличаться в зависимости от вида хлеба, чтобы человек не путался. Если он привык брать, скажем, бородинский, будет сразу отличать его от других по упаковке. Думаю, немногие покупатели, когда выбирают хлеб, так уж сильно задумываются, кто его изготовитель. Смотрят обычно по свежести и по виду хлеба – к какому привыкли, какой больше любят…
- Теперь сразу будет видно!
- Между прочим, нас предупреждали: будьте осторожны, хлеб не любит маркетинга! Ни в коем случае над хлебом не экспериментируйте. Поэтому до сих пор мы еще и не меняли упаковку.
- Интересно, а почему это хлеб не любит маркетинга?
- Это же традиционный натуральный продукт. С ним, тут я согласен, действительно, надо быть очень осторожным. Вот с кондитерскими изделиями смелость в маркетинге допустима. Но я все-таки считаю, что правильно подобранная упаковка хлеба только на благо пойдет.
«Подсчитали, что внедрить программу по экономии электроэнергии обойдется нам в 45 миллионов рублей. И если мы уже готовы пойти на такие расходы, то это в связи с ростом тарифов на энергоресурсы» |
ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ОСТАВАЛОСЬ, БЫЛ ПРОСТО НОЛЬ
- Как сказалось на хлебопекарной промышленности экстремально жаркое лето 2010 года, неурожай? Можно ли сегодня говорить, что последствия той засухи остались в прошлом?
- В прошлом году, начиная с августа, у нас ситуация усложнялась и усложнялась. Самым тяжелым был четвертый квартал 2010 года, когда цены возросли более чем на 40 процентов на основное сырье - муку. Если посмотреть кривую себестоимости по нашему предприятию, то она в четвертом квартале прошлого года выросла до отпускной цены. То есть вообще ничего не оставалось, был просто ноль доходов.
Сейчас, к счастью, ситуация выравнивается. В нынешнем году урожай хороший, и четвертый квартал относительно благоприятный. Но тут большие усилия прикладывает, конечно, правительство, чтобы цены на зерно сдерживать, фиксировать. А остальное сырье и энергоресурсы ведут себя по-рыночному.
- Кого из предпринимателей ни спроси - все жалуются на неоправданный и экономически не просчитанный рост цен на энергоресурсы. На вашем предприятии, конечно, такое повышение тарифов тоже сказывается…
- Сказывается очень сильно, так как рентабельность, о чем я уже говорил, составляет всего два-пять процентов. А энергоресурсы сегодня растут до трех-четырех процентов в себестоимости продукта. И если еще пять лет назад вопрос не стоял так остро, то сейчас мы задумываемся очень серьезно о вложении денег в энергосбережение, о поиске энергоэффективных решений. Подсчитали, что внедрить программу по экономии электроэнергии обойдется нам в 45 миллионов рублей. И если мы уже готовы пойти на такие расходы, то это в связи с ростом тарифов на энергоресурсы.
ВТОРАЯ ВОЛНА КРИЗИСА
- Многие экономисты обещают вторую волну кризиса. Вы готовитесь к ней?
- Во всяком случае учитываем, что может быть вторая волна. И стараемся привлекать кредитные ресурсы только на продукт, который точно будет востребован сегодня на рынке. Раньше исходили из обратного: видим какую-то хорошую линию, хорошее оборудование - покупаем, запускаем, отрабатываем технологию. А уже потом начинаем исследовать рынок - нужен этот продукт или не нужен? Было и такое, что не всегда потом удавалось загрузить эти мощности.
Сегодня большинство предприятий нашей отрасли, да и не только нашей, идут от потребностей покупателя. Стараемся сначала новый продукт изобрести, может быть, сделать его вручную, посмотреть, нравится он или нет. И только после этого набирать уже производственные мощности под этот продукт.
