С ЛИНЕЙКОЙ НА КРЫШУ
Необходимость изменений назрела давно. По словам начальника управления административно-технической инспекции Казани Рамиля Муллина, представившего документ на сессии, действующая редакция правил благоустройства принята еще в 2006 году.
- За это время произошло достаточно много изменений в федеральном и республиканском законодательстве, - пояснил Муллин. – Очень много дел сейчас проходит через арбитражные разбирательства, многие собственники подают жалобы на те административные дела, которые готовятся в рамках действия УАТИ. Все это в целом побудило нас внести ряд изменений в правила благоустройства.
В целом в документ предлагается внести около сотни поправок – уточняются понятия, более четко прописываются правила, чтобы и собственники знали, что от них требуется, и инспекторы могли аргументированно, а не «на глазок», готовить материалы. Все это во многом позволит перекрыть лазейки, которыми нарушители часто пользовались, чтобы уйти от ответственности.
Пример - очистка кровель от снега. Сейчас эти работы собственник обязан выполнять при высоте снежного покрова более 30 сантиметров. После внесения уточнений сбрасывать снег необходимо будет без всяких замеров – достаточно наличия явной угрозы обрушения снежных шапок. Кстати, чистить кровлю придется аккуратнее: по новым поправкам при этом необходимо обеспечить не только безопасность пешеходов, но и сохранность кустарников, уличного освещения, светофоров, линий связи, дорожных знаков и так далее.
Разрешится и вечный спор между жилищниками и дорожниками: кто должен чистить тротуар после очистки кровли. Дорожники все время говорят: ваш снег, вы и убирайте. Теперь эту обязанность хотят закрепить за ними отдельной строкой. К числу мелких, но важных мелочей относится и новое требование к дворникам: не подгребать снег непосредственно к стенам домов. Зимой растаявшие сугробы затапливают подвалы.
ПЯТИМЕТРОВАЯ ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ
С принятием новых правил, судя по всему, существенно усложнится жизнь строительных компаний. Им придется согласовывать с УАТИ любое передвижение техники массой свыше 10 тонн. Именно строительные большегрузы, как считают в исполкоме, во многом ответственны за быстрое разрушение казанских дорог. Теперь строителям будут предлагать наименее болезненные для города маршруты: второстепенные улицы, улицы, которые в любом случае скоро предстоит ремонтировать, и так далее.
Ужесточаются требования к проводам, паутиной опутывающим дома и улицы Казани. Если сегодня вне закона находятся кабели, висящие над землей после 2010 г., то с уточнением формулировок переносу под землю подлежат практически все провода. В прошлом году, к слову, только по «проводной лапше» УАТИ составило протоколов на сумму около 30 млн. рублей.
Сегодня на XI сессии Казгордумы стартовал процесс внесения изменений в правила благоустройства Казани. В целом в документ предлагается внести около сотни поправок |
Наконец, еще одно важное нововведение: значительно расширен круг юрлиц, ответственных за поддержание чистоты своей территории. До сегодняшнего дня за мусор и неубранный снег штрафовали лишь собственников объектов торговли и автостоянок. Теперь территорию в радиусе пяти метров закрепят за собственниками всех административных, промышленно-складских и общественных зданий. Не почистил вокруг себя мусор, снег и лед – плати.
Отдельный «привет» в новых правилах Алексею Семину и другим владельцам крупных земельных угодий. Сейчас для того, чтобы признать территорию неосваиваемой и оштрафовать ее собственника за несанкционированную свалку, приходится ждать год. За это время земля формально переходит в другие руки и захламление продолжается. С принятием новых правил собственник будет нести ответственность за чистоту своего участка постоянно.
Целый блок новшеств посвящен требованиям по доступности городской среды для людей с ограниченными возможностями. Например, на каждой автостоянке придется предусмотреть бесплатные места для автомобилей инвалидов (не менее 10% от общего числа). Впрочем, это уже требования федерального закона.
- В целом мы изучили правила по России, посмотрели зарубежные правила, - сказал Муллин. – И мы прописали не просто декларативные вещи, а то, что можно реально контролировать, а также то, что вызывает наибольшие нарекания со стороны жителей. Это и строительные отходы, и контроль за городскими лесами, и содержания зданий.
99% ПРОТОКОЛОВ ПРОХОДЯТ ЧЕРЕЗ СУД
Новые правила пока не приняты окончательно. Они должны пройти публичные слушания, которые состоятся 13 марта в НКЦ «Казань». Кроме того, все предложения можно внести непосредственно в УАТИ – инспекция находится на ул. Луковского, 19а. Как подчеркнул Муллин, в мэрии надеются на активное участие жителей, собственников зданий, бизнесменов, которые должны дать свои предложения в части улучшения городской среды.
Муллин напомнил также, что буквально в этот понедельник вступили в силу изменения в кодекс административных правонарушений РТ, принятые Госсоветом республики, – вновь увеличены штрафы за нарушения правил благоустройства для юрлиц. Напомним, первый раунд повышения состоялся этим летом (тогда максимальный штраф при повторном нарушении вырос с 200 до 500 тысяч). Теперь суммы выросли еще в два раза: до 1 млн. рублей. Дальше повышать просто некуда: это потолок, предусмотренный административным кодексом РФ. Штрафы для физических и должностных лиц не поменялись.
