Камиль Гараев: «Фестиваль «Татар җыры», конечно, должен оправдывать свое название. Это не просто бренд, который мы за собой каким-то образом закрепили. Мы делаем лучший фестиваль, который у нас есть! » Камиль Гараев: «Фестиваль «Татар җыры», конечно, должен оправдывать свое название. Это не просто бренд, который мы за собой каким-то образом закрепили. Мы делаем лучший фестиваль, который у нас есть! » Фото: «БИЗНЕС Online»

Что нам мешает пригласить Дину, Эльмиру, Саиду?

— Камиль Мавлютович, фестиваль «Татар җыры», прошедший недавно на «Казань Экспо», привычно собрал разные оценки от тех, кто был в концертном зале имени Шакирова. Между тем, кажется, что нынешний «Татар җыры» отличался от всех предыдущих, было как минимум несколько выступлений, которые эти изменения символизировали.

— Я не только согласен, но мы и хотели, чтобы были эти изменения. Честно говоря, начали этот путь уже достаточно давно. Вспомните фестиваль, который мы провели на 20-летие «Татар җыры» в 2019 году. 20 лет — это действительно очень большой период жизни и нашей страны, и нашей республики, и нашего народа. Самый бурный, наверное, изменчивый период, с реформами. Исходя из этого, 20-летие было продуктом того времени, это были отголоски 1990-х — начала 2000-х. И конечно, за эти десятилетия, как мы проводили данные фестивали, определенные вещи уже, как мы говорим, устаканились, появилось определенное отношение к «Татар җыры». Но для меня это самая большая критика, если продукт или проект не несет новизны, люди приходят и заранее как бы знают: оно будет вот так. На самом деле зритель приходит для духовного восприятия, услышать, увидеть, удивиться чему-то. Повторю, желание что-то изменить было, мы изначально об этом даже заявили, что будем меняться. И компания меняется, мир поменялся.

— Вдогонку простой вопрос: кто догадался объединить в одном номере Дину Гарипову, Эльмиру Калимуллину и Саиду Мухаметзянову и предложил, чтобы они вместе исполнили главные татарские песни? Это же из серии, что все гениальное просто. Очевидное решение, а на выходе получилось, возможно, лучший концертный номер, что мы видели в этом году на татарской эстраде.

— Я с вами согласен, все гениальное на самом деле просто. Когда мы говорим, что хотим меняться, то как это сделать? Например, мы начали делать проект «Яңа йолдыз», чтобы зажигать новые звезды, находить таланты, которые хотят быть артистами. Прошло уже два сезона. В рамках данного проекта у нас есть жюри, в котором очень известные деятели нашей культуры, чему мы рады. И в том числе после каждого этапа «Яңа йолдыз»  садились и за чашкой чая обсуждали, как все прошло и каким образом должно осуществляться развитие наших проектов.

Рифкат Минниханов: «Элвин Грей больше молодежи нравится, а мне Дина Гарипова запомнилась»

И вот мы с Зульфатом Хакимом сидели у него дома и обсуждали. Он член жюри, обладает тонким вкусом. Я ему задал вопрос: «Зульфат, ты вообще кого-то видишь из наших конкурсантов, можно из них сделать артистов, на которых можно положиться?» Он свое мнение высказал, и дальше разговор пошел уже про тех, кто состоялся, эти конкурсы прошел. Например, что есть знаменитые наши девчонки, которые покорили и Россию, и где-то уже, можно сказать, мир. И Зульфат говорит: «Я вообще поражен, что их нигде и никуда у нас не вытащили». И тогда родилась идея: а что, если мы их вытащим на наш фестиваль! Мы же к «Татар җыры» относимся таким образом, что это венец всего года на национальной эстраде, в национальной культуре. Мы так считаем. Изначально, когда его создавали, об этом думали.

Так что нам мешает пригласить Дину, Эльмиру, Саиду? Правда, оказалось, что не все так просто. У каждого свой график. Например, 17-го числа еще Саида выступала с сольным концертом в Санкт-Петербурге. Каким образом сделать, чтобы они вместе выступили? Они ни разу так не выступали. И какие песни они должны исполнить? Пришли к тому, что все-таки должны быть народные песни в их исполнении — то, что они делают великолепно. Они этим и наш народ показали за пределами Татарстана. Но эти народные песни нужно свести профессионально, и конечно, нужно было какую-то финальную песню найти, которую они втроем бы спели. Такая песня тоже нашлась — «Туган як». Я считаю, что это на сегодня самая знаменитая песня, которая на татарской эстраде прозвучала, по всему миру ее кто только не поет. По ней татар уже узнают.