- Вы проводили для журналистов в прошлом году дегустацию своих новых хлебов. Помню, в каком восторге были коллеги, как понравился нам всем хлеб «Чемпион», «Лисичкин хлеб»…
- К сожалению, у нас нет пока собственной розничной сети. Поэтому мы практически полгода заводили эти свои новые оздоровительные хлеба в магазины. Уговаривали, чтобы они положили этот продукт на полку, чтобы заказывали его у нас. Только в сентябре что-то получилось, и то нам выделяют мало полочного пространства. В связи с этим есть идея - и на прошлой неделе мы получили от акционеров добро - сделать свою фирменную сеть. Либо это будет сеть только нашего комбината, либо группы казанских хлебопекарных предприятий. В такой сети можно будет выложить любой расширенный ассортимент. Сегодня мы производим порядка 200 видов продукции, а в среднем в магазине лежит не больше 30 видов. Для того чтобы выложить больший ассортимент, необходимо выполнить довольно жесткие коммерческие условия, доплачивать. Либо должен быть сильный бренд. Если бренд востребован, если покупателю нужен этот продукт, сети его заводят даже бесплатно и достаточно охотно. Сегодня у нас в портфеле, кроме бренда «Мастер-сластер», есть зарегистрированные марки, которые мы использовали раньше, - это «Островок», «Тортиника»… Думаем их возродить по вафельной продукции. По кремовой продукции - «Мастер-сластер», Fruit&Berry, «Сладкая фантазия». И по хлебной группе тоже будем смотреть. Я считаю, что в Татарстане немного предприятий, которые уделяют брендам такое внимание, вкладывают деньги в их развитие.
- Булат Фатихович, а почему казанский хлеб вкуснее заграничного? В чем тут дело?
- В традициях! Мы сохраняем еще «бабушкины» технологии, опарный метод. Чем отличается наш хлебозавод - тем, что мы выпекаем хлеб не на быстрых дрожжах, а на настоящей закваске. Поэтому он и получается таким ароматным и вкусным. Будем и дальше такие технологии сохранять. Хотя и по энергетике это неэффективно, и по трудозатратам, и времени занимает больше. Не случайно некоторые хлебопекарные предприятия за рубежом в погоне за экономией уходят от традиционных технологий и потом жалеют, сами признавались. Мы смотрели такие хлеба с линий: внешне батон вроде бы выглядит, как наш, но - безвкусный! У нас этого допускать нельзя…
ЗАВОД-СТОТОННИК
- Вы уже сказали, что Булочно-кондитерский комбинат - самый молодой в республике. Как он появился?
- Он появился 25 лет назад, когда любые производства, пищевые и непищевые, строились по плану. Тогда было объединение, которое развивало все хлебопекарные предприятия, определяя, что вот здесь будет такая линия, там - такая… В те годы потребление хлеба было вдвое больше, чем сейчас. А уж 50 лет назад постоянно вопросом номер один для руководства нашего города был такой: сможем ли мы сегодня произвести столько хлеба, чтобы всех им обеспечить? И мощности постоянно наращивались. Поэтому и было принято решение строить наш Булочно-кондитерский комбинат. Он планировался как завод-стотонник, то есть для производства при максимальной нагрузке до 130 тонн продукции.
- Наверное, сегодня стали потреблять меньше хлеба из-за того, что появилось больше других продуктов?
- Благосостояние людей понемножку растет, увеличивается потребление мяса, масла, других продуктов, энергоемких, питательных, вкусных. В связи с этим потребление хлеба уменьшается. Плюс культура, мода. Девушки следят за фигурой, считают, что хлеб для нее не слишком полезен. Но мы стараемся не отставать от этих веяний и развивать разные направления хлебов. Так, хлеба смешанные, ржаные на фигуру практически не влияют, только дают нужные организму микроэлементы.
- То есть дамам можно спокойно есть такой хлеб? Но вернемся к истории комбината. Его развитие смело можно называть успешным…
- Развитие, действительно, было успешным. Руководители комбината, которые его построили и запустили, каждый в свое время делали все возможное, чтобы предприятие было процветающим. Мы общаемся с Раисой Константиновной Ким, которая здесь много лет работала. Я ей всегда говорю: вы не переживайте, это ваше детище, вы его развивали, мы подхватили - и вам никогда не будет стыдно за нашу работу.
Комбинат всегда испытывал, в основном, внешние трудности - та же засуха, кризисы. То есть внутри предприятия - с его работниками, с их лояльностью и преданностью своему делу всё всегда было в порядке. Коллектив у нас сплоченный, выносливый, самые трудные задачи может выполнить - и производственные, и общественные.
- Как вы подбираете кадры? Есть ли сегодня подготовленные специалисты, есть ли выбор?
