КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ РЕЙТИНГ
В очередной раз напомним читателям технологию составления нашего Топ-100. Рейтинг бизнес-элиты публикуется с лета 2008-го с периодичностью раз в квартал. Он готовится по заказу газеты «БИЗНЕС Online» ведущей социологической компанией РТ – центром аналитических исследований и разработок (ЦАИР) под руководством доктора социологических наук Александра Салагаева в содружестве с компанией "Парадигма консалтинг".
Специально для рейтинга деловой элиты РТ разработана методика, которая основана на мнениях экспертов из Казани и Набережных Челнов, представляющих предпринимательское сообщество, власть и СМИ. Эксперты оценивают влиятельность участников Топ-100 по шести критериям, таким как менеджерский профессионализм, авторитет среди коллег, значимость предприятия для экономики республики, лоббистские возможности, влияние на СМИ и успешность антикризисных мер, принимаемых предприятием.
НА ВЕРШИНЕ ОЛИМПА
По традиции, вначале о вершине нашего Топ-100. Первая пятерка, возглавляемая гендиректором «Татнефти» Шафагатом Тахаутдиновым, претерпела изменение, причем довольно любопытное – в нее вернулся Айрат Хайруллин (в предыдущем Топ-100 он был на шестом месте, а в Топ-5 он не попадал несколько лет). По всей видимости, это результат оценки нашими экспертами политической активности, которую он проявлял в последние месяцы. Ее итогом, напомним, стало сохранение Хайруллиным места в российской Госдуме. Как говорится, даже при новом президенте…
Обратим внимание на то, что на этот раз в первой десятке присутствуют сразу два руководителя «АК БАРС» Банка - председатель совета директоров Роберт Мусин (конфидент первого лица республики) и вернувшийся в нее председатель правления Роберт Миннегалиев. Правда, можно сказать, что в ней традиционно находятся два представителя группы "ТАИФ" – собственно ее глава Альберт Шигабутдинов и гендиректор "Нижнекамскнефтехима" (одного из двух основных активов ТАИФа наряду с "Казаньоргсинтезом") Владимир Бусыгин. Но надо учесть, что это хотя и одна группа, но предприятия все-таки разные.
Интересно, что в первой десятке вновь усилились позиции гендиректора КВЗ Вадима Лигая, он занял абсолютно заслуженное 7-е место. Как известно, компания в прошлом году продолжала получать выгодные контракты на строительство вертолетов – немало хороших новостей было и в четвертом квартале (например, в декабре стало известно о крупном контракте с Азербайджаном), по итогам которого составлялся наш Топ-100.
ВВЕРХ И ВНИЗ
Отметим несколько небезынтересных, на наш взгляд, перемещений в рейтинге. Резкий рывок совершил предправления челнинского АКИБАНКа Ильдар Галяутдинов, с 49-го он переместился сразу на 19-е место. Успешность бизнеса этого банка известна давно, но наш взгляд, причины такого скачка вызваны следующим фактором: в конце прошлого года Галяутдинов стал вдохновителем необычного проекта – издания самого большого в мире экземпляра Корана, который, конечно же, привлек широкое внимание к его персоне.
Практически такой же резкий взлет совершил и Лотфулла Шафигуллин, гендиректор "Таттелекома" – с 35-е на 20-е место. Причина, похоже, лежит в политической плоскости, как известно, в декабре Шафигуллин принял участие в довыборах в Госсовет РТ и стал депутатом.
Значительно укрепили свои позиции за истекший год в бизнес-элите Иван Егоров - рулевой «Ак барс холдинга» (№16), и Равиль Зиганшин - совладелец строительного монстра - «ПСО Казань» (№41) – эксперты считают, что эти две фигуры сегодня вошли в число опорных фигур Кремля… А их достаточно высокие позиции в нашем рейтинге лишь отчасти отражают их лоббистские возможности… Кстати говоря, в бизнес-элите на самом деле есть такие теневые игроки, которые в силу закрытости, личной немедийности и сложновыстроенной системе управления и в их империях мало привлекают внимание и СМИ, и даже экспертов. Результатом становятся не самые топовые места в Топ-100, что не должно обманывать публику. Настоящие акулы бизнеса любят тишину, их масштаб и влиятельность известны только самым посвященным их круга или отрасли. И если они не депутаты Госдумы РФ (как Айрат Хайруллин или Ирек Богуславский), то «вычислить» их крайне сложно. Чему примером кроме уже названной выше пары Егоров-Зиганшин могут служить братья Шаймиевы (№31 и №55). У них относительно скромные места в Топ-100, но мало кто из элиты недооценивает масштаб их влияния и величину управляемых ими ресурсов… Поэтому когда скептики задают нам вопросы о том, почему у нас братья Шаймиевы «менее влиятельны», чем какие-то другие персонажи, то приходится вспоминать и теорию относительности, и крайнюю непрозрачность их деятельности и бизнеса, и тот классический факт, что в списках мирового Форбса семья Ротшильдов занимает скромные позиции, хотя специалисты считают, что они управляют даже не миллиардами долларов, а триллионами… Абберация зрения!
