vid.jpg
Газета «Время и Деньги» уходит в online, чтобы жить…

МОДЕРНИЗИРОВАТЬ И МОНЕТИЗИРОВАТЬ «ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ»

- Юрий Прокопьевич, до нас дошли слухи, что готовится последний номер газеты «Время и Деньги» и она закрывается. Это правда?

- Правда. Но уточняю - выходит последний бумажный номер. А газета сохраняется, она просто уходит в online, в просторы интернета. По-видимому, будут предприниматься усилия для того, чтобы «Время и Деньги» модернизировать и монетизировать.

- А почему закрывается бумажный вариант газеты?

- Когда я в августе 2009 года отмечал 60 лет и, естественно, собирал редакцию, я тогда коллегам сказал: ребята, давайте так - я не хочу быть пеньком в вашем леске. Вот мне исполнилось 60 - и я отхожу от оперативного управления. Есть люди моложе, энергичнее, в самом работоспособном возрасте - дерзайте, пробуйте, меняйте, я не буду возражать. Придете завтра и скажете: мы хотим модель поменять, мы хотим тематику радикально поменять, мы хотим вот это ввести, это убрать… Только за! Договорились?

Ну, в ресторане все договорились, там все было хорошо. Проходит полгода, год… Я смотрю - просто вот тупо, как газета шла по наезженной колее, так идет, и никто ничего нового не предлагает…

"ТАК ЗАЧЕМ Я ДОЛЖЕН ТЯНУТЬ ЭТУ КОЛОДУ?"

- Это обидно…

- Откровенно говоря, у меня уже накопилась такая моральная усталость. Думаю: ну а я-то что долблюсь?! У меня есть свои творческие планы… Взять там и написать одиннадцатую главу «Евгения Онегина»… Так зачем я должен тянуть эту колоду, если люди не хотят ничего делать? Они из разряда тех, кто говорит: мы добросовестно выполняем свои обязанности! Как это - добросовестно? Голимые исполнители, ноль креатива. Это не тот подход. И это одна из причин, почему проект прошел свой цикл и естественным образом умирает.

- Трагедия?

- Я из этого не делаю никакой трагедии. Мы же прекрасно знаем, сколько за последние полтора года позакрывалось газет, тех, которые претендовали на статус качественных федеральных деловых изданий. Мы здесь не являемся каким-то исключением. Конечно, по-человечески это обидно…

- Но вы говорите, газета останется в сети?

- В сети - да.

- А какова позиция Татфондбанка?

- Татфондбанку, как владельцу контрольного пакета акций, этот актив не нужен, если называть вещи своими именами. Они, конечно, так не говорят, потому что это будет не политкорректно. Но выступают на словах - никаких документальных решений нет - за то, чтобы газета ушла в интернет.

- Татфондбанк все эти годы помогал газете материально?

- А вот с этим вопросом, пожалуйста, - к Татфонбанку.

- Сотрудники останутся работать в интернет-издании?

- Нет. Речь идет о том - по крайней мере, как я это вижу - чтобы попробовать сформировать немножко другую группу сотрудников, больше ориентированных на мультимедийную журналистику. Если только два человека останутся… Остальные пойдут в свободное плавание.

- А вы, Юрий Прокопьевич, останетесь директором издания?

- Я пока не решил для себя ничего. Вообще-то я уже почти две недели назад подал заявление на имя Зили Валеевой, как председателя совета директоров, - с просьбой освободить меня от обязанностей гендиректора. Но никакого ответа пока не вижу и не слышу.

У ИЗДАНИЯ ВЫБОРА ПРАКТИЧЕСКИ НЕ БЫЛО

Закрытие бумажной версии газеты «Время и Деньги» и перспективы печатных СМИ прокомментировали для газеты «БИЗНЕС Online» эксперты.