- Что касается специалистов, пищевой факультет КНИТУ (КХТИ) ежегодно выпускает две группы по 20-30 человек. Это технологи-пищевики. И я сам, и наши технологи принимаем участие в деятельности факультета, в работе дипломной комиссии. И выпускников приглашаем к себе. К сожалению, пока немногие хотят идти на производство, из 20 человек к нам на работу приходят пять-семь. Впрочем, этого хватает, с набором профильных специалистов у нас проблем нет. Не хватает смежных профессий - водителей, сварщиков, электриков… Это острая проблема, сегодня у нас порядка ста вакансий. Также трудности с набором неквалифицированных кадров.
НАГРАДЫ ЗА ДЕНЬГИ НАС НЕ ИНТЕРЕСУЮТ
- Как Вы оцениваете достижения своего комбината?
- Честно говоря, я не очень люблю хвастаться достижениями. Считаю, что главное - хорошо поставленная системная работа по качеству, по безопасности продукции, по надежности производства. Но у нас есть награды за качество. Мы традиционно участвуем в республиканском конкурсе «Лучшие товары Республики Татарстан» и в конкурсе «100 лучших товаров России», не раз были лауреатами. В этом году достигли вершины, в республике получили премию «Вкус качества», на всероссийском конкурсе - приз федерального уровня «Покупайте российское».
Конечно, эти награды были бы невозможны без ежедневной, очень добросовестной работы всего коллектива, всех наших специалистов. Наградам за реальные достижения мы очень рады и благодарны за то, что нас заметили. А вот награды, которые можно купить за деньги, нас не интересуют.
«Мы традиционно участвуем в конкурсах. В этом году достигли вершины, в республике получили премию «Вкус качества», на всероссийском конкурсе - приз федерального уровня «Покупайте российское» |
ВКУСНЫЙ ОБЕД ЗА… ПЯТЬ РУБЛЕЙ
- Булат Фатихович, а как сложился на комбинате такой хороший, дружный коллектив?
- Я считаю, что те, кто занимаются хлебом, - а все мы любим нашу профессию, гордимся ею, - не могут быть людьми недобрыми. А доброта и забота друг о друге, как правило, связаны. Думаю, именно поэтому социальные программы на нашем предприятии сохранены практически с советских времен, и это как раз те традиции, которыми можно гордиться. Например, у нас медицинское и, в частности, стоматологическое обслуживание бесплатно для всех работников. Налажена доставка на работу и обратно домой - три вахты доставляют все смены, сейчас как раз третий автобус запустили. Питание практически полностью компенсируется, мы сейчас его оставили на уровне пяти рублей - просто для того, чтобы оно не было уж совершенно бесплатным. Ведь бесплатное, как правило, не ценится.
- Как это понимать - на уровне пяти рублей?
- Такая символическая плата уже много лет. То есть предприятию это обходится в шесть миллионов рублей в год, но для работников обед стоит всего пять рублей. При этом качество еды очень хорошее, практически полноценное домашнее питание: за пять рублей человек получает салат, первое, второе и компот. Всем очень нравится. Я и сам с удовольствием здесь обедаю.
Эти социальные льготы очень важны. Думаю, они отчасти компенсируют то, что мы не можем, к сожалению, платить такую зарплату, которую получают, скажем, нефтяники, у нас же совершенно другая отрасль. И она очень трудоемкая, несмотря на то, что хлебные линии автоматизированы. Но ведь есть отдельные участки, где только с женским терпением можно работать, мужчины бы не справились! Поэтому женщин у нас в коллективе 85 процентов.
ПОБЕДИТЕЛИ ПОЛУЧАЮТ ТУРПУТЕВКИ
- А сколько всего работников на комбинате?
- Сегодня у нас 825 человек. Причем, несмотря на то, что автоматизируется производство, запускаются новые линии и оборудование, коллектив растет. Мы никого не сокращаем. Постоянно растут потребности в развитии служб отправки, доставки продукции, логистики, коммерческой службы. И мы вообще не ставим таких целей: запустить новую линию, чтобы сократить людей. Наоборот, каждый год коллектив прирастает где-то на 80 человек.
Еще для нас важно, что предприятие работает по принципам открытости - у нас все зарплаты «белые», платим все налоги - и федеральные, и республиканские, и местные. Поэтому для властей Татарстана и Казани наше предприятие социально значимо еще и в этом плане.
- Вы говорили про зарплату - а какая она на комбинате?
