Долг предприятия на сегодняшний день - около 52 млн. рублей |
«ШВЕЙНИК» ПРОДОЛЖАЕТ БАСТОВАТЬ
Завтра будет ровно неделя, как на одном из старейших предприятий Татарстана ОАО «ПП «Швейник» сотрудники остановили производство и объявили забастовку из-за долгов по зарплате в 3,6 млн. рублей. Событие по нынешнем благополучным временам - с точки зрения экономки РТ - громкое, получившее большой резонанс в прессе. По горячим следам мы обратились к собственнику в лице минземимущества РТ за комментариями, и вот почти неделю назад в редакцию газеты «БИЗНЕС Online» пришел официальный ответ.
Так, министерство сообщило, что в день остановки производства, 22 декабря, в отставку был отправлен директор Дмитрий Галиуллин. На следующий день на предприятие приехал первый замминистра земельных и имущественных отношений Айрат Нурутдинов. Он встретился с сотрудниками предприятия (в частности, они жаловались «на грубость директора, на большую задолженность по зарплате, на пустые обещания») и заявил, что будет держать на личном контроле дальнейшую работу предприятия. После стало известно, что предприятие возглавит Ренат Миннуллин.
В расширенной справке, представленной изданию, в частности, сказано:
«Распоряжением минземимущества РТ от 13.12.2010 № 3396-р по предложению комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ (в настоящее время агентство инвестиционного развития РТ) прекращены полномочия генерального директора общества Гайсина И.Г., генеральным директором общества назначен Галиуллин Дмитрий Александрович.
Также данным распоряжением утвержден совет директоров общества и агентству инвестиционного развития РТ фактически переданы полномочия по формированию управленческих решений в отношении ОАО «ПП «Швейник».
В целом, управление предприятием МЗИО перешло лишь месяц назад. 22.12.2011 из-за грубых ошибок директором предприятия полномочия ген. директора прекращены...
…В связи со сложившейся ситуацией, минземимуществом РТ принято решение о снятии с занимаемой должности директора ОАО «ПП «Швейник» Галиуллина Дмитрия Александровича и назначении нового директора – Миннуллина Рената Ильхамовича».
Долги по зарплате в казанском «Швейнике» составили 3,6 млн. рублей |
«ЧЕТКОГО ПЛАНА СПАСЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕТ. ПОКА»
Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями к новому руководителю предприятия Миннуллину.
- Ренат Ильхамович, ваше назначение связано с забастовкой?
- Убрали прежнего директора, потому что предприятие оказалось в критическом состоянии. Я сейчас разбираюсь: все крайне сложно. Имущество арестовано.
- Кем и за что?
- Судебными приставами на основании исполнительных листов. Имелись кредиторы, которые выиграли суды и которые затем обратились в службу судебных приставов. Та в свою очередь арестовала имущество и выставляет его на торги.
- О каком имуществе идет речь?
- Это все здание, все площади, кроме производственного цеха, он заложен в БТА Банке. Непосредственно оборудование пока не арестовано.
- Какова сумма долга?
- На сегодняшний день она составляет около 52 миллионов рублей. Из них долги по зарплате на 23 декабря – 3,6 млн. рублей. Около 20 миллионов - по налогам и сборам, 10 – перед инвестиционно-венчурным фондом. Все остальные – кредиторы, но давние, как я понимаю, еще до бывшего руководства.
Забастовка продолжается, но рабочие по-прежнему требуются? |
- То есть забастовка сейчас продолжается?
- Забастовка продолжается. Мы, конечно, просим людей выйти, потому что имеются некоторые заказы, но... Очень все плачевно.
- Прежний директор объяснил сложившуюся ситуацию?
