«До принятия законопроекта на федеральном уровне применения QR-кодов в транспорте, а тем более в городском общественном транспорте, быть не должно», — считает член Общественной палаты РФ Илья Зотов. О том, будет ли вообще утвержден скандальный законопроект, ждать ли роста цен на транспорте и монополизации рынка «крупной компанией с государственным участием» и какую альтернативу QR-кодам можно придумать, Зотов рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Илья Зотов: «В своем письме в адрес оперативного штаба мы сформулировали, что необходим единый подход к применению QR-кодов, в том числе в общественном транспорте, и нужно широкое общественное обсуждение принимаемых норм»
«Уронить экономику можно за один день, но лучше этого не делать»
— Илья Сергеевич, в СМИ и на сайте вашего объединения было опубликовано письмо к Голиковой о том, что введение QR-кодов в общественном транспорте серьезно усложнит его работу и приведет к банкротству транспортных компаний. Скажите, вас услышали в правительстве?
— Как мы видим из тех заявлений, которые сделал оперативный штаб (по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции — прим. ред.) и которые прозвучали со стороны министра транспорта России, в общественном транспорте пока вводить QR-коды не планируется. Но мы считаем, что это нелогично, потому что большинство пассажиров перемещаются именно в городском общественном транспорте. Если обратимся к 2019 году, когда пассажиропоток был более-менее нормальным, то увидим, что более 10 миллиардов поездок совершается за год в городском общественном транспорте РФ. В 2020-м из-за пандемии цифры были ниже, и их в расчет можно не брать, но в целом это ежегодно порядка 10 миллиардов поездок. В авиации это чуть более 100 миллионов пассажиров. На железнодорожном транспорте это порядка 1 миллиарда 200 миллионов пассажиров в год. Потому самый значительный вклад в общий российский пассажиропоток вносит именно городской общественный транспорт.
Однако механизмы контроля можно применить только на вокзалах и в аэропортах. Невозможно применить механизмы контроля во время движения транспортного средства, особенно учитывая тот факт, что водитель управляет автобусом, а кондуктор имеется не в каждом транспортном средстве. То есть, по сути, водителю нужно будет выходить на каждой остановке со своего места и проверять неким устройством, считывать коды и удостоверяться в наличии паспорта. Нам кажется, что это не совсем допустимо, поскольку 15–20 минут дополнительно будет тратить автобус на каждой остановке в часы пик. Понятно, что днем и вечером чуть меньше, но в часы пик не менее 15 минут водитель станет тратить на каждой остановке.
— Да, в таких мегаполисах, как Москва, в часы пик это просто немыслимо. Может просто привести к коллапсу всей транспортной инфраструктуры города.
— Да, Москва, Казань, Нижний Новгород и другие города-миллионники точно при этом сильно пострадают. Граждане станут сильно опаздывать на работу. Вместо средних получаса – 40 минут они будут тратить на путь до работы полтора часа. Люди этому не обрадуются. И, естественно, не обрадуются перевозчики, которые понесут колоссальные убытки. Вместо 4–6 рейсов в день, которые они совершают, будут делать в 2 раза меньше. Просто физически больше времени придется тратить на один рейс.
— Сейчас в Думе готовятся внести поправки, регламентирующие QR-коды, к закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Они предпишут местным властям в так называемый «период сложной эпидемиологической ситуации» вводить меры обязательного характера, ограничивающие передвижения людей, не имеющих на руках QR-коды и результаты ПЦР-тестов. А чего еще следует ожидать?
— Я еще раз хочу озвучить ту мысль, которую мы донесли до Татьяны Алексеевны Голиковой. В своем письме в адрес оперативного штаба мы сформулировали, что необходим единый подход к применению QR-кодов, в том числе в общественном транспорте, и нужно широкое общественное обсуждение принимаемых норм. То, что на днях заявила Государственная Дума, по сути, подтвердило те тезисы и требования, с которыми мы обратились. А именно — широкое обсуждение принимаемых норм. Вячеслав Викторович Володин заявил о том, что, прежде чем принимать данный законопроект, необходимо обсудить его положения с регионами, с общественностью, с экспертным сообществом, поскольку в сыром, плохо проработанном варианте это нанесет колоссальный ущерб экономике и не приведет ни к какому положительному результату.
