Казань — один из крупнейших с точки зрения транспортной нагрузки городов страны, в городе сейчас около 450 тыс. автомобилей Казань — один из крупнейших с точки зрения транспортной нагрузки городов страны, в столице РТ сейчас около 450 тыс. автомобилей Фото: «БИЗНЕС Online»

Наш герой

Казань — один из крупнейших с точки зрения транспортной нагрузки городов страны, в ней сейчас насчитывается около 450 тыс. автомобилей. Уровень автомобилизации столицы Татарстана с празднования Тысячелетия вырос в 3 раза. Но культура вождения, по мнению многих, упала. В России даже есть термин — «казанский водитель», а за пределами республики машины с серией номера 116 стараются по возможности объезжать. 

Наш инсайдер — 37-летний автоинструктор одной из казанских автошкол, в этой профессии он более 10 лет. Именно через него проходят десятки будущих автомобилистов Казани, он настоящий триггер нашей культуры вождения.

Автоинструктор — человек, который учит курсанта водить автомобиль. Стандартный курс — 56 часов практических занятий. В задачу некоторых инструкторов также входит предоставить автомобиль на экзамен Автоинструктор — человек, который учит курсанта водить автомобиль. Стандартный курс — 56 часов практических занятий. В задачу некоторых инструкторов также входит предоставить автомобиль на экзамен Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»

О том, сколько стоит автоинструктор

  • Автоинструктор — человек, который учит курсанта водить автомобиль. Стандартный курс — 56 часов практических занятий. В задачу некоторых инструкторов также входит предоставить автомобиль на экзамен: есть автошколы, которые просто обучают, отдают курсантам документы и отправляют их сдавать экзамен на государственных машинах, а есть школы, которые предоставляют свои авто, чтобы курсанты сдавали экзамен на уже знакомых им машинах.
  • График работы плавающий. У меня, например, первое занятие в 6:30, заканчиваю около 21:00. Подстраиваюсь под клиентов: есть курсанты, которые работают с 8 часов утра, в другое время не могут, поэтому мы занимаемся с утра. Занятия по площадке и городу провожу с 6:30 до 18:30. После 18:30 еду на Модельную улицу, на экзаменационный маршрут, и провожу занятия там. Да, в норме курсанты не должны кататься по экзаменационному маршруту — есть перечень улиц, по которым запрещена учебная езда, утвержден он кабинетом министров РТ. Но мне, честно говоря, все равно, я хочу дать курсантам шанс сдать с первого раза.
  • Большинство инструкторов Казани прикрепляются к одной автошколе, получают там определенное количество курсантов — от 5 до 10 максимум. Есть инструкторы, которые не работают в автошколе, дают только частные уроки, цена варьируется от 800 до 2 тыс. рублей за часовой урок (60 минут). Есть те, кто совмещает. Я из них: работаю в автошколе и даю уроки как частный инструктор, если у меня есть свободное время. Занятие у меня стоит 1,5 тыс. рублей. Такой способ совмещения — еще норма, но совмещать несколько автошкол незаконно: инструктора в автошколу оформляют по оригиналам документов. Тем не менее есть лазейка: я могу оформить в качестве автоинструктора супругу, маму, еще кого, фиктивно зарегистрировать их в автошколе, им дадут группу, а катать курсантов буду я. Много кто так делает, потому что по стандарту минобразования России автоинструктор не может вести больше 6 курсантов одновременно. А эти 6 человек — это не так и много-то по зарплате. Люди хотят работать больше, обучают своих родственников на инструкторов и получают таким образом клиентов.
  • За одного курсанта автошкола платит инструктору в среднем 10 тыс. рублей, т. е. «грязными» выходит 60 тыс. рублей в месяц. Почему «грязными»: большинство инструкторов работают на своих машинах, поэтому из этих денег надо вычитать траты на бензин, содержание авто, уплату налогов (инструкторы, по идее, все или ИП, или самозанятые). У меня, например, в среднем получается 80–90 тыс. рублей «грязными» и 60–70 — «чистыми» (порядка 15 тыс. рублей в месяц у меня уходит на бензин и еще около 5 тыс. рублей на мелкий ремонт, мойку и т. д.). 80% моего заработка — это зарплата в автошколе, еще 20% — частные занятия. На самом деле не так просто найти время на частные занятия, это уж если кто-то не пришел, то можно втиснуть другого человека за оплату.
  • Мой заработок — средний по рынку: есть те, кто зарабатывает меньше, и те, кто больше. Есть, например, инструкторы, которые работают на машинах автошколы, они получают меньше, но сразу «чистыми», и если у него полетит коробка передач в машине, то чинить придется не из своих денег. Директорам автошкол это выгоднее — зачем ему платить 10 тыс. рублей с курсанта, когда он может предоставить разбитую машинку и платить по 6 тыс. с человека (примерно так, кстати, и платят инструкторам, обучающим на машинах автошкол). Такие инструкторы, конечно, работают на износ: они морально и физически перегружаются, где-то недокатывают.
  • Расходы на авто можно попробовать сократить. Перевести машину на газ, например: на пропан-бутан или метан. На метане, конечно, экономия будет существенная, но само оборудование дорогое. По пропану-бутану: там и оборудование дорогое, и газ недешевый. Но все равно выгоднее бензина, переводят. Но чаще экономят на курсантах, мало катают по городу: расход топлива на площадке гораздо меньше, час прокатаюсь по площадке — потрачу, может, литр бензина. По городу в разы больше, конечно.