- Сейчас мы проводим анализ действий бывшего руководства. Непонятна ситуация с компьютерами. Год назад ему инвестиционно-венчурный фонд выделил 10 миллионов рублей. Этими деньгами он погасил часть кредиторской задолженности и купил оргтехнику. Из всей этой техники, я так понимаю, остался один компьютер. Все остальное он выдал в счет зарплаты своим работникам, которые работали у него в управлении и ушли вместе с ним, кстати, по сокращению. Он им выдал мебелью и оргтехникой. Если деньги были потрачены на компьютеры - компьютеры должны работать, а работать невозможно, поскольку их нет. Сейчас выясняем все, что здесь происходило, все, что касается финансов.
По поводу текущей ситуации - тут вопрос решается на уровне правительства Татарстана.
- Идет речь о выделении финансовой помощи?
- Пока точно ничего сказать нельзя. Совещания в минземимуществе проводятся каждый день. Конечно, хотелось бы все разрешить до Нового года, но посмотрим.
- То есть сейчас четкого плана по выходу предприятия из кризиса нет?
- Его и не может быть, потому что я пришел несколько дней назад. Мы будем стараться сделать все возможное.
- На ваш взгляд, почему предприятие довели до такого положения? Ведь могли и должны были вмешаться раньше.
- Согласен. Для меня тоже вопрос. Тут уже полгода назад надо было кричать «Караул!», писать премьеру, президенту, кому угодно.
- Ренат Ильхамович, расскажите о себе.
- Я работал антикризисным управляющим. У вас в «БИЗНЕС Online» моя фамилия упоминалась, когда шла речь о группе компаний «Нур-холдинг», «Нур-авиа», «Альдермышский источник» - я был там антикризисным управляющим.
Конечно, хотелось бы оздоровить «Швейник», но ситуация здесь очень тяжелая. Нужен сильный инвестор, который сможет вытащить предприятие. Или надо вводить процедуру банкротства и идти на внешнее управление, то есть на оздоровление.
Здесь есть хорошие специалисты, но оборудование очень сильно устарело - и морально, и технически, работать на нем просто нереально. Не знаю, почему не велась работа в этом направлении. Например, можно было взять оборудование в лизинг. В первую очередь тут надо было наладить процесс, брать заказы. Заказов нет. Все, что было, – было на давальческой схеме: приходят люди, дают материал, из него шьют. Посредники получали доход непосредственно от шитья и зарабатывали больше, чем само производство. Если бы были прямые заказы, прибыль увеличилась бы в несколько раз.
- О каких посредниках идет речь?
- Пока не могу сказать, разбираюсь в ситуации. Не может быть так, чтобы предприятие с таким именем, таким количеством хороших специалистов так сильно ушло в долги. Единственный вариант - работа или не велась, или велась в другом направлении.
На «Швейнике» в последние годы происходила постоянная смена руководства, у которой, возможно, были какие-то скрытые цели |
«ШВЕЙНИКУ» ПРЕДОСТАВИЛИ ОТСРОЧКУ
Итак, как следует из сообщения минзмеимущества РТ, фактически сегодня ответственными за спасение «Швейника» стали госструктуры, отвечающие за развитие малого и среднего бизнеса в РТ. Как сообщила газете «БИЗНЕС Online» Эльмира Гатауллина - пресс-секретарь инвестиционно-венчурного фонда, «Швейнику» предоставлена отсрочка по долгу.
«В данный момент предприятие получило отсрочку возврата средств по договору займа, - сказала Гатауллина. - В связи со сложной сложившейся ситуацией на предприятии, ИВФ РТ совместно с министерством земельных и имущественных отношений, агентством инвестиционного развития РТ и новым руководством предприятия в данный момент ищет пути выхода из неё».
При этом в ИВФ (что само по себе вызывает удивление – участие фонда в судьбе этого швейного предприятия?!) отметили, что «цели, на которые выделены деньги, являются коммерческой тайной договора по закону». И это еще один вопрос, на который предстоит найти ответ – ведь, судя по всему, обновление оборудования на предприятии так и не произошло, ИВФ не стал его совладельцем. На что же ушли 10 млн. рублей?
