«Купят все, что сделаем», — с уверенностью заявляет Сергей Когогин. В большом интервью «Ведомостям» генеральный директор КАМАЗа рассказал, что завод уже начал контрактовать грузовики на 2022-й, но дальше первого полугодия не заглядывает. Челнинский автогигант уже чувствует серьезный интерес к электробусам, но старается не поддаваться на «провокации» городов, которые просят 1–2 автобуса для испытаний. Новый грузовичок «Компас» завод собирается выпускать вместе с китайским JAC, а будущее электромобиля «Кама-1» пока туманно.
От участия в выставке Comtrans отказались многие производители. СП «Даймлер КАМАЗ Рус» решил пропускать подобного рода мероприятия еще в 2019 году. А КАМАЗ и ГАЗ договорились «серьезно подумать» о перспективах по поводу следующей экспозиции
1. КАМАЗ перестанет ездить на выставки — неоправданно дорого
Нынешняя международная выставка коммерческих автомобилей Comtrans может стать последней для КАМАЗа. По словам Сергея Когогина, общий уровень затрат на участие вырос более чем на 30% по сравнению с прошлым разом. На предприятии высчитали, что на эти деньги можно провести до 6 «дней клиента» в разных городах, что будет намного эффективнее.
«Мы и многие другие производители коммерческого транспорта стали сомневаться в эффективности выставок, поскольку там не всегда наша аудитория, — говорит Когогин в интервью „Ведомостям“. — Нам важны дилеры и корпоративные клиенты — те, кто в основном использует и продвигает наши автомобили, но мы с ними и так общаемся. Плюс стоимость участия в мероприятии значительно выросла. Подорожало все — застройка стенда, кейтеринг, сама аренда».
По словам Когогина, СП «Даймлер КАМАЗ Рус» решил пропускать подобного рода мероприятия еще в 2019 году, а КАМАЗ и ГАЗ «серьезно подумают» о перспективах участия в следующей выставке.
Часть электробусов все-таки уехала на тесты в города, где действительно есть перспективы внедрения, — Казань и Санкт-Петербург. Интерес к электробусам имеется и за рубежом
2. «Многие города просят 1–2 электробуса — на такие «провокации» не поддаемся»
На Comtrans КАМАЗ обещает показать «наступившее завтра». Помимо грузовиков поколения К5 большое внимание будет уделено сегменту пассажирского транспорта. «Покажем сочлененный электробус, автобус и грузовик на водороде и троллейбус, — сообщил Когогин. — Наши электробусы сейчас производятся серийно — значит, мы не ошиблись, заглядывая в завтра, когда коммерческая ценность данной истории была не столь очевидна. Сегодня время наступило. По примеру Москвы многие города начинают проявлять интерес к этому транспорту, просят 1–2 электробуса — попробовать. Мы стараемся не поддаваться на такие „провокации“, потому что подобное бессмысленно, но притом отвлекает очень много ресурсов компании».
Но часть электробусов все-таки уехала на тесты в города, где действительно есть перспективы внедрения, — Казань и Санкт-Петербург. Интерес к электробусам имеется и за рубежом: «Узбекистан, Азербайджан — позиции КАМАЗа в этих странах достаточно сильны, они наши традиционные партнеры. Там мы готовы пойти на то, чтобы предоставить для ознакомления несколько машин, потому что важно хотя бы по минимуму сформировать понимание, как работает такая техника».
О неофициальной презентации грузовичка «Компас», возможно, никто не узнал бы, если бы не снимки от пресс-службы президента РТ
3. Грузовичок «Компас» — промежуточная модель
На выставку в Москву КАМАЗ взял и грузовичок «Компас», который до этого не показывали широкой публике. Свою новинку автогигант засветил летом, когда в Набережные Челны с рабочей поездкой приезжал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. О неофициальной презентации, возможно, никто не узнал бы, если бы не снимки от пресс-службы президента Татарстана.
Демонстрационный образец «Компаса» с бортовой платформой и двухосным шасси — 9-тонный, т. е. речь идет о «тяжелой» модификации, отмечали профильные СМИ. Предполагается, что новинка получит кабину от китайских грузовиков JAC N-series, а производство кабин локализуют на прессово-рамном заводе челнинского предприятия. Пока прописано четыре версии «Компаса» полной массой от 3,5 до 12 тонн. Таким образом, «младшие» «Компасы», вероятно, будут соперничать с «Газелью-NN», «средние» версии бросят вызов «Валдаю-NEXT», а самые выносливые модификации могут заменить «КАМАЗ Тулпар» и побороться с «Газоном-NEXT».