- Средняя зарплата у нас сегодня 18,5 тысяч рублей. На следующий год планируем рост до 20 тысяч рублей. Напоминаю, что это без «социалки» - бесплатной медицины, практически бесплатного питания.
Кроме того, у нас ежеквартально проводится профессиональный конкурс - победители получают подарочные сертификаты от турагентств, по несколько путевок до 30 тысяч рублей, чтобы выбрать поездку туда, куда хотят. Еще поощряем лучших работников в цехах. Мне, как руководителю, очень важно, чтобы люди хотели у нас работать, были преданы своему предприятию.
МЫ УЧИМСЯ НЕ ВОЕВАТЬ, А РЕНТАБЕЛЬНО РАБОТАТЬ С СЕТЯМИ
- Кто сегодня клиенты комбината?
- Структура широкая - это бюджетные организации, частные предприниматели, все местные сети, большинство федеральных сетей. 10 процентов продукции уходит за пределы республики - в Тольятти, Ульяновск, Самару, Саратов, Пензу… Я уж не говорю про Москву и Санкт-Петербург, где нашу продукцию можно купить сотнях магазинов. В основном она представлена в сетях «Магнит» и X5 Retail Group, - это сушки, чак-чак, вафли и вафельные торты, сухари.
2011 год для нас очень значим, мы примерно на 30 процентов увеличили количество партнеров. Их у нас сегодня около двух тысяч. Ежедневно отгружаем продукцию в 1000 магазинов.
Доля сетей среди клиентов каждый год растет, это общая тенденция. Поэтому мы учимся не воевать, а находить способ рентабельно работать с сетями. Тут есть положительный момент - они особо требовательны в плане учета, документации, доставки. Раньше, во времена плановой экономики, у всех хлебозаводов была постоянная заявка - три раза в неделю в такие-то магазины, и никто не корректировал. Сегодня у нас стол заявок работает круглосуточно, до 11 вечера принимаются корректировки… А с хлебом это достаточно сложно, там шесть-семь часов или даже больше составляет технологическое время производства. Но как раз наша гибкая политика позволила увеличить число клиентов. Круглосуточный стол заявок работает в зависимости от загрузки, там от двух до шести человек. Принимают заявки быстро - online, по телефону… Мы ускорили время принятия заявки с пяти до одной минуты. Очень плотно работали, чтобы сервис, удобство стало нашим конкурентным преимуществом. Федеральные сети на переговорах даже приводили наш комбинат в пример, говорили, что надо работать так, как работает БКК.
- А кого Вы считаете своими главными конкурентами? У нас хлебокомбинатов много…
- Мы же работаем в группе предприятий. Наши партнеры - это, например, третий хлебозавод. Но здоровая конкуренция даже в группе есть. Мы сейчас думаем о специализации и стараемся развивать то, что у нас особенно хорошо получается. Есть технологические особенности линий, а у людей есть привычки. Допустим, я пробовал привозить технолога с одного предприятия на другое - не совсем получается. Даже если хлебную линию перенести с одного предприятия на другое, хлеб получится других вкусовых качеств. И технологи на другом предприятии не могут повторить то, что делают на своем. Поэтому каждому хлебозаводу надо развивать то, что у него больше всего любят покупатели.
Что касается серьезной конкуренции - это, я считаю, та продукция, которая приходит из-за пределов республики. О хлебе тут говорить не приходится, слишком маленький процент завоза, а вот по кондитерским изделиям конкурентами можно назвать практически всех производителей - и тех, что поблизости, и со всей России.
ПРИЯТНЫЕ СЮРПРИЗЫ К НОВОМУ ГОДУ
- Ваш комбинат известен тем, что постоянно предлагает новинки покупателям. Так какие приятные сюрпризы готовит БКК татарстанцам в новом году? Или это секрет?
- Сейчас расскажу, и будет уже не секрет… (Улыбается.) В ближайшее время — в начале года — появится линейка необычайно вкусных кексов с разнообразными фруктовыми наполнителями. Это не те кексы, к которым мы привыкли - они европейского вида, в очень красивой упаковке, в удобной для дома фасовке и с богатым ассортиментом начинок. Цена таких кексов будет чуть-чуть выше, но они того стоят. Вот я человек искушенный, много сладкого перепробовал, но когда дегустировал эти кексы, с удовольствием доедал до конца все образцы.