«Участвовать в конкурсе, даже самом знаменитом, которым, например, является «Голос», и победить — это очень сложно, на самом деле происходит очень серьезный отбор, после этого к человеку приходит известность, но все равно это только этап в карьере артиста» «Участвовать в конкурсе, даже самом знаменитом, которым, например, является «Голос», и победить — это очень сложно, на самом деле происходит очень серьезный отбор, после этого к человеку приходит известность, но все равно это только этап в карьере артиста» Фото: «БИЗНЕС Online»

Сегодня индустрия татарской эстрады создана

— Вы довольно плотно сотрудничаете в последнее время с Эльмирой Калимуллиной — она часто поет на концертах «Барс Медиа», она в жюри «Яңа йолдыз». И на популярности артистки, вроде бы, это все сказывается самым положительным образом.

— Я что могу сказать. Участвовать в конкурсе, даже самом знаменитом, которым, например, является «Голос», и победить — это очень сложно, на самом деле происходит очень серьезный отбор, после этого к человеку приходит известность, но все равно это только этап в карьере артиста. Поэтому, конечно, у Эльмиры был затем этап поиска себя как личности, как певицы, как артистки. Я давно за ней наблюдал, на какие-то проекты приглашал еще очень давно и всегда с любовью относился к ней и к ее творчеству.

То, что в этом году она уже созрела, чтобы именно с сольной программой по жизни идти… Очень большой труд за этим. Эльмира не одна, у нее есть команда, а самое главное — она этим живет. Ночью ей, например, скажут, что вот это и это надо делать, она не будет спать и сделает. Она очень профессиональный человек! А нам хочется проекты делать именно на таком — самом высоком — уровне, приглашая людей, которые держат очень высокую планку. Мы ожидаем от сотрудничества с Эльмирой на долгие годы новых проектов.

«Восхитительной Эльмире!»: как Калимуллина танцевала с мужем, играла на флейте и пела с «дружочком»

— На недавнем сольном концерте Калимуллиной в Татгосфилармонии вы даже поднимались на сцену, чтобы поздравить артистку. «Барс Медиа» как было задействовано в организации этого мероприятия?

— Мы там выступали как соорганизаторы концерта. Мы со многими артистами так работаем. Вообще миссия «Барс Медиа» — это создавать площадки. Мы не выращиваем артистов. Было время, когда мы как производственная компания выпускали очень много носителей: и аудионосители, и кассеты, и видеокассеты, потом компакт-диски, затем DVD. Исходя из этого, через эти носители мы, конечно, проекты выводили на широкую аудиторию. По сути, мы этим в свое время, наверное, индустрию татарской эстрады и создали. Сегодня индустрия создана.

И сейчас наша миссия, считаю, именно в том, чтобы создавать площадки. «Татар җыры» — тоже площадка, где можно собрать всех сильнейших, куда могут артисты стремиться. И от этого мы только развиваем, поднимаем, сохраняем родной язык и культуру.

— И как вам работается с Эльмирой, она ведь артистка очень самостоятельная и своенравная.

— Из ведущих артистов кто у нас не своенравный?.. (Смеется.) Если бы не были своенравными, наверняка и не брали бы таких планок. Да, Эльмира, наверное, в таком вот понимании непростая девчонка, но это только хорошо. Я не сомневаюсь, что мы с ней будем работать, мы друг друга понимаем.


— Саида Мухаметзянова дебютировала на «Татар җыры», нет ли у вас и на нее долгосрочных планов? Причем она тоже после детского «Голоса» немного ушла в тень, хотя мы все понимаем, какого масштаба этот талант.

— Если мы говорим про Эльмиру Калимуллину и про Саиду, то это совершенно разные проекты. Эльмира Калимуллина поет и классику, и зарубежные песни, и русскую эстраду представляет, она состоявшийся артист очень широко профиля, которого ждет большое будущее. У Саиды другой подход, у нее есть свои сильные стороны. Например, как она исполняет народные песни! Исполнив на слепых прослушиваниях в «Голосе» «Су буйлап», он познакомила всю Россию с тем, кто такие татары в песенном плане.

Саида Мухаметзянова: «Муж – арабский шейх? Он же не разрешит петь!»

Да, это был детский «Голос», и не все потом стремятся к тому, чтобы стать артистом. Она к этому стремится! Мы очень хотим с Саидой работать, у нас есть и здесь свои планы. Но это все равно будет немного другой проект. Мы очень рады, что у нас получилось соединить и детский «Голос», который сегодня совсем уже не детский, но все равно еще очень молодой, и голоса уже состоявшихся артисток Дины Гариповой и Эльмиры Калимуллиной в одном ключе, в одном концертном номере.


Зульфат Хаким своим участием вывел наши проекты на новый уровень

— Появление Зульфата Хакима на сцене «Татар җыры» — это, конечно, и неожиданность, и очень приятное событие. Понятно, что главный вопрос: как он себя чувствует?

