Львиная доля жидких отходов в республике сливается в овраги. Но ассенизаторы без зазрения совести заламывают ценник на откачку, хотя даже не довозят отходы до «Водоканала». Более 2 млн кубов сливается в овраги, а ведь еще есть проблема навоза, который не сразу становится удобрением. О том, как вывести на чистую воду плохо пахнущий бизнес, в своем блоге на «БИЗНЕС Online» размышляет руководитель ассоциации операторов обращения с промышленными отходами России, депутат Госсовета РТ Марат Галиев.
Марат Галиев: «Важно, чтобы госкомитет РТ по тарифам на законодательном уровне предложил рассмотреть возможность введения государственного регулирования тарифов на вывоз ЖБО для всех юридических лиц»
Взлет тарифов ассенизаторов: что произошло?
Скандал с запашком всплыл в Казани в начале июня этого года. Жители частного сектора стали жаловаться: ценник на откачку жидких бытовых отходов подскочил в 2 раза. Частные компании, в свою очередь, объяснили повышение дополнительными расходами.
Согласно новой расчетной системе, «Водоканал» стал взимать с ассенизаторов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ так, как того требовало постановление правительства России. Прием кубометра жидких бытовых отходов (ЖБО) подскочил в цене в 3,5 раза. И ассенизаторы, само собой, зашили эти траты в новый подросший ценник за откачку.
ЖБО образуются в частных и других домохозяйствах, не подключенных к центральной системе водоотведения. Это сточные воды из канализации и ванной, фекальные массы, отработанная вода от посудомоечных и стиральных машин.
Скопление жидких отходов — это и вред для экологии, и опасность для человека. ЖБО — источник неприятных запахов, распространения инфекционных заболеваний и скопления вредных газов.
К слову, нехватка сливных станций в Татарстане — это еще одна серьезная проблема. Сейчас на всю республику всего 21 станция.
Что стало триггером этой ситуации? До 1 января 2021-го данная сфера регулировались «Правилами предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов». А потом вступило в силу постановление правительства России от 11 июля 2020 года, признавшее предыдущие правила утратившими силу. И с начала этого года госкомитет РТ по тарифам перестал осуществлять государственное регулирование определения стоимости услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов.
Фактически сфера ценообразования на рынке вывоза канализационных стоков частных домов была пущена на самотек. Во всех смыслах.
«Согласно новой расчетной системе, «Водоканал» стал взимать с ассенизаторов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ так, как того требовало постановление правительства России»
Из 2,4 млн кубометров содержимого выгребных ям до очистных доезжает лишь 13%
Количество выявленных в Татарстане незаконных свалок жидких отходов, согласно официальной информации, снижается (в 2019-м было найдено 42 нарушения, в этом году пока 11). Однако экологи регулярно фиксируют несанкционированные сливы ЖБО в овраги, канавы, на поля и в лесопосадки. Рынок откачки с индивидуальных домов — частный. Государство такие услуги населению не предоставляет.
Простая арифметика: по данным ГКУ «Главное управление инженерных сетей РТ» и министерства экологии и природных ресурсов РТ, каждый год в Татарстане образуется порядка 2,4 млн кубометров жидких отходов. А теперь посмотрим, сколько из них доезжает до очистных. Всего 312 тыс. кубометров! Это только 13% от общего количества отходов (официальные данные согласно территориальной схеме). Резонный вопрос: где все остальное?
Бо́льшая часть всех жидких отходов в Татарстане — свыше 2 млн кубометров — остается неучтенной. Само собой, они не испаряются, а незаконно сливаются на открытый ландшафт местности. Ущерб от незаконного сброса только одной ассенизационной машины на 10 кубов достигает 1 млн рублей. Это по тем же официальным данным минэкологии. А ежегодный ущерб от всего объема жидких отходов, поступающих в окружающую среду, оценивается приблизительно в 1,38 млрд рублей! Выходит, ассенизаторы повысили ценник на откачку, сославшись на повышение тарифа «Водоканала», но при этом сами львиную долю жидких отходов все равно сливают в кусты?
Как усовершенствовать систему учета и контроля по обращению с жидкими бытовыми отходами в Татарстане? Важно, чтобы госкомитет РТ по тарифам на законодательном уровне предложил рассмотреть возможность введения государственного регулирования тарифов на вывоз ЖБО для всех юридических лиц.
«Помимо канализационных стоков, злободневной проблемой являются и отходы животноводства. В Татарстане каждый год образуется около 6 миллионов тонн навоза и птичьего помета»
Навоз и птичий помет: да, это удобрение, но…
Помимо канализационных стоков, злободневной проблемой являются и отходы животноводства. В Татарстане каждый год образуется около 6 млн т навоза и птичьего помета. Как правило, эти отходы попадают на земли сельскохозяйственного назначения в качестве органических удобрений. Но, прежде чем попасть на поля, отходы должны отлежаться. И тут возникает проблема.
Типовые навозо-пометохранилища республики вмещают в себя лишь около 1 млн т в год. Это только 17% от общего объема образования навоза и помета. На весь Татарстан есть лишь 166 типовых мест временного хранения навоза животных и помета птиц. Чтобы решить эту проблему, нужно создать в республике единого регионального экологического оператора по обращению с жидкими бытовыми отходами и отходами животноводства. Для их учета необходима информационная автоматизированная система (ИАС).
Система позволит мониторить движение жидких бытовых отходов и отходов животноводства на территории РТ: от источника их образования до места обработки, обезвреживания, утилизации или размещения. Заявки на вывоз будут приниматься через единую диспетчерскую службу. Система станет выявлять правонарушения и передавать информацию о них контрольно-надзорным органам. ИАС выстроит оптимальную логистику, аналитику и отслеживание движения отходов в режиме реального времени.
В конечном счете это позволит обеспечить планирование и оптимизацию маршрутов вывоза отходов, формирование маршрутных заданий, взаимодействие с заказчиками, учет и согласование выполненных работ, централизованное управление заказами на вывоз отходов, онлайн-мониторинг за вывозом отходов (по данным ГЛОНАСС/GPS-навигации).
Как итог рынок отходов в Татарстане должен стать максимально прозрачным.
Марат Галиев
Галиев Марат Ибрагимович, фракция «Единая Россия» в Государственном Совете Республики Татарстан, депутат комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике.
Родился 3 июня 1976 года в поселке им. Малышева города Асбеста (Свердловская область). Служил в армии в 1994–1996 годах. Окончил Институт бизнеса и права (нижневартовский филиал), экономист; РАНХиГС при президенте РФ, магистратуру по направлению «государственное и муниципальное управление», факультет «Инновационное взаимодействие власти, бизнеса и общества».
1996–1997 — помощник машиниста буровой установки на рудоуправлении АО «УралАсбест».
1997–2006 — работал в организациях Нижневартовская ГРЭС, ТОО «Люмен», ТОО «Западно-Сибирская комплектовочная фирма», ОМТС ОАО «ИК Кварц» на различных должностях.
С 2006 года — владелец и руководитель ООО «Трейд Металл».
С 2016-го — гендиректор ООО «ТрансЛомПереработка».
С 2018 года — владелец и гендиректор экотехнопарков «Яшел Парк» (Сабинский район РТ) и «Яшел Парк Сибирь» (ХМАО).
С 2019-го по настоящее время — президент ассоциации операторов обращения с промышленными отходами.
С сентября 2019 года по настоящее время — депутат Госсовета Республики Татарстан.
Научные разработки:
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.