Мы не против вакцинации, как многие говорят. Я сам привит и от гриппа, и от ковида, но считаю, что это должна быть исключительно добровольная процедура. И когда мы вводим проверку QR-кодов (а я ее вообще не поддерживаю в общественном транспорте), то это точно не про скорость распространения инфекции. Потому что гораздо более важный фактор для снижения скорости — это наличие масочного режима и его контроль. Я на днях был в командировке в Дубае и могу констатировать тот факт, что даже на улице все люди ходят в масках. Вне зависимости от того, проверяют их или нет. Все ходят в городе, в общественных местах и ездят в общественном транспорте в масках. Хотя там жара плюс 30 градусов, никто маску не снимает. А у нас, если зайти в общественный транспорт в Казани и других крупных городах, дай бог, процентов 10 находится в масках. Между тем вакцинация, на мой взгляд, сама по себе не способствует снижению скорости распространения пандемии. Она лишь дает человеку больше шансов избежать тяжелых последствий, если вдруг он заболеет. Для профилактики гораздо важнее маска. Да, это не очень приятная вещь, но ее обязательное ношение в публичных местах способствует снижению распространения инфекции.
— Исходя из слухов, которые доносятся из коридоров власти, после принятия соответствующих поправок к законодательству список конкретных объектов, на которые будут распространяться новые правила поведения, по-прежнему смогут определять губернаторы. Но в документе якобы пропишут, что QR-коды гарантированно не понадобятся при посещении аптек, продуктовых магазинов, мест торговли товарами первой необходимости, а также внутригородского общественного транспорта. Однако уже сейчас отдельные регионы, в частности Татарстан, собираются также требовать QR-коды в городских автобусах. Разъясните, пожалуйста, что и для кого будет обязательно, а что будет считаться самоуправством?
— Опять возвращаюсь к тем требованиям, которые мы зафиксировали в обращении к Голиковой. Там достаточно объемный документ, в котором мы зафиксировали следующее: мы попросили разработать единые подходы применения QR-кодов, чтобы каждый конкретный регион не занимался самоуправством. Чтобы не использовал нынешнее положение для решения каких-то сиюминутных задач. Опять же нужно сохранить экономический потенциал региона, так как это налоговая база, это последствия реализации социальных программ и так далее. Уронить экономику можно за один день, но, наверное, лучше этого не делать. Нужно находить баланс между здоровьем граждан и сохранением экономики.
То, что сейчас происходит в Хабаровском крае, в Татарстане и на Камчатке, мы не поддерживаем. Более того, будем требовать отмены решений по QR-кодам именно в транспорте и на объектах транспортной инфраструктуры. Поскольку мы профильная организация, мы не будем другие направления и аспекты затрагивать. Там есть профильные сообщества рестораторов, отельеров, музейно-выставочные союзы различных организаций и так далее. Мы будем работать по своей транспортной теме с целью защиты интересов граждан. Мы считаем, что до принятия законопроекта на федеральном уровне применения QR-кодов в транспорте, а тем более в городском общественном транспорте, быть не должно. Мы знаем, что даже правительство не собирается этого делать. А почему в Татарстане это уже вводится? Прочему вводится в Хабаровском крае? Какую задачу таким образом хотят решить эти регионы? Наверняка они хотят стимулировать людей вакцинироваться. Но стимулировать людей к вакцинированию можно другими способами. Это более грамотное и доходчивое информирование, создание мотивации. К примеру, сделать стоимость проездного билета на 50 процентов ниже или вообще давать проездные билеты на несколько месяцев вперед вакцинированным людям. Нужно посчитать экономику, и я думаю, что это все равно будет выгоднее, чем осложнять работу транспортных предприятий и ставить их на грань выживания. От этого пострадают люди, потому что после пандемии возникнет ситуация, когда снизится количество транспортных средств. Людям будет сложнее добраться до того или иного объекта.
Поэтому важно сделать так, чтобы каждый регион действовал в отношении транспорта и вводил QR-коды на основании единой методики. Условно, если уровень заражения приближается к определенной отметке, то эти меры логичны и допустимы. Если цифры не превышают определенный порог заболеваемости или снижаются, то все эти требования можно отменять либо каким-то образом смягчать. То, что сейчас вводится в отдельных регионах, абсолютно необоснованно и логически не выверено. Более того, никто не изучал, как это влияет на количество вакцинированных. Как мы видим на примере Хабаровского края, введение QR-кодов на транспорте никоим образом не повлияло на скорость вакцинации. Как регион был одним из худших по количеству привитых в стране, так он им и остается. Наоборот, вакцинация вызывает большее раздражение. Я бы отметил тот факт, что отсутствие легальной возможности воспользоваться общественным транспортом повышает риски того, что мы активно поддерживаем нелегальный, «серый» рынок автобусных перевозок. В том числе между городами будут курсировать нелегальные перевозчики, которые не станут требовать никаких QR-кодов. Проверить и наказать их будет нельзя, потому что они будут работать под видом заказных перевозчиков. Поэтому здесь очень тонкая грань — как помочь легальному сектору, защитить граждан и не вводить меры, стимулирующие деятельность нелегальных перевозчиков.