— Я скажу про Зульфата: он великий сын своего народа и очень мужественный человек. И еще сказал бы про него, что он очень профессиональный человек, с ним удобно работать в этом плане. Да, он непростой, наверное, по характеру, по жизненному опыту. Но, если с ним найти общий язык, договориться — а мы друг друга понимаем -, то он все делает на высочайшем уровне.

Что касается здоровья, к сожалению, в последние годы он прошел определенный непростой этап жизни. Несмотря на это, я убежден, что он сможет и выступать, и показывать свои таланты, и дальше идти! Ему это надо, он сам это увидел и соскучился по сцене. С другой стороны, Зульфат своим участием вывел наши проекты на новый уровень. Можно сказать, свое великое привнес. И наши участники, и члены жюри, и наши преподаватели, которые работают с конкурсантами на «Яңа йолдыз», — они все это отметили. Зульфату желаем только здоровья. У нас впереди еще с ним большой-большой путь.

— У Зульфата Хакима репутация поэта-правдоруба, что он думает о нынешнем состоянии татарской песенной культуры?

— С Зульфатом мы знакомы очень давно — с 90-х годов. Отдельная история, как познакомились.


— Расскажите, это очень интересно.

— В 90-х годах я начал плотно общаться и опекать Айдара Галимова. И в один из приездов в Казань он мне говорит: «Поехали на встречу». Мы с ним поехали и встречаем… Это оказался Зульфат Хаким. Встреча состоялась на Горках, где он тогда жил, на автомобильной стоянке. Зульфат даже не поздоровался, а сразу Айдару сказал: «Айдар, син минем җырланы җырласын, син дөрес итеп жырла». Если поешь мою песню, то пой ее правильно. Оказывается, Галимов некоторые слова там по-другому исполнял, потому что текста не видел, ему его просто наговорили. А Зульфат ведь настоящий поэт. И одно слово там полностью меняет смысл того, о чем идет речь. Вот такое у нас было знакомство.

Но это не стало для вас обоих мимолетным знакомством.

— Мы потом поговорили, я увидел, какой Зульфат человек. С тех пор он сотрудничает с «Барс Медиа». Мы издали трилогию его книг. Зульфат сделал первый сценарий для «Татар җыры», гимн «Татар җыры», гимн «Татар радиосы» изначально был им написан. Если даже сейчас не присутствует в медийном поле, он очень много трудится, у него выходит много произведений, пьес. И в последнее время Зульфат вновь начал писать песни, к нему пришло вдохновение, что меня очень радует.

— Не было сомнений в том, что именно Зульфат Хаким должен стать хедлайнером «Татар җыры», в этом году? Все-таки там были очень именитые артисты, которые в общественном сознании гораздо больше ассоциируются с «Татар җыры».

— Лично я, например, вообще по-другому не видел, только так. Если уж кем-то завершать «Татар җыры» этого года, то только Зульфатом Хакимом. И, заметьте, абсолютно никто не обиделся. И зрители поняли и приняли.

«Мы проводим «Татар җыры» двадцать два года — это всегда наш проект. Государство в нем никогда не принимало участия» «Мы проводим «Татар җыры» двадцать два года — это всегда наш проект. Государство в нем никогда не принимало участия» Фото: «БИЗНЕС Online»

Фестиваль «Татар җыры» должен оправдывать свое название

— Возвращаясь к тому, каким был в этом году «Татар җыры». Раньше, мы это прекрасно помним, на контракте у «Барс Медиа» было много артистов, и свои фестивали вы использовали и для их продвижения. Нормальная бизнес-модель. Но сейчас, когда бизнес-интересы в этой части над компанией не довлеют, «Татар җыры» становится ближе к своему названию, здесь, действительно, лучшие татарские артисты за редким исключением.

— Я уже говорил выше, мы сейчас на том этапе, когда наша отрасль существует, а на том этапе, когда ее не было, ее нужно было создавать. А как создавать? Для этого должна быть и ротация, и участие в фестивалях. Без этого не создается. Это не нами придуманный закон развития, и русская эстрада так же работает, мировая — тоже. Сегодня есть возможность, имея уже такую широкую плоскость, смотреть и выбирать по тому качеству, к которому мы стремимся.

И фестиваль «Татар җыры», конечно, должен оправдывать свое название. Это не просто бренд, который мы за собой каким-то образом закрепили. Мы делаем лучший фестиваль, который у нас есть! Ничто не мешает, чтобы были и Ильгам-абый, и Альфия-апа, и народные песни звучали, и новое поколение выступало. Наши дети же слушают совершенно иную музыку — почему мы не должны на нее обращать внимания? Но при этом песни 70-х — это, в принципе, «золотой век» татарской эстрады, который мы до сих пор помним и по которому нас и знают во всех тюркских странах.