Дальше планируем развивать вафельное направление - выпустим новый продукт, который в России еще не производится. Это вафли с разными добавками, начинками - один слой, допустим, суфле, потом вафельный, потом какие-нибудь орешки, шоколад… Такие сэндвичи. Они в Европе производятся уже лет десять и очень там популярны.
Будет у нас направление по работе с зефирами, с другими начинками. Всегда интересен продукт с какими-то новыми добавками или необычной, но при этом удобной фасовки. И если такой продукт будет чуть подороже, но вкусен, покупатель не сочтет, что зря переплатил.
У нас многие продукты низкокалорийные. Например, фруктово-ягодные пироги торговой марки «Fruit&Berry». Правда, мы на упаковке раньше не отмечали, что в них всего 170 килокалорий.
- Большими буквами об этом надо писать…
- Я тоже так считаю. Потому что девушкам, которым хочется порадовать себя сладким, можно спокойно есть эти пироги и многие другие наши продукты, и не переживать за лишние калории. В этом направлении мы будем и дальше работать.
Вообще в этом году мы постарались ежеквартально запускать какие-то новые продукты именно в промышленных объемах. В следующем году хотим продолжить такую традицию. Для меня самое ценное - что грамотные специалисты, умные технологи с богатым опытом работы занимаются этим. Не все, конечно, приживается, не каждый новый продукт находит своего покупателя. Мы ежегодно разрабатываем рецептуру на более чем сто видов изделий, а начинаем системно производить не больше десяти.
- Но десять - это тоже много...
- Это большая работа целого технологического отдела, которая подразумевает и согласование разрешительной документации. Конечно же, это затратно, и если сто изделий, понимаете, какие суммы выходят. Уникальность нашего комбината в том, что мы имеем самую большую долю производства кондитерских изделий… За нами остается 30 процентов рынка Казани.
Одно из приятных событий этого года для нас - подписание контракта на право производства вафельной продукции под брендом «Смешарики» в России в течение трех лет. Недавно получили упаковку и уже выкладываем этот продукт в наших местных сетях. 22 декабря в кинотеатрах начнётся показ мультфильма «Смешарики. Начало», реклама уже идет. На премьере этого фильма в нескольких казанских кинотеатрах все зрители получат подарок – наши вафли. Теперь этот продукт пойдет по всей стране, во все федеральные сети - от нас, из Казани… Сами владельцы бренда внимательно смотрят за качеством - из каждой партии им отправляются образцы. То, что мы выпускаем продукцию под такой известной торговой маркой, доказывает: наш комбинат признают на всероссийском уровне.
МЫ ПОКАЗЫВАЕМ ДЕТЯМ, КАК РОЖДАЕТСЯ ХЛЕБ
- Кстати, для детей мы стали проводить экскурсии по комбинату, к нам обращаются многие школы. Показываем детишкам, как рождается хлеб. Им это очень интересно: как из обычной муки получается такая пышная булочка…
Я считаю, что экскурсии - это хорошо, просто надо соблюдать правила. У нас очень строгая технология: любой человек должен быть в халате, с покрытой головой и так далее - для безопасности качества продукции. Раньше вообще никого постороннего в цеха не пускали. Но у меня было большое желание найти тут компромисс, чтобы гости все-таки могли посмотреть процесс выпечки хлеба, естественно, ведя себя в пределах всех технологических регламентов. Это получилось, теперь мы принимаем садики, школы - и начальные, и старшие классы. Дети потом рассказывают про экскурсию своим родителям, и я даже от родителей отзывы получаю, что ребенку очень понравилось.
И нашим работникам нравятся такие экскурсии - от детей идет положительная энергия. Кроме того, может быть, будет больше желающих пойти в нашу отрасль, ведь хлебопек - очень достойная и всегда востребованная профессия, которая никогда не исчезнет.
ПРИШЕЛ В КОМПЬЮТЕРНУЮ ФИРМУ И СКАЗАЛ: «ХОЧУ У ВАС РАБОТАТЬ»
- Расскажите, пожалуйста, немного о себе, Булат Фатихович. Как Вы пришли в хлебопекарную промышленность?
- В хлебопекарную промышленность меня, можно сказать, привела судьба. Я вообще считаю, что мне в жизни во многом повезло. С кругом общения, например, - у меня хорошие друзья, я всегда в хорошие коллективы попадал, у меня всегда была интересная работа.
