«АК БАРС ХОЛДИНГ» НАЗНАЧЕН КОНТРОЛЕРОМ

Слухи о том, что в Казани идут переговоры об интеграции двух республиканских авиакомпаний, появились еще в конце позапрошлой недели, в минувший четверг был назначен новый генеральный директор АКТ. И вот всему этому, наконец, решили дать какое-то объяснение.

Как объяснил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, решение о слиянии двух компаний было принято на прошлой неделе правительством РТ, «нашими болгарскими партнерами» (холдинг «Химимпорт», владеет 50% акций ЗАО «Тат-Аэро» - учредителя ОАО «Авиакомпания «Татарстан») и ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (владеет 97,16% акций «Ак Барс Аэро»).

Была плавно обойдена роль в этом деле «Росавиации». Между тем ведомство взяло прямо-таки свирепый курс на сокращение числа авиакомпаний и еще 23 ноября недвусмысленно посоветовало двум республиканским перевозчикам объединиться. Как заявил Сафин, «Росавиация» поддержала инициативу РТ и будет оказывать всяческое содействие процессу.

«Болгарских партнеров» на мероприятии почему-то не было. Между тем вопрос их былого и дальнейшего участия в делах АКТ и новой авиакомпании представляется одним из главнейших. «Болгарские партнеры остаются нашими партнерами — соответствующий протокол подписан», - сообщил Сафин.

Генеральный директор ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» Иван Егоров, в свою очередь, заверил, что соглашение с болгарскими акционерами АКТ будет достигнуто, а пока: «Мы договорились, что до 15 процентов их доля остается». Государству в новой компании, предположительно, будет принадлежать 13%. При этом Егоров подчеркнул, что ХК «Ак Барс» - государственная компания (46,22% акций - ООО «Торговый дом «Ак Барс», 28,05% - министерство земельных и имущественных отношений РТ, 16,05% - ОАО «Связьинвестнефтехим», 7,65% - акционерный коммерческий банк «АК БАРС», 2,03% акций - государственная некоммерческая организация «Стабилизационный залогово-страховой фонд РТ»).

Конечно, был задан и вопрос о долгах АКТ (в слухах фигурирует неслабая цифра в 1 млрд. 700 млн. рублей). Но Егоров назвать конкретные данные затруднился, сказав, что все покажет аудит, который сегодня должна завершить нанятая холдингом компания PricewaterhouseCoopers. Собственно, эту дату можно назвать и началом интеграции компаний, которая должна завершиться в 2012 году. Контролировать процесс будет «Ак Барс Холдинг», заявил Егоров.

«ВАМ РАЗВЕ НЕ НРАВИТСЯ НАЗВАНИЕ «АК БАРС АЭРО»?»

Мотивация объединения — желание создать вместо двух конкурирующих одну мощную компанию, которая бы вошла в первую десятку авиаперевозчиков России, объяснил Сафин. Кроме того, объединение усилий позволит создать в Казани хабовый аэропорт (это давняя идея минтранса РТ), из которого можно будет вылететь в любую точку мира, что сейчас в России реально сделать только из Москвы. Стратегия такая: небольшие региональные CRJ200 (у «Ак Барс Аэро» их сегодня семь) будут подвозить в Казань пассажиров из округи, а отсюда они будут разлетаться на среднемагистральных лайнерах — например, тех же Airbus-319 (два таких самолета есть у АКТ, в 2012 году ожидалось поступление еще трех; «Ак Барс Аэро» также намеревалась закупить четыре Airbus). Хотя, как сказал Сафин, со среднемагистральными самолетами еще предстоит определиться (Boeing или Airbus), но однозначно будет приветствоваться однотипность. «К 2013 году мы должны иметь приличный парк магистральных самолетов», - сообщил министр. А Егоров намекнул на то, что в стратегии «Ак Барс Аэро» есть место и для дальнемагистральных машин.