— Рустам Минниханов вновь пришел на «Татар җыры», а в каких проектах вы сегодня взаимодействуете с государством?

— Во-первых, мы делаем одно дело — и государство, и наш президент, и правительство, и мы, как компания, которая работает в своей области, делаем то же самое: сохраняем язык, песенную культуру. Без этого существование народа невозможно. В этом деле, наверное, участия всех избыточным быть не может.

— Но «Татар җыры» и «Яңа йолдыз» — это исключительно ваши проекты? Тратите только свои деньги, минкульт никак не участвует, может, есть какие-то правительственные гранты?

— Мы проводим «Татар җыры» двадцать два года — это всегда наш проект. Государство в нем никогда не принимало участия. «Яңа йолдыз» мы сделали в этом году тоже своими усилиями. Что хотелось бы сказать — и наш президент, и в целом государство очень много делают сегодня, понимая ситуацию с языком. Есть много проектов на государственном уровне. Выделяются достаточно серьезные деньги, создаются каналы. Мы ко всему этому относимся очень положительно.

У «Барс Медиа» в свою очередь есть радио, телевидение, проекты. Нам это нравится, в какой-то степени понравилось и зрителю, который это воспринимает. И мы чувствуем за собой обязательство это все сохранить, это наша миссия. В этом плане, конечно, мы готовы со всеми сотрудничать. Вопрос не только в деньгах, но и в отношении к нашей деятельности, которое было со стороны государства всегда положительным. Рустам Нургалиевич приходит на каждый наш фестиваль, являясь не только высоким гостем, но и преданным зрителем и ценителем татарской песни. Минтимер Шарипович тоже всегда приходил на «Татар җыры». Кстати, это была именно его идея — показать шоу не только в Казани. С его подачи в Москве мы проводим такие концерты уже 8 лет. Несколько лет подряд проводили в «Крокусе», там большой зал. Более пяти лет проводим в главном зале российской столице — Кремлевском дворце.

«Рустам Нургалиевич приходит на каждый наш фестиваль, являясь не только высоким гостем, но и преданным зрителем и ценителем татарской песни. Минтимер Шарипович тоже всегда приходил на «Татар җыры» «Рустам Нургалиевич приходит на каждый наш фестиваль, являясь не только высоким гостем, но и преданным зрителем и ценителем татарской песни. Минтимер Шарипович тоже всегда приходил на «Татар җыры» Фото: «БИЗНЕС Online»

— В этом году будет концерт в Москве?

— В этом году не смогли в связи с событиями, связанными с ковидом. В следующем году будет обязательно. Двадцатилетие мы там тоже проводили.

— В начале 2020-го вы говорили о совместных с минкультом планах проведения фестиваля молодых исполнителей, представителей тюркоязычных народов.

— Надо учитывать, что в 2020–2021 годах произошли события, которых никто не ожидал, поэтому внеслись определенные коррективы. Но планы никуда у нас не делись. Рады, что можем провести «Яңа йолдыз», можем развивать «Татар җыры». В следующем году планируем масштабно отметить двадцатилетие «Татар радиосы» фестивалем в «Татнефть Арене».

Что касается «Татар җыры», мы, кстати, обсуждали, где его проводить на двадцатилетии. Думали, в том числе, сделать в «Татнефть Арене». Но «Татар җыры» — это все же более камерный проект. Кремлевский зал в Москве— да, большой, но он тоже камерный зал. У нас теперь есть зал имени великого певца Ильгама Шакирова, пусть находящийся довольно далеко, — да, там мы, безусловно, должны были провести фестиваль, и его там провели.

«У нас теперь есть зал имени великого певца Ильгама Шакирова, пусть находящийся довольно далеко, — да, там мы, безусловно, должны были провести фестиваль, и его там провели» «У нас теперь есть зал имени великого певца Ильгама Шакирова, пусть находящийся довольно далеко, — да, там мы, безусловно, должны были провести фестиваль, и его там провели» Фото: «БИЗНЕС Online»

Что касается зала имени Шакирова, раз он появился, его надо использовать

— Вы довольны как организатор? У зрителей есть разные мнения о зале имени Шакирова с точки зрения комфорта.

— Было непросто. Проводится «Татар җыры» перед Новым годом, это праздничное событие, люди приезжают из всех уголков мира — из Штатов, например. У них самих еще свои новогодние события обычно проходят уже после концерта. Когда мы беседовали с Рустамом Нургалиевичем, я об этом и говорил — для людей это праздник. Если мы хотим провести там, в зале имени Шакирова, то должны быть соответствующие условия, а то после концерта зрители не смогут пойти ни в ресторан, ни в кафе. Конечно, возникали соответствующие вопросы.

