Первый день выставки коммерческого транспорта Comtrans 2021 прошел под знаком новинок КАМАЗа и «Урала». Уральцы заявили о планах выйти в новую для себя нишу грузовой и строительной спецтехники. Челнинцы замахнулись на большее: развитие удачной линейки К5, новое поколение К6, карьерные самосвалы грузоподъемностью более 100 тонн. Побывав на выставке, корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, почему производители уверены в подъеме грузового авторынка.
7 сентября в Москве официально открылась выставка коммерческого автотранспорта Comtrans 2021. Самую большую экспозицию представило ПАО «КАМАЗ»
Третья степень автономности «от КАМАЗа»
7 сентября в Москве открылась выставка коммерческого автотранспорта Comtrans 2021. В прошлом году показ пропустили, и было любопытно: может, автоконцерны презентуют новинки за два года? Увы, коронавирус (или что-то еще?) продолжает редактировать список участников. Не приехала вся европейская «большая семерка» — MAN, Mercedes-Benz, Volvo, DAF, Scania, Renault и Iveco — и ряд российских компаний второго эшелона. Из мировых лидеров новинки в Москву привезла только Isuzu. Довольно скромные экспозиции представили китайцы. В этих условиях хедлайнерами автоматически становились крупные российские бренды, хотя с их нынешними «экспонатами» они, пожалуй, не затерялись бы и в более титулованном обществе.
Самая большая экспозиция у КАМАЗа. Челнинцы привезли в Москву несколько любопытных новинок: первый автомобиль нового поколения К6 (проект «Континент»), водоробус на базе «КАМАЗа-6290» и прототип бортового автомобиля «КАМАЗ-65208» с водородными топливными элементами.
Говоря о грузовике проекта К6, гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин вчера заявил, что это «тягач совершенно нового типа». Он предназначен для дальнемагистральных перевозок. Изюминка — гибридный мотор, работающий как на дизеле, так и на электричестве. У машины третья степень автономности: она может сама двигаться по прямой, перестраиваться, останавливаться перед препятствиями, поддерживать заданный скоростной режим при движении в колонне.
Разумеется, челнинцы привезли и тягачи К5, ставшие хитом на рынке РФ. Из нового на этот раз — флагманский магистральный тягач «КАМАЗ-54901» с двигателем на сжиженном природном газе (СПГ). «Если два года назад мы показали вам два флагмана К5, то в 2021-м вместе с гоночным грузовиком команды „КАМАЗ-Мастер“ представляем уже 8 автомобилей. В следующем году планируем завершить освоение линейки К5, в которой будет 30 моделей», — подчеркнул глава КАМАЗа.
Компания привезла на выставку новейший беспилотник «Геркулес» — автономный карьерный самосвал длиной 10 м и грузоподъемностью 40 т, презентация которого состоялась в июле
Окно возможностей для автопроизводителей
Также компания привезла «Геркулес» — карьерный самосвал грузоподъемностью 40 т (его презентовали в июле). Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, как в компании продвигается работа над карьерными самосвалами семейства «Юпитер» (гиганты грузоподъемностью до 220 т, аналогичные Россия сегодня закупает в Беларуси, Японии и США), Когогин заявил, что «карьерные самосвалы — дело будущего». А на ближайших подходах — шоссейные самосвалы грузоподъемностью 60–65 т с кабиной К5, двигателем 910. «Расширяем и создаем новую нишу, где российский производитель никогда не был представлен», — отметил гендиректор КАМАЗа. Машины прошли опытную эксплуатацию на одном из угольных разрезов в Кемерово. «С точки зрения эксплуатации самого автомобиля замечаний не было вообще, по конструкции самосвальной платформы потребитель нам высказал, что нужно изменить — все будет доработано», — добавил Когогин.
Самосвал «Урал С35510»
«Второй момент — шарнирно-сочлененные самосвалы, которые никогда в нашей стране не производились, — продолжил он. — Поработав с проектом „Арктика“, создавая автомобиль для Крайнего Севера, мы поняли, что можем освоить и эту технику. И сегодня представили вам первый образец („Геркулес“ — прим. ред.), в следующем году будем проводить внутренние испытания, а на 2023-й планируем уже передачу опытной промышленной партии нашим потребителям с тем, чтобы вплотную подойти к выпуску серии в 2024-м», — пояснил руководитель челнинского автозавода. Вернувшись к теме карьерных самосвалов на жесткой раме грузоподъемностью в 125–130 т и выше, Когогин пояснил, что они проектируются, первый изготовят в 2022 году. «Сюда их точно не привезем, поэтому пригласим вас в Челны и там покажем», — добавил он.
Гендиректор коротко остановился на финансово-производственных показателях компании. Так, на внутреннем и внешнем рынках в прошлом году автопроизводителю удалось реализовать 37 тыс. грузовиков. При этом доля КАМАЗа на российском рынке автомобилей полной массы свыше 14 т увеличилась на 4% и составила 48%. Ну а результаты работы челнинцев в первом полугодии 2021-го «БИЗНЕС Online» подробно разбирал ранее. «Сегодня рынок коммерческого транспорта стремительно растет, однако времени на размышления и освоение современных трендов у нас не так уж много. Окно возможностей для наших автопроизводителей оценивается экспертами буквально в несколько лет. Если оно не будет использовано, рынок заполнят иностранные производители», — уверен Когогин.
На форуме КАМАЗ подписал ряд соглашений и контрактов, среди которых договор поставки 400 единиц автотехники в лизинг до конца 2021 года с транспортной компанией «Крафтер», а в перспективе ей же пойдет еще 1 тыс. авто. Также автогигант подписал соглашение о намерениях с шинным гигантом Michlen.