«„Компас“ для нас скорее промежуточная модель. Многие компоненты там не наши. Договорились с китайским партнером (JAC — прим. ред.) совместно заниматься локализацией. В зависимости от того, как в первые полтора года модель будет воспринята покупателями, мы поймем, насколько далеко готовы идти по пути ее локализации», — сказал Когогин. Компания не видит смысла заниматься локализацией движка для «Компаса» — объемы производства небольшие.
В 2021 году КАМАЗ планировал выпустить 2,4 тыс. машин серии К5. Но, по словам Когогина, в планы может вмешаться проблема нехватки микрочипов
4. Как КАМАЗ предсказал дефицит микрочипов
В 2021 году КАМАЗ планировал выпустить 2,4 тыс. машин серии К5. Но, по словам Когогина, в планы может вмешаться проблема нехватки микрочипов. «Автомобили семейства К5 насыщены микроэлектроникой, ничего удивительного, что они оказались наиболее подвержены этой проблеме. На всем остальном дефицит микроэлектроники серьезно не отразился. Мы продолжаем работать, причем работать в плюс», — высказался рулевой автогиганта.
Ситуация могла бы быть плачевнее, если бы не работа антикризисного штаба КАМАЗа, который организовали в прошлом году из-за пандемии. Сейчас он стал постоянно действующим органом управления компанией. В ноябре рабочая группа спрогнозировала проблемы с поставками чипов и завод принял решение закупить дополнительные объемы микроэлектронных компонентов.
«Просто закупили и положили на склад. И не ошиблись — это позволило нам стабильно работать в 2021 году. Данные запасы помогли сдемпфировать тот бешеный рост цен, который начался с I квартала 2021-го», — радуется Когогин.
По его оценке, дефицит компонентов будет преследовать КАМАЗ еще весь 2022 год: «Слишком много негативных факторов сложилось воедино — пожары в Японии, очередной локдаун в Малайзии, где расположены основные производства микросхем, — объяснил Когогин причины сбоя поставок микрочипов. — Ковид ведь никуда не делся, просто общество постепенно адаптируется к жизни в новых условиях. Мы замечаем это и по себе».
5. Когогин: «Купят все, что сделаем»
Рост рынка тяжелых грузовиков, несмотря на сложные условия рынка, неизбежен, считает Когогин: «Просто сегодня рынок определяется возможностями производителей, а не потребностями покупателей. Купят все, что сделаем, но возможности производства сильно ограничены. Скорее всего, насыщение произойдет не в силу полного удовлетворения потребностей, а из-за роста цен на технику. Мы вынуждены потихоньку поднимать свои цены, чтобы отыграть повышение стоимости материалов. За этот год увеличили цены на 9 процентов, больше пока не планируем».
У КАМАЗа есть сервис «Спецшеринг», который помогает связать владельцев строительной техники с клиентами. В 2020 году случился дефицит самосвалов. Чтобы его покрыть, на предприятии решили создать компанию, которая занимается сдачей самосвалов в аренду: «Мы зашли в этот бизнес, увидели, как реально эксплуатируются наши машины. Дефицит пока не покрыли, но понимание бизнес-процессов своих клиентов получили».
По прогнозам Когогина, спрос на КАМАЗы продолжит расти. Более того, уже сейчас есть дефицит грузовиков. В сентябре завод будет пытаться держать темп сборки в 200 автомобилей в сутки, в октябре, ноябре и декабре — по 210 единиц: «Мы уже начали контрактовать грузовики на следующий год. Очень сильно влияет дорожное и жилищное строительство. У нас значительно вырос рынок бетоносмесителей. Плюс сами темпы строительства растут, и старая техника просто не выдерживает. По магистральным тягачам заканчивается пятилетний цикл первичного владения парком, и потихоньку начиная с конца прошлого года идет процесс его обновления».
Все хорошо, по словам Когогина, на рынке экспорта — он вырос почти на 60% за первое полугодие. Помимо традиционных рынков интерес к полноприводной технике проявляют страны Ближнего Востока — Саудовская Аравия и Арабские Эмираты. «В Саудовской Аравии теперь проходит „Дакар“, что стало своего рода рекламной площадкой для наших грузовиков».
6. «В этом году ориентируемся на сумму инвестиций в 16–18 миллиардов рублей»
Деньги, которые сегодня получает КАМАЗ от государства, идут на погашение процентных ставок по облигациям и кредитам, объясняет Когогин. Он отмечает, что, когда предприятие выпускало облигации в 2015 году, ключевая ставка была «совершенно другой». Облигации выпустили под 7% годовых, а сейчас компании субсидируется 0,9% от ключевой ставки. По словам гендиректора завода, заложенной ранее суммы стало недостаточно для выплат по купонам.
