Венгрия не хочет получать российский газ через Украину, заявил накануне глава венгерского МИДа Петер Сийярто, выступая на энергетическом форуме в Москве. Представители стран ОПЕК+ поставили нефтяников в пример газовой сфере, где в последние недели случился ценовой коллапс. В целом же игроки отрасли, несмотря на климатические угрозы, уверены, что хоронить углеводороды рано. Их доводы выслушал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Энергетики, собравшиеся накануне на панельной сессии «Будущее традиционной энергетики: готов ли мир отказаться от углеводородов?», ясно дали понять, что не намерены сдавать позиции перед наступлением «зеленой эры»
«Мы видим рост цен на газ около 500 процентов»
Традиционные энергетики не намерены сдавать позиции наступающей «зеленой эре». Это они четко дали понять вчера на панельной сессии «Будущее традиционной энергетики: готов ли мир отказаться от углеводородов?» международного энергофорума в Москве. А представители ОПЕК+ не преминули поставить нефтянку в пример игрокам газового рынка, который в последние месяцы погрузился в хаос (совсем забыв при этом о коллапсе на нефтяном рынке, который разразился в 2020 году).
Модерировал дискуссию телеведущий, специальный корреспондент PBS NewsHour Райан Чилкоут. Первым слово получил министр энергетики Саудовской Аравии Абдулазиз бин Салман Аль Сауд. Он напомнил о вчерашних словах Владимира Путина, который сравнил нефтяной и газовый рынки, отметив стабильность первого. «Мы видим рост цен на газ около 500 процентов, при этом также очень высокий рост цен на уголь, почти на 200 процентов, рост цен на СПГ. Если бы эти отрасли получали такое же внимание, такой же подход, как мы это сделали с нефтяным рынком в рамках ОПЕК+, то, безусловно, ситуация была бы лучше», — заявил министр. Он добавил, что «четверо из здесь присутствующих [высоких гостей] представляют ОПЕК+». «Мы имеем основания гордиться той работой, которую проделали, в данном случае мы выступили регулятором энергетического рынка, прежде всего нефтяного. Если посмотрим на газовый рынок, на угольный, они нуждаются в такого же рода регулировании. Текущая ситуация наглядно показывает, что им, возможно, следует просто повторить то, что сделала группа ОПЕК+, те успехи, которых мы добились», — добавил представитель Эр-Рияда.
Министр энергетики и инфраструктуры ОАЭ Сухейль аль-Мазруи подхватил эту риторику, отметив, что ОПЕК+ хорошо справилась с поставленной задачей: «Не беспокоюсь, что рынок нефти перегреется. Тот уровень сотрудничества, который мы продемонстрировали, показывает, что мы этого не допустим». Министр пояснил, что у ОПЕК+ есть резервы, которые группа может вывести на рынок, но при этом организация не хочет перегнуть палку: «Нам важно предоставлять стимулы для инвестиций, это имеет значение для отрасли. Если инвестиций не будет, если не станет стимулов, мы увидим то же, что видим на газовом рынке».
Вице-премьер РФ Александр Новак согласился с коллегами и заявил, что причиной газового мини-кризиса в Европе стало плохое планирование: «Основная проблема идет от некачественного планирования баланса спроса и предложения энергетических ресурсов, которое приводит к вот таким колебаниям, волатильности и дефициту». Отвечая на вопрос модератора об избыточных мощностях нефтяной добычи в РФ, Новак рассказал, что Россия добывает 9,9 млн баррелей нефти в сутки, рекордный показатель фиксировался на отметке в 11,3 млн баррелей. Чиновник добавил, что российская сторона вынуждена исходить из ситуации на рынке, но никаких проблем с добычей у нее нет. «У нас есть громадные ресурсы, и не только традиционной нефти, но и так называемой трудноизвлекаемой. Это та нефть, которая требует более современных технологий. В случае если потребуются дополнительные объемы, мы сможем обеспечить разработку таких залежей», — пояснил вице-премьер.
Генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков, отвечая на вопрос ведущего о том, сколько нефти добывала бы компания в отсутствие квот ОПЕК+, заявил, что, хотя в прошлом году объем финансирования был снижен, объем физических работ на месторождениях сохранен на прежнем уровне. «Если говорить о наших возможностях в следующем году, то мы сможем нарастить добычу еще на 10 процентов, может быть, даже и больше. Но это все, объемы добычи будут зависеть от той квоты, которую получит наша компания от министерства энергетики», — подчеркнул Дюков.