То же самое по отелям. Когда мы вводим QR-коды при заселении в отелях, мы стимулируем и поддерживаем «теневой» сектор. В том же Краснодарском крае люди, которые не смогли заселиться в отели, поскольку у них не было сертификатов о вакцинации, заселялись в апартаменты и арендованные жилые дома. Никакой сложности не было. Люди все равно заселились, только денег от этого экономика не получила, а получил нелегальный сектор.
«Мы считаем, что до принятия законопроекта на федеральном уровне применения QR-кодов в транспорте, а тем более в городском общественном транспорте, быть не должно»
«Это прямым образом отразится на стоимости билетов»
— Как граждане смогут защитить себя? Ведь если вводятся новые обязанности, значит, должны быть предусмотрены и какие-то права по защите.
— Здесь, я бы сказал, достаточно сложная практика. Даже принятый федеральный закон о запрете высадки детей до 16 лет, у которых нет билета, из общественного транспорта, в стране не работает. Почему? Чтобы не высадить ребенка, его можно просто не посадить в общественный транспорт. Уже при посадке многие просят показать билет или оплатить предстоящую поездку. Если ребенок не зашел в транспортное средство и не успел оплатить поездку, то это высадкой не считается, поскольку ребенка как такового не было в транспортном средстве. То же самое и здесь. Каким-то образом эти федеральные законы будут трактоваться в пользу граждан. Я думаю, рано или поздно перевозчики поймут, что можно как-то нарушать данный закон. Они станут эту процедуру сводить к формализму. Пассажир показывает любой QR-код (неизвестно, его это код или не его, вышел срок действия или не вышел) — все равно его будут пускать в транспорт. И вряд ли какой-то проверяющий станет ходить и требовать у всех эти коды, особенно в час пик. К примеру, в московской электричке в час пик, куда просто зайти невозможно, кто это будет делать — непонятно. То же самое по городскому общественному транспорту. Потому перевозчики будут допускать пассажиров даже совсем без сертификатов.
Аналогично о железнодорожном транспорте. Невозможно за 2 минуты при посадке в поезд проверить наличие сертификата, точно ли он принадлежит пассажиру, не вышел ли срок действия и так далее. Есть такие станции, где поезд стоит от 2 до 5 минут, поэтому не представляется возможность тщательно проверить всех пассажиров. Скорее всего, этих пассажиров посадят в поезд. И не высадят же их потом, если у них не будет сертификатов?
— Есть ли смысл вводить «куаризацию» на транспорте дальнего следования, если ее не будет на внутригородском транспорте? Лично мне непонятно. Я, скажем, в Москве зашел в метро и могу там кататься хоть целый день. При этом QR-коды, как я понимаю, там никто требовать не будет. А для того, чтобы съездить, например, в Калугу на автобусе или электричке (по времени это максимум 2 часа), мне обязательно понадобится QR-код. Значит, в метро за целый день я меньше рискую заболеть или заразить других людей, чем за 2 часа в автобусе или электричке? Это же глупость, нонсенс какой-то получается.
— Абсолютно с вами согласен. Поэтому я и говорю, когда речь заходит о введении QR-кодов в той же авиации, это выглядит как абсолютно абсурдная мера. Почему? Потому что основной пассажиропоток проходит через общественный транспорт, на котором мы никаких мер не вводим, а внедряем там, где это можно проконтролировать, и там, где можно показать, что «мы такие молодцы и борцы с заразой».
На самом деле вся гражданская авиация окажется в таком же состоянии, как в марте 2020 года. Требование к пассажирам показать сертификат при покупке билетов (не при посадке в самолет, а именно при покупке) в значительной степени будет способствовать оттоку клиентов в сторону иностранных систем бронирования и иностранных авиакомпаний, которые могут не соблюдать наше отечественное законодательство. Условно говоря, если пассажир решил полететь из Москвы в Лондон, он приобретет билет не у «Аэрофлота», а у British Airways или другой иностранной компании. В результате потеряют российские авиакомпании. Они потеряют в новых бронированиях. Они должны будут вернуть деньги пассажирам, которые не успели пройти вакцинацию в полном объеме, а на это тоже придется найти где-то деньги. Я знаю, как работают российские авиакомпании, — им понадобится изыскать несколько миллиардов рублей, чтобы вернуть пассажирам деньги. Кто это будет компенсировать, не очень понятно. Это достаточно сложный вопрос, который в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, внесенному в Госдуму, отсутствует. Там нет финансового возмещения понесенных затрат. И это прямым образом отразится на стоимости билетов.
