О герое

Наша собеседница — девушка до 30 лет, живет с семьей в Казани. Официально не работает, по образованию — филолог-преподаватель и психолог. Работала с детьми, делала десерты на заказ, пишет картины.

Параллельно с этим в течение последних трех лет участвует в рекламных съемках для местных и московских магазинов одежды и бижутерии. Постоянно сотрудничает одновременно с четырьмя магазинами.

Практически все модели начинают работать бесплатно — то есть по принципу TFP (англ. Time for print — взаимовыгодное сотрудничество между фотографом и моделью на некоммерческой основе) Практически все модели начинают работать бесплатно, то есть по принципу TFP (англ. Time for print — взаимовыгодное сотрудничество между фотографом и моделью на некоммерческой основе) Фото: pixabay.com

Как в Казани находят моделей, какой у них ценник в час

  • Вся индустрия строится на знакомствах с нужными людьми: эсэмэмщики, фотографы, с которыми ты работала раньше, и они «хотят тебя» еще раз. И несмотря на то, что девочек в этой сфере хватает, если ты понравишься шоуруму, то они ждут именно тебя, подстраиваются под твой график.
  • В моделинге вообще нет понятия нормированного графика — это работа «по требованию». Мне могут написать, что съемка сегодня, и я собираюсь и еду. Может быть вообще две съемки в день, но тогда это очень сильно выматывает. Для меня это реальный труд.
  • Практически все модели начинают работать бесплатно, то есть по принципу TFP (англ. Time for print — взаимовыгодное сотрудничество между фотографом и моделью на некоммерческой основе). И на таких съемках себе делают портфолио. В Казани есть группа TFP в интернете, там и шоурумы ищут себе моделей, но при этом они обязаны предложить хотя бы минимальное вознаграждение, хотя бы 500 рублей.
  • Модели сами ставят цену за свою работу — в зависимости от опыта, вида съемки. Можно найти модель от 500 рублей в час и так далее. Я сама начинала бесплатно, сейчас — 2 тыс. рублей в час. И заказчик или соглашается с этим, или ищет себе другую модель. То есть за одну съемку (они могут быть каждый день и в среднем длятся 2–3 часа) я получаю чистыми на руки 4–6 тыс. рублей. Съемка в белье, естественно, стоит дороже — 3–5 тыс. рублей в час даже у несуперпрофессиональной модели. Вообще, в Казани в среднем один час работы неначинающей модели оценивается на уровне 1,5–2 тыс. рублей в час. Примерно такая же оплата у визажиста и фотографа.
  • Шоурум сам оплачивает визажиста и прическу, я на это не трачусь — зачем мне это? Мне нет смысла самой платить за то, чтобы их одежда выглядела самой лучшей — я же от этого ничего не получу. Если раньше я работала на энтузиазме, чтобы были красивые фото, то сейчас мне этого не нужно — у меня хорошее портфолио.

Модели сами ставят цену за свою работу — в зависимости от опыта, вида съемки. Можно найти модель от 500 рублей в час и так далее. Я сама начинала бесплатно, сейчас — 2 тыс. руб/час Модели сами ставят цену за свою работу — в зависимости от опыта, вида съемки. Можно найти модель от 500 рублей в час и так далее. Я сама начинала бесплатно, сейчас — 2 тыс. рублей в час Фото: © Наталья Селиверстова, РИА «Новости»

О том, какие условия предлагают модельные агентства и сколько платит бывшая жена Тимати

  • Раньше шоурумы часто предлагали не оплату, а бартер — одеждой или украшениями, на ту же сумму, которую тебе должны заплатить, плюс-минус 500 рублей. Я соглашалась один раз, в самом начале карьеры. Сейчас такое предлагают редко — если это серьезный бренд, то здесь уже чисто коммерческие отношения.
  • В Казани есть несколько модельных агентств, и мне предлагали туда устроиться. Я почитала контракт — ты там себе не принадлежишь. Там тебя не спрашивают, а ставят перед фактом, а если отказываешься, больше не будут ставить на съемки. И, естественно, какой-то процент заработка агентство берет себе. Мне удобнее работать в одиночку, хотя в агентстве работы побольше и она качественнее. Потому что в моем случае от странных и непонятных заказчиков я не застрахована.
  • Почему шоурум или бренд готовы платить моделям? Потому что фактически от них на 50% зависит успех в продажах. Еще 30% — от фотографа, 20% — от самой одежды. Потому что если настроение модели совпадает с состоянием, в котором хочет видеть себя женщина, то она возьмет эту вещь, сколько бы она ни стоила. Это как сексуальная фантазия.
  • Один раз за пятиминутный проход по сцене заплатили 3 тыс. рублей. Это было открытие салона красоты бренда Inhype Анастасии Решетовой (экс-супруга Тимати прим. ред.), меня и других моделей туда пригласили на показ — людям же нужно какое-то зрелище. Было такое ощущение, что собрался весь татарский псевдобомонд, все из себя что-то строили, блогеры какие-то были. Просто очень маленькое пространство с большим количеством напыщенных людей.

