В начале сентября на нескольких площадках в столице России и не только состоялась презентация учебного пособия «Гражданская идентичность мусульман России». Ранее его авторы, включая Вячеслава Полосина и Рафика Мухаметшина, провели пресс-конференцию в Москве, где заявили, что книга призвана рассеять средневековые стереотипы, бытующие среди мусульман, и перейти к «современному мышлению». Пособие предназначено для студентов исламских учебных заведений, однако претендует и на большее. При этом книга, опровергая многие опасные мифы, включая идеологию «политического ислама», одновременно обосновывает недопустимость участия в «незаконных» акциях и необходимость терпеть «плохой режим». Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
В начале сентября на нескольких площадках в столице России и не только состоялась презентация учебного пособия «Гражданская идентичность мусульман России»
«Родина у нас одна на всех»
«Гражданская идентичность мусульман России» — учебное пособие под таким интригующим названием презентовали в Москве и Пятигорске. Среди авторов — хорошо знакомые нам ученые: профессор Болгарской исламской академии Вячеслав Полосин, ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин, к которым примкнул заведующий кафедрой восточных языков и культур Пятигорского государственного университета Ибрагим Ибрагимов. В рамках презентации книги широкой общественности авторы устроили целое «турне» — 31 августа состоялась пресс-конференция в Москве, а на 9 сентября — аналогичное мероприятие в Пятигорске.
Выступая в онлайн-режиме перед журналистами в Москве, Полосин сообщил, что книга станет первым в России учебным пособием такого рода, а подготовлена она была по заказу и под эгидой Болгарской исламской академии. АП РФ на той пресс-конференции представлял замначальника департамента управления президента РФ по внутренней политике Алмаз Файзуллин, кстати, тоже выходец из Татарстана. Формирование «гражданской идентичности» он назвал краеугольным камнем строительства «общегражданской российской нации». «Родина у нас одна на всех, и коллектив авторов сделал свой вклад, попытку этот сегмент (патриотизм — прим. ред.) интегрировать в систему исламского образования», — подчеркнул Файзуллин. Учебник «гражданской идентичности» станет только «первой ласточкой», за его внедрением последует, скорее всего, создание целого учебно-методического комплекса такой направленности, пояснил он.
В свою очередь, и. о. ректора БИА Айнур Тимерханов здесь же анонсировал запуск целого курса по гражданской и этнокультурной идентичности мусульман на базе академии. «В рамках усовершенствованного учебного плана данная дисциплина в объеме 36 часов с этого года читается на первом курсе», — рассказал Тимерханов. По его словам, учебник «Гражданская идентичность мусульман России» станет опорным учебником по данной дисциплине для высших исламских учебных заведений. И. о. ректора добавил, что сейчас перед исламскими вузами поставлена задача по укреплению гражданской идентичности учащихся. «Это большая комплексная работа, в рамках которой мы сегодня впервые вводим в практику целый пакет документов, регламентирующих воспитательную деятельность академии с учетом рекомендаций минобрнауки РФ», — добавил он.
Ректор Российского исламского института Мухаметшин выразил уверенность, что учебник окажется востребованным не только в исламских учебных заведениях. Слушая спикеров и листая книгу, приходишь к пониманию того, что имел в виду Мухаметшин: работа претендует стать одним из краеугольных камней для формирования мышления и политической позиции мусульман России. Задача сверхактуальная и амбициозная. Как же с ней справились авторы? Хотя уже за саму попытку заняться таким «почти безнадежным делом» (учитывая то, сколько течений в исламе) можно выразить им признательность. Здесь как минимум Муса Бигиев нужен…
Учебное пособие получилось компактным — всего 256 страниц
«Нарушение общественной безопасности опаснее, чем нарушение безопасности индивида»
Учебное пособие получилось компактным — всего 256 страниц. Написана книга в легкой стилистике, делающей материал доступным даже для неподготовленного читателя. Возможно, пособию даже не повредил бы чуть больший уклон в академизм и отстраненность в тоне повествования.
В своей первой части книга вторит формуле «российской нации», одобренной еще в 2016 году президентом России Владимиром Путиным. В 2018 году глава государства подписал указ, дополнивший Стратегию государственной национальной политики на период до 2025 года такими понятиями, как «российская нация» и «гражданское единство».
Отметим, что в свое время введение в оборот термина «российская нация» не всеми было встречено с восторгом — недовольны были как русские патриоты, так и отдельные представители других народов РФ. Не все поняли тогда, что именно пытается предложить населению власть под формулировкой «российская нация» и можно ли вообще конструировать нацию формалистски, через нормативные акты. Также бытовали опасения, что создание такой универсальной «наднации» приведет к размыванию национальных идентичностей населяющих страну народов.