Давайте скажем так: считаю, что первый блин вышел не комом. У нас он получился. Есть профессиональные вопросы к залу. Изначально, насколько я понял, он все же не задумывался как концертный. Затем уже последовало переустройство.

— Есть вопросы по акустике?

— С акустикой там все в порядке. Вы знаете, когда зал создается, то нужно, чтобы артиста вживую смогли увидеть зрители. Сравните с футбольным стадионом, раньше они были с беговыми дорожками, а теперь их нет и игроков легче разглядеть на поле. Партер же в зале имени Шакирова получился большим, как в конференц-зале, поэтому мы с помощью экранов пытались все это показать. По-своему получается, но не совсем естественно. Поэтому, наверное, определенные неудобства для зрителя все же есть.

— Где пройдет «Татар җыры–2022»?

— Давайте скажем так. Все-таки концертный зал — это инфраструктурный проект. Во всем мире он осуществляется с участием государства, профессионально работающей команды. И без такого зала мы будем выглядеть совсем не современно. Очень хорошо, что такой зал появился, но, считаю, в городе он тоже должен быть, причем соответствующего масштаба.

— Планы есть на «Ривьеру».

— Слышал, что в республике вроде бы хотят это сделать. Но зал должен быть именно профессиональным: и по расположению, и с архитектурной точки зрения. Это знаковая вещь. Так во всем мире. Взять тот же концертный зал в Сиднее — это неотъемлемая часть города. Если у нас не будет такого инфраструктурного проекта, как мы можем развиваться? Очень надеемся, что такой появится.

При этом понимаем, что около «Казань Экспо» тоже инфраструктура будет развиваться, как город в городе. Так во всем мире. В аэропортах есть огромные выставочные комплексы. Так же и здесь появятся рестораны, отели. Так территорию и нужно использовать. А что касается зала имени Шакирова, то раз он появился, а в городе другого нет, конечно, его надо использовать, что мы и делаем.

В 2020 году мы провели в онлайн-режиме фестиваль нашего телевидения TMTV. В марте мы сделали первый большой концерт, который там прошел, кроме государственных мероприятий. Сегодня впервые осуществили «Татар җыры» — самое знаковое, уже легендарное событие. Делаем все, что в наших силах, чтобы и зрители пришли, и внимание было, потому что зал носит имя нашего великого артиста, самого почитаемого. Ильгам Шакиров — это знаковая личность для нашего народа. Но исключительно нашими силами не обойтись. Что можем, уже делаем и будем делать.

«Я по-прежнему председатель совета директоров «Барс Медиа» и гендиректор «Барс Рекордс». Состав акционеров остался тем же. А в коллективе новые люди растут» «Я по-прежнему председатель совета директоров «Барс Медиа» и гендиректор «Барс Рекордс». Состав акционеров остался тем же. А в коллективе новые люди растут» Фото: «БИЗНЕС Online»

Я по-прежнему председатель совета директоров «Барс Медиа»

— Как пережила вся отрасль татарской эстрады 2020 и 2021 пандемийные годы?

— Конечно, время было непростым. Что касается нашей компании, наших проектов (а кроме них у нас есть телевидение и радио), они остались без той работы, что была раньше. Какие-то рекламные проекты остались без содержания. А наши телевидение и радиостанция, к слову, выходят в эфир 24 часа в сутки.

Что же касается коллективов и артистов, которые работают в нашей области, им еще сложнее. Они остались без источника дохода. Раз у них нет зрителей, каким образом им существовать дальше? Да, в чем-то государство помогало. Мы очень рады, что практически все коллективы сохранились. Не знаю, какими трудами это удалось. То, что мы делаем, я думаю, им тоже помогает. Даже когда проводили онлайн-концерт, для артистов это было событием. Все тогда закрылось, а они просто пришли, собрались и выступили… Их словно вытащили в новый мир! Конечно, не должно быть концертов без зрителей, поскольку для них шоу и проводятся. Но люди, которые работают в нашей отрасли, очень стойкие!

— Правда ли, что в руководящем составе «Барс Медиа» произошли изменения? И что с составом акционеров?

— Я по-прежнему председатель совета директоров «Барс Медиа» и гендиректор «Барс Рекордс». Состав акционеров остался тем же. А в коллективе новые люди растут.

Если вы помните, в нашем первом разговоре был вопрос о том, насколько способен управлять русский человек сферой татарской эстрады. (Смеется.) Тогда мы и сказали: если человек профессионален, то почему нет. Музыка не имеет границ. Конечно, если мы заявили, что хотим изменений и новых проектов, то перемены будут и в структурном плане. Но основной коллектив сохранился, сотрудникам все нравится.