Съемка в белье, естественно, стоит дороже — 3-5 тыс. руб./час даже у не суперпрофессиональной модели Съемка в белье, естественно, стоит дороже — 3–5 тыс. рублей в час даже у несуперпрофессиональной модели Фото: © Константин Михальчевский, РИА «Новости»

О том, кого берут в фотомодели и какие нужно иметь размеры

  • Стандартный размер модели (не подиумной, а именно для фотосъемок) — 42–44. Потому что это самый ходовой размер одежды. Нет такого, что требуют четкие параметры 90–60–90, потому что в шоурумах одежда не для манекенщиц, а для обычных людей. Модель должна быть стройной, но не с суперхудой талией — иначе на тебя одежда попросту не сядет нормально.
  • Но вообще на эти случаи на площадке всегда есть зажимы, прищепки и иголочки. Их цепляют на все, что не сидит — на юбки, брюки, кофты, жакеты. И тогда фотограф командует: «Спиной не снимаем». И на итоговой картинке их не видно.
  • Как-то раз в Serginnetti (российский бренд женской одежды) искали манекенщиц для пошива платьев. Вот там нужны были идеальнейшие параметры — ровно по минимальному стандарту на 42-й размер. У меня плечи оказались пошире стандарта, а бедра поуже, и мне отказали. А для того, чтобы просто фотографироваться, «чистый размер» не нужен.
  • Рост модели должен быть от 170 сантиметров. Если это съемка свадебных или вечерних платьев, то чем выше модель, тем лучше. Но есть еще табуретка в помощь — это когда модель надевает платье с широким подолом, например свадебное, и под подол ей ставят табуретку, чтобы она казалась выше. На фотографии это можно заметить: если видите, что у модели голова визуально помещается в теле 10 раз, то будьте уверены: она стоит на табурете, ну или у нее какие-то неприлично длинные ноги. Но зато покупатель видит сразу все платье, думает, что оно на нем будет точно так же выглядеть, и берет его. Это визуальный обман, чтобы продать вещь.
  • Модель выбирают по портфолио. И в жизни от этих фото я не должна отличаться, то есть не должна что-то сильно в себе менять — красить волосы, стричься. А если произошла какая-то смена имиджа, это должно быть сфотографировано — так сказать, актуальное состояние тебя. А еще важно постоянно измерять параметры, потому что, если у заказчика из свадебного салона или салона вечерних платьев встанет выбор между моделями, они выберут ту, что выше и худее. Также у модели могут попросить снепы — это фото без макияжа, в белье, с разных ракурсов, чтобы заказчик видел фигуру, видел все твои «чистые» параметры. Крупные московские бренды это требуют.
  • Вообще, у модели должна быть универсальная внешность. Очень ценится естественность — без наращенных ногтей, ресниц, маникюр короткий, без цвета. Это нужно для того, чтобы ничего не отвлекало от одежды. Что касается возрастных ограничений, то, конечно, предпочтительнее молоденькие девушки. Но все зависит от шоурума — что продают, какая целевая аудитория. Я была на съемке исламской моды, у нас было три возраста моделей — я самая молодая, были женщины под 40 и под 60. Получается, что шоурумы открыли путь в модельную сферу людям всех возрастов.
  • На таких площадках, как KazanExpress и Wildberries, нет подобных строгих критериев отбора. Потому что это не фешен-съемка, как для «Инстаграма», когда можешь позировать раскованно, а каталожная: анфас, профиль, спина, детали. Это скучно. Недавно мы снимали около 50 сумок для магазина. Их требовалось показать с разных сторон, и у каждой было по три ремешка — получается уже как 150 сумок. Модель была нужна, чтобы сумку эту вертеть, надевать на плечо. Примерно после 30-й сумки я перестала понимать, что происходит. А для мусульманского магазина снимали шапки и балаклавы — я просто всю съемку сидела, потому что необходима была только моя голова.