Впрочем, авторы учебника «Гражданская идентичность мусульман России» постарались развеять эти сомнения. В книге отмечается, что формирование «российской нации» гарантирует народам сохранение ими «этнической самобытности». «Проблема исторической памяти и ее достоверности всегда была актуальной», — напоминают они и приводят в качестве примера норманнскую теорию появления древнерусской государственности. Хотя для официальной исторической науки подлинность данной теории до сих пор остается предметом дискуссии, составители исламского учебника занимают только одну сторону. «Норманнская теория принижала роль коренных народов России», — отрезают они. По мнению авторов, именно через «норманнскую теорию» «сторонники западных ценностей стремились овладеть сознанием россиян, начиная с эпохи реформ царя Петра Первого».
В следующей главе, под запоминающимся названием «Любовь к Родине как норма шариата», авторы растолковывают, что ислам вовсе не запрещает любить свою историческую родину, и аргументируют это примерами из жизни пророка Мухаммеда.
Большой блок учебника посвящен вопросам протестов против власти — авторы без обиняков дают понять, что выступления против государства — небогоугодное дело. При этом в пособии недостаточно четко прописано разграничение между ненасильственным политическим протестом и радикальной, террористической деятельностью. Впрочем, отдельное указание на то, что порицаемо именно насилие, в книге все же есть.
«Нарушение общественной безопасности опаснее, чем нарушение безопасности индивида. Поэтому Аллах повелел сражаться с теми, кто угрожает безопасности легитимного государства, творя насилие и террор», — отмечается в учебнике. При этом гражданин обязан проявлять лояльность по отношению к государству. Между прочим, это подразумевает «поддержание безопасности общества» и «борьбу с финансовыми злоупотреблениями и коррупцией в государственных учреждениях». Как тут не вспомнить известные расследования на просторах интернета…
Впрочем, в следующей главе повествование снова сворачивает на тропу профилактики революций и крамолы в духе «товарища майора». «Поистине, страшнее убиенья — гнет и смута», — цитируют авторы Коран в подтверждение своих тезисов. «Гнет, диктатура противны исламу, но мудрость Всевышнего такова, что по Его слову смута, порождаемая разного рода революциями и мятежами, оказывается страшнее убиения», — отмечают авторы, словно отсылая читателя к антиэкстремистскому законодательству и статье УК РФ о попытках свержения государственного строя. Студентам, которые будут слушать курс о гражданской идентичности, предстоит узнать, что «иногда лучше терпеть плохой режим ради того, чтобы не было еще худшего — смуты гражданской войны, которая не щадит никого».
Учебник получился максимально актуальным (в этом плюс и минус его: так, иногда складывается ощущение, что авторы скатываются в сиюминутность) — в пособии даже прописана и обоснована с коранических позиций нежелательность участия в несанкционированных акциях. Как подчеркивают авторы, свое несогласие с правительством мусульманин, «как и каждый гражданин», может выражать в рамках действующего законодательства, «всячески избегая акций, способных нарушить общественное согласие и мир, привести к кровопролитию и беспорядкам».
Впрочем, на государстве тоже лежат определенные обязательства, напоминают авторы. В пособии отмечается: «При любом государственном строе и любом политическом режиме должны быть гарантированы основные права и свободы человека». Только такую власть можно назвать легитимной. О каких конкретно правах идет речь, в тексте не поясняется.
Вторая часть учебного пособия посвящена истории мусульманских народов в России. Студенты узнают о заслугах и достижениях исламских народностей, а также о роли Золотой Орды в российской истории
«Теократия в этой жизни — утопия, идеальный прототип»
Еще один крупный раздел учебника посвящен теме разграничения светской и духовной сфер. Хотя сам пророк Мухаммед был не только духовным, но и военно-политическим лидером, из этого не следует, что общественно-политическая сфера должна подчиняться исламу. «Сам благословенный Пророк четко различал духовную и светские сферы и называл себя безусловным авторитетом лишь в первой», — напоминают авторы учебника. В подкрепление тезиса они приводят несколько историй из жизни Мухаммеда. Часть из них касается бытовых ситуаций, но авторы не забывают указать, что вне ведения ислама также находятся вопросы политики, которая должна определяться рациональными мотивами и решениями. Об этом говорит, по мнению авторов, тот факт, что сам Мухаммед советовался по политическим вопросам с соратниками.
Религии учебник оставляет роль влиять на мораль общества и его руководителей. Однако это влияние должно совершаться «опосредовано, не вторгаясь напрямую и не подменяя собой рациональный характер и профессионализм практических решений». «То же самое относится ко всем религиям, а также к любым формам атеистического или агностического мировоззрения», — добавляют авторы. Здесь, конечно, явно читается намек на марксизм, который однажды уже «вторгся напрямую» в российскую историю и перекроил весь «рациональный характер практических решений». Таким образом, пособие ставит на одну «полку» как идеи всемирного коммунизма, так и исламский фундаментализм.
«Ни в Коране, ни в Сунне нет универсальных политических решений. Теократия в этой жизни — утопия, идеальный прототип, никогда не встречавшийся в чистом виде ни в прошлом, ни в настоящем. Идеальная теократия будет в Раю», — отрезают авторы учебника, закрывая дискуссию на тему идеального государства для верующих любых конфессий.