Раньше я занимался совершенно другим направлением бизнеса - работал в производственно-технической фирме компьютерных технологий. А окончил я в 1998 году наш КХТИ по специальности «Автоматизация и управление производством». Так что производство мне очень интересно, люблю механику. Еще в институте заинтересовался направлением компьютеров - тогда это и модно было. На физфаке университета учился мой старший брат, он мне показал компьютеры, все это было очень интересно. И я, будучи студентом, пришел в одну компьютерную фирму и сказал: «Хочу у вас работать». Потом у нас завязались очень плотные отношения, мы стали соучредителями компании, стали ее развивать, круг общения стал увеличиваться…
- А как же попали на хлебокомбинат?
- Сначала это было в Нижнекамске. Там руководителя хлебокомбината назначили в администрацию, а он хотел отдать свое предприятие в надежные руки.
- Комбинату, надо думать, повезло, что туда пришел айтишник…
- Это мне повезло. Теперь я понимаю, что судьба очень удачно привела меня в эту отрасль, она чрезвычайно интересная. Когда пришел в новый коллектив, я уже слышал о нем, знал его возможности. Специалисты там сильные, никаких кадровых решений не потребовалось. Мы быстро сработались и с 200 миллионов в год выросли до 500 миллионов. За три года нарастили свой рынок сбыта, реализацию. Конечно, это была работа целой команды - один я ничего бы не сделал. Это заслуга людей, преданных своему делу. Вообще в хлебопечении, я теперь это хорошо знаю, работают большие патриоты. Не случайно с такой хорошей командой мы смогли весьма агрессивно представиться на рынке, поработать над ассортиментом, запустить новые продукты. И смогли занять определенную нишу, что и привлекло внимание к предприятию. После этого мне и предложили возглавить БКК.
ВСЁ ПРЕОДОЛИМО, ВЕДЬ ЕСТЬ НАДЁЖНАЯ КОМАНДА
- С какими трудностями пришлось столкнуться Вам лично на новом поприще?
- Знаете, я к трудностям отношусь философски - ничего идеального не бывает. Трудности - это возможность решить какие-то сложные задачи, возможность реализоваться… Уже здесь, в Казани, трудности были связаны с тем, что порой партнер не выполняет или резко меняет свои решения. И мы теряем большую долю своей отгрузки, вынуждены снижать объем продукции. А благосостояние большей части работников связано как раз с выработкой: нет ее, нет заявки на продукцию - значит, меньше премия… Вот такие сложные моменты были - и в Нижнекамске, и в Казани, когда мы теряли партнеров.
- А по каким причинам, интересно?
- Партнер увидел, что наша продукция хорошо продается, - и запускает такое же производство. Скажем, одна из федеральных сетей заказывала более ста тонн нашей продукции ежемесячно, обеспечивая загрузку нескольких работников. Сети очень понравился этот наш продукт, они купили такую же линию, наладили своё производство. Самое печальное было в том, что мы не узнали об этом вовремя. Мы к такому относимся спокойно, когда нас предупреждают за полгода и есть время найти других клиентов… Вот такие трудности, когда возникают серьёзные изменения в работе с партнером. А остальное все решаемо, поскольку есть очень надежная команда.
- Наверное, Вам часто говорят спасибо за Вашу работу, ведь каждому человеку нужен хлеб…
- Я сам так люблю свою работу, что мне и не обязательно, в общем-то, слышать от других, какая она хорошая и важная. У нас на комбинате все понимают, каким благородным делом мы занимаемся, что наш продукт востребован, нужен каждый день, что кормим людей, которые вот здесь, рядом, в одном городе с нами, и надо их не подвести…
Конечно, порой говорят: «У вас легкий бизнес, у вас такая продукция, что за нее платят живые деньги, вы на деньгах сидите…» Это абсолютно не так. Да и полагающиеся нам деньги не всегда удаётся вовремя получить — отсрочки по многим договорам от 10 дней до месяца. Как видите, не все так просто… Наша работа трудоемкая, наш продукт - социальный, на нем нельзя богатеть. Но я очень горжусь своей работой и очень ее люблю.
ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» (БКК) Год создания комбината - 1986, в нынешнем году отмечает 25-летие Булат Фатихович Кутдусов – генеральный директор ОАО «БКК». Год и место рождения: 8 марта 1977 года, Нижнекамск. Основные моменты карьеры: Семейное положение: женат, воспитывает сына |
На правах рекламы