Геннадий Наумов - генеральный директор ИД «АНТ-Медиа», франчайзи газет «МК-Поволжье» и «Аргументы недели»:

- У издания выбора практически не было, его тираж колебался в районе одной тысячи экземпляров в последнее время. Вот «Вечерняя Казань» на своих старых дрожжах еще хорошо держится, тираж, если и падает, то незначительно. И это при том, что газета не развивается - вот уж чудеса российского менталитета. Многие сегодня говорят, что «Вечерка» уже не та, но подписываются по старинке.

Думаю, что на наш век печатных изданий, конечно, хватит. Мы отстаем от Запада. Печатные СМИ у нас умрут через 15 - 20 лет после того, как они умрут на Западе, а там печатная пресса пока существует. Но интернет-СМИ за рубежом уже обогнали по рекламе и доходам печатные, а у нас еще не догнали.

«Время и деньги» в интернете выживут, на мой взгляд, только в том случае, если не будут дублировать свой печатный формат. Во всем мире, в США, Европе, интернет-двойники котируются, а у нас нет. И это видно даже на примере таких монстров, как «Коммерсант» и «Ведомости». В этом смысле газета «БИЗНЕС Online» пошла по верному пути, но, правда, у «БИЗНЕС Online» не было печатной версии. А если была бы дублирующая печатная версия, шансов бы у нее не было.

Возьмем опять же популярное местное издание – «Вечернюю Казань». Сайт газеты ведь никому не нужен! А почему? Потому что он, по сути, дублирует печатный вариант. И если «Время и деньги» будут дублировать свой печатный вариант, то их интернет-версию ждет та же судьба, что и печатную газету. Более того, я бы дал и другое название, ни в коем случае не «Время и деньги». Такова практика. Если мы откроем Топ-10 интернет-СМИ, двойников печатных версий там не обнаружим. Это самостоятельные сайты: РБК, Lenta и другие.

Вот если я когда-нибудь буду делать интернет-СМИ, это будет новый проект, ни в коем случае не дубляж изданий, которые есть, пусть и таких популярных, как «МК-Поволжье» и «Аргументы недели».

Рамиль Галеев - владелец челнинского холдинга СМИ «Единство»:

- «Время и деньги» изначально не являлось изданием бесплатным, поэтому его судьба закономерна. Печатные издания сокращают свои тиражи в разы по всему миру. Хотя, несмотря на подобную тенденцию, любое серьезное издание сегодня имеет право на жизнь в своем печатном варианте. «Время и деньги» при небольшом тираже и том менеджменте, что у них есть, могли бы закрепиться на рынке печатных изданий. Для того чтобы продвигать свою интернет-версию, газете «Время и деньги» потребуется немало вложений. Чтобы газета в интернете была прибыльной, она должна иметь определенное количество посещений, а это просто так не происходит. В интернете те же самые правила бизнеса: мощное промо, качество продукта, ориентированное на определенную аудиторию. Без работы с потенциальной аудиторией у издания шансы на успех снизятся в разы, а шансы на успех будут крайне низкими.

Рашид Галямов – генеральный директор ИД «Парадигма»:

- Главная причина закрытия газеты не в том, что газеты уходят в интернет, а более прозаичная, конечно, - это деньги. Думаю, что судьба «Времени и Денег» решилась в тот момент, когда несколько лет назад было пролоббировано решение передать право печатать обязательные объявления различных госведомств и предприятий в Республику Татарстан… А учредитель в лице полугосударственного банка с самого начала, когда его попросили сверху помочь изданию, не видел для себя смысла в этом бизнесе, поэтому и самоустранился от его развития. А самостоятельно зарабатывать «ВиД» не смог…

Если говорить по сути, то я всегда говорю, что у нас искаженный рынок. Есть рыночные издания, которые бьются за существование и которые нужны обществу. И есть по старинке открыто или скрыто субсидируемые государством. Уверен, что убери эти деньги, и у нас закроются 50 - 70% СМИ. И мне кажется, что давно пора сделать для всех правила равными. Должны быть тендеры на оказание социальных услуг в области информации (если государство в них нуждается), объявления и законы должны печататься в интернете. Почему-то в энергетике мы убираем перекрестное субсидировние, в масс-медиа руки не дошли.