Ильсур Метшин: «Федеральный центр готов поддерживать строительство метро» Ильсур Метшин: «Федеральный центр готов поддерживать строительство метро» Фото: kzn.ru

Казань продолжает строить метро. Из 41 млрд пока нашли 6,7 млрд, а на пути станции «100-летие ТАССР» встал рынок

Сегодня на совещании в исполкоме Казани впервые озвучили срок сдачи первого отрезка второй линии метрополитена от станции «Дубравная» до «Меги»: как водится, это август, ждать еще 6 лет — до 2027 года. На участок длиной 5,6 км с четырьмя станциями потратят 41,1 млрд рублей в ценах II квартала 2020 года, докладывал генеральный директор АО «Казметрострой» Марат Рахимов. Напомним, длина второй ветки метро Казани — 20 километров. Поэтому получается, что на оставшиеся 14,6 км с 8 станциями нужно еще 105,6 млрд рублей в ценах прошлого года. Пока строительство метро в Казани финансирует только бюджет РТ.

«Федеральный центр готов поддерживать строительство метро, — сказал мэр Казани Ильсур Метшин, вспомнив недавние слова президента РФ Владимира Путина об этом. — Есть надежда на то, что Казанский метрополитен получит новый виток развития, а мы к этому уже готовы — проектируем, сохранили коллектив».

Из 41 млрд рублей на строительство четырех станций и перегонных тоннелей потратят 34,3 млрд рублей. В 1,2 млрд рублей оценивают авторский надзор, экспертизу, проектно-изыскательские работы. Перенос коммуникаций обойдется в 4,4 млрд рублей, на расширение электродепо потребуется 1,2 млрд рублей. В итоге на каждую станцию с тоннелями потратят по 10,2 млрд рублей. Это вдвое дороже строительства последней станции первой ветки — «Дубравной».

«Тихо-тихо, но мы и эту задачу решим»: Рустам Минниханов обещает вторую ветку метро

С 2018 года на строительство второй линии казанского метро уже потратили 3,4 млрд рублей. Это кредиты Ак Барс Банка и займы казначейства РТ. По словам Рахимова, оформляются акты выполненных работ для погашения займов и кредитов. В этом году также провели три аукциона на 1,7 млрд рублей, которые выиграл «Казметрострой». В планах еще два аукциона на 1,6 млрд рублей.

В апреле 2020 года «Казметрострой» начал проходку двух перегонных тоннелей от будущей станции у «Меги» В апреле 2020 года «Казметрострой» начал проходку двух перегонных тоннелей от будущей станции у «МЕГИ» Фото: kzn.ru

В апреле 2020 года «Казметрострой» начал проходку двух перегонных тоннелей от будущей станции у «МЕГИ». Комплекс «Айсылу» уже прошел в левом тоннеле 1,7 км из 2,2 км, в правом тоннеле комплекс «Лейсан» преодолел 1,4 километра. Были и сложности — в июле 2020 года приволжское управление Ростехнадзора требовало приостановить начатое строительство в связи с отсутствием у проекта положительного заключения Главгосэкспертизы. Теперь заключение на руках, а 9 августа исполком Казани выдал разрешение на строительство первого отрезка. «Работы развернуты на всей линии первого участка», — сказал Рахимов.

Следующая от «МЕГИ» станция — на перекрестке улиц Фучика и Ломжинской. Там «Казметрострой» пока сделал только часть котлована и остановил перекладку коммуникаций, поскольку не решен вопрос со сносом рынка. На совещании уточнили, что исполком ждет итоговую рыночную оценку объектов для выкупа.

«Давайте пройдем еще раз по линии, посмотрим, — сказал Метшин и поручил собрать отдельное совещание. — Вопрос выноса и оценки небыстрый».

В месте будущей пересадочной станции с рабочим названием «Фучика» перекладывают коммуникации, у станции «10-й микрорайон» тоже переносят сети, а также строят объездную дорогу. Возведение станций на улице Фучика поделят на этапы — сначала открытым способом построят сами станции, а затем входы и выходы. Причина в том, что на улице потребуется проложить не одну объездную дорогу. «Это не позволяет вести работы параллельно», — сказал Рахимов и предупредил жителей и автовладельцев о повторении неудобств времен постройки первой линии.

