Через три года на рынке российских электрокаров у КАМАЗа появится как минимум два соперника — тольяттинская Zetta и машина липецкого «Моторинвеста», сообщил журналистам замглавы минпромторга РФ Александр Морозов. По словам замминистра, первым интерес к строительству завода по производству «маленьких каршеринговых машин» проявил челнинский автогигант. Правда, в автограде «Каму-1», судя по настрою гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, выпускать не будут. О том, как Татарстану не упустить окно возможностей по захвату рынка и что известно о конкурентах КАМАЗа, — в материале «БИЗНЕС Online».
Замглавы минпромторга РФ Александр Морозов назвал КАМАЗ первым в числе автопроизводителей, проявивших интерес к строительству отдельного завода для массового выпуска «Камы-1»
КАМАЗ захотел первым построить завод для выпуска «Камы-1». Что известно про конкурентов?
Производство электромобилей трех брендов будет налажено в России в ближайшие два-три года: Zetta, «Кама-1» и проект «Моторинвеста», сообщил в интервью РИА «Новости» замглавы минпромторга РФ Александр Морозов. Замминистра рассказал, что программы господдержки спроса на электрокары пополнят льготным автокредитованием электромобилей, правительство также сформулирует правила господдержки для частных компаний, инвестирующих в создание заводов по производству высокотехнологических компонентов. Это касается как электрокаров, так и автомобилей на водороде. «Появится завод по производству топливных элементов, завод по производству силовой электроники, завод по производству аккумуляторных ячеек, — анонсировал Морозов. — Это то, что у нас в настоящий момент отсутствует».
По оценке чиновника, к 2024 году минпромторг должен заключить инвестиционные контракты с инвесторами, после чего начнется строительство заводов по производству топливных элементов. Второе направление — производство самих электрокаров и машин на водородной тяге. Морозов назвал КАМАЗ первым в числе автопроизводителей, проявивших интерес к строительству отдельного завода для массового выпуска «Камы-1». «Помните электромобиль „Кама“? У КАМАЗа уже есть опыт производства электробусов, и они обсуждают запуск завода в 2024–2025 году, — заметил замминистра. — В ближайшее время мы будем с интересом следить за новостями от компании, они сейчас ждут решения акционеров и станут определяться с площадкой. Думаю, это будет небольшой завод, производство электромобилей — очень компактная история».
В числе интересантов новых производств Морозов также назвал предприятие «Моторинвест», которое производило в Липецкой области китайские автомобили Changan и Great Wall Hover H5. «Я надеюсь, что липецкая компания подпишет с нами специальный инвестиционный контракт о производстве электромобилей на своем заводе полного цикла, который уже построен», — добавил спикер. Третий претендент на захват рынка электрокаров в России — «амбициозная» компания «Автотор», которая располагается в Калининграде.
«У КАМАЗа уже есть опыт производства электробусов, и они обсуждают запуск завода в 2024–2025 году»
В числе участников рынка замминистра назвал электрокар Zetta, который производится в Тольятти. В августе глава минпромторга Денис Мантуров анонсировал старт серийного производства первого российского электрокара до конца этого года. Сейчас Zetta проходит сертификацию, самый маленький российский электрокар планирует получить сертификат безопасности в категории L-7 — как облегченное транспортное средство.
Морозов полагает, что быстрее всех на рынок выйдет продукция липецкого «Моторинвеста». «За ним по пятам станет бежать Zetta (при условии привлечения дополнительных инвестиций в проект). Потом, я думаю, будет „Кама“. И все это в ближайшие два-три года», — отметил замминистра. По оценке Мантурова, 10% всех производимых в России автомобилей к 2030 году будут электрическими.
«КАМАЗ сегодня, действительно, ищет площадку под новое производство. На данный момент пока неизвестно, где именно оно появится. Сейчас идет проработка этого проекта. После того как он будет утвержден нашим советом директоров и акционерами, мы о нем объявим. По данной теме нам пока нечего добавить», — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев. Наименее вероятное местоположение нового завода — Набережные Челны. Напомним, ранее гендиректор компании Сергей Когогин указывал на то, что новые производства в автограде размещать не планируется. Это связано с тем, что в Челнах наблюдается дефицит рабочей силы.
Смарт-кроссовер «Кама-1» был представлен в декабре 2020 года на VII ежегодной национальной выставке «Вузпромэкспо-2020»
«Маленький автомобиль для каршеринга». Что такое «Кама-1»?
