Вчера на КВЗ состоялась торжественная церемония передачи «Авиалесоохране» двух пожарных Ми-8МТВ-1 Вчера на КВЗ состоялась торжественная церемония передачи «Авиалесоохране» двух пожарных Ми-8МТВ-1 Фото: Евгений Жура

«Можно и нужно вернуться на завод»

Передачу заказчику вертолетов, которая прошла вчера на КВЗ, можно было бы назвать стандартным мероприятием, если бы не предшествовавшие ей особые события. Во-первых, 30 ноября «Вертолеты России» (ВР) возглавил Николай Колесов, во вторых, уже через неделю он сменил управляющего директора завода — им стал его давний сподвижник Владимир Гинсбург. Таким образом, реализовалось не только давнее намерение Колесова поставить на КВЗ своего человека (этой истории уже более пяти лет), но и он получил шанс в целом реформировать российское вертолетостроение. А вчера, получается, было первое публичное мероприятие после смены власти.

Наш человек в авиапроме: «Колесову сейчас нет дела до регалий. Он хочет великого дела!»

«Главная задача — снова дать коллективу веру в то, что он может работать, и вернуть славу Казанского вертолетного завода, тех людей, которые по разным причинам покинули коллектив, — без них будет очень тяжело, — заявил накануне Гинсбург, — кадровый вопрос сегодня стоит серьезно!» По его словам, чтобы вернуть прежних сотрудников и привлечь новых, с 1 декабря всему коллективу повышена зарплата на 4%, а станочникам с 1 января ее увеличат на 20%, стропальщикам и малярам — на 30%. «Я уж так подробно говорю, чтобы те, кто меня услышит, знали, что можно и нужно вернуться на завод», — объяснил управляющий директор. Восстановление коллектива и повышение зарплат эксперты называют одними из первоочередных задач нового руководства. Сейчас только на популярном сервисе по поиску работы у КВЗ 97 активных вакансий от сборщика-клепальщика до повара и шлифовщика. А пока Гинсбург начал с руководящих должностей. По нашим данным, Вадима Лигая – младшего на должности первого заместителя управляющего директора сменил Николай Гордеев, который покинул предприятие примерно пять лет назад.


Коллективу предстоит выполнять «серьезные и амбициозные задачи». «Это увеличение производства вертолетов в целом, в том числе гражданских, — рассказал Гинсбург. — Очень большая программа по санитарной авиации, начинаем оснащать „Авиалесоохрану“. Надо расширять объем производства Ми-38». Задача на следующий год — 100 вертолетов. Таким образом, руководство хочет приблизиться к результатам наиболее «тучных» годов: в 2013–2014-х заводу удалось сдать 103 и 107 вертолетов. Правда, это были высокомаржинальные Ми-8/Ми-17, а теперь есть основание полагать, что минимум половина плана не столь выгодные по цене «Ансаты».

В 2020-м КВЗ отчитался только о 39 вертолетах, исторический минимум был в 2019 году — 27. План 2021-го — 70. Как осторожно выразился заместитель гендиректора ВР Владислав Савельев, его удастся выполнить, «если до конца года удачно все заказчики примут вертолеты» (на сегодня сдано более 50 машин). «Будем работать, впереди еще две недели», — не теряет он надежды.

«Авиалесоохране» передали два Ми-8МТВ-1. КВЗ уже сотрудничал с этой организацией — в 2016 году сдал ей такую же машину. Нынешний договор предусматривает поставку до конца 2022 года 6-ти вертолетов «Авиалесоохране» передали два Ми-8МТВ-1. КВЗ уже сотрудничал с этой организацией — в 2016 году сдал ей такую же машину. Нынешний договор предусматривает поставку до конца 2022-го 6 вертолетов Фото: Вероника Ваганова

Воздушные хранители лесов

А пока «Авиалесоохране» передали два Ми-8МТВ-1. КВЗ уже сотрудничал с этой организацией — в 2016 году сдал ей такую же машину. Нынешний договор предусматривает поставку до конца 2022-го 6 вертолетов для лесопожарного центра «Север» в Красноярском крае.

ФБУ «Авиалесоохрана» — подведомственное учреждение Рослесхоза, входящего в состав минприроды РФ. Это одна из старейших служб России в сфере охраны окружающей среды, населенных пунктов и объектов экономики и единственная противопожарная служба, занимающаяся мониторингом и тушением пожаров в труднодоступной местности, которая может доставлять группы на пожар с помощью десантирования и высадки на парашютах. В состав парашютно-десантной пожарной службы ФБУ входит 12 подразделений в регионах России, штатная численность — 840 человек. В этом году «Авиалесоохрана» тушила пожары в Якутии, Карелии, Марий Эл, на Чукотке, в Амурской, Тюменской, Костромской, Омской, Иркутской областях. В составе ФБУ — лесопожарный центр «Север» (Красноярск). Он создан в 2021 году по поручению президента России. На укомплектование центра личным составом, авиационной и наземной техникой правительство РФ выделило 5 млрд рублей.

«Для всех нас создание лесопожарного центра „Север“, где и будут базироваться вертолеты, — событие первостепенной важности, — рассказал вчера по видеосвязи министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов. — Именно с „Севера“ наши десантники будут отправляться на тушение лесных пожаров на труднодоступных и удаленных территориях. Вертолеты „Севера“ станут летать в небе над Иркутской областью, Якутией, Забайкальем, Бурятией, Красноярским краем, Байкальской природной территорией. Первые два вертолета готовы отправиться к месту дислокации, еще четыре — во II квартале 2022 года. Для нас это большое подспорье».

«Уланудинцы собрались на выход»: Колесов нашел для КВЗ директора с пролетарскими корнями

Как рассказал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» инструктор десантно-пожарной группы Александр Николаев, вертолеты предназначены для транспортировки пожарных к месту возгорания. «Вертолет зависает непосредственно над лесом, и десантники производят спуск, — объяснил он. — К нему прицепляется ВСУ (водосливное устройство — прим. ред.), вертолет черпает воду из водоема и доставляет ее на пожар». Десантники провели небольшой показ — продемонстрировали, как пользоваться спусковыми устройствами. Машины могут перевозить до 22 десантников, оснащены внешней подвеской грузоподъемностью до 4 т, оборудованием для транспортировки техники и снаряжения.