На четвертый день проверок QR-кодов в общественном транспорте власти республики пошли на уступки На четвертый день проверок QR-кодов в общественном транспорте власти республики пошли на уступки Фото: «БИЗНЕС Online»

Доступ в транспорт с первой прививкой или «Спутником Лайт»

На четвертый день проверок QR-кодов в общественном транспорте — после негативной реакции общественности и прессы, в том числе федеральной, — власти республики пошли на корректировку «правил игры». 

Согласно опубликованному сегодня постановлению кабмина РТ, с завтрашнего дня право на вход в городской и пригородный транспорт получат три категории населения:

  • лица, имеющие медицинские противопоказания к вакцинированию против ковида;
  • лица, прошедшие вакцинацию первым компонентом двухкомпонентной вакцины или однокомпонентной вакциной, QR-код в этом случае действует 24 дня со дня вакцинации;
  • вакцинированные военнослужащие.

Подтверждением вакцинации или медотвода будет служить «республиканский» QR-код, нанесенный на медицинские заключения — справки, выдаваемые медицинскими поликлиниками по месту жительства. «Этот временный QR-код выдается только на медзаключениях, действие распространяется на 24 дня, пока гражданин не получил второй компонент вакцины и федеральный код на портале госуслуг РФ», — добавили в пресс-службе кабмина РТ.

Уволенные в запас привитые военнослужащие также могут получить справку в своей поликлинике по месту регистрации, для этого им понадобится сертификат минобороны РФ и военный билет. Региональный QR-код они получат по аналогии с гражданами с медотводом. 

Обращаться за справками в поликлиники можно уже с 26 ноября. Ожидается, что завтра же на брифинге власти республики дадут пояснения по поводу действия постановления. 

Напомним, с 22 ноября проезд в общественном транспорте РТ разрешен гражданам, у которых есть QR-код о вакцинации, перенесенном в течение последних 6 месяцев заболевании или медицинском отводе от прививки. Ограничение не распространяется на жителей моложе 18 лет. Кроме того, приостановлено действие транспортных карт граждан старше 60 лет, за исключением тех, кто имеет QR-код.

Сергей Темляков: «Теперь мы ждем решения президента РТ и правительства о субсидировании убытков перевозчикам, финансовая ситуация очень тяжелая» Сергей Темляков: «Теперь мы ждем решения президента РТ и правительства о субсидировании убытков перевозчикам, финансовая ситуация очень тяжелая» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Пассажиров однозначно станет больше, много кто привит одним компонентом»

Сразу несколько источников «БИЗНЕС Online» сообщили, что решение о выдаче QR-кодов после первой прививки обсуждалось в течение продолжительного времени. Однако решение о послаблении (на самом деле все это можно, пожалуй, продумать и ранее, так как последние решения рациональные и очевидные) появилось внезапно, в духе введенных ранее ограничений, а уже завтра районные поликлиники примут первый поток пациентов, которым нужны бумажные сертификаты. По похожей схеме несколько дней назад кондукторы и водители взвалили на себя нагрузку QR-проверок — это закончилось серией стычек перевозчиков с пассажирами с применением баллончиков с перцовкой. Справятся ли с наплывом посетителей и так переполненные из-за непрекращающейся вакцинации больницы? 

Второй вопрос касается рисков, которые появляются для пассажиров. Полный иммунитет формируется через 42 дня после первой прививки. Следовательно, едва общественный транспорт освобождается от потенциально больных пассажиров, как их снова туда запускают. «Никакого микробиологического или эпидемиологического основания данные меры не имеют, это шаг назад в борьбе с ковидом, от обеспечения безопасности людей в сторону решения проблем населения с транспортной доступностью», — заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» микробиолог, доцент кафедры микробиологии Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Павел Зеленихин.

Медленно, но верно увеличивается транспортный поток благодаря разблокировке транспортных карт населения в возрасте 60+. Сейчас разблокировано 145 тыс. транспортных карт из 261 тысяч Медленно, но верно увеличивается транспортный поток благодаря разблокировке транспортных карт населения в возрасте 60+. Сейчас разблокировано 145 тыс. транспортных карт из 261 тысячи Фото: «БИЗНЕС Online»

Сами перевозчики это решение поддерживают. «Мы ожидаем роста пассажиропотока», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» председатель АТП РТ Сергей Темляков. «Мы получали много обращений от кондукторов, от пассажиров о том, что они привились одним компонентом, но не успели вторым, были вопросы от военнослужащих — они остались за бортом со своими справками», — перечислил он. Теперь станет меньше инцидентов в автобусах или они вообще исчезнут, полагает собеседник издания. «У кондукторов был выбор — либо нарываться на штраф, либо „выкидывать на мороз бабушку“, хорошо, что его не придется теперь делать, — добавил Темляков. — Сейчас мы ждем решения президента РТ и правительства о субсидировании убытков перевозчикам, финансовая ситуация очень тяжелая».

«Пассажиров станет больше, однозначно, может быть, на 3 процента, может, на 5 процентов, — рассуждает первый заместитель директора ООО „Байлык №3“ Руслан Юсупов. — Очень много кто привит одним компонентом. Это связано с конкретными маршрутами. Маршрут моих автобусов проходит через заводы — „Оргсинтез“, вертолетный, у них программа вакцинации работает четко, потому такого сильного оттока у нас не было — около 35 процентов. У некоторых перевозчиков отток составлял 60 процентов. Конечно, люди теперь вздохнут, станет меньше негатива. Как обыватель я еще до ввода кодов говорил — нужно дать больше времени, не рубить с плеча, дать возможность ездить тем, у кого первая прививка». Юсупов добавил, что с сегодняшнего дня сократил на своем маршруте число автобусов на 20%. «По моим данным, другие перевозчики последовали моему примеру», — заключил он.

Медленно, но верно увеличивается транспортный поток благодаря разблокировке транспортных карт населения в возрасте 60+. Как сегодня заметил в беседе с нашим корреспондентом генеральный директор АО «Транспортная карта» Денис Эйдлин, сейчас разблокировано 145 тыс. транспортных карт из 261 тыс. (по данным на 23 ноября, было заблокировано 147 тыс. карт — прим. ред.).