«Основная проблема идет от некачественного планирования баланса спроса и предложения энергетических ресурсов, которое приводит к вот таким колебаниям, волатильности и дефициту»
«Явное перенасыщение долларами»
Аль Сауд призвал проанализировать то, что происходит с рынком СПГ, газа и угля, и отметил, что в сложившейся на газовом рынке ситуации виноваты и «зеленые» — их активная пропаганда климатической нейтральности. Под влиянием этой риторики многие уже не хотят инвестировать в ископаемые источники энергии, в углеводороды, посетовал принц. «В результате мы видим нехватку координирования действий между участниками — покупателями и продавцами. При этом мы также видим какую-то слепую веру в так называемые свободные, биржевые рынки, которые, безусловно, не решат проблему. Свободные, спотовые рынки не представляют собой пример эффективных», — подчеркнул он. Представитель Эр-Рияда также раскритиковал людей, которые слишком спешат с концепциями и выводами, не соотнося их с реальностью. «Важно понимать, где мы хотим оказаться в 2050 году, в какой ситуации. Потому что иногда люди начинают слишком быстро делать выводы, опираясь исключительно на свои амбиции. Но сегодня мы еще в 2021-м. А эти люди уже живут как будто в 2025-м и еще не понимают, как именно перейти к этому желаемому состоянию», — прозрачно намекнул принц на европейских сторонников немедленного отказа от углеводородов.
Похожей точки зрения придерживается и глава российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев. Он отметил, что инвесторы забывают о необходимости инвестировать и в традиционные источники энергии. Также Дмитриев поздравил страны ОПЕК+ с успехом и связал сложившуюся в газовом секторе ситуацию с увеличением эмиссии доллара: «Мы видим, что идет явное перенасыщение долларами рынка и это вызывает инфляцию по всем источникам, включая газ и нефть».
Министр энергетики Азербайджана Парвиз Шахбазов постарался максимально разрекламировать собравшимся энергетические возможности закавказской республики: «Мы наращиваем свои экспортные возможности. Более того, у Азербайджана в Каспийском море огромные запасы газа, которые тоже при определенных условиях, инвестициях могут быть использованы». Говоря о климатической повестке, Шахбазов констатировал, что рост цен на природный газ подталкивает вверх и цены на уголь, а также приводит к росту его потребления. В итоге отток инвестиций из газовой отрасли, к которому призывают некоторые «зеленые», приводит только к большему вреду для экологии и климата. При этом газ должен играть главенствующую роль среди остальных углеводородов, поскольку более экологичен.
Ведущий напомнил о словах Путина о том, что Россия готова поставлять Европе столько газа, сколько потребуется, и задал соответствующий вопрос Новаку. Вице-премьер напомнил, что, несмотря на все неформальные разговоры о том, что Европа нуждается в бо́льших объемах российского газа, официально к Москве никто с такими запросами пока не обращался. «Как сказал вчера президент, не надо перекладывать с больной головы на здоровую проблему неправильного управления собственными рынками. Где фактически совершены определенные ошибки управленческие. Там (в Европе — прим. ред.) никто не планирует спрос на газ, никто не планирует предложение. Есть надежда только на невидимую руку рынка», — подчеркнул Новак. Он напомнил о целенаправленном курсе европейских игроков на отказ от долгосрочных газовых контрактов в пользу спотовых поставок. Именно это во многом и стало причиной нынешнего кризиса: европейские потребители вынуждены пожинать плоды данной политики.
Затронули собравшиеся и тему трансбалтийского газопровода «Северный поток – 2». Напомним, тот был достроен в текущем году, несмотря на колоссальное санкционное давление со стороны США. Модератор поинтересовался у Новака, когда магистраль начнет работу. «Сейчас идут пусконаладочные работы и заполнение трубы технологическим количеством газа. Для работы он („Северный поток – 2“ — прим. ред.) в ближайшие дни, для того чтобы его запустить, будет готов. А дальше все зависит от регулятора немецкого, когда он даст соответствующее разрешение», — сообщил Новак.
Абдулазиз бин Салман Аль Сауд: «Мы должны нести ответственность за те действия и шаги, которые предпринимаем»
«Мы думаем не только о хайпе»
Большое внимание участники дискуссии уделили и климатической повестке. Мировые экспортеры нефти не сдаются под натиском «зеленых». Как заявил Аль Сауд, отказ от углеводородов не должен быть самоцелью. «Мы существуем в определенной энергетической экосистеме, она живо реагирует на политику, на те решения, которые принимают люди. Поэтому мы должны нести ответственность за те действия и шаги, которые предпринимаем», — намекнул он на нынешний газовый кризис в ЕС, отчасти вызванный нестабильностью возобновляемых источников энергии. При этом никто не сомневается в важности разнообразия энергоресурсов и климатических проблем. «Мы должны стремиться к защите климата, но не нужно видеть перед собой как самоцель нулевое использование углеводородов», — заявил принц.