О съемках пальто на голое тело и переодеваниях в кафе

  • На одну съемку обычно уходит 2–3 часа, в зависимости от количества одежды. Самая длинная сьемка у меня длилась 7 часов — снимали всю коллекцию за раз.
  • Перед каждой съемкой, даже если это будет 5–7 фотографий, нужно потратить 3–4 часа на макияж и прическу. Бывает такое, что визажист попался плохой или вообще не пришел. На такой случай у меня всегда с собой косметичка, и я крашусь сама. Недавно был случай, что мастер сделал очень плохой макияж и мне пришлось самой переделывать: поехала в ближайший ТЦ, встала у зеркала и начала там краситься.
  • Если мне дико не нравится образ или макияж, а заказчику, наоборот, нравится, то действует правило «заказчик прав». Кто платит, тот танцует. Зачастую на меня надевают такую одежду, которую я бы сама в жизни не надела: или очень коротко, или очень откровенно, или что-то вообще необъяснимое. Тем не менее это их одежда, а я модель, и моя роль — показать, что я счастлива в этой одежде, «купите ее, пожалуйста».
  • Каким бы ни было настроение, что бы ни происходило в жизни, ты приходишь на площадку и улыбаешься — от этого зависит оплата, будущие контракты. Надо быть неконфликтной, даже если тебе не нравится одежда или не то настроение. Улыбаться в течение 6 часов сложно. Стоять на каблуках в течение 6 часов тоже сложно. Но никого, кроме тебя, это не волнует.
  • В этой работе мне нравится чувствовать себя девочкой. Можно красоваться, видеть себя в разных образах, определить свой тип одежды, померить разные дорогие вещи. Например, фотографировалась в брючном костюме за 30 тыс. рублей, дизайнерских платьях за 40 тыс. рублей и свадебных платьях от 70 тыс. рублей.
  • Самые высокие каблуки на съемке были 13 см — это просто испытание. Мы снимали свадебную коллекцию, там были корсеты, в которых еле дышишь, а от каблуков болит спина. И стоишь на каблуках в этом корсете и три часа изображаешь счастливую невесту. Главное в этот момент — не думать. Потому что, когда начинаешь думать, во-первых, у тебя очень сложное лицо на кадре, типа «Что я здесь делаю?», «Зачем я здесь стою?». Сложно всегда изображать идеальную картинку того, как тебе комфортно. Но приходится это делать, потому что, чтобы вещь продалась, тебе надо показать, что ты в ней богиня.
  • Иногда бывало такое, что мы с заказчиком и фотографом смотрим на одежду и думаем: «М-да…» Потом закрываем глаза и снимаем. Потому что все равно кто-то купит.
  • Часто зимой проводим съемки в очень холодных студиях. У модели сопли, красный нос — его мажут «тоналкой» и дальше идут снимать открытые вечерние платья. А летом, когда жарко, снимаем осенне-зимнюю коллекцию. Например, этим летом мы снимали зимние пальто на голое тело в парке им. Горького. Рядом стоял ассистент с огромной картонкой из-под телевизора, обмахивал нас раскаленным воздухом. А мимо люди проходили — в шортах, майках…
  • Когда съемка на улице, приходится переодеваться в машине, где-то в туалете либо в кафе, либо за какой-то ширмой. Забегаешь с одеждой, переодеваешься, убегаешь.

О неопределившихся заказчиках и заблюренных лицах в мусульманских платьях

  • Заказчики бывают трех типов. Если это Wildberries, то там заказчик — среднестатистическая женщина, которая подружилась с технологиями, ушла с рынка и стала продавать товар на онлайн-площадках. Это первый тип. Второй тип — это когда есть собственное производство, вещи качественнее и интереснее, и владелицы выглядят уже как бизнесвумен. И есть еще один тип, но это больше про шоурумы украшений: там пробуют себя молодые девушки, потому что это не так пыльно и затратно.
  • Самое сложное в моей работе — когда заказчик не знает, чего хочет. Например, у меня была фотосессия в мусульманских платьях на озере Кабан. Заказчица не продумала образ — говорит, облокотись у машины чьей-то… Ужас. Но я