Недокаты были всегда! Вот как 10 лет назад недокатывали людей, так и сейчас недокатывают Недокаты были всегда! Вот как 10 лет назад недокатывали людей, так и сейчас Фото: © Максим Блинов, РИА «Новости»

О цене курсов и о том, сколько часов нужно, чтобы научить водить нормально 

  • Была в сентябре история с поднятием цен на обучение и зарплатами автоинструкторов. Тогда состоялось некое собрание крупных игроков рынка автошкол, они говорили, мол, давайте поднимем стоимость обучения до 35 тыс. рублей, инструкторам увеличим зарплату до 15 тыс. рублей за ученика. Ударили по рукам, но они думали, что, как только крупные игроки повысят цены, мелкие автошколы подтянутся за ними. По факту прошло две недели, цены, кроме крупных игроков, никто не поднял. Поток людей, которые хотят обучиться, убавился, они все пошли в маленькие автошколы. И «крупняк» снизил цены на обучение, поэтому в Казани по-прежнему от 25 тыс. до 30 тыс. рублей стоит обучение.
  • Следовательно, инструкторам тоже ничего не обломилось: тем, кто на своей машине, платят 8–10 тыс. рублей с курсанта, а тем, кто на машине автошколы — около 6 тыс. рублей. Ну, может, в некоторых автошколах рублей на 500 подняли оплату, но чтобы глобально, на несколько тысяч — такого не было нигде. И сейчас инструкторы опять берутся за голову и думают, что делать: зарплаты остались на уровне 6-летней давности, а цены выросли. Вот и недокатывают, по городу мало ездят, надо же как-то выживать.
  • Я в этой сфере 10 лет работаю, уже несколько раз программы подготовки менялись, но зарплаты последние лет 6–7 остаются прежними.
  • Недокаты были всегда! Вот как 10 лет назад недокатывали людей, так и сейчас. Да, бывают курсанты, которые принципиально считают свои занятия, с такими, конечно, ругаться не хочется, дорабатываешь. В большинстве же курсанты или не считают занятия, или их устраивает, что практики меньше, с ними можно сэкономить — и бензин, и рабочее время. И недокаты будут, пока не поднимут оплату за человека.
  • Мы с инструкторами собирались как-то, обсуждали, просчитывали. Прикинули, что на сегодня зарплата инструктору за человека должна быть 28 тыс. рублей «грязными». В этом случае можно качественно откатывать с курсантом все 56 часов. И именно часов, 60 минут, потому что сейчас часовое занятие — это 15-минутный технический перерыв и 45 минут на непосредственно занятие (хотя по программам минобразования час занятия — это 60 минут). И получается: тут 15 минут скроили, там, недокатали, сэкономили. А половина автошкол Казани вообще обучают курсанта час, а ставят ему галочку за два. Если бы платили 28 тыс. за ученика, недокатов, скорее всего, не было бы. Это мое мнение.
  • Сумму эту мы не с потолка взяли — рассчитали стоимость одного занятия (расход топлива, амортизация авто, работа инструктора), умножили на количество занятий. Вложили и другие расходы. Например, в этом году попросили неограниченную страховку, которая стоит на мой автомобиль, например, порядка 30 тыс. рублей. Плюсовали туда и те затраты, которые понесли на переоборудование авто: второй комплект педалей — 30 тыс. рублей, оформление документов — еще 10 тыс. рублей, четырехканальный видеорегистратор — еще 30 тыс. рублей. Порядка 100 тыс. рублей набегает только, чтобы начать работать.
  • Считаю, что обучение курсанта в автошколе должно стоить около 50–60 тыс. рублей. Тогда все участники процесса будут получать достойную зарплату. Да, рынок потеряет определенное количество студентов, но это нивелируется за счет повышения цен. Ну придут не два человека, а один. Все равно компенсируется. И сотрудники получат достойную оплату труда, и курсанты лучшее качество образования.