Новая ниша для «Урала»
Еще одним заметным событием выставки стала презентация новой линейки «Уралов». С рассказом о новой технике компании выступил гендиректор автозавода Павел Яковлев. Для начала он сообщил, что в прошлом году «Урал» выпустил 8 тыс. автомобилей, преимущественно для нужд нефтянки и лесного хозяйства. В 2021-м «Урал» планирует увеличить продажи на 33%. Как и КАМАЗ, уральцы проводят реновацию своей «конюшни». «Уходит в историю облик „Урала“ с кабиной 4320, со следующего года машины с этой кабиной исчезнут с коммерческого рынка полностью, — заверил Яковлев. — Капотный ряд заменит автомобиль с кабиной NEXT, а также мы подготовили целый модельный ряд бескапотных машин нового поколения, созданных в том числе к 80-летию завода. Линейка представлена автомобилями полной массы 27 тонн, 35 тонн и до автомобиля с полной массой в 41 тонну, который будет представлен к 2023 году. Это семейство закрывает все виды самосвальной техники и различных видов специальной техники», — заявил Яковлев.
Как пояснили представители компании, сейчас речь идет о выходе автозавода в принципиально новую для него нишу коммерческого транспорта высокой грузоподъемности. На выставке представили новое семейство для перевозок, коммунальных и строительных работ: обновленный экстерьер, новый интерьер кабины, элементы жидкокристаллической приборной панели и мультимодального руля. Совместно с Ярославским моторным заводом «Урал» работает над семейством двигателей до 600 лошадиных сил.
Как заявил в рамках сессии директор по продуктовой политике ПАО «КАМАЗ» Эльдар Аминов, рынок автомобилей в России цикличен, спады сменяются подъемами
Синдром отложенного спроса и «черные лебеди»
Часть программы организаторы Comtrans 2021 отвели теоретическим дискуссиям между представителями отрасли. Одной из тем обсуждения стало влияние пандемии коронавируса COVID-19 на рынок коммерческого транспорта. Участникам дискуссии пришлось проявить некоторое терпение — мероприятие минут 40 не могло начаться из-за опоздания замминистра промышленности Александра Морозова, который в итоге так и не появился.
В целом участники рынка смотрят в будущее с оптимизмом. Как заявил в рамках сессии директор по продуктовой политике ПАО «КАМАЗ» Эльдар Аминов, рынок автомобилей в России цикличен, спады сменяются подъемами. «В 2020-м рынок просел по отношению к показателям 2019 года, но просел ощутимо меньше, чем в 2013–2014 годах. Если бы пандемии не случилось, но был бы продолжен прежний тренд, мы увидели бы просадку куда большую, чем произошла в 2020-м», — пояснил он. Сейчас же наблюдается рост спроса на грузовые перевозки, которые дорожают, что играет на руку транспортным компаниям и отрасли. «Не секрет, что в сегменте магистральных перевозок многие логистические компании работают, по сути, лишь на уровне безубыточности, а основную доходность имеют на том, что продают машины по истечении срока лизинга на вторичном рынке», — рассказал Аминов о трудностях перевозчиков.
Одним из позитивных факторов стал приток инвестиций в энергетический комплекс на фоне достаточно высоких цен на нефть, добавил представитель КАМАЗа. И если инвестиции в отрасль будут удерживаться даже на текущем уровне, это тоже серьезно поддержит спрос на грузовые авто, добавил он.
«Но самый главный фактор роста для автопроизводителей в России — общая „старость“ автопарка отечественного бизнеса», — уверен Аминов. Если бы пандемия не спутала карты, то многие российские компании должны были бы еще в 2020-м приступить к обновлению своих парков. Впрочем, в конце прошлого года бизнес приободрился и начал активнее закупать новую технику, и сейчас наблюдается устойчивый рост продаж грузовиков. По словам Аминова, по итогам 2021-го ожидается увеличение показателей на 20–25% в сегменте автомобилей грузоподъемностью свыше 14 тонн. «Спрос сейчас превышает предложение, сегодня мы наблюдаем „рынок продавца“», — констатировал Аминов.
Президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин согласился с коллегами с КАМАЗа в том, то российский рынок переживает рост спроса при ограниченном предложении. Он назвал сложившуюся ситуацию «напряженностью рынка». Сорокин также указал на фактор отложенного спроса, который сейчас подогревает рынок коммерческого транспорта в России. Кроме того, большую роль играет разросшийся во время пандемии рынок автомобилей для сектора онлайн-продаж. Однако говорить о каком-то принципиально новом росте по сравнению с допандемийными годами не приходится, авторынок вряд ли сможет развиваться темпами, серьезно опережающими общий экономический рост. «Если сравнивать 2020 и 2021 годы, то сейчас рост рынка составит, наверное, около 20 процентов. При этом по сравнению с 2019-м рост отмечается совсем небольшой. И в 2022 году он будет развиваться по стандартной формуле — рост продаж коммерческих автомобилей составляет 0,6 от роста ВВП. Если ВВП России вырастет на 10 процентов, то мы увидим рост продаж коммерческих автомобилей на 6 процентов и так далее», — сообщил Сорокин.
С неожиданным заявлением выступил гендиректор белорусского ОАО «МАЗ» Валерий Иванкович, предрекший современной «зеленой» энергетике неизвестные пока риски, сопоставимые с аварией на АЭС: «Мы все смотрим в сторону развития „зеленой“ энергетики. Но упускаем такие моменты: а если что-то пойдет не так? А если прилетит „черный лебедь“? Тогда как? Даже на памяти нашего поколения такие риски возникали на ровном месте в успешно развивающихся отраслях — например Чернобыль. Самая безопасная атомная энергетика — и вдруг взрыв».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.