Программа «Ак Барс Аэро» доведения парка CRJ200 до 15 машин не претерпела изменений: первые две придут в январе, остальные - в течение следующих трех месяцев. «Дальше — посмотрим», - сказал Егоров, видимо, имея в виду озвучивавшиеся намерения довести число CRJ200 до двадцати... Срок лизинга трех из пяти «татарстанских» Boeing-737 заканчивается в марте 2013 года, сообщил Егоров. «А от двух «Боингов» мы можем хоть сейчас отказаться», - сказал глава ХК «Ак Барс», но уточнил, что решение будет приниматься после аудита...

Сафин отметил, что интеграция решит и проблему постоянной «перекачки» кадров из одной компании в другую (отметим, что о методах этой «перекачки» по Казани уже легенды ходят). Министр подчеркнул, что никто из 600 сотрудников обоих коллективов не потеряет работу.

На вопрос газеты «БИЗНЕС Online» о том, как будет называться компания в будущем, Сафин ответил вопросом: «Вам разве не нравится название «Ак Барс Аэро»?.. Это, конечно, несколько преждевременно обсуждать - может быть, появится совершенно новое название, но мне, скажу откровенно, «Ак Барс Аэро» нравится. И в «Росавиации» нас по этому бренду узнают. Зачем его менять?» Министра поддержал Егоров, высказавшись в том духе, что название также раскручено «одноименными» хоккейной командой и банком. Целый прайд, короче.

СО СРЕДНИМ БИЛЕТОМ СТОИМОСТЬЮ 600 РУБЛЕЙ

После пресс-конференции Егоров ответил на несколько вопросов газеты «БИЗНЕС Online».

- Иван Михайлович, и все-таки - какие формы может принять интеграция?

- Это будет решаться, в том числе и через такие структуры, как ФАС и так далее — процесс не одного дня... Авиакомпанию «Татарстан» закрывать не будем, она останется спящей компанией для разных операций, но наше желание — перевести все активы в «Ак Барс Аэро». Путем дополнительной эмиссии и другими формами доведем акционерный капитал до пяти миллиардов рублей, сейчас он где-то в районе трех миллиардов (уставной капитал «Тат-Аэро» - 1 млрд. 360 млн. рублей - авт.).

- Продолжит ли существование «Тат-Аэро»?

- Трудно сказать, но она может стать одним из акционеров.

- К какому типу среднемагистральных самолетов вы все-таки склоняетесь?

- Пока наше желание — «Эйрбасы»: и экономичнее аналогов других фирм, и европейская продукция, то есть оперативнее можно решать различные вопросы. С другой стороны, и у «Боинга» сейчас есть хорошие проекты — хотя бы потому, что если раньше нулевые таможенные пошлины на запчасти и расходные материалы были только для «Эрбаса», то сегодня это распространяется и на «Боинг».

- Были намеки на то, что «Ак Барс Аэро» намерено развивать крупные международные проекты…

- У нас есть идея создать совместное предприятие с авиакомпанией «Эйр Азия». У нее около 90 самолетов, стоимость среднего билета, в переводе на наши деньги, - 600 рублей (американский минимум — 1500). Мы уже проводили с этой компанией переговоры, 29 декабря будем договариваться дальше.

- Думаете реально создать в Казани хаб?

- Вокруг Татарстана «аккумулировано» 15 миллионов населения. Это означает солидный пассажиропоток, который, по нашим планам, реально пустить через Казань. А она после Универсиады, уверен, будет другим городом — более привлекательным.

Справка

AirAsia

Лидирующая в Юго-Восточной Азии авиакомпания в сфере бюджетных авиаперевозок. Первой в Азии освоила схему low cost и успешно ее использует, лидируя среди конкурентов. Основной базовый аэропорт - терминал LCCT в Куала-Лумпуре. Авиакомпания имеет несколько дочерних компаний, занимающихся авиаперевозками в регионах. AirAsia предлагает приобретение авиабилетов online из любой точки мира. Все услуги, предоставляемые авиакомпанией во время полета (напитки, питание, выбор мест) - за дополнительную плату. Рейсов в Россию пока нет.

Страны, в/из которых выполняет рейсы AirAsia: Австралия, Бангладеш, Бруней, Камбоджа, Китай, Гонконг, Индия, Индонезия, Иран, Япония, Лаос, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Шри-Ланка, Тайвань, Таиланд, Вьетнам, Великобритания.