  • Как мне сейчас докатывать, если мне платят за человека 10 тыс., тогда как расход топлива при полноценных занятиях на 56 часов — порядка 15 тыс. рублей? Я в минус уйду просто! Это без амортизации авто, налогов и т. д. Может, и автопарк получше будет — сейчас инструкторы не могут обновлять машины, не на что. Раньше дела обстояли лучше.
  • И жалоб в минобразования будет поменьше. Сегодня курсанты часто пишут претензии, что их недокатали. Если директор не принимает никаких мер, студент жалуется в прокуратуру, что его обманули, он не получил нужного количества часов. Назначается проверка. Я, конечно, ни разу не слышал, чтобы какую-то школу «нагнули» из-за недокатов, но жалоб от учеников много, конечно.
  • По ценам нас не имеет права регулировать никто: ни кабмин, ни прокуратура, ни минобразования — никто не может назначить нам минимальную сумму обучения. Рынок сам должен договариваться о стоимости обучения, а как это делать, если некоторые автошколы начинают демпингом заниматься? У меня пока нет ответа.

О том, почему сложно купить права, и куда едут те, кто не может сдать экзамен в Казани

  • У каждой автошколы есть свой определенный маршрут, который используется при обучении курсантов. И есть экзаменационный, он с учебными, понятно, не пересекается. Но экзаменационный маршрут — не какая-то запретная улица, на которой появляться нельзя. Как мы делаем: днем на маршруте работают инспекторы, принимают экзамен, вечером приезжаем мы, приглашаю курсантов в 7–8 часов вечера, кого-то в 10, и по полчаса откатываем этот маршрут.
  • За нарушение правил учебной езды выписывают постановление. Если оформляют его на физлицо, то штраф в размере 500 рублей, если на организацию, т. е. автошколу, штраф в разы больше.
  • Ловят ли нас на экзаменационном маршруте? Конечно, и с завидной регулярностью, причем как сами сотрудники экзаменационного отдела, так и городской батальон. Но у нас есть группа в мессенджере, где мы друг друга информируем, если приехал экипаж или кого-то остановили. И, соответственно, сворачиваем лавку.
  • Да, есть автошколы в Казани, которые играют по правилам и не ездят этим маршрутом — мол, нельзя. Ну понятно, что нельзя! Но я езжу, заинтересован, чтобы мои курсанты сдали. Занятия эти провожу за счет часов вождения и в коэффициенте 1:2. Т. е. человек проведет там полчаса, но я закрою ему занятие в 1,5 часа. Это мое право, и я диктую правила. Я свое время трачу нерабочее и списываю побольше часов. Да, это тоже про экономию, но и курсанту польза.
  • Купить права сейчас очень сложно. Правила поменялись, все изменилось: автомобили инструкторов оборудованы четырехканальными регистраторами, они снимают весь процесс сдачи экзамена и пишут звук. Ну вот как инспектор подскажет что-то при таких условиях? Голосом — нет, движения рук или ног попадают на камеру. Плюс — есть КПО (контрольно-профилактический отдел ГИБДД). Они периодически смотрят видеозаписи с экзамена. И сами инспекторы дорожат своей работой: лучше уж принимать экзамен в тепле, чем стоять где-то на посту на морозе.
  • Так что сейчас нет такого, что какое-то «дерево» пришло и сдало с первого раза. Сегодня надо уметь ездить. Ходят слухи, что, когда казанские не могут сдать в столице, они едут в районы.
  • Раньше еще и валили на экзамене. В смысле сами сотрудники ГИБДД. В машине был только двусторонний регистратор, снимал дорогу и лицо курсанта. И экзаменатор мог дать какую-то нестандартную команду ученику, оспорить потом было очень сложно. Сейчас курсант может обратиться с заявлением, что инспектор неправомерно поставил ему «не сдал», и в ГИБДД будут пересматривать видео с экзамена этого курсанта. Если появятся сомнения в действиях экзаменатора, то курсанта тут же переаттестовывают. Так что затопить сдающего теперь очень сложно. 