«Но представьте Казань без 11 станций метро первой линии! — сказал Метшин и напомнил, что число автомобилей в городе за 15 лет выросло со 135 тыс. до 450 тысяч. Ставку город делает все же не на личные авто. — Только развитие общественного транспорта, в том числе метрополитена».

В этом году преподавателей, подготовивших победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников поощрили 25 тыс. рублей из бюджета Казани В этом году преподавателей, подготовивших победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников поощрили 25 тыс. рублей из бюджета Казани Фото: «БИЗНЕС Online»

«Это не те цифры»: Метшин поручил увеличить гранты учителям детей-олимпиадников

От строительства метро совещание в преддверии Дня учителя перешло к теме образования. В этом году на всероссийской олимпиаде казанские школьники заняли третье место в общем зачете. На первом месте — Москва, на втором — Санкт-Петербург.

«Высокие результаты — это всегда сумма двух слагаемых: труда ученика и учителя», — сказал начальник управления образования Ирек Ризванов.

В этом году преподавателей, подготовивших победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, поощрили 25 тыс. рублей из бюджета Казани. За подготовку победителей и призеров республиканской олимпиады учащихся 7–11-х классов и регионального этапа всероссийской олимпиады вручили 15 тыс. рублей. 5 тыс. рублей полагалось педагогам, подготовившим победителей и призеров республиканской олимпиады среди восьмиклассников по геологии, истории Татарстана.

«Это не те цифры, — сказал мэр Казани и обратился к замруководителя исполкома Гузель Сагитовой и Ризванову. — В бюджете всегда нет денег, но надо переделать уже на этот учебный год. Внесите предложение».

В 2019 году гранты мэрии на 5,6 млн рублей вручили 363 учителям, в 2021-м грантополучателей стало 509, а сумма выплат выросла до 7,8 млн рублей. «Это не только дань уважения и оценка профессиональных результатов, это и соревновательный дух, который важен в каждой школе. Звездочки должны быть, к ним необходимо тянуться, на них следует равняться», — сказал мэр Казани и поздравил казанских педагогов с наступающим Днем учителя, традиционно отмечаемым 5 октября.

В этом году разовую стипендию по 40 тыс. каждая распределят между 16 аспирантами, для студентов подготовили 20 «степ» по 30 тыс. рублей, студенты колледжей и школьники поборются за стипендии по 20 тыс. каждая В этом году разовую стипендию — по 40 тыс. — распределят между 16 аспирантами, для студентов подготовили 20 стип по 30 тыс. рублей, студенты колледжей и школьники поборются за стипендии по 20 тыс. каждая Фото: «БИЗНЕС Online»

Школьников, студентов и аспирантов поддержат увеличенными на 10 тыс. рублей стипендиями

Сегодня же в исполкоме Казани объявили XXVII конкурс на именные стипендии мэра Казани для молодежи, размер которых увеличили на 10 тыс. рублей. Лауреатами конкурса станут студенты, аспиранты, а также воспитанники спортивных, музыкальных и художественных школ.

«Этот конкурс не формальное вручение грамот и стипендий, — сказал Метшин. — Молодые люди на старте должны чувствовать поддержку своих идей. Все разработки направлены на то, чтобы изменить Казань. Главное здесь не деньги, а то, что у молодежи еще в студенчестве есть возможность реализовать себя».

Градоначальник напомнил, что конкурсные работы работы просматривает экспертное жюри, а портфолио попадают в кадровый резерв. 

В этом году разовую стипендию по 40 тыс. каждая распределят между 16 аспирантами, для студентов подготовили 20 стип по 30 тыс. рублей, студенты колледжей и школьники поборются за стипендии по 20 тыс. каждая. В прошлом году жюри рассмотрело 240 работ, а 84 прошли в очный тур. Председатель комитета по делам детей и молодежи Минтимер Нугуманов рассказал, что часть проектов уже нашли применение. Например, разработку Константина Липатникова из КНИТУ-КАИ «Волоконно-оптические системы вибродиагностики технически сложных объектов» используют в Казанском приборостроительном конструкторском бюро, а работу Алсу Сайфеевой из КГМУ о внедрении основ медицинских знаний населению Казани — в медицинских учреждениях через социально-значимый проект «Деловой пациент».

В завершение рассказали, что заявки на участие в конкурсе принимают до 31 октября в личном кабинете на сайте «Молодежь России». Торжественное награждение победителей состоится в декабре.