Пандемия спровоцировала лавинообразый рост электронной торговли. Мировые транспортные хабы — Чикаго, Франкфурт, Шанхай — захлебываются в товаропотоках. Грузоперевозчики начали искать аэропорты в регионах, готовые принять и «переварить» тонны и тонны новых грузов. Международный аэропорт Казани подошел бы почти идеально. Одно но — площадь склада временного хранения там всего 300 кв. метров! Проблему должно решить строительство нового грузового терминала площадью около 4 тыс. кв. м — его мастер-план был засвечен вчера на пленарном заседании всероссийской конференции по электронной коммерции. Подробнее о том, за счет чего Татарстан хочет превратиться в крупный транспортный хаб, — в материале «БИЗНЕС Online».
25 октября в «Казань Экспо» стартовала масштабная всероссийская конференция по электронной коммерции и интегрированным услугам
«За 9 месяцев 2021 года количество татарстанских продавцов на маркетплейсах увеличилось в 5 раз»
25 октября в «Казань Экспо» стартовала масштабная всероссийская конференция по электронной коммерции и интегрированным услугам. Открылась она с «гвоздя» — пленарного заседания с участием президента РТ Рустама Минниханова, гендиректора Wildberries Татьяны Бакальчук, президента ГК «Ромекс Кубань» Алексея Прокопенко, председателя совета директоров и бенефициара ГК «Волга-Днепр» Алексея Исайкина и других не менее именитых участников.
Участие в мероприятии приняли более 220 представителей компаний рынка электронной торговли, транспортных и логистических услуг России, Швейцарии, Дании, США, Турции, Китая, Казахстана, а также предприятий, занимающихся внешнеторговой деятельностью, из 8 регионов России (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Удмуртия, Краснодар).
В приветственном слове Минниханов поблагодарил ГК «Волга-Днепр» (это один из крупнейших грузовых авиаперевозчиков в РФ — прим. авт.) за соорганизацию конференции на татарстанской земле. Буквально за полчаса до этого на площадке казанского аэропорта президент осмотрел грузовые воздушные суда компании — Boeing 737, Boeing 747 и Ан-124 „Руслан“ — и поспешил поделиться увиденным: «Мы сегодня облазили их самолеты, чуть не улетели. Очень серьезная техника, весьма серьезные подходы, мы будем развивать грузовые перевозки на нашей площадке».
Президент отметил, что Татарстан стал местом для обсуждения вопросов развития электронной торговли, создания международных мультимодальных центров, складской инфраструктуры неслучайно. По данным аналитической компании Data Insight, в прошлом году объем рынка электронной торговли в стране вырос на 58% и достиг 2,7 трлн рублей. По прогнозу, в 2021-м он увеличится еще в 4 раза. При этом Татарстан демонстрирует темпы роста рынка электронной торговли, даже опережающие средние показатели не только в округе, но и в целом по стране. «За 9 месяцев количество татарстанских продавцов на маркетплейсах увеличилось в 5 раз», — отметил президент. Он напомнил, что в регионе реализуются стратегические дорожные проекты: строится новая автодорога М12, мост через Волгу, обход Набережных Челнов и Нижнекамска через Каму, автомагистраль Шали (М7) – Бавлы (М5).
Рустам Минниханов: «Татарстан, как один из наиболее подготовленных регионов РФ с точки зрения создания инфраструктуры, может стать ключевым центром транспортно-логистических интеграций и торговых потоков»
Татарстан, как магнит, притягивает к себе ведущих игроков рынка электронной торговли: на территории промпарка «Зеленодольск» построены распределительные центры Wildberries и Ozon, в Зеленодольском районе начинает быстро развиваться татарстанский маркетплейс KazanExpress, который уже входит в топ-5 крупнейших маркетплейсов страны.
Минниханов подчеркнул, что в республике реализуется ряд крупных инфраструктурных проектов. Так, Свияжский мультимодальный центр готов обрабатывать грузы, доставляемые тремя видами транспорта: водным, автомобильным и железнодорожным. Комплекс имеет выход на федеральные транспортные магистрали.
Еще одно важное направление для республики — трансграничная интернет-торговля. В прошлом году РТ вошла в число субъектов РФ, где был инициирован эксперимент по организации бондовых зон путем создания отдельной свободной экономической зоны.