О руководстве ГИБДД и детях VIP'ов за рулем

  • Мне, скорее, нравится нынешнее руководство в ГИБДД. Раньше куча очередей была: на обмен прав, получение. Курсант сдаст на права, а получит их только через 1–2 недели, сейчас — в тот же день. Я считаю, что это прямо сервис! Единственный минус — очереди на пересдачу экзамена. Дело в том, что в апреле 2021 года поменялись правила: раньше практическая часть экзамена делилась на два этапа — «площадка» и «город». По ним проставлялись отдельные баллы, курсант мог получить до 4 штрафных баллов включительно на «площадке» и до 4 — на «городе». И если курсант сдал «площадку», но завалился на «городе», то он мог пересдать только «город». А теперь есть просто вождение, которое объединило оба этапа с теми же 4 штрафными баллами. Т. е. и стоимость ошибки значительно выше, и пересдавать приходится и «площадку», и «город».
  • Сдаваемость после этих изменений упала на 50%, пересдача отнимает значительно больше времени, порядка 30 минут на курсанта. А инспекторов там мало. Поэтому вместо недели, как по регламенту, курсанты ждут пересдачи по месяцу. Думаю, если бы они [ГИБДД] оставили бы прежним количество штрафных баллов, например, 8, то и очередей бы таких не было, и рейтинг сдаваемости так сильно не упал бы.
  • У меня обучался парнишка, который год сдавал на права. Сдал в итоге. У коллег был взрослый мужчина, сдававший экзамен на протяжении двух лет. Не знаю, чем закончилось, вроде сдал.
  • Вообще, это ерунда, что нет необучаемых людей, такие есть. Вычисляешь их с 5–6-го занятия, когда ты человеку одно и то же говоришь, но он или не запоминает, или сам по себе не заинтересован в обучении. Такое часто бывает с женщинами, которых муж устает возить и отправляет учиться на права. А она сама за руль садится не хочет, понятно, что ничего у нее не получается. Также с подростками, которых родители посылают обучаться. Он еще в компьютерные игры не наигрался, куда ему за руль!
  • У меня много учеников-VIР'ов, скажем так. Чиновников, их детей, жен, в том числе очень высокопоставленных людей. Находят меня по рекомендациям. Всегда они приходили, как все, никакого пафоса! Может, мне так везло, но фраз типа «вы мне должны, потому что я такой-то!» ни разу не слышал. Я им назначал занятия, они обучались, в общем порядке сдавали экзамены. То же самое с детьми: обучал троих подростков, детей очень влиятельных людей, и я бы не сказал, что есть какой-то пафос. Мы до сих пор общаемся с ними, отношения «да кто вы, кто я?!» не замечал, они очень воспитанные. Спрашиваю периодически, как у них с вождением, знаю, что несколько автомобилей уже поменяли. Понятно, что премиум-класса, родители позволяют.