Не планируется вводить QR-коды и в личном автотранспорте. Но мы знаем, что в стране широко развиты сервисы карпулинга (совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков — прим. ред.). Более 185 сайтов различного рода работают на этот сервис и предоставляют его услуги, что позволяет гражданам бронировать поездки в тот или иной город и населенный пункт на личном автомобиле. Зачастую этот личный автомобиль превращается в автобус. То есть люди бронируют поездку на личном автомобиле, приходят на точку отправления, а там их ожидает либо микроавтобус, либо полноценный автобус большого класса. Таким образом, сервисы карпулинга позволяют людям беспрепятственно перемещаться по стране. А при перемещении людей в этих личных автомобилях требовать QR-коды не будут. Это не затронет и заказные перевозки автобусом. Хотя это туристический класс, и отсутствие требований выглядит абсолютно нелогично.
Мы за то, чтобы любые меры, которые вводятся, следовали определенной логике. Нам кажется, что можно применять десятки других способов и они будут гораздо эффективнее, чем QR-коды в транспорте. Но, как мы видим на практике, затраты транспортной отрасли и сама разработка ресурсов стоит десятки миллионов, а то и миллиардов рублей. Это если мы говорим о потерях отрасли…
«Вы, наверное, знаете, что компания «Аэрофлот» ушла из двух десятков российских городов и заменила свои воздушные суда где-то авиакомпанией «Россия», где-то «Победой». В любом случае на лицо ухудшение качества услуг»
«Если не помочь отрасли, то мы получим массовое банкротство российских авиакомпаний»
— Отдельный вопрос с мигрантами. Их у нас в стране от 5 до 9 миллионов. Никто точно не знает сколько, не говоря уже о том, кто из них и чем вакцинирован. А они ведь передвигаются по стране, причем чаще всего большими группами. Кто-нибудь это контролирует?
— Я, наверное, пока не смогу ответить на ваш вопрос, поскольку никакой системы контроля нет. Ни за мигрантами, ни за теми гражданами, которые купили сертификат или же не купили его. Здесь процедура не очень понятная. Я вхожу в Общественную палату РФ, и мы будем данный закон рассматривать. В срочном порядке с привлечением экспертов, с привлечением общественных организаций. Со своей стороны, я как член палаты буду пытаться доносить те мысли, которые мы сегодня с вами проговорили. В частности, если мы вводим коды, то нужно сразу закладывать бюджетное финансирование на компенсацию потерь отрасли. Мы не лоббируем интересы транспортных компаний. Мы просто мыслим достаточно рационально. Если не помочь отрасли, то мы получим массовое банкротство российских авиакомпаний. Банкротство авиакомпаний приведет к монополизации рынка крупной компанией, которая имеет государственное участие. Тем самым мы получим высокий рост цен, диктат своих условий и так далее. Вы, наверное, знаете, что компания «Аэрофлот» ушла из двух десятков российских городов и заменила свои воздушные суда где-то авиакомпанией «Россия», где-то «Победой». В любом случае налицо ухудшение качества услуг. А свои борта «Аэрофлот» направил на международные направления. Это демонстрирует достаточно скептическое отношение к гражданам нашей страны, которые должны получать самое лучшее, но в итоге получают по остаточному принципу. И монополизация приведет к еще худшим последствиям.
«Многие рестораны и ночные клубы начинают работать подпольно. Кому это нужно? Гораздо более важно, чтобы все это работало легально, пополняло налоговую базу»
«Тысячи людей в конкретном городе останутся без средств к существованию»
— Может ли быть так, что после обсуждения с экспертным сообществом и с общественными организациями злополучный закон либо вообще не введут, либо введут не в том виде, в котором он сейчас анонсируется?
— Есть ощущение, что законопроект о кодах на транспорте вводиться не будет. Либо закон введут, но авиационный и железнодорожный транспорт из него вычеркнут. Транспортная составляющая будет убрана из этого законопроекта, поскольку она не решает никаких задач. Думаю, что QR-коды станут использовать, но в других сферах: рестораны, отели… Вряд ли этот список будет расширяться.
Формально люди заходят в ресторан в маске. Потом они ее снимают. Сидят за столом без маски, ходят в туалетную комнату без маски, выходят на улицу, чтобы покурить или поговорить с кем-то, тоже без маски, и никто во все это время соблюдения масочного режима от них не требует. Вот где логика, я не понимаю? Либо многие рестораны и ночные клубы начинают работать подпольно. Кому это нужно? Гораздо более важно, чтобы все это работало легально, пополняло налоговую базу.