Через тему разграничения светского и религиозного авторы плавно подводят читателя к теме так называемого политического ислама — идеологии некоторых групп мусульман, «самозванно заявляющих о своем праве выступать от имени ислама и в этом качестве ставящих перед собой целью завоевание политической власти». Кстати, на вышеназванной пресс-конференции Полосин говорил, что одной из ключевых целей авторов было разгромить как раз «политический ислам», который еще нередко называют исламизмом, а в действительности он является «псевдоисламом». Отдельная глава в данном разделе посвящена понятию джихада, которое искажают многие сторонники «политического ислама», а также такфиризму.
Вторая часть учебного пособия посвящена истории мусульманских народов в России. Студенты узнают о заслугах и достижениях исламских народностей, а также о роли Золотой Орды в российской истории. Причем Орда представлена в качестве исторический основы для будущего многоконфессионального российского государства. Так, указывается, что она стала «единым полиэтническим и полирелигиозным государством для славянских и тюркских народов», что за время нахождения в составе Орды количество православных церквей выросло в 4 раза, священники были освобождены от налогов, а монастыри получили «огромные земельные участки».
По мнению первого заместителя председателя духовного управления мусульман РФ Дамира Мухетдинова, который уже успел ознакомиться с пособием, стилистика, в которой написан учебник, может оттолкнуть часть мусульманской молодежи
«Имамам никто не мешает тоже написать свои работы по этой теме»
По мнению экспертов, не стоит удивляться тому, что аудиторией учебника и соответствующих образовательных курсов должна стать именно мусульманская молодежь. Мусульманская община России действительно находится под идеологическим «прицелом» как у зарубежных экстремистских группировок, так и у крупных исламских стран, пытающихся сделать российских мусульман проводниками своих интересов под соусом религиозного единства.
Вопрос в том, какая именно риторика должна использоваться государством для противостояния этому: рубленая стилистка советских агиток или же более вкрадчивый, ненавязчивый подход? По мнению первого заместителя председателя духовного управления мусульман РФ Дамира Мухетдинова, который уже успел ознакомиться с пособием, стилистика, в которой написан учебник, может оттолкнуть часть мусульманской молодежи.
«Молодежь, по крайней мере ее часть, стала очень образованной, читающей, знает арабский, использует массу хадисов Пророка. И у нее есть свои лидеры мнений. Вопрос в том, что́ они увидят в этом учебнике — искусственную конструкцию, попытку примирения с госзаказом, с политическим заказом? Я боюсь, что такая молодежь может воспринять эту книгу как очередной государственный заказ, проект, призванный направить „дурную кровь“ в правильное русло. У авторов учебника есть свое видение и понимание, но я считаю, что к таким вопросам нужно подходить более тонко», — отметил Мухетдинов в беседе с «БИЗНЕС Onlinе».
Дамир хазрат добавил, что такими вопросами должны заниматься и религиозные деятели, а не только представители светской академической науки. «Потому что люди прекрасно понимают и видят, кто является теологом, богословом, имамом, а кто — функционером от ислама. По существу, по постановке вопроса это учебное пособие верное. Но если говорить об исполнении, то у определенной группы молодежи он может вызвать неприязнь и скепсис. Это не должно никого останавливать, имамам никто не мешает тоже написать свои работы по данной теме, предлагать свое новое видение», — отметил Мухетдинов.
При этом тема формирования гражданской идентичности у мусульман особенно актуальна на фоне событий на Ближнем Востоке, последних событий в Афганистане. «Как отмечают политологи, социологи, если мусульманское население увеличится в разы, что мы получим в тылу, в самой России? Кем себя в первую очередь будет позиционировать мусульманин, ассоциировать с какими ипостасями — как гражданин, как мусульманин — или на первый план выйдет этническая принадлежность?» — задается вопросом Мухетдинов, напомнив о том, как раскололись российские мусульмане в годы Первой мировой войны, когда Россия противостояла Османской империи.
Мухетдинов напомнил, что в исламе существуют разные школы, каждая из которых трактует Коран по-разному в зависимости от своих исторических и географических условий. «Однозначно нельзя говорить, какое понимание хорошее, а какое плохое. Но надо понимать, что хорошо для России, и рассуждать с точки зрения наших интересов, стабильности и поступательного развития», — подчеркнул зампред духовного управления мусульман РФ.
Похожей точки зрения придерживается руководитель центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. По словам эксперта, необходимость создания такого учебника назревала давно.
«Одна из главных задач — донести до людей представление о роли религии для современного российского общества, о диалоге религий с обществом и властью. От этого зависит и общероссийская идентичность, и представление о патриотических ценностях. Без этой конкретики мыслить себя в общероссийском контексте достаточно сложно», — пояснил эксперт в комментарии «БИЗНЕС Online». По словам Лункина, появление такого учебника говорит скорее не о кризисе гражданской идентичности, а о поисках своей общегражданской идентичности в мусульманском сообществе.
«Этот процесс неуникален именно для мусульман, он идет в целом в России на протяжении всего постсоветского периода. И среди мусульман есть мыслящие люди, которые решают эту проблему в позитивном ключе», — уверен эксперт.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 73
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.