Рамиль Шарафиев — нынешний главный редактор «Татар Радиосы», он у нас достаточно давно работал. Лилия Кадырова была у нас с самого основания телевидения, прошла весь путь, теперь она возглавляет TMTV. Алмаз Гильмутдинов был на телевидении, а сейчас возглавляет направление, которое занимается интернет-продвижением, в том числе артистов, ну и, соответственно, соцсетями. То есть это люди, которые выросли в нашей компании.

— Но за последние годы от вас и уходили люди.

— Могу сказать так. В этом году отмечался День радио в «Татмедиа». Там собрались все татароязычные станции, в том числе нас пригласили как «Татар радиосы». Туда пришел и президент, состоялся очень хороший разговор по вопросам дальнейшего развития. Самым приятным для меня стала экскурсия по «Татмедиа», в процессе которой выяснилось, что очень многие, кто работает в данной области, — выходцы из «Барс Медиа». Мы были в этом первопроходцами и теперь стали кладезью кадров.

«Мы делаем музыкальные проекты, а музыка без границ же, и особенно национальные интонации — это же новое, поэтому интересно всем» «Мы делаем музыкальные проекты, а музыка без границ же, и особенно национальные интонации — это же новое, поэтому интересно всем» Фото: «БИЗНЕС Online»

Тратим денег мы сегодня гораздо больше, чем получаем, это однозначно

— Вы всегда говорите, что заниматься татарской эстрадой — это своего рода миссия, поэтому здесь вы готовы тратить средства, заработанные в других сферах бизнеса. А сегодня структуры «Барс Медиа» прибыльны или нет?

— Сегодня к нам есть такое отношение, что мы коммерческая организация, делающая проекты, а потому на этом зарабатываем. Да, должны зарабатывать. Если нет самоокупаемости, содержание становится сложным. Но, конечно, тратим денег мы сегодня гораздо больше, чем получаем, это однозначно.

— Это связано с пандемией?

— В связи с пандемией и с тем, что все меняется вокруг, надо находить что-то новое. В России в общем государство помогает телевидению. Но у нас пока не получается на эти цели у государства денег получить, да и как-то не просили. Но, думаю, в этом вопросе мы общий язык найдем, потому что, как я говорил, делаем общее дело.

— Насколько вы в принципе довольны своими медийными проектами, их нынешним развитием? Я имею в виду TMTV, «Татар радиосы».

— Во-первых, рост аудитории — к этому мы стремимся. Во-вторых, мы не считаем, что у наших проектов аудитория только татарская. Мы делаем музыкальные проекты, а музыка без границ же, и особенно национальные интонации — это же новое, поэтому интересно всем. Исходя из этого, мы хотим в этой области видеть перспективу.

Есть у нас, будем говорить, планы, которые мы видим и сможем реализовать. Да, конечно, очень хочется то дело, которое делают и государство, и мы, чтобы мы делали вместе, без всяких вопросов. Это не жалоба, мы не любим жаловаться. Если не получаются где-то контакты, мы никого не виним, значит, мы сами куда-то не дошли.

— Как продвигаетесь в интернете?

— Мы «серебряную кнопку» на YouTube получили за 100 тысяч подписчиков. У TMTV 200 тысяч подписчиков в «Инстаграме». Мы понимаем, современный мир сегодня без интернета невозможен. Поэтому себе задачу поставили, однозначно должны работать в интернет-поле! На всех, будем говорить, площадках, которые есть. И эта задача поставлена. Конечно, то, что сегодня мы имеем, нас далеко не удовлетворяет. Мы хотим иметь подписчиков гораздо больше, чем, например, наши популярные артисты. Я понимаю, что у них проекты удобнее. Имеется в виду, интернет так работает, что когда одно лицо, оно лучше работает. Мы объединяющая компания, вроде бы должны суммироваться, но не совсем так.

Но, хочу добавить. Мы понимаем, что интернет по-другому работает, и проекты там по-другому работают. Однако мы с вами смотрели фильм «Москва слезам не верит». Я помню, о чем там говорили. Появляется крутой телевизионщик и говорит: «Все, кино больше не будет, будет только телевидение». Но мы сейчас уже знаем, что и кино будет, и телевидение будет, и интернет будет, и традиционные вещи. Мы к этому так относимся. Но все это нужно использовать для наших целей.

«То, что Элвин Грей появился на татарской эстраде, — это событие. Мы, конечно, и ему благодарны, и той команде, которая с ним работает. Он реально взорвал» «То, что Элвин Грей появился на татарской эстраде, — это событие. Мы, конечно, и ему благодарны, и той команде, которая с ним работает. Он реально взорвал» Фото: «БИЗНЕС Online»

Ради хайпа это делается, не знаю, ради чего еще

— Есть мнение, что на татарской эстраде со времени появления Элвина Грея не было прорывных проектов, что на это скажете?

