В Казахстане с помпой объявили о создании института по изучению Золотой Орды. Сообщение прозвучало на конференции «Ұлық Ұлыс — Алтын Орда», проходившей на самом высоком государственном уровне. Событие приурочено к 30-летию независимости азиатской республики. Постоянный автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов рассуждает о том, что означает активность Казахстана и как она коснется татарстанского научного сообщества.
К кому перешло «переходящее» золотоордынское знамя?
В Казахстане создадут научный институт по изучению Золотой Орды. Эта новость прозвучала на международной конференции «Ұлық Ұлыс — Алтын Орда», состоявшейся 28 октября в нефтяной столице республики — городе Атырау (бывший Гурьев). Тем самым Казахстан официально принял «переходящее знамя», которое словно раскаленные угли на протяжении последних 500 лет, прошедших после распада Золотой Орды, перебрасывали из рук в руки, боясь обжечься. Но в последние годы «угли» заметно поостыли, теперь их можно не только без опаски брать в руки, но даже изучать.
Участников форума поздравил президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев.
«Поздравляю всех с открытием международной конференции „Ұлық Ұлыс — Алтын Орда“! Это мероприятие проводится в честь 30-летия независимости. История Золотой Орды неразрывно связана с летописью современной казахской государственности. <…>
История Золотой Орды до сих пор нуждается в глубоком изучении. По разным причинам этот многовековой период нашей родословной остался незамеченным. Только после обретения суверенитета нашей страной данный пробел удалось восполнить. <…>
Масштабные программы внесли огромный вклад в модернизацию исторического сознания нашего народа. Продолжалась преемственность в ежегодной летописи-санмыга, возвышался наш национальный дух», — говорится в приветствии президента Казахстана.
Токаев часто вспоминает Золотую Орду. В первом обращении к народу Казахстана, помимо различных задач, касающихся социально-экономического блока, отдельной строкой было подчеркнуто, что Казахстан в 2020 году станет отмечать важные для истории своей государственности даты. Это 750-летие Золотой Орды, 1150-летие родившегося на территории современного Казахстана средневекового ученого и мыслителя ал-Фараби и 175-летие казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева. Все данные мероприятия на самом деле должны были стать генеральной репетицией перед празднованием 16 декабря 2021 года 30-летия независимости Казахстана. Предполагалось, что к этой дате Токаев придет как полноценный, обладающий всей полнотой власти лидер страны. Этот день должен был стать для него триумфальным.
В итоге в связи с начавшейся пандемией широкое празднование 750-летия Золотой Орды было сдвинуто на 2021 год, и, судя по всему, и эта важная конференция неслучайно была поставлена на осень, чтобы резонанс от события не успел затухнуть к декабрю.
Министр образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов, выступая на конференции, особо отметил, что для Казахстана очень важна история Великого Улуса. Именно он анонсировал принятое накануне постановление правительства Республики Казахстан «О создании республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения „Научный институт изучения Улуса Джучи“ комитета науки министерства образования и науки Республики Казахстан».
Со слов казахского министра, «в изучении Золотой Орды произошла настоящая научная революция». «Реализуется около 15 научных проектов по истории Золотой Орды в рамках грантов и целевого программного финансирования. Ученые приступили к реализации научной программы по переводу новых источников и изучению этнополитической истории Алтын Орды», — отметил Аймагамбетов.
Готовится академическое издание многотомника «История Казахстана с древнейших времен до наших дней», третий том которого будет полностью посвящен Золотой Орде. Озвучена и программа-максимум. Считается, что обращение к золотоордынскому наследию будет способствовать дальнейшей интеграции этносов Казахстана в единую гражданскую нацию, консолидированную вокруг государствообразующего казахского народа, и станет ценнейшим стратегическим ресурсом для современного Казахстана.
«Это большой юбилей! Только внимание к этой дате почему-то очень скромное», — сокрушались тогда участники форума «PaxTatarica: генезис и наследие государственности Золотой Орды», который провел Институт истории им. Марджани»
«Татарстан вытащил эту проблематику, когда она была в загоне»
В Казани же 750-летие отпраздновали еще два года назад, в июне 2019-го. Но само мероприятие прошло очень скромно, можно сказать, камерно — без участия первых лиц республики.
«Это большой юбилей! Только внимание к этой дате почему-то очень скромное», — сокрушались тогда участники форума «PaxTatarica: генезис и наследие государственности Золотой Орды», который провел Институт истории им. Марджани.