В АИР, куда вчера газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями, пообещали перезвонить. Очевидно, в агентстве пока еще не прошел шок от того, что оно определено в качестве одного из спасителей гибнущего предприятия. (Хотя, как мы выяснили, и предыдущий руководитель комитета по МСБ Тимур Шагивалеев, и нынешний шеф АИРа Линар Якупов занимали пост председателя совета директоров этого ОАО). Во всяком случае, обратившись в агентство сегодня повторно, мы ответа так и не получили…
КАДРОВАЯ ЧЕХАРДА
Отметим, что на «Швейнике» в последние года происходила постоянная смена руководства. В июне 2009 года генеральный директор Андрей Симонов написал заявление по собственному желанию и некоторое время и.о. был Андрей Яковлев. Затем в июне предприятие возглавил Алихан Хашиев - директор ООО «Стиль». Эта компания из Чистополя вполне успешно работает на рынке, и была надежда, что новый директор сможет вывести «Швейник» из пике. Однако в январе 2010 года он ушел, и предприятием до апреля с приставкой и.о. руководил Ибрагимов, с апреля по декабрь – Гайсин. После чего предприятие доверили ушедшему недавно Дмитрию Галиуллину, которого в свою очередь на прошлой неделе сменил Ренат Миннуллин. То есть всего за три года на предприятии сменилось семь руководителей! Настоящая кадровая чехарда, у которой, возможно, были какие-то скрытые цели. О них – ниже.
У предприятия помимо устаревшего оборудования есть по-настоящему лакомый кусок – здание площадью 5,4 тыс. кв. м в центре Казани |
«КТО-ТО ХОЧЕТ ПРЕДНАМЕРЕННО ОБАНКРОТИТЬ ПРЕДПРИЯТИЕ»
Отметим, что у «Швейника» помимо устаревшего оборудования есть по-настоящему ценный актив – это здание площадью 5,4 тыс. кв. м в центре Казани, на ул. Парижской Коммуны, 25. Источник «БИЗНЕС Online», знакомый с ситуацией, на условиях анонимности сообщил нашему изданию, что одним из прежних руководителей компании было принято решение (якобы согласованное с курирующим госорганом) об умышленном банкротстве предприятия для последующей продажи здания.
Кстати, как отметил в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» Миннуллин, на площадях, которые ранее принадлежали «Швейнику», а затем были по частям проданы, зарегистрировано 13 собственников. Так, например, в здании располагается ресторан «Старый Баку».
Версию о намеренном банкротстве предприятия не исключает Камиль Шайдаров - председатель наблюдательного совета «Казанский текстиль».
- Еще в сентябре мы проявили интерес к приобретению «Швейника». Тогда долгов на нем было 46 миллионов рублей, но бывший председатель совета директоров Линар Якупов (на сайте «Швейника» информации о его уходе с этого поста нет – ред.) назвал слишком высокую цену. Позже, узнав, что оба здания компании выставляют на торги, я немедленно подал заявку на участие и приобрел одно из зданий предприятия по адресу Родина, 7. Изначально ставили цену на это здание в 12 миллионов, но торги не состоялись. Второй раз цену снизили до 9 миллионов, и в результате торгов мы приобрели его за 11 миллионов 218 рублей. Имея в собственности здание, пригодное для швейного производства, мы получили возможность вывести «Швейник» из банкротного состояния.
Трудовому коллективу, а это около 120 человек, было бы где работать, предприятие могло бы «встать на ноги». Но на этом этапе мы натолкнулись на активное сопротивление. В частности, была заблокирована процедура регистрации и получения права собственности. Что самое удивительное, еще в начале 2011 года долг у предприятия был меньше миллиона, а к концу года он вырос до 52 миллионов. Для меня это остается загадкой, кажется, что кто-то просто хочет преднамеренно обанкротить предприятие «Швейник».
Все, что происходит со «Швейником» - лишнее доказательство того, что государственная форма собственности не эффективна. Во главе должны стоять частные инвесторы, которые заинтересованы в долгосрочном процветании предприятия и прибыли.