«Михаил Владимирович [Мишустин] нас поддержал, мы нашли понимание. Вы слышали, что миллиард рублей выделен», — отметил руководитель КАМАЗа. Напомним, в конце августа премьер-министр РФ распорядился выделить заводу 1,04 млрд рублей — данная сумма равна чистой прибыли автогиганта в I квартале этого года. Как объясняли «БИЗНЕС Online» в пресс-службе предприятия, субсидия закроет проценты по кредитам на уже существующую линию производства лонжеронов — основного силового элемента конструкции, из которого состоит рама грузовика.
В декабре 2019 года Когогин просил президента РФ Владимира Путина выделить 50 млрд рублей на компенсацию инвестиционных затрат — по случаю 50-летия завода. По словам гендиректора предприятия, до той цифры еще очень далеко. «Но мы оптимизма не теряем», — подчеркнул спикер. На будущий год КАМАЗ планирует инвестиции в размере 16–18 млрд рублей. Эти средства потратят на расширение производства нового мотора Р6, модернизацию производства мостов, выпуск автоматической коробки передач Traxon и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по электричеству и водороду.
Показанный прототип электромобиля «Кама-1» хотя и хорошего качества, но это не серийный образец
7. КАМАЗ еще не определился с будущим проекта «Кама-1»
Электромобиль, разработанный совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (СпбПУ), завод представил в декабре 2020 года. Конструкторы делились внушающими оптимизм характеристиками: литийионный аккумулятор и электродвигатель, позволяющие развить скорость до 150 км/ч и проехать до 250 км без подзарядки, 20 минут до полного заряда батареи в ускоренном режиме, разгон до сотни — за 6,7 секунды.
По словам Когогина, вопрос перехода в легковой сегмент — фундаментальный для завода. Показанный в прошлом году прототип хотя и хорошего качества, но это не серийный образец, отметил спикер. «Видим проект так: в 2022–2023 годах нужно провести цикл испытаний, чтобы в 2024–2025-х выйти на производство. Мы договорились с основными акционерами, что представим технико-экономическое обоснование данных решений, точно скажем, сколько денег понадобится, и ответим окончательно на вопрос, а нужно ли это КАМАЗу», — подчеркнул собеседник «Ведомостей».
По словам Когогина, в 2025–2030 годах серьезная доля мощностей мирового автопрома будет занята под выпуск электромобилей. При этом в России переход на электродвижение окажется не таким «сумасшедшим», как в Европе. Сейчас челнинский завод думает, стоит ли заниматься производством электродвигателей, тема обсуждается с легковым подразделением Daimler — Mercedes.
КАМАЗ начал разрабатывать автобус на водороде еще два года назад, но не раскрывал планов
8. «Водоробус для нас не какая-то сверхъестественная вещь»
По словам Когогина, завод начал разрабатывать автобус на водороде еще два года назад, но не раскрывал планов. «Искали партнера. Разница в источнике энергии между батареей и водородом не так велика, как это принято считать. Был взят наш обычный электробус, стандартная батарея уменьшена, добавлен водородный топливный элемент. Также мы изначально договорились с Москвой, что работаем по данному направлению», — рассказал собеседник.
«Вот курьезная история. Нам очень важно было, чтоб появилась заправка сжиженным газом в Челнах. Долго говорили с „Новатэком“, и они в этом году наконец сделали у нас СПГ-заправку. На складе КАМАЗа имелось 150 газовых тягачей. В день открытия заправки мы продали их все до единого», — отметил руководитель предприятия. Сейчас водород стоит порядка 5–7 евро за кг, но с переходом на серийное производство водоробусов цена будет снижаться, считает гендиректор КАМАЗа и отмечает, что отсутствие заправочных станций — «это не проблема транспортных средств».
9. «Стараемся больше не размещать новые производства в Челнах»
У Когогина спросили, насколько сильно ударит по Челнам лишение статуса моногорода. Напомним, министерство экономического развития РФ хочет вдвое сократить перечень моногородов: многие якобы уже перестали быть монопрофильными — либо градообразующее предприятие ликвидировано, либо экономика диверсифицирована.
По словам гендиректора КАМАЗа, степень зависимости Челнов от предприятия остается высокой. «Мы стараемся больше не размещать новые производства в городе. По результатам 2019 года наш камский индустриальный парк „Мастер“ вышел на оборот 133 миллиардов рублей, в нем работали 11 тысяч человек. Мы решили проблему создания рабочих мест в Челнах, и теперь имеется дефицит рабочей силы. Конечно, костяк наших производств останется в городе, но мы будем стараться максимально повышать роботизацию производства», — отметил собеседник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.