В Татарстане интерес к золотоордынской тематике никогда не угасал, даже в застойные годы. И это несмотря на приснопамятное постановление ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года «О состоянии и мерах улучшения массово-политической работы в Татарской партийной организации», приведшее к фактическому запрету «феодально-ханского» эпоса «Идегей», а также свертыванию изучения Золотой Орды в ТАССР.
Хотя тот же «Идегей» начал изучаться с официального разрешения партийно-советских органов страны для усиления патриотического начала и подъема национального духа татарского народа еще в предвоенные годы. Аналогично появлению в тот же период фильмов «Александр Невский» и «Иван Грозный», которые должны были освежить в памяти народа славные победы русского оружия в борьбе с иноземными захватчиками.
Но уже вскоре был сделан откат назад. И лишь после смерти Сталина в ТАССР вновь подняли вопрос о необходимости изучения Золотой Орды.
На проходившей в 1956 году в Казани конференции по археологии заметный резонанс вызвало выступлении археолога Алексея Смирнова, который поставил вопрос ребром о необходимости реабилитации истории Золотой Орды. Ученый заявил: «За последние годы изучение истории Золотой Орды зашло в тупик. Во всех исторических работах учитывается только разгром, тяжелый гнет золотоордынской знати, отрицательная сторона ее политики. Благодаря этому мы получаем одностороннюю картину».
С тех пор пошли определенные подвижки. В 1960 году вышла известная монография М.Г. Сафаргалиева «Распад Золотой Орды», в 1979-м — труд М.А. Усманова «Жалованные акты Джучиева Улуса XIV–XVI веков». Активно над золотоордынской тематикой работали татарские литературоведы А.Т. Тагирджанов, Э.Н. Наджип, Х.Ю. Миннегулов.
Последний в своем недавнем интервью рассказал, что работать по этому направлению было невероятно сложно, поскольку «Казань всегда находилась под особым контролем центральных властей». Его самого выдвигали на серьезные посты на республиканском уровне, но его кандидатура не прошла, поскольку поступали жалобы. Мол, занимается литературой Золотой Орды, следовательно, не очень надежный.
«Наши предки издавна проживали в Поволжье и Приуралье, составляли основное население Золотой Орды. Это известные всем факты, — говорит профессор Миннегулов — И там был в основном единый литературный старотатарский письменный язык. На письменные памятники данного периода претендуют, например, башкиры. Они могут сказать, что они ведь тоже входили в состав Золотой Орды. Но при этом они должны помнить, что такие памятники написаны на старотатарском (или „тюрко-татарском“) языке, основными наследниками духовной культуры Золотой Орды являются татары. Действительно, сейчас претендентов на золотоордынское наследие немало. Но где они были раньше, когда основной удар мифа о „татаро-монгольском иге“ приняли на себя татары?»
«Золотая Орда — родина многих народов. Казахи претендуют на ее наследство — это их право. Башкиры, ногайцы претендуют — пожалуйста. Но нельзя говорить об исключительных правах, что только одни являются наследниками Золотой Орды, а другие — нет. У татар в силу нашей истории, развития процессов этногенеза есть неотъемлемое право на наследие Золотой Орды. Если кто-то еще ищет истоки своей государственности в золотоордынском периоде, не должны возникать бессмысленные битвы за „первородство“», — считает заместитель директора Института истории им. Марджани Марат Гибатдинов.
«…когда история Золотой Орды оказалась в загоне, когда она стала никому не нужной и это было бременем, никто не хотел с этим связываться, — продолжает свою мысль Гибатдинов. — В итоге благодаря большим усилиям татарстанских историков (я не приписываю это только нашему институту, хотя у нас уже давно существует центр золотоордынских исследований, который непосредственно этим занимается, является локомотивом данной проблематики) данная тема как бы легализовалась, Татарстан вытащил эту проблематику, взял и развил ее в то время, когда она была в загоне, заброшенной, никому не нужной, никто ничего не знал о Золотой Орде, кроме „ига“. Наши татарстанские ученые совместными усилиями сделали ее современной, интересной, актуальной».
«Я думаю, — резюмирует Гибатдинов, — в итоге все придут к одному мнению, что как у Римской империи нет одного наследника, так и у Золотой Орды нет одного единственного исключительно законного наследника».
Споры о наследстве Золотой Орды все еще идут. Для казахов, татар и других тюркских народов она сродни Киевской Руси для русских, украинцев и белорусов. Единого наследника нет. Нельзя подходить к историческим событиям 500-летней давности мерками нынешнего времени. Создание института изучения Золотой Орды в Казахстане — это вклад в общую копилку дела изучения истории тюркских народов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 261
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.