«Сейчас цена на нефть искусственно регулируется. Мы понимаем, что за счет ограничений добычи в рамках ОПЕК+ нынешняя цена не отвечает реальности, потому что достаточно большой объем добычи остановлен», — говорит президент компании «Лукойл» Вагит Алекперов. В интервью «Коммерсанту» он рассказал, почему необходима доналадка демпферного механизма, нужно ли вводить торговлю квотами на СО2 и будет ли он переименовывать компанию по примеру западных производителей. Собрали самое интересное из тезисов руководителя.
Вагит Алекперов: «Не хотелось бы снова видеть цены на нефть выше 100 долларов за баррель, так как это может стимулировать инвестиции в низкорентабельные малоэффективные проекты и потом опять привести к тому, что мы уже проходили, — обрушению рынка»
«100 долларов за баррель нефти может привести к обрушению рынка»
О цене на нефть. Президент «Лукойла» Вагит Алекперов считает, что наиболее комфортной для потребителей является стоимость нефти на уровне $65–75 за баррель — именно на него нацелены участники ОПЕК+. «Не хотелось бы снова видеть цены на нефть выше 100 долларов за баррель, так как это может стимулировать инвестиции в низкорентабельные малоэффективные проекты и потом опять привести к тому, что мы уже проходили, — обрушению рынка», — говорит глава «Лукойла».
О сделке ОПЕК+. Для нефтяников сделка оказалась очень болезненной. «Соглашение привело к тому, что я впервые более чем за 50 лет работы в отрасли давал команду на остановку скважин. Такой практики вообще не было никогда, ни в Советском Союзе, ни в России: у нас всегда существовала цель, и мы ориентировали на это свои коллективы — добыть как можно больше, — говорит Алекперов, допуская, что альянс ОПЕК+ создан не на время, а навсегда. — Компромиссы, которые присутствуют внутри соглашения ОПЕК+, дают уверенность, что оно будет действовать долгие годы. Там есть диалог, методы убеждения и принятия той или иной стороной общего решения, которое направлено на благополучие глобального рынка в целом».
«Лукойл» в связи с ограничениями ОПЕК+ остановил более 8 тыс. скважин и снизил добычу на 90 тыс. баррелей в сутки, которые, как надеется Алекперов, будут востребованы рынком после сентября 2022 года, когда ограничения должны сойти к нулю.
О сверхвязких нефтях. Алекперов убежден, что будущее добычи нефти в России связано со сложно построенными месторождениями и сверхвязкими запасами. «Лукойл» вложил в такие месторождения 250 млрд рублей: это строительство заводов по подготовке пара, который закачивается в скважины, очень сложная экологическая инфраструктура. Но после отмены льгот решения с правительством пока не нашли. «Мы считаем, что чем быстрее мы будем внедрять технологии в этой области и вести промышленные работы, тем надежнее будет сырьевая база страны на долгую перспективу. Так что я надеюсь, что в будущем налоговое решение по этим месторождениям найдется, потому что они должны быть эффективны при цене нефти 50–55 долларов за баррель», — заявил Алекперов.
«Нефтяная отрасль была всегда перегружена в части налогообложения по сравнению с остальными. Компания платит около 50 процентов налогов от объема выручки. Такой налоговый режим дает возможность формировать и прибыль, и средства для инвестиций»
«Нефтяная отрасль была всегда перегружена в части налогообложения»
О налоговой перегрузке. «Нефтяная отрасль была всегда перегружена в части налогообложения по сравнению с остальными. Компания платит около 50 процентов налогов от объема выручки, — рассуждает Алекперов. — Конечно, это высокое налогообложение. Но в то же время даже такой налоговый режим дает возможность формировать и прибыль, и средства для инвестиций». Он пока не видит предпосылок по дальнейшему повышению налогов, потому что достаточно нестабильная ситуация по цене. «Все-таки сейчас цена на нефть искусственно регулируется. Мы понимаем, что за счет ограничений добычи в рамках ОПЕК+ нынешняя цена не отвечает реальности, потому что достаточно большой объем добычи остановлен», — говорит он.