Что самое удивительное, еще в начале 2011 года долг у предприятий был меньше миллиона, и буквально за год он вырос до 52 миллионов. Для меня это остается загадкой, кажется, что кто-то хочет преднамеренно обанкротить предприятие.
Конечно, уже доказано, что государственная форма собственности не эффективна. Во главе должны стоять частные структуры, которые заинтересованы в долгосрочном процветании предприятия.
В чем-то схожее мнение высказал газете «БИЗНЕС Online» Павел Сигал - генеральный директор ЗАО «Альтон»:
- У меня успешно работает швейная фабрика в Зеленодольске. А чем она, по сути, отличается от «Швейника»? Только тем, что во главе стоит государство, которое не заинтересовано в его развитии. С точки зрения экономики, это бред, чтобы во главе подобного предприятия стояло государство. Это пережитки прошлого! Тяжело придумать более «рыночную» отрасль, чем швейная. Нужно приватизировать предприятие и отдать его в руки нормального частника, который сможет поднять его и будет заинтересован в развитии.
Сергей Никифоров - директор зеленодольской швейной фабрики ООО «Мэрлин», полагает, что спасение «Швейника» требует очень серьезного подхода.
- Как минимум нужна поддержка государства, чтобы предприятие выполняло хотя бы один государственный заказ, чтобы швеи «набивали руку», и конечно, нужны частные структуры, которые будут продавать товар. Для восстановления «Швейника» нужен целый комплекс мер, продуманная стратегия, руководство, которое будет заинтересовано в процветании предприятия. Нужно также привлекать, заинтересовывать руководителей других фабрик, чтобы и от них поступала реальная помощь и поддержка. Конечно, сейчас самый простой способ - сдать в аренду предприятие, но как же его сотрудники, которым нужно кормить свои семьи? Это не самый гуманный способ, но, к сожалению, очень распространенный сейчас.
Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием событий вокруг «Швейника».
Справка
Открытое акционерное общество «Производственное предприятие «Швейник»
Генеральный директор – Миннуллин Ренат Ильхамович.
Численность персонала – 101 человек.
В 2010 году выручка от реализации продукции составила 16,8 млн. рублей. Убыток - 21,7 млн. рублей.
100% акций принадлежат минземимущества РТ.
В 1931 год в бывшем здании типографии, по улице Парижской Коммуны, была создана фабрика индивидуального пошива №4. В то время фабрика состояла из трех ателье с общим количеством работающих 150 человек. В августе 1941 года в этом же здании разместилась швейная фабрика №3 по пошиву военных шинелей, гимнастерок, парашютов, шапок-ушанок, сумок для противогазов, телогреек для военных, организованная на базе ранее ликвидированной фабрики №6. Чуть позже обе эти фабрики объединились, и образовалась единая фабрика №3. Через двадцать лет создалось объединение из фабрик №3, 4, 8. Фабрика №8 специализировалась полностью на одежде для военнослужащих, это были куртки, брюки и шинели.
В 1975 году образовалось новое большое предприятие – Татарское производственное швейное объединение по выпуску верхней одежды, в которое и вошли швейные фабрики №3, 8, фабрика головных уборов №12 и Кукморская швейная фабрика, численностью 5600 человек. В 1993 году создается объединение «Киемнэр», численностью 11,5 тыс. человек и включающее в себя фабрики: №3 по пошиву верхней одежды, №8 по пошиву военной продукции, №9 по пошиву костюмов, №10 по пошиву детской одежды и постельного белья, фабрика головных уборов №12 и Кукморскую, Чистопольскую, Зеленодольскую швейные фабрики (всего 11 фабрик).
В октябре 1996 года АО «Киемнэр» признается банкротом, и в 1997 году создается ГУП «Киемнэр-Данлы» на базе имущества АО «Киемнэр». В 2003 году предприятие было преобразовано путем приватизации в открытое акционерное общество «Производственное предприятие «Швейник», 100% владельцем акций и единственным учредителем которого является государство в лице министерства земельных и имущественных отношений РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.