У известного киножурналиста и телерадиоведущего Давида Шнейдерова прошедший 2021-й, связанный с кинематографом, оставил самые грустные воспоминания. Он стал непростым испытанием для всей индустрии: кинотеатры еле сводят концы с концами, прокат спасают только американские фильмы про супергероев, а отечественное кино не радует результатами. О проблемах, надеждах и кинопланах на праздники — в интервью «БИЗНЕС Online».
Давид Шнейдеров: «Я даже не вспомню такого года, когда российское кино показывало столь катастрофический абсолютный результат»
«Практически все российские фильмы в прокате провалились»
— Давид, как вы в целом оцениваете кинематографический урожай 2021 года?
— Честно говоря, хотел бы начать с другого. Мне кажется, это гораздо более важно. Минувший год стал практически катастрофой для российского кинематографа. По данным портала kinodata.pro, убытки отечественной киноиндустрии достигли почти 10 миллиардов рублей. Это чистые убытки. 170 фильмов собрало почти 9 миллиардов рублей, но только на производство без рекламы было затрачено около 14 миллиардов. Только от кинотеатрального проката на 26 декабря убытки составили 9 миллиардов 300 миллионов рублей. Я даже не вспомню такого года, когда российское кино показывало столь катастрофический абсолютный результат. При этом практически все российские фильмы в прокате провалились. Вспомнить хотя бы скандал с очередными «Елками».
— Когда крупнейшие сети кинотеатров бойкотировали прокат новой серии франшизы от Тимура Бекмамбетова?
— Да, когда скандал с дистрибьюторами, с выходом фильма на платформе раньше договариваемого срока привел к катастрофическому провалу картины в кинотеатрах. «Последний богатырь», на которого так ставили, идет гораздо хуже, чем должен быть. Наверное, спасает российский прокат только традиционный большой Голливуд.
Давид Шнейдеров — кинокритик, телерадиоведущий.
В 1985 году основал один из первых частных театров в Москве. В 1990-х в США преподавал актерское мастерство и ставил спектакли с американскими актерами на английском языке. После возвращения в Россию в 1995 году создал «Синеманию» — первую программу на отечественном ТВ, посвященную легальному кино и видеопрокату. Радиоверсия «Синемании» существует с 2002-го. Член экспертного совета гильдии киноведов и кинокритиков России.
— Кто например?
— Спасает «Человек-паук», у которого сборы в мире уже перевалили за миллиард. Причем это первый постпандемийный фильм, который собрал такие деньги. Спасает более-менее «Матрица». В общем, спасает Голливуд. Никакой надежды на русское кино нет. Но надо сказать, что, с одной стороны, в начале года, казалось бы, ситуация улучшилась — зрители стали возвращаться в кинотеатры, но затем Голливуд затормозил крупные релизы. На долгое время отложили выход четвертой «Матрицы», второго «Аватара». Все эти фильмы либо не вышли, либо, как «Матрица», — значительно позже срока. А потом наши молодцы ввели QR-коды для посещения кинотеатров. И люди перестали ходить напрочь. А с 1 марта начнут действовать еще новые правила.
— Какие?
— Кинотеатры должны будут предоставлять зрителям информацию о продолжительности показа рекламных трейлеров. С одной стороны, неплохая идея. А с другой — эта финансовая нагрузка ложится на кинотеатры, которые и так еле дышат.
«Спасает «Человек-паук», у которого сборы в мире уже перевалили за миллиард»
«А еще у нас лезет со «свиным рылом» Роскомнадзор»
— Но это ведь не только российская беда, а общемировая.
— Да, абсолютно. В Америке компании Cinemark Holdings и Alamo Drafthouse подали заявления о банкротстве, на грани разорения — AMC. Большинство их кинотеатров просто стоит закрытыми. В них ничего не показывают. В США вообще катастрофический отток зрителей из кинотеатров и уход на стриминговые платформы. Поэтому, на мой взгляд, кино в 2021 году встало на грань гибели. То есть кино именно как кинотеатральный продукт. Я в большом пессимизме, честно говоря.
А еще у нас лезет со «свиным рылом» Роскомнадзор, который предлагает запретить контент с ненормативной лексикой, ужесточить правила к показу, как изящно выразились, «сексуальной девиации и нетрадиционных сексуальных отношений». Я так и вижу, как Роскомнадзор отсматривает все эти фильмы и сериалы. Netflix включили в определенный реестр, согласно которому компания обязана показывать 20 российских каналов. А еще Netflix обязали открыть российское представительство, в котором бо́льшая часть акций будет принадлежать России. У меня такое ощущение, что мы останемся в изоляции и вспомним славные времена «пиратов», которые еще скажут спасибо Роскомнадзору за ограничения.
— А что по поводу успехов российских фильмов на международной арене?
