Ситуация в Набережных Челнах продолжает осложняться. На фоне остановки конвейера КАМАЗа, которая вызвала резкое падение уровня жизни работников автозавода и денежного оборота в городе, и как следствие – снижение налоговых доходов, местные власти вынуждены предпринимать экстренные меры по сокращению бюджетных расходов: отказаться от многих трат, продать часть муниципального имущества и сократить чиновников.  

По словам главы автограда Ильдара Халикова, никаких крупных объектов с участием городской власти строиться не будет – она теперь вынуждена воздерживаться от всех капвложений. Не будет ремонта в детских садах и бассейнах, ожидается секвестр на уровне бюджетов городских подразделений -  будут сокращены их расходы на покупку инвентаря, ремонт и развитие. В Челнах также ожидается сокращение муниципальных служащих.  

В условиях кризиса Ильдар Халиков называет приоритетными выплату заработной платы бюджетникам, коммунальные расходы муниципальных учреждений, питание в школах и садиках, обязательные выплаты малоимущим слоям населения.

"Вот это сегодня - приоритет, все остальное уходит на второй план", - говорит глава. По его словам, городу придется затянуть пояса как минимум на два года.

Глава автограда рассказал газете "Челны ЛТД", что городские власти изыскивают возможности для увеличения доходов в условиях кризиса. Так, муниципальные учреждения будут повышать стоимость своих услуг, для пополнения казны города будут продан целый ряд объектов – уже готов их список. "Продавать их сегодня достаточно сложно, но мы надеемся, что хотя бы половину удастся продать", - говорит Халиков.

*     *     *

Ситуация в Челнах очень сильно напоминает события 10-15-летней давности, когда город в связи с тяжелейшим положением на КАМАЗе вынужден был бороться за выживание. Еще тогда заговорили о том, что городу необходимо сделать упор на малый бизнес, на другие отрасли, чтобы не так сильно зависеть от автогиганта. Этот процесс происходил по большей части самотеком – десятки тысяч людей, уволенных с КАМАЗа, вынуждены были для выживания самостоятельно создавать различные мелкие бизнесы. В Челнах с тех пор хорошо развита сфера мелких услуг, такси, различных небольших производств. Но в последние годы на фоне бурного роста, который демонстрировал КАМАЗ, разговоры о диверсификации городской экономики стали менее активными – очевидно, челнинцы почувствовали некоторое самоуспокоение. Более того, в принятой недавно стратегии развития города до 2015 года в качестве приоритетных сфер развития города были определены автомобильный, строительный и пищевой кластеры. Первые два уже находятся в очень сложной ситуации.

По какому сценарию на этот раз пойдет кризис в Челнах? Ведь большинство ниш в малом бизнесе уже прочно заняты, а времена массового производства контрафактных запчастей к КАМАЗам (благодаря чему выживали бывшие камазовцы) в гаражах уже прошли. А многие челнинцы, оставшиеся без работы или находящиеся в административных отпусках, завязаны на кредитах и объективно оказались даже в худшем положении, чем в 90-е годы.   

БИЗНЕС Online