«Татарстан, как один из наиболее подготовленных регионов с точки зрения создания инфраструктуры, может стать ключевым центром транспортно-логистических интеграций и торговых потоков», — резюмировал президент.
Алексей Исайкин отметил, что за полтора пандемийных года, спровоцировавших рост электронной торговли, логистика стала гипервостребована, а «перемещение грузов — более востребованным, чем перемещение нас, людей»
«Перемещение грузов стало более востребованным, чем перемещение нас, людей»
Лейтмотив создания в Татарстане транспортного хаба подхватили и другие выступающие. Так, председатель совета директоров ГК «Волга-Днепр» Исайкин отметил, что за полтора пандемийных года, спровоцировавших рост электронной торговли, логистика стала гипервостребована, а «перемещение грузов — более востребованным, чем перемещение нас, людей». Наиболее гибким и быстро откликающимся на изменения в глобальных цепях поставок видом транспорта стала авиация. Но и в сфере авиаперевозок появились свои вопросы: Москва, которая принимает и разгружает грузовые авиарейсы, соединяющие Европу и Китай, оказалась перегружена, столица не справляется с ролью хаба. По словам Исайкина, такие же проблемы наблюдаются и в других крупнейших городах мира: прежние модели пассажирских и грузовых хабов не выдерживают испытания ковидом.
«Постоянные проблемы в Чикаго, Франкфурте. Даже немецкая отлаженная машина не смогла выдержать этот экзамен. Примерно то же самое происходит в Китае: череда коллапсов в Шанхае. Заказчики, и мы вслед за ними стали искать аэропорты, которые максимально заинтересованы в том, чтобы принять товаропотоки, и могут предложить соответствующую инфраструктуру. В России мы нашли такое место — Казань, — заявил Исайкин. — За 1,5 года проделали колоссальную работу, чтобы часть грузопотоков перенаправить. Сначала это были маски, ИВЛ — то, что требовалось в прошлом году. Сейчас структура поменялась, но не меняется принципиально содержание: товары, связанные с жизнями, являются наиболее востребованными, в том числе через каналы электронной торговли. Что важно, необходима доставка до двери. Инфраструктура аэропортов вне Москвы под это не приспособлена».
А возможности и потенциал Татарстана, как выяснилось, для подобного оказались приспособлены идеально. Республика уже сотрудничает с ГК «Волга-Днепр» в рамках соглашения, подписанного на полях авиасалона «Макс-2021»: компания использует аэропорт «Казань» для выполнения транзитных и коммерческих рейсов. А 25 октября грузоперевозчик подписал соглашение о сотрудничестве с Университетом Иннополис (совместные проекты по автоматизации и роботизации). К слову, в прессе высказывались предположения, что у тесного сотрудничества перевозчика с Татарстаном есть и скрытая сторона. «Возможно, технические посадки в Казани были частью договоренностей с местными властями, по которым перевозчик может получить кредитную линию в местном Ак Барс Банке», — говорил собеседник «Коммерсанта» на рынке грузоперевозок. Заинтересованность в сотрудничестве с «Ак Барсом» подтверждали и в самой компании.
Татьяна Бакальчук: «Хаб, который у нас находится в Татарстане, является на данный момент флагманом нашей региональной логистической сети и помогает нам осуществлять порядка 15 процентов оборота всех заказов, которые мы доставляем сегодня по стране»
Генеральный директор Wildberries Бакальчук отметила появление в e-commerce нового тренда — региональной логистики. Первым этот тренд, по словам предпринимательницы, заметил именно Татарстан.
«В этом году мы построили 350 тысяч квадратных метров новых складов, примерно столько же планируем [построить] на будущий год, и хаб, который у нас находится в РТ, является на данный момент флагманом нашей региональной логистической сети и помогает нам осуществлять порядка 15 процентов оборота всех заказов, которые мы доставляем сегодня по стране», — прокомментировала Бакальчук.
По ее словам, сейчас формируется новый тренд, связанный с созданием, развитием и усложнением логистических цепочек, а также появлением платформенных решений в этой области: с одной стороны, e-commerce проникает во все более отдаленные районы страны, с другой — растет не только количество потребителей и оборот грузоперевозок, но и требования покупателей к маркетплейсам.
«Это требует появления более совершенных, зрелых решений, новых игроков, больших и небольших. Поэтому мы со своей стороны приветствуем появление нового мультимодального центра в Татарстане. Уверены, что он быстро займет существенную роль во всех логистических цепочках e-commerce в России», — подытожила Бакальчук.
Прояснились в рамках пленарного заседания конференции и некоторые детали того, как изменится в недалеком будущем международный аэропорт «Казань» им. Габдуллы Тукая
«Особое внимание в мастер-плане — развитию грузовой инфраструктуры»
Прояснились в рамках пленарного заседания конференции и некоторые детали того, как изменится в недалеком будущем международный аэропорт «Казань» им. Габдуллы Тукая. В начале этого года «БИЗНЕС Online» уже писал, что создавать мастер-план на 30 лет возьмется голландская компания Netherlands Airport Consultants (NACO). И вот некоторые детали этого мастер-плана, а точнее «грузовой» его части, оказались засвечены перед участниками конференции. По словам гендиректора международного аэропорта «Казань» Сергея Романцова, увеличенный за предыдущие годы пассажиропоток упал в определенные месяцы пандемийного 2020-го на 95%, и руководство казанского аэропорта при поддержке властей республики начало развивать стратегию грузового хаба совместно с компанией «Волга-Днепр».
«За это время компанией „Волга-Днепр“ было выполнено более 300 самолетовылетов в направлении Европа – Казань – Китай и обратно. На сегодня аэропорт вышел на допандемийный уровень пассажиропотока: свыше 3,2 миллиона пассажиров, более 30 тысяч самолетовылетов по 85 направлениям. В целом рост показателей по отношению к 2019 году составляет свыше 10 процентов, и рост продолжается», — обнадежил Романцов. Далее он перешел непосредственно к мастер-плану развития аэропорта.
Особое внимание в мастер-плане будет уделено развитию грузовой инфраструктуры. «В пандемию грузоперевозки приобрели особую интенсивность. Перед нами стоит задача по расширению наших возможностей по обслуживанию грузовых рейсов. На сегодня сдерживающим фактором для дальнейшего осуществления грузовых операций является фактическое отсутствие современного грузового терминала. Чтобы вы понимали, площадь нынешнего склада временного хранения — 300 квадратных метров», — прокомментировал Романцов.
По прогнозам, к 2030 году грузопоток в республике вырастет до 9 тыс. т, а к 2050-му Татарстан остановится на отметке в 21 тыс. тонн. Для обработки такого грузопотока нужен современный грузовой терминал с пропускной способностью не менее 10 тыс. т в год на первом этапе.
«Грузовой терминал должен быть модульного типа: на первом этапе нам нужно необходимое количество площадей, с ростом грузопотока мы его будем расширять», — говорил Романцов. Терминал площадью около 4 тыс. кв. м решено разместить западнее административных зданий. «Будет предусмотрена зона погрузки и разгрузки грузовиков, зона досмотра вылетающего груза, таможенного досмотра экспортного груза, зона хранения импортных грузов и так далее, а также предусмотрены помещения для хранения ценных и хрупких предметов. Все это позволит нам увеличить грузопоток в РТ и ускорить доставку грузов нашим клиентам», — подытожил Романцов.
Представить документ по развитию казанского аэропорта целиком планируется в конце этого года, говориться в нем будет и о строительстве нового пассажирского терминала, и о развитии приаэропортовой территории с сервисами для пассажиров, и о прочем.
В продолжение темы логистики выступил генеральный директор компании Maersk по Восточной Европе Жолт Катона. Он напомнил о запуске контейнерных перевозок из Татарстана в Санкт-Петербург для зарубежных заказчиков (такие перевозки стартовали в сентябре этого года), а также рассказал об организации системы доставки грузов из Китая и Азии в США и страны ЕС.
«Такое же решение мы бы хотели разработать для игроков e-commerce и других игроков в РТ с запуском прямых поставок как по морю, через российские порты, так и с помощью прямых железнодорожных поставок через сухопутные границы в Татарстан. Таким образом, получится снизить издержки для импортеров, экспортеров, улучшить время доставок и поддержать эту историю электронными документами, чтобы обеспечить smooth delivery („бесперебойная доставка“)», — планирует Катона.
Итоги конференции подвел бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев: опыт Татарстана в сфере развития e-commerce востребован на федеральном уровне.
«Наша задача — не снижать темпы работы, помочь татарстанским предпринимателям занять достойное место на рынке электронной торговли, который на наших глазах становится локомотивом развития всех отраслей экономики страны», — подытожил Абдулганиев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 64
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.