— Наша картина «Разжимая кулаки» Киры Коваленко пролетела, к сожалению, с «Оскаром». Радует, что «Боксбалет» Антона Дьякова вошел в номинацию «Короткометражный анимационный фильм». А еще фильм «Купе номер шесть» оказался в шорт-листе. Хотя он, строго говоря, финский, потому что режиссеры, исполнительница главной роли, продюсеры финские, но это кинопродукция Финляндии, России и Германии. Там очень много россиян играют. И в главной роли — Юра Борисов. Это, наверное, единственная надежда на наш кинематограф. Честно говоря, еще раз повторю, ощущения от года абсолютно апокалиптичные.
— А дальше хуже или дальше лучше?
— Хуже. Особенно пока не закончится вся история с пандемией. Но какими путями кинотеатры вернут себе былое величие, я не очень представляю. У меня ощущение, что настоящее кино из кинотеатров уйдет на стриминговые платформы, а в кино останется сплошной Marvel, DC. Настоящее кино, боюсь, в кинотеатрах мы увидеть уже не сможем.
— Лично заметила фантастическую разницу между количеством людей, которые шли на «Разжимая кулаки», — там было, по-моему, человек 10, и в том же кинотеатре собрался полный зал на нового «Человека-паука».
— Не надо сравнивать артхаусный фильм с крохотным бюджетом и гиганта, который рассчитан на зрителей любого возраста и любого интеллектуального уровня. Фильм Киры Коваленко — все-таки маленькая и очень скромная работа с весьма щекотливой тематикой. И это артхаус, потому даже сравнивать не надо. Не то что с «Пауком» Sony, не нужно сравнивать даже с «Последним богатырем». Совершенно другая история.
«Комедия «Петровы в гриппе» провалилась в России напрочь. Она в стране никому не нужна, как, впрочем, и любое российское артхаусное кино»
«Во Франции Андрей Звягинцев собирает больше денег, чем в своей стране»
— А как бы вы оценили коммерческий и зрительский успех другой российской картины — «Петровы в гриппе»?
— Комедия «Петровы в гриппе» провалилась в России напрочь. Она в стране никому не нужна, как, впрочем, и любое российское артхаусное кино. Русские фильмы собирают деньги только за рубежом. В РФ свое артхаусное кино не нужно вообще никому. Это во Франции Андрей Звягинцев собирает больше денег, чем в своей стране. В России не смотрят ничего. У нас, простите, смотрят «Последнего богатыря», и все. Больше ничего не заходит. В России смотрят стандартные русские комедии. Даже чуть-чуть выделяющийся на общем фоне «Майор Гром: Чумной доктор» провалился в прокате.
— А с чем это связано, как вы думаете? Почему русскому человеку не нужно интеллектуальное кино?
— Русскому человеку не нужно русское кино в принципе. Мы окончательно потеряли доверие своего зрителя. Он не доверяет качеству российского кинематографа. А артхаусное кино никогда не было нужно. Мы потеряли аудиторию, потому что кинотеатры показывают только то, что коммерчески выгодно. Кинопрокатная политика в этом плане просто чудовищная.
До тех пор пока русские продюсеры будут зарабатывать на производстве, а не на прокате, ситуация станет только ухудшаться. Вы давно слышали, чтобы русский продюсер продал свой дом, квартиру, виллу в Испании, чтобы компенсировать расходы на его провальную ленту? Они снимают прокатное кино, получая деньги на следующий фильм. И ни один из русских продюсеров не пошел по миру. Как это может быть? Русский продюсер зарабатывает на производстве, им прокат уже на фиг не нужен. Они сняли, деньги получили, а есть ли прокат — уже неважно.
— Мы вспомнили нового «Человека-паука» и четвертую «Матрицу» и еще не упомянули другое большое событие в кино. Я имею в виду нашумевшую «Дюну» Дени Вильнева. Как вам фильм? Достойна ли картина такого внимания, которое вокруг нее появилось?
— Вокруг фильма, к сожалению, никакого внимания нет. Он в Америке провалился, и в России его сборы далеко не лучшие. Мне кажется, была порочная идея растянуть «Дюну» на два фильма. В России вообще нет любителей книги. Ее никто не читал, и мало кто помнит фильм с Кайлом Маклахленом (картина Дэвида Линча 1984 года — прим. ред.). Для коммерческого кино он, на мой взгляд, недостаточно коммерческий, а для артхаусного — недостаточно артхаусный. То есть не нашлась золотая середина. Либо его нужно было делать полностью артхаусной фантастикой, либо коммерческим боевиком. А получилось нечто среднее, и все ушло не туда.
Говоря о «Дюне», нужно вспомнить и сокрушительный провал «Последней дуэли» Ридли Скотта, и непрошедшие в России «Параллельные матери» Педро Альмодовара. Опять же нельзя не упомянуть все тот же Роскомнадзор и минкульт, которые не дали прокатное разрешение «Искушению» Пола Верховена, что на самом деле чудовищно. Такого не было в худшие времена. А неожиданный скандал вокруг «Титана» Жюлии Дюкурно (фильм – победитель Каннского фестиваля 2021 года — прим. ред.). Все это странно, ужасно.
— А с чем бы вы связали такую цензурную петлю, которую набрасывает на кино Роскомнадзор? Это страх или что?