Похожую позицию занимает Москва. Новак пояснил, что Россия будет одновременно заниматься диверсификацией традиционной энергетики и развивать новые источники энергии в рамках климатической повестки: «Много прогнозов относительного того, как будет меняться доля углеводородов на рынке. Сегодня она порядка 85 процентов, нефть занимает около 31 процента в энергетическом балансе. Очевидно, мы никуда не уйдем от углеводородов в ближайшие десятилетия, несмотря на прогнозы, которые очень разнятся по поводу будущего углеводородов. Россия к оценке этих прогнозов подходит весьма трезво, потому что мы думаем не только о хайпе относительно новых источников энергии, но и об энергобезопасности, в первую очередь своей страны».
По мнению Новака, доля углеводородов в общем балансе может снизиться до 65–70% в ближайшие десятилетия, но не до 20–30%, как прогнозируют некоторые аналитические агентства. «Мы видим, что в Европе происходит, что в мире. Международное энергетическое агентство, к которому я с большим уважением отношусь, утверждает, что для достижения углеродной нейтральности, о которой сегодня все говорят, с 2021 года надо прекратить осуществлять инвестиции в любые углеводородные проекты. Мне кажется, что это просто не имеет никакого отношения к реальной жизни», — раскритиковал поспешные планы «зеленых» Новак. Модератор поправил вице-премьера, сообщив, что в своем последнем докладе агентство все же образумилось и пришло к выводу о необходимости сохранения инвестиций в сферу добычи углеводородов.
Наконец спустя час после начала дискуссии модератор дал слово генсеку ОПЕК Мохаммеду Сануси Баркиндо. «Какое послание ОПЕК хочет донести странам – сторонам конференции, ведь вас воспринимают там как плохих ребят?» — спросил Чилкоут, подразумевая предстоящую конференции ООН по изменению климата. Генсек ОПЕК не смутился и заявил, что важно понимать: конференции — исполнение закрепленных в Парижском соглашении по климату целей. «Все мы знаем, что план исполнения этого соглашения был нарушен, не будем вдаваться в подробности, почему все пошло не по плану», — намекнул Баркиндо на действия экс-президента США Дональда Трампа, который ранее вывел страну из Парижского соглашения. Тем не менее сегодня все страны-участницы, включая страны ОПЕК, намерены выполнить взятые на себя климатические обязательства. «Безусловно, здесь много хайпа, разговоров, которые раздуваются СМИ, — отметил генсек. — Вчера президент [Владимир Путин] говорил об истерии, которая наблюдается в СМИ. Разговоры, которые идут сейчас, зачастую становятся слишком эмоциональными. Это разговор с точки зрения эмоций, а не фактов. И как раз межправительственная панель по изменению климата представляет собой научный орган, который должен направлять этот разговор и задавать тон дискуссии».
«Не будем вдаваться в подробности, почему все пошло не по плану», — намекнул Баркиндо (слева) на действия экс-президента США Дональда Трампа, который ранее вывел страну из Парижского соглашения
«Украинский маршрут требует серьезной реконструкции»
Глава МИД Венгрии Петер Сийярто рассказал об ошибках, которые допустили европейцы и которые привели к нынешней ситуации на газовом рынке. По мнению дипломата, главной ошибкой стало смешивание вопросов энергетики с политикой: «Нам никогда не нравилось смешивание политики и энергетики. Когда политика, идеология смешиваются с энергетикой, получаются такого рода кризисы. Мы должны научиться извлекать уроки из прошлых ошибок». Одной из таких ошибок стал отказ от атомной энергетики — Будапешт намерен восстанавливать эту отрасль.
Второй крупной ошибкой Сийярто назвал отсутствие сотрудничества между Европой и Россией. «Мы, страна, которая находится в Центральной Европе, изучили историю и знаем, что должно быть справедливое сотрудничество между Востоком и Западом. Иначе мы просто проиграем», — пролил бальзам на уши российских слушателей венгерский министр. К слову, Венгрия сейчас находится в неплохом положении, успев запастись газом по долгосрочным контрактам — хранилища страны заполнены на 82%.
Затронул Сийярто и болезненную международную тему газового транзита через Украину. Киев и Вашингтон настаивают на том, чтобы Россия прокачивала значительные объемы топлива через нее, однако Венгрия, как покупатель, не готова полагаться на этот маршрут: «Он требует серьезной реконструкции. Мы отвергли предложение получать газ через Украину, потому что мы должны способствовать энергетической безопасности нашей страны. И это наше решение».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.