По-видимому, взяться за нормотворческую работу УАТИ во многом побудила активность оштрафованных бизнесменов: по словам Муллина, через суд проходит более 99% штрафных постановлений административной комиссии. Однако в итоге штрафы все-таки приходится платить: суды выносят не более 5% отказных решений. В 2011 году АТИ выписало самых разнообразных штрафов более чем на 80 млн. рублей (за не вовремя убранные крыши, мусор, сосульки, гололед, затянувшийся ремонт дорог и пр. и пр.). Взыскано пока 30 млн., но и остальное, считает Муллин, - дело времени.
Помимо всего прочего, не платить штраф с этого года стало себе дороже. С 1 января административная комиссия Казани получила полномочия штрафовать уклонистов в двойном размере – плюсом к уже просроченному штрафу. Впрочем, все эти деньги, как пояснил Муллин корреспонденту «БИЗНЕС Online», идут не в городскую казну, а в бюджет республики.
На самой сессии сообщение о новых правилах практически не обсуждалось – по-видимому, основные баталии впереди. Но, похоже, неоднократная угроза мэра Казани Ильсура Метшина снять со стенки «штрафное ружье» для наведения порядка в благоустройстве столицы приобретает более чем реальные очертания.
«У ТЕХ, КТО ПРИВЫК ПОРТИТЬ И СОРИТЬ, ЭТО ВЫЗОВЕТ НЕГАТИВ»
Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов прокомментировать нововведения и в целом ужесточение ответственности за нарушение правил благоустройства.
Ильдус Янышев - депутат Казгордумы, председатель совета директоров ГК «Контр»:
- Правила благоустройства касаются практически всей жизни города – они охватывают деятельность ТСЖ, бизнеса и даже отдельных граждан. Понятно, что у той части населения, которые привыкли портить, сорить, это вызовет негатив, но большинство людей все-таки за порядок и чистоту. Я сам за то, чтобы было, как в Сингапуре, – там огромный штраф за выброшенный окурок, за припаркованную не по правилам машину. Все это необходимо для комфортности проживания горожан.
А вот механизм принятия, утверждения правил должен быть максимально широким. Эти правила должны быть приняты при широком обсуждении граждан. И хотя активного участия людей в публичных слушаниях пока не наблюдается, после декабрьских событий, мне кажется, активность все-таки заметно возросла. Но, с другой стороны, излишние требования для бизнеса могут обернуться дополнительным обременением – поэтому я как депутат буду отстаивать их разумность и призываю всех представителей бизнес-сообщества принять участие в их обсуждении.
Марат Бикмуллин - предприниматель, депутат Казгордумы в 1999 - 2010 гг.:
- Будучи депутатом, я участвовал в работе над действующими правилами благоустройства и, в частности, вносил предложения по мойке колес грузовиков, каждый из которых, выезжая со стройплощадки, способен растащить по дорогам десятки и сотни килограммов грязи…
Необходимость правил благоустройства для меня очевидна, но их принятие – только 10 процентов успеха, а остальное зависит от контроля. И хотелось бы пожелать властям больше строгости в контроле за их соблюдением. А то пока над УАТИ висит, скорее, фраза «строгость закона компенсируется необязательностью их исполнения»… Ведь главная функция городских властей – это обеспечение порядка в городе. И меня порой удивляет позиция некоторых предпринимателей, перед магазинами которых лед и снег, а они при этом кивают на коммунальщиков, которые якобы обязаны чистить перед ними! Хотя это забота самого бизнеса – это же ему выгодно, по сути. Может быть, они просто не были за рубежом, не видели, как там ведут бизнес, как трогательно относятся к внешнему виду своих объектов. И если у людей не хватает самосознания, то их необходимо к этому принуждать – порядок в городе должен быть.
Людмила Костычева – генеральный директор ООО «Лэнд-сервис»:
- То, что городские власти занялись правилами благоустройства, это, безусловно, плюс. Но вот то, что ответственность за их соблюдение ложится на ту сторону, которая и так согнулась в три погибели… Бизнес ведь и без того живет в позе борца! Кроме штрафов, нужны еще и стимулы к соблюдению этих правил, и соответствующие условия. Как, например, в Германии – если ты выезжаешь из карьера, у тебя есть только одна дорога, на которой стоит мойка колес. Ведь грузовики с их глубокими протекторами, выезжая со второстепенных дорог, завозят на городские улицы немало грязи! А то, что строительным компаниям придется согласовывать движение грузовиков… Вы понимаете, любое согласование – это, к сожалению, проявление абсолютной неповоротливости, иерархичности бюрократической машины. И кроме издержек для строительства, я ничего не вижу… Да, с точки зрения городского порядка решение правильное – но необходимо все-таки найти общий знаменатель с бизнесом, ведь процесс благоустройства и строительства происходит непрерывно.
Рустем Юнусов - директор строительной компании ООО «Фарус»:
- Затрудняюсь вам ответить, честно говоря, на вопросы по поводу правил благоустройства, потому что пока не в курсе изменений. В любом случае, будем изучать эти вопросы и примем участие в предстоящих публичных слушаниях. Возможно, внесем какие-то свои инициативы в правила благоустройства.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.