— О чем и речь. Получается, в библиотеку я могу ходить без кода, а в кино или театр не могу. То есть один и тот же человек в какие-то места может ходить, а в какие-то нет. В одних может распространять инфекцию, если он инфицирован, а в других нет.
— Это то же самое, как ограничение ресторанов на работу с 23:00 до 6 часов утра. Где логика, непонятно. Что, вирус у нас ночью просыпается? Люди тоже не понимают, их это действительно возмущает.
— А какой смысл тогда выдирать из экономики какие-то отдельные сектора и там вводить QR-коды? Если в московском метро ежедневно перемещаются более 5 миллионов пассажиров, и там кодов не будет, а в рестораны и кафе ходит несравнимо меньше, но там их начнут вводить…
— Да, это достаточно спорная позиция. Но транспорт останавливаться не может, в особенности городской. И если от ресторанов и кафе люди могут отказаться, то от общественного транспорта — нет. Нет альтернативы добраться из точки «А» в точку «Б», если человек спешит на работу. Поэтому применение здесь такой же системы QR-кодов, как в ресторанах, остановит экономику города. Нужно понимать, какое количество людей перемещается общественным транспортом. Возможно, необходимо перераспределить время начала рабочего дня крупнейших предприятий региона, чтобы люди могли свободно ездить в транспорте. Сейчас они едут в давке. Перераспределение времени плюс-минус 15–20 минут может реально помочь решить вопрос. У всех городов есть резервная техника. В частности, автобусы. У кого-то 10, у кого-то 12, у кого-то 15, но в любом случае это дополнительные единицы, которые можно выводить на самые загруженные маршруты в часы пик, чтобы снизить нагрузку на подвижной состав и позволить людям соблюдать социальную дистанцию. Вроде бы мелочь, но на самом деле это гораздо более важно и более значимо, чем введение QR-кодов на транспорте.
— Видя нелогичность действий власти, сторонники теории заговора утверждают, что QR-коды после их введения не отменят вообще никогда: туда уже загрузили большой набор персональных данных, включая паспорт, СНИЛС, ОМС. А значит, у властей неминуемо появится соблазн использовать их в качестве цифровых документов удостоверения личности и отслеживать передвижения всех, кто в данное время власть интересует. Как вы относитесь к таким умозаключениям?
— Зачем это делают власти, единого понимания нет. В моем понимании, горячих тем в обществе много, и поднимать дополнительный градус никому не нужно. Более того, заимствование и транслирование западного опыта у нас в России считается дурным тоном. А, с другой стороны, когда мы вводим QR-коды на транспорте, то опираемся на западный опыт и западные практики. Более того, законопослушность и законодательная ментальность на Западе гораздо выше. В частности, если там есть закон, то его соблюдают. Если там написано, что у всех пассажиров должны быть маски, то все станут ходить в масках. У нас, к сожалению, ментальность совсем другая. Правила есть, значит, нужно придумать что-то, чтобы их не соблюдать. Поэтому применение практики QR-кодов приведет к еще большему хаосу и разорению. Если мы что-то принимаем, то должны сразу думать о последствиях. Пока что, по-видимому, думают, как нам спасти людей. Да, это важная задача, ключевая, но вместе с тем нужно не загубить отрасль и экономику в целом. Если говорить о транспорте, то это огромное количество работающих в данной отрасли людей. Необходимо понимать, что в случае закрытия транспортных предприятий без дохода останутся не только работающие там люди, но и их семьи, родные и близкие. Тысячи людей в конкретном городе останутся без средств к существованию. Это тоже следует учитывать, когда принимаются подобного рода решения.
Илья Сергеевич Зотов — председатель общероссийского объединения пассажиров
Родился 25 апреля 1991 года в городе Вязники Владимирской области.
В 2012-м окончил экономический факультет Нижегородского государственного университета им. Лобачевского по направлению «Государственное и муниципальное управление».
В 2014 году с отличием закончил обучение в Московском городском университете управления правительства Москвы, факультет экономики и права, магистратура по направлению «Стратегическое управление мегаполисом».
В мае 2017 года стал заместителем председателя общероссийского объединения пассажиров, а с января 2018-го был выбран председателем.
Член общественного совета при федеральной службе по надзору в сфере транспорта (2018–2020).
Член общественного совета при министерстве транспорта Российской Федерации (с 2020 года по настоящее время).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.