— Можно сказать, летят шишки на нас по этому поводу, мы их принимаем, без всяких вопросов. Давайте все-таки скажем, это творческий путь. То, что Элвин Грей появился на татарской эстраде, — это событие. Мы, конечно, и ему благодарны, и той команде, которая с ним работает. Он реально взорвал. И сам по себе такой человек. Но если его путь посмотреть, Радик тоже не сразу выстрелил. У него был большой путь, в котором не было ни такой популярности, ни такой узнаваемости. Но он и его команда все-таки нашли ту площадку переходную из традиционного исполнения этих песен, подсмотрели и мировые тенденции, например. Я сравниваю его с чем-то вроде дискотеки 80-х, но более современно сделанной. И этот проект будет развиваться — то, что они делают. И новые будут появляться, я в этом уверен.

Мы же видите, даже исполнение наших трех девчонок — это же современно, это тоже работающая история. А Эльмира Калимуллина разве сегодня это не проект? Я однозначно вижу, что это проект. Притом он совершенно в другой плоскости работает. Она объединяет нашу музыкальную татарскую культуру с мировой, подчеркивая, что мы имеем свои особенности. Мы этим и ценны. Татарская музыкальная культура другая, надо сказать, пентатоника же есть, ее никто не отменял. А классическая музыка, которая в европейском исполнении, она другая. Исходя из этого, наша изюминка татарская дает только плюсы.

— Вообще, под любым материалом, связанным с татарской эстрадой, в «БИЗНЕС Online» комментаторы сразу начинают писать про примитивную музыку, ужасные костюмы в блестках и так далее. Насколько эти претензии сегодня справедливы?

— Я думаю, все-таки нужно свое дело делать, хорошо нужно делать, профессионально нужно делать. Мне иногда хочется, чтобы наши артисты этого не слышали, не видели, им же нужно выступать, им надо душу отдавать. И в любой плоскости это есть. И в спортивном мире, я смотрю, есть разные мнения. Там тоже вопросы задают. Самый гениальны футболист Месси, его спрашивают,. вот так, вот так. Он что отвечает? Я делаю свое дело. А он самый гениальный.

Наши артисты тоже самые гениальные, наши коллективы реально самые гениальные, мы к этому так относимся. А то, что пишут, ну разные люди есть. Имеют право — пусть пишут. Конечно, тема, которую вы затрагиваете, она есть. Мне кажется, где-то даже специально организованы такие вещи, ради хайпа это делается, не знаю, ради чего еще. Ну, оно есть и есть. Но наш паровоз вперед летит.

«Мы как компания с удовольствием приглашаем на все проекты того же Фирдуса Тямаева, Ильсию Бадретдинову. Мы всем открыты и знаем, что, когда мы все вместе, то татарская нация сильнее однозначно!» «Мы как компания с удовольствием приглашаем на все проекты того же Фирдуса Тямаева, Ильсию Бадретдинову. Мы всем открыты и знаем, что, когда мы все вместе, то татарская нация сильнее однозначно!» Фото: «БИЗНЕС Online»

— А такие публичные конфликты, как Элвин Грей против Фирдуса Тямаева, они добавляют индустрии популярности или, наоборот это мешает?

— Давайте так скажем, публичные истории будут. В какой-то степени я сначала тоже думал — у них между собой хайп какой-то, взаимный пиар. С другой стороны, смотрю, это выходит на другую плоскость… Все-таки мы работаем в области искусства, культуры, и необходимо иметь отношение друг к другу уважительное, друг друга поддерживать. И потом, если это переходит в плоскость наций, национальностей, это недопустимо, это все-таки политика. Мы не говорим, что мимо этого все ходим. Все, что мы делаем, — это, может быть, мягкая политика.

Но особенно очень известные люди должны понимать, какой вес имеет их слово, их выступление, особенно для молодого поколения. И это однозначно не красит и нашу эстраду, и наше медийное поле. Мы же очень культурный народ.

— Того же Радика Юльякшина в Башкортостане явно пытались некоторые силы во все эти разборки накануне переписи втянуть. Он отказался год давать концерты в Татарстане и прочее, но потом, вроде бы, смог выпутаться из этой истории. Не вы ему подсказали, что это надо сделать, все-таки «Барс Медиа» с Юльякшиным плотно работает.

— Я думаю, в этом деле важно уметь разговаривать. Но я так же считаю, что все-таки важны еще и действия. Мы как компания с удовольствием приглашаем Элвина Грея на все проекты, он откликается. Мы как компания с удовольствием приглашаем на все проекты того же Фирдуса Тямаева, Ильсию Бадретдинову. Мы всем открыты и знаем, что, когда мы все вместе, то татарская нация сильнее однозначно! И то, что Радик участвует во всех знаковых татарских проектах, показывает его оценку и отношение.