* * *
Любопытный рывок совершила руководитель набирающего обороты Татсоцбанка Анастасия Колесова, переместившись с 98-го сразу на 45-е место. На этом фоне особенно пикантна оценка, которую поставили наши эксперты ее отцу Николаю Колесову, являющемуся основной фигурой в разрастающейся семейной бизнес-империи, – как ни странно, он находится в Топ-100 на одну строку ниже дочери, что его явно не может не порадовать, а нас заметить, что у нас рейтинг влиятельности бизнеса в РТ, а Колесов-старший большую часть времени сейчас проживает в Москве…
Кстати, в Топ-100 есть примеры и противоположного свойства: например, совладелец СМП «Нефтегаз» Фоат Комаров, покинув Госдуму после декабрьских выборов, переместился в Топ-100 с 39-го на 47-е место. Причина в том, что один из основных бизнесов его компании - дорожное строительство, и в Госдуме Комаров довольно успешно лоббировал интересы отрасли. Теперь же он лишается этих возможностей. Еще более сокрушительное падение - у Рината Губайдуллина, теперь уже не только экс-вице-премьера РТ, но и экс-депутата Госдумы РФ и экс-владельца обширнейшей империи «Золотой колос». После шумного расставания с основным партнером и судебных процессов с ведущими банками РТ значительная часть агроимперии ушла в «Ак Барс холдинг», а сам Ринат Шайхуллович из привычной топовой двадцатки (где он пребывал многие годы) оказался аж на 66-м месте…
КТО УШЕЛ И КТО ОСТАЛСЯ
Отметим некоторые потери рейтинга. Топ-100 покинул Ислам Ахметзянов - гендиректор «Идел-пресса», в свое время министр печати РТ. Возглавляемое им предприятие, как известно, вошло в структуру ОАО «Татмедиа». Хотя «Идел-пресс» и является крупнейшим активом этой компании, но влияние Ахметзянова, по оценкам наших экспертов, снизилось в силу объективных обстоятельств.
Также из Топ-100 выпал на этот раз Руслан Шигабутдинов - сын гендиректора ТАИФа, совладелец фонда прямых инвестиций. В конце прошлого года к нему было приковано внимание СМИ в связи с реализацией двух амбициозных проектов – спортивного телеканала и индустриального парка в Зеленодольском районе. Однако к концу года информационный фон вокруг них спал, и как видим, это повлияло на оценку экспертов.
Одно из самых интересных наблюдений, которые можно сделать, изучая Топ-100, – значительное укрепление позиций банкиров. Помимо персон, упомянутых нами выше, согласно оценкам наших экспертов, усилили свое влияние Евгения Даутова (Спурт), Рушан Сахбиев (Сбербанк), Камиль Юсупов (ВТБ), Нафис Гуммаров (Девон-кредит). В этом смысле ситуация напоминает 2009 год, когда в результате кризиса влияние топ-менеджеров банков росло как на дрожжах – причина была в том, что возможность доступа к финансовым ресурсам тогда приобрела особое значение, соответственно, роль банков стала ключевой не только для предприятий, но и целых отраслей. Сейчас ситуация, конечно, иная, но события на мировых финансовых рынках вновь выглядят очень тревожно…
РЕВИЗИЯ ПО ИТОГАМ ГОДА
Итоговый Топ-100 интересен еще и тем, что с его помощью можно провести своего рода ревизию и отследить, кто из известных бизнес-фигур республики покинул рейтинг.
К сожалению, в Топ-100 больше нет бессменного на протяжении многих лет гендиректора челнинского КБК Сергея Титова – напомним, что легендарный «красный директор» в минувшем году скончался.
В минувшем году окончательно покинул Топ-100 Рашит Шайхутдинов - один из самых влиятельных гендиректоров шаймиевского периода. Позиции его, по оценкам наших экспертов, были настолько прочны, что он продержался в нашем Топ-100 еще целых полгода после своей скандальной отставки с поста генерального директора ОАО «Татспиртпрома».
Отметим еще несколько топ-менеджеров и предпринимателей, которых год спустя уже нельзя обнаружить в Топ-100. Это, например Маннаф Сагдиев – здесь все ясно, его империя «НУР-1» в минувшем году вошла в заключительную стадию своего разрушения под натиском многочисленных кредиторов.