Смарт-кроссовер «Кама-1» был представлен в декабре 2020 года на VII ежегодной национальной выставке «Вузпромэкспо-2020». Машина была презентована как совместная разработка КАМАЗа и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ). Характеристики модели внушали оптимизм: литийионный аккумулятор и электродвигатель, позволяющие развить скорость до 150 км/ч и проехать до 250 км без подзарядки, 20 минут до полного заряда батареи в ускоренном режиме, разгон до сотни — за 6,7 секунды.
Работа над электромобилем началась в декабре 2018 года. В кратчайшие по стандартам автомобилестроения сроки — всего за два года — создан цифровой двойник и изготовлен экспериментальный образец малогабаритного городского электромобиля.
Когогин после презентации заметил, что машину задумывали как «маленький автомобиль для каршеринга». «Видим проект так: в 2022–2023 годах нужно провести цикл испытаний, чтобы в 2024–2025-м выйти на производство. Мы договорились с основными акционерами, что представим технико-экономическое обоснование данных решений, точно скажем, сколько денег понадобится, и ответим окончательно на вопрос, а нужно ли это КАМАЗу», — заявил Когогин в интервью федеральному СМИ и добавил, что сейчас автогигант думает, стоит ли заниматься производством электродвигателей, тема обсуждается с легковым подразделением Daimler — Mercedes.
Завод по производству «Камы-1» может быть где угодно, но интеллектуальный центр должен размещаться на КАМАЗе, убежден директор ООО «Электрифлай» Ленар Кашапов
«Если в отзывах станут писать, что это «корыто», машину не будут покупать»
Директор ООО «Электрифлай» (оператор и поставщик зарядных станций для электромобилей, Иннополис) Ленар Кашапов полагает, что перед КАМАЗом открылось окно возможностей, но, если им не воспользоваться до 2024 года, автогигант потеряет рынок. «Сейчас в России не производится ни одного компонента для электромобилей, мы полностью зависим от зарубежных производителей, поэтому заявления наладить серийное производство электрокаров до 2024 года звучат рискованно, — полагает Кашапов. — У нас в Татарстане огромный потенциал [для производства «Камы-1“], локализованы многие компоненты автомобилей, есть производители кузовов для Ford, производители шин, автостекол. Сейчас для республики важно объединить эти усилия, чтобы у нас появилась своя компонентная база. К этому надо привлечь АИР и минэкономики РТ, обеспечить трансфер технологий и локализацию соглашений инвесторов в области e-mobility. Тогда наш регион станет лидером — будет поставлять компоненты для производства Zetta и зарубежных аналогов».
Но важнее лидерства в производстве компонентов собеседник издания считает лидерство в разработке программного обеспечения. «Если раньше мы могли бензиновый двигатель завести через кривой ключ, то без программного обеспечения электромобиль — это кирпич, который никуда не поедет, — говорит он. — В бензиновый бак можно воткнуть любой заправочный пистолет, но при зарядке электромобиля могут возникнуть проблемы, у машины свое ПО, у зарядки тоже, это не такой простой процесс. У Татарстана есть компетенции по автопилоту, по взаимодействию машины с водителем и с окружающей средой, в Иннополисе есть стартапы, которые на этом специализируются. Нам надо этим воспользоваться». Завод по производству «Камы-1» может быть где угодно, но интеллектуальный центр должен размещаться на КАМАЗе, убежден Кашапов.
Кашапов считает, что у «Камы-1» есть шанс стать народным автомобилем, если правильно выстроить пиар-стратегию по продвижению местного бренда
По мнению собеседника «БИЗНЕС Online», озвученные конкуренты уступают «Каме-1». «Что такое Zetta — это стартаперский проект, зависимый от поставок комплектующих из-за рубежа, по классу это снегоход или квадроцикл, не полноценная машина, — говорит он. — Но у нее есть потенциал развития в городских пространствах в рамках каршеринга, такси или автомобилей для госсектора — помните новости о том, что в Ростове полиция закупила электрокары? „Почта России“ тоже интересуется этим направлением. Но физлица не станут их в массовом порядке покупать. Я полагаю, что у Zetta будет маленький тираж, кроме того, они зависимы от поставок из-за рубежа, а на рынке автопрома сейчас по всему миру дефицит электроники, даже в России начались проблемы».
К творению липецкого «Моторинвеста» Кашапов относится с сомнением. «Их деятельность сопровождалась судебным разбирательством (по сообщениям СМИ, компания даже стояла на грани банкротства — прим. ред.), для меня это пока пиар-проект, посмотрим, не пузырь ли», — пояснил он.