О доналадке демпфера и других налогов. По словам главы «Лукойла», идеального налогового законодательства не бывает, оно требует постоянной корректировки. Так, необходима доналадка демпфера: при ценах на нефть выше $70 за баррель он «немного начинает давать сбои». При этом Алекперов подчеркнул, что хорошая традиция совместного обсуждения налогового режима правительством совместно с производителями сегодня не соблюдается. «Например, о решениях по вязким нефтям, по месторождению имени Юрия Корчагина я узнал только из прессы, с нами даже не обсуждали это. Как можно затронуть такой существенный сегмент деятельности одной из крупнейших компаний в России и даже не поставить ее в известность? Нужно обсуждать совместно, искать какие-то параметры. Мы же все заинтересованы в одном — чтобы люди на территории России жили лучше и бюджет страны наполнялся», — возмущается президент «Лукойла».
Об энергетической трансформации. Алекперов подчеркивает, что «Лукойл» уже сегодня «не нефтяная, а энергетическая компания». По его словам, стратегия на ближайшие годы — быть ответственным производителем прежде всего углеводородов. Он рассказал, что компания приняла концепцию сокращения выбросов парниковых газов к 2030 году на 20% по отношению к 2017-му, запускает инвестпроекты, направленные на утилизацию СО2, резко сокращает энергопотребление за счет дополнительных инвестиций. Крупнейший проект — это перевод газоперерабатывающих заводов на турбины с электроприводом, а также утилизация их выбросов углекислого газа. «Не планируете переименовывать компанию по примеру западных производителей? В европейском понимании слово „нефть“ уже немного ругательное?» — поинтересовался у него журналист. «Эту миссию я оставлю своему преемнику, у меня рука не поднимется», — ответил Алекперов.
«Мы сегодня готовы на всех своих АЗС поставить зарядные устройства для электромобилей, но у нас нет клиентов»
«Быстрый энергопереход стал бы возможен, если бы была стагнация прироста населения в мире»
О квотах на СО2 и углеродном налоге. Торговля квотами на СО2 по примеру ЕС в России не должна вводиться через административные решения, считает президент «Лукойла». По его мнению, если ее и вводить, то только добровольно, потому что Россия обладает огромным потенциалом по поглощению СО2 — соответственно, взимание дополнительных налогов с бизнеса с учетом размера территории и колоссального массива леса не так актуально.
«Мы очень внимательно следим за тенденциями энергоперехода, но есть вопросы. Смогут ли полмиллиарда человек так быстро трансформироваться? Сможет ли весь мир поддержать действия Европы? Сегодня даже на бензин стандарта „Евро-3“ перешли далеко не все страны, и многие потребители сейчас просят у нас бензин самого низкого качества», — рассуждает Алекперов.
Об электромобилях. Президент «Лукойла» признался, что не очень верит в быстрый энергопереход. По его словам, он стал бы возможен, если бы была стагнация прироста населения в мире, а вместе с ним — потребления энергоресурсов, «но потребление растет, даже несмотря на программы энергосбережения». Даже чтобы избавиться от двигателей внутреннего сгорания, придется тогда обложить акцизом электромобили, а их пока не так и много. «Мы сегодня готовы на всех своих АЗС поставить зарядные устройства для электромобилей, но у нас нет клиентов», — констатирует он.
Об инвестициях в Россию и за рубеж. Алекперов декларирует, что в стратегии компании 80% инвестиций заложено на российские проекты (пандемия скорректировала эту цифру до 84%), а остальное «Лукойл» планирует тратить в регионах «стратегического интереса»: Каспий за пределами РФ, Западная Африка, Ближний Восток и Мексика. Глава компании рассказал о сложностях выхода из Ирака (правительство категорически отказывает «Лукойлу» в разрешении продать активы в стране другой компании), о первых скважинах с хорошим дебитом в акватории Каспийского моря и новых газовых проектах на Ямале.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.