— Страх перед чем? Это скорее желание бежать впереди паровоза. В Госдуме делают спецкомиссию по утверждению православных ценностей. И Роскомнадзор нащупывает тренд на войну, на вражду. Здесь бы должны еще упомянуть скандальную «Игру в кальмара». Хотя мне кажется, что ничего особенного в этом сериале нет. Скажем, «Королевская битва» с Такеши Китано — гораздо лучше. А «Повелитель мух» Питера Брука — несравненно лучше. И это куда более психологически жесткие фильмы. Такой успех сериала, как мне кажется, появился на волне фильма «Паразиты». «Игра в кальмара» — протест против заштампованного Голливуда. Лично мне в сериале было интересно то, где не было самой игры в кальмара. И самая интересная серия для меня была вторая, где вообще нет игр и рассказываются истории героев. Это действительно интересно.
«Не надо сидеть перед ящиком. Если уж хотите посмотреть кино, идите в кинотеатр»
«Не надо смотреть ни «Ивана Васильевича», ни «Иронию судьбы». Честно, ничего не нужно»
— А если говорить о тенденции или тенденциях в мировом кинематографе, что бы вы выделили?
— С мировым кинематографом происходит абсолютно непонятное. Ясно, что нужно снимать Marvel, потому что на него идут. А все остальное — непонятно. Люди боятся ходить в кинотеатр из-за того ужаса, который нагнетается вокруг коронавируса, а платформы диктуют иные правила. Там по другим законам снимается кино. Уже даже не сериалы, а именно кино для платформ. Потому что фильмы, которые вы смотрите на экране телевизора, — другие. Существует большая разница между ними и тем, которое вы смотрите на огромном экране кинотеатра. Поэтому, на мой взгляд, кино в страшном смятении. Оно пытается найти выход из этой ситуации. А пока все ждут, когда закончится кошмар с коронавирусом.
— А что вы думаете вообще по поводу феминизации и выступлений женщин в кинематографе? Я имею в виду, например, Хлою Чжао, обладательницу «Оскара» за фильм «Земля кочевников».
— Есть хорошие женщины-режиссеры. Когда «Оскар» получила Кэтрин Бигелоу за фильм «Повелитель бури», почему-то никакого всплеска феминизма это не вызвало. Когда скромный, с небольшим бюджетом, явно антипатриотический фильм обошел многомиллионный «Аватар», никто не орал: «Ах, женщина получила „Оскар“!» Премию получил хороший фильм и хороший режиссер.
Меня, если честно, приводит в бешенство ситуация с феминизацией. Я считаю, что Байден выпустил страшного джинна из бутылки в лице движений Me Too (общественное движение, осуждающее сексуальное насилие и домогательства, распространилось в результате скандала и обвинений кинопродюсера Харви Вайнштейна — прим. ред.) и BLM (Black lives matter — общественное движение, выступающее против расизма и насилия, в особенности против полицейского насилия, — прим. ред.). Я не очень понимаю, как это все загнать назад. Мне кажется, такие заигрывания с расовыми и сексуальными меньшинствами ни к чему хорошему не приведут.
— А если рассматривать эти фильмы с позиции не политики, а творчества, то они представляют интерес?
— С позиции творчества картина Хлои Чжао «Земля кочевников» — это хорошее кино. Фильм остается фильмом вне зависимости от того, какого пола, цвета кожи и сексуальной ориентации режиссер. Это либо хорошее кино, либо плохое.
— В эти новогодние праздники, как и каждый год, мы пересматриваем любимые советские фильмы. Что бы вы посоветовали людям, которые уже несколько устали от «Иронии судьбы»?
— Не надо смотреть ни «Ивана Васильевича», ни «Иронию судьбы». Честно, ничего не нужно. Лучше читать книги, ходить в театр, музей, общаться с родными. Лично я уже какой день подряд читаю «Каменный мост» Александра Терехова и не могу оторваться от этой книги. Не надо сидеть перед ящиком. Если уж хотите посмотреть кино, идите в кинотеатр.
Надо посмотреть «Вестсайдскую историю» Стивена Спилберга, «Дюну» Дени Вильнева, сериал «Мейр из Исттауна» с Кейт Уинслет. Посмотрите на праздниках «Игру в кальмара» и, конечно, «Матрицу», чтобы закрыть эту историю
— Чтобы сэкономить время читателей, давайте назовем пять фильмов этого года, которые нельзя обойти вниманием.
— На мой взгляд, без кино спокойно можно обойтись. И ничего страшного не будет от этого. А так, надо посмотреть «Вестсайдскую историю» Стивена Спилберга, «Дюну» Дени Вильнева, сериал «Мейр из Исттауна» с Кейт Уинслет. Посмотрите на праздниках «Игру в кальмара» и, конечно, «Матрицу», чтобы закрыть эту историю.
— Был ли фильм, который стал для вас потрясением?
— В этом году такого не было. Потрясением стала только ситуация вокруг индустрии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 117
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.