— А Фирдуса Тямаева мы еще увидим на «Татар җыры»? Последние два раза он прогулял.

— Мы надеемся, мы не обсуждаем Фирдуса, какой он человек. Все мы разные, разные характеры.

— В этот раз вы не звали его?

— Конечно, звали. Мы всегда всех зовем, мы всегда открыты. Если вы посмотрите мои  интервью — мы всегда открыты. Тут никакого лукавства нет. Однозначно наша миссия такая — всех объединять, идти вперед и только к новым высотам. А по-другому как? Невозможно местечковым образом это делать! Все-таки если в этой области ты работаешь и имеешь возможность работать, то нельзя допускать чего-то личного… В частные вещи нельзя уходить. Нужно быть ответственными перед своими зрителями, становиться примером сплочения и единения, только так мы будем сильнее.

«С «Үзгәреш җиле»  я не согласен только в одном: когда они заявили, что надо татарскую песню поменять, чтобы соответствовать мировому стандарту. Я с этим в корне не согласен» «С «Үзгәреш җиле»  я не согласен только в одном: когда они заявили, что надо татарскую песню поменять, чтобы соответствовать мировому стандарту. Я с этим в корне не согласен» Фото: «БИЗНЕС Online»

Казань — столица татар признанная, но и Москва — наша столица, без всякой политики

— Какие главные планы на 2022 год  у вас как у председателя совета директоров «Барс Медиа»?

— Вот те проекты, которые мы начали, я считаю, все они важные. «Яңа йолдыз», конечно, нужно продолжать. Конечно, фестиваль «Татар радиосы» нужно проводить. ТЖ над проводить таким образом, как до этого никто не проводил, как мы не проводили.

— Что имеете в виду? Масштабность?

— И масштабность, и подходы. В принципе, возможности очень широкие. И «Татар җыры» мы хотим не только в Казани очень громко провести. Например, в Москве хотим громкий праздник сделать. Потому что Москва все-таки столица нашей страны, нашей Родины, и мы обязаны быть там. Татары — вторая нация и по численности, и по своей истории. Казань — столица татар признанная, но и Москва — наша столица, без всякой политики. Я думаю, это мы тоже сможем сделать. Как изначально мы говорили, хотим международные проекты делать. У нас есть планы, мы их обязательно заявим.

— Это скорее Европа или Азия, то есть куда двигаться — на восток или на запад?

— Мы смотрим, во-первых, на тюркоязычные страны, это наше пространство. Я знаю, что татары в этом мире не последнее место занимают, и Россия здесь заметна. Потому что все это вышло из нашего пространства, из российского, евразийского, если историю посмотреть. Здесь никакой политики нет, это есть культура, это развитие опять-таки языка. Татары имеют право показать на весь мир себя и свою культуру.

— Когда у нас будет свой Таркан? Такой вопрос мне иногда задают коллеги.

— Не хотелось бы нам иметь своего Таркана, а хотелось бы, чтобы наша национальная песенная культура узнаваема была в мире. Она на самом деле узнаваема, просто ее надо вытаскивать. Иметь площадки, где ее можно презентовать. В этом плане интернет помогает.

А если посмотреть на проекты вроде Таркана, то это проще всего сделать. На самом деле это очень просто. Примерно так: как в мире эстрада работает — там законы есть, там есть аранжировщики, там есть те, кто песни пишет, это их работа. Это вопрос только финансирования по большому счету. Если государство это хочет делать, то вообще дважды два. Но насколько долгосрочно он будет работать, этот проект. Я так понимаю, Таркан сегодня уже давно не на таком уровне популярности, как был.

А если мы свою песенную культуру вынесем на мировое пространство, вот это будет наш Таркан, только татарский.

— Это вообще реалистично? Все, кто так или иначе занят в этой сфере, об этом говорят — о выходе на международную арену. И организаторы фестиваля «Үзгәреш җиле», и продюсер Рифат Фаттахов…

— Сегодня мир стал более открытым во всем. Это не только из-за интернета, время такое. Исходя из этого, нам абсолютно никто не мешает работать на весь мир. Да, каждый свои пути будет искать. С «Үзгәреш җиле»  я не согласен только в одном: когда они заявили, что надо татарскую песню поменять, чтобы соответствовать мировому стандарту. Я с этим в корне не согласен. Наша песенная культура ни в чем никому не уступает, свой путь имеет и будет иметь. Мы не собираемся менять татар җыры (татарскую песню), она нас устраивает и ценна в своем первоначальном виде!