Исчез из Топ-100 и Евгений Корольков, который занимает пост гендиректора компании «Сувар-Казань» после загадочной гибели в 2008 году Бориса Чуба.
По итогам года в рейтинге нет и Сергея Акульчева - владельца известного кондитерского бренда из Набережных Челнов. Любопытно, что даже в разгар кризиса он присутствовал в рейтинге, несмотря на сложнейшие судебные разбирательства со своими кредиторами.
Топ-100 по итогам года покинули два генерала оборонпрома. Это 37-летний глава «Электроприбора» Павел Шацких - один из самых молодых промышленных директоров. Кстати, его шеф, председатель совета директоров этой компании Геннадий Дивавин, отметивший свой 70-летний юбилей, также отсутствует в Топ-100, бессменным участником которого он был не один год.
Ушел из рейтинга и Ронис Шарипов, гендиректор «Радиоприбора» - один из людей, близких к Николаю Колесову (он работал в его команде в Амурской области). Напомним, что «Радиоприбор» входит в концерн «Радиоэлектронные технологии», возглавляемый Колесовым. Несмотря на более-менее стабильную ситуацию в компании, наши эксперты решили все-таки оценить его место в бизнес-иерархии ниже, чем прежде.
На наш взгляд, эти перемены совсем не случайны. Дело в том, что большинство этих бизнес-фигур (пожалуй, за исключением Акульчева) начинали либо вели свой бизнес с участием административного ресурса. Тот же Сагдиев – один из самых ярких примеров того, что может произойти даже с такой крупной компанией в ситуации, когда она лишается поддержки наверху, да еще и в период кризиса. Следует ожидать, что эта тенденция может продолжиться в ближайшее время, как видим, сейчас все чаще выживает и побеждает в конкурентной борьбе тот, кто делает ставку не на связи, а на новые технологии и продукты.
Отметим нескольких новичков рейтинга, имена которых впервые появились в Топ-100 по итогам года.
В каком-то смысле сенсацией стало появление в нем одной из самых непубличных фигур крупного татарстанского бизнеса – Рустема Сультеева, замгенерального ОАО «ТАИФ» (кстати, он один из самых состоятельных людей в РТ – по итогам 2010 года журнал «Финанс» упомянул Сультеева как владельца состояния в 24,7 млрд. рублей).
Новичок в Топ-100 также Альберт Каримов – управляющий технополиса «Химград», давний член команды Равиля Муратова, как видим, его влияние растет вместе с ростом известности «Химграда».
В Топ-100 в минувшем году впервые (хотя и в самом конце списка) появились сразу два руководителя компаний-операторов сотовой связи в РТ, это Игорь Азуров - бывший офицер-десантник, в последние годы возглавляющий региональное отделение «МегаФона» в Татарстане. Отметим, что компания в последние пару лет совершила серьезный прорыв в РТ – во-первых, стала генеральным телекоммуникационным партнером Универсиады и выиграла контракт на обслуживание органов власти: чиновники в 2011 году массово меняли сим-карты на мегафоновские, избавляясь от номеров МТС, которые использовались ими еще с конца 90-х, со времен еще таифовского «Сантела». Хотя и руководитель филиала МТС в Татарстане, кстати, также попал по итогам минувшего года в Топ-100. Видимо, присутствие этих двух топ-менеджеров отражает рост влияния телекоммуникационного бизнеса в РТ в целом.
И еще один новичок рейтинга – Алексей Дорогов, гендиректор УК «Ак Барс капитал». Эта компания, как известно, давно уже переросла региональный рынок и сегодня является игроком федерального уровня.
Подводя итоги прошлого года, можно констатировать, что медленно, но верно идет смена бизнес-элиты в Татарстане. Наверняка в 2012 году этот процесс будет только нарастать, что мы и обещаем отслеживать в своих ежеквартальных рейтингах.
Ф.И.О. | Предприятие/должность | Менеджерский профессионализм | Доверие, авторитет среди коллег | Значимость предприятия для экономики республики | Использование неформальных связей в госструктурах (лоббирование своих интересов) | Влияние на СМИ | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Тахаутдинов Шафагат Фахразович | ОАО "Татнефть" - Генеральный директор | 10,67 | 5,60 | 14,96 | 8,94 | 3,74 |
2 | Когогин Сергей Анатольевич | ОАО "КАМАЗ" - Генеральный директор | 10,23 | 5,48 | 13,93 | 8,34 | 3,47 |
3 | Бусыгин Владимир Михайлович | ОАО "Нижнекамскнефтехим" - Генеральный директор | 9,56 | 4,64 | 13,08 | 7,44 | 2,99 |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.