Собеседник издания считает, что у «Камы-1» есть шанс стать народным автомобилем, если правильно выстроить пиар-стратегию по продвижению местного бренда. «А учитывая 20-процентную субсидию на покупку авто отечественного производства, она точно будет лучше продаваться, чем Zetta — добавил он. — „Кама-1“ окажется на порядок дешевле Tesla, поэтому спрос на нее будет огромный. Но надо учесть, что перед покупкой люди долго изучают автомобиль, если в отзывах станут писать, что это „корыто“, машину не будут покупать. Однако сейчас за 500–600 тысяч рублей можно купить „праворукий“ б/у Nissan Leaf, а тут отечественная машина, русифицированная, не придется разбираться в иероглифах, если на трассе что-то случится».
«Раньше электромобилей были единицы — Nissan и Renault, японцы с французами попытались сделать машину для нищих, но Илон Маск показал, что Tesla может быть дорогой и респектабельной машиной»
«Когда появится «Кама-1», это будет китайская «Кама-1»
«У нас весь автопром сегодня заимствованный, мы перестали быть гайкодержателями, — констатирует автоэксперт Сергей Асланян. — Мы говорим, что у нас есть большое количество обычных автомобильных заводов — Honda, Toyota, Nissan, но это не наш автопром. Там производят то, что придумано в других странах, а нам просто скинута финальная стадия конечной сборки. И если они в какой-то момент захотят, то они будут делать там кофемолки, а не автомобили. И то, о чем сейчас говорит Александр Морозов, это опять не наша компетенция, хотя в создании таких электромобилей, например позорной Zetta или чудовищной „Камы-1“, принимали участие уже наши. Но элементной базы нет. Мы не делаем электромоторы, аккумуляторы, мы не делаем ничего из того, из чего состоит электромобиль. И когда заявляют о том, что у нас появится производство электромобилей, это будет производство иностранных электромобилей, в конструировании которых приняли участие, к сожалению, наши».
Собеседник издания говорит, что попытки начать производство электрокаров в России обернутся выводом капиталов за рубеж. «Мы должны будем очень сильно поднатужиться и за валюту купить всю элементную базу, а производить мы ее никогда не сможем, как не можем производить у себя аккумуляторы, — заметил он. — Мы сможем только ставить наклейку „Сделано в России“ на китайский аккумулятор. Электромоторы мы не сможем производить. У нас для этого нет ни рук, ни головы, ни места. Когда будет сделан электромобиль Zetta, это будет китайский электромобиль. Когда появится „Кама-1“, это будет китайская „Кама-1“. Китай на этом заработает, а мы попытаемся с этим как-то начать жить».
Объясняя чужеродность электромобилей на отечественных просторах, Асланян воспользовался аналогией. «Предположим, организуют производство ходулей и скажут: „Надо покупать, очень хорошие ходули. Ортопедические, замечательные. Сделаны, правда, в Китае, но это наш, российский завод по производству ходулей. Купите!“ Поскольку вам эта вещь не нужна, вы скажете: „Нет, спасибо, не надо“. Тогда вам говорят: „Если вы будете ходить на ходулях, то получите скидку в магазине на хлеб“. Вы опять отказываетесь: „Все равно не надо“. Тогда сделают налог для всех, у кого нет ходуль. И будут другие способы принуждения. Потому что электромобиль нашей стране не нужен. Как элемент увеселения он может быть. Три хипстера и две барышни где-то как-то на этих жутких, совершенно по-идиотски придуманных и со сбоем в позиционировании изделиях, возможно, куда-то поедут», — сказал автоэксперт.
«Раньше электромобилей были единицы — Nissan и Renault, японцы с французами попытались сделать машину для нищих, но Илон Маск показал, что Tesla может быть дорогой и респектабельной машиной, — отметил Асланян. — И во всем мире стало понятно: дешевое изделие, похожее на биотуалет, непривлекательно для клиента. Не до конца понятно, зачем это нужно, но уже перестает быть противным, уже не отторгает. И если ты едешь на дорогой, респектабельной Tesla, то все понимают, что она дорогая и респектабельная. У Renault есть такая модель — Renault Twizy. И она как раз похожа на биотуалет. И Renault Twizy в качестве элемента увеселения может кто-то купить. Но это не автомобиль. И потому, когда Zetta и „Каму“ предложили, это была та же самая ошибка, которую совершили 25 лет назад французы и японцы. Это машина для кого? Считается, что это машина дешевая, что „Кама“, что Zetta — они должны быть для молодежи, их нужно выпускать по 300–400 единиц за год. И это ошибка. А с другой стороны, это умысел. Потому что они хотят получить государственное финансирование, а речь идет о том, что и Zetta, и „Кама“ сделаны на государственные гранты. То есть мы с вами из своих налогов оплачиваем безумную идею, которая выгодна только ее авторам».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 86
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.