О современных парнях, которые не интересуются автомобилями

  • Если бы у меня не было дублирующих педалей, то за те 10 лет, что я работаю, мы бы сбили, наверное, 20 пешеходов. Вообще, по статистике наезд на пешеходов у начинающих (к ним относят водителей со стажем до 3 лет) занимает первое место среди правонарушений. Это, наверное, самое опасное.
  • В ДТП на учебной машине тоже попадали, но в мелкие и по вине других участников движения. Был случай несколько лет назад, когда «учебка» попала в серьезное ДТП при развороте на перекрестке, две машины было разбито, приезжала скорая. У инструктора же только педаль тормоза и сцепление. Говоришь курсанту «газуй!» при повороте налево, например, а его как «заклинило», стоит посреди перекрестка, пока в него летит по встречке машина. Как-то выкручиваешься.
  • Есть люди, которым бы не стоило вообще садиться за руль. Но, к сожалению, они сдают экзамены и получают права. Если я не уверен в человеке, то отговариваю, прошу взять допзанятия. Надо трезво оценивать ситуацию: если он поедет в город, то обязательно влетит в кого-нибудь. Вот был случай в 2021 году: мальчик только получил права и в этот же день разбился насмерть.
  • Тут еще момент: если начинающий водитель совершит ДТП с пострадавшими, то за него несет ответственность автошкола. ГИБДД смотрит, где обучался человек и что это за инструктор такой его учил, у которого курсант бывший людей насмерть сбивает? Вплоть до вопроса, стоит человеку вообще работать инструктором.
  • Тенденция такова, что сегодня девушку, женщину обучить вождению легче, чем мужчину. Вот взять современных молодых людей 18–20 лет, они сейчас не интересуются автомобилями, они как будто вообще ничем не интересуются! У меня обучался 21-летний парень, еще голова свежая, но не мог год сдать экзамен. Мое поколение еще тянулось к машинам. А девушки более коммуникабельные, причем учатся сейчас 70% девушек и 30% парней. По моему мнению, обучать легче девушек. Девчонки, бывают, приходят, им объяснишь один раз, и они на лету схватывают! Тяжело учить возрастных женщин, старше 50, с ними тяжело в силу возраста, видимо в них крепко сидит страх, неуверенность, что что-то получится. Каждому приходится обеспечивать индивидуальный подход.
  • Мужчина более искусный водитель? Я бы поспорил: немало девушек, которые очень аккуратно водят машину. И еще от характера человека зависит. Хулиганить на дорогах в автошколах не учат, курсанты сами решают делать это, что-то доказать себе и другим. Но мне сейчас нравится больше, как многие женщины водят и как они учатся. Один минус — у женщин проблема с парковками, видимо другое пространственное мышление.
  • С каждым годом качество выпускников все лучше и лучше, потому что ежегодно что-то меняется в самой процедуре обучения и сдачи экзамена на права, он становится жестче. В далеком 2008-м, например, люди шли в автошколу и знали, что стопроцентно получат свои права. Сейчас никто не дает таких гарантий: может, получится так, что человек прошел обучение и ушел ни с чем. Я, например, знаю людей, которые не сдали внутренний экзамен в автошколе и бросили это дело!
  • На рынке автошкол есть две полярные позиции. Крупные игроки, такие как «Татарстан», «Драйв», «Альбатрос», держат марку, разрабатывают какие-то свои методики. Знаю, что есть у них, например, очки «Пьяный водитель», которые позволяют увидеть, как меняется зрение в состоянии алкогольного опьянения. Во многих автошколах этого просто нет. Там имеются дорогие манекены, которые стоят порядка 100 тыс. рублей, другие автошколы у них даже в аренду берут. А есть автошколы, которые продают свидетельство об обучении. Понятно, что «крупняки» этим не занимаются, а конторы со дна рейтинга автошкол — да.