Метрические книги актанышского села Аняково давно известны, они не содержат никакой интриги: термин «новобашкир» означает лишь податное сословие, а не национальность. Так казанские историки прокомментировали сообщение в социальных сетях о, предположительно, башкирских предках Шаймиева. Операция, по словам ученых, рассчитана на любителей, поскольку даже с башкирскими историками по этому вопросу есть консенсус. О том, почему в презентации нового ролика о татарах нашлось место монголам, но не волжским булгарам, по сколько жен было у татар и когда они начали селиться в городах, — в репортаже «БИЗНЕС Online» с новой презентации Института истории им. Марджани.
«Накануне переписи 2021 года снова резко участились негативные публикации этнообщественников, которые часто искусственно будируют вопрос об этнической принадлежности населения в СМИ и социальных сетях»
«Будируют вопрос об этнической принадлежности, создавая напряженность»
«Накануне переписи 2021 года снова резко участились негативные публикации этнообщественников, которые часто искусственно будируют вопрос об этнической принадлежности населения в СМИ и социальных сетях, создавая тем самым чрезмерную межэтническую и социальную напряженность», — пишут авторы книги «Татары в переписи населения», представленной накануне Институтом истории им. Шигабутдина Марджани. О книге журналистам рассказали заместитель директора учреждения Марат Гибатдинов и двое соавторов: ученый секретарь института Алексей Бушуев и заведующий отделом междисциплинарных исследований Бахтияр Измайлов.
Наиболее сложные моменты в проведении переписи — это язык и национальное самосознание, отметил Гибатдинов. Именно поэтому важны работы, подчеркивающие общую историю и культурное наследие всех татар, где бы они ни жили. Сама книга выдержана в простом и популярном формате, так что может быть интересна вообще любому человеку, ее можно совершенно бесплатно скачать в разделе «Библиотека» сайта института.
Из книги следует, что первые всеобщие переписи населения (с целью обложения данью, конечно) проводились в Золотой Орде, а точнее — в Улусе Джучи еще в 1257–1259, 1273 и 1287 годах. Затем традиция продолжилась в Российском государстве. Но в документах учета населения XVII–XVIII веков, как и ранее, не фиксировалась национальная принадлежность населения через их самосознание или самоназвание: для государства намного важнее было сословие, определяющее обязанности по отношению к государству. А такие графы переписи, как «родной язык» и «вероисповедание», появились лишь в переписи 1897 года. На рубеже веков татары уже сложились в политическую нацию и начинают объединять под своим названием всех тюрков Волго-Урала и Сибири, кроме башкир и бухарцев. В итоге уже во время Всероссийской переписи 1926 года 88% тюркского населения Европейской части СССР признавало себя татарами. Из любопытных деталей: мишари в переписях 1926 и 1939 годов считались отдельно от татар и лишь с 1939-го были включены в число основного этноса. Крымские татары, напротив, до депортации записывались в составе татар и только с 1959-го — как отдельный народ.
По книге можно также проследить урбанизацию татар: вопреки расхожему мнению, она началась до советской власти. Если в 1719 году в городах жили только 1,8 тыс. татар, то в 1897-м — 110,9 тысячи. Также документально подтверждается, что у татар не было распространено многоженство: только у двух татар в Казани в 1844-м было четыре жены, у 6 — по три, и у 55 — по две. Основным для татар был моногамный брак.
Историки не отказались прокомментировать гуляющую по соцсетям выписку из метрической книги селя Аняково за 1894 год. Напомним, в ней указано, что дед и бабушка первого президента РТ Минтимера Шаймиева — «новобашкиры»
«Это не значит, что мы как-то пытаемся принизить роль Волжской Булгарии»
Кроме книги, институт подготовил анимационный ролик «Татары: единство в разнообразии». Он рассказывает о татарах начиная с VI века, когда фиксируется название «отуз-татар», т. е. 30 татар. Более того, существовала не только известная «Дешт-и-Кипчак», но и «Дешт-и-Татар» — «татарская степь». В XIII веке татары участвовали в походах Чингисхана, а ключевым этапом формирования нации явилась Золотая Орда. «Именно в Орде слово „татары“ стало названием всех тюркских племен, будучи символом знатности и могущества, употреблявшимся для обозначения военного сословия и элиты общества», — говорится в ролике.
По словам Измайлова, видео даже пришлось удлинить, чтобы «максимально полно осветить аспекты формирования татарской нации и не упустить какие-то детали». Но при этом в ролике института истории ни разу не была упомянута Волжская Булгария и булгары, на что обратил внимание корреспондент «БИЗНЕС Online».
«Понятно, что у татарского народа есть многочисленные предки: и хазары, и тюрки, и волжские булгары. Но именно в период Золотой Орды татарский народ сформировался как средневековая общность, именно тогда появилось название „татары“, и сама нация складывалась с указанного периода. Кроме того, есть более полные ролики, где мы на данных аспектах (связанных с Волжской Булгарией — прим. ред.), более подробно останавливаемся, поэтому здесь не стали делать на этом упор. Но подобное не значит, что мы как-то пытаемся принизить роль Волжской Булгарии», — подчеркнул в своем ответе Измайлов.
«Мы говорим в первую очередь о национальном самосознании, — добавил Гибатдинов. — Для этого особенно важен период Золотой Орды, когда в Средние века сформировалась татарская нация. В противном случае мы не сможем понять, почему татары такой многокомпонентный народ, почему у нас есть крымские, касимовские, сибирские татары и другие группы».
Также ученые отметили, что задача досоветских переписей — это административно-фискальный, а не национальный учет. Проще говоря, власть стремилась уточнить налоговую базу. Поэтому делать однозначные выводы из царских переписей не стоит, потому что под национальностями в них зачастую скрыты сословия. А советская власть сословий принципиально не признавала, поэтому учитывала национальность. В связи с этим историки, по просьбе корреспондента «БИЗНЕС Online», не отказались прокомментировать гуляющую по соцсетям выписку из метрической книги села Аняково за 1894 год. Напомним, в ней указано, что дед и бабушка первого президента РТ Минтимера Шаймиева — «новобашкиры».
«Эти люди не хотят понять, что тогда „башкирцы“ или „новобашкиры“ не было национальностью. В то время речь шла о сословии. А тут начинаются спекуляции!» —возмутился Гибатдинов. В пример он также привел ясачных чуваш, которые на поверку оказывались говорящими по-татарски мусульманами.
Измайлов добавил, что перепись 1897 года зафиксировала около 800 тыс. башкир, а в советской переписи их число резко снизилось. Это произошло потому, что советская власть отказалась от сословного понимания термина «башкир», поэтому держаться за это название татарам больше не было никакой выгоды. Что касается Аняково, то оно было основано в конце XVII века казанскими татарами, скорее всего переселенцами из современного Арского района. В третьей переписи они указаны как «ясачные татары», а четвертая перепись зафиксировала их как «тептярей» — тех, кто арендует земли и платит налог. Затем эта территория вошла в состав Башкиро-мещеряцкого войска, которое потом стало называться просто Башкирским.
Сама форма слова «новобашкиры» указывает на то, что это сословие, а не национальность; это подтверждается и тем, что в переписи 1897 года они указали родным языком татарский, а в первой советской переписи и вовсе записались татарами.
«Это все равно что человек дворянского сословия по национальности дворянин», — подытожил Измайлов. Историк добавил, что такие казусы характерны все же для любителей, тогда как профессиональные башкирские ученые прямо пишут, что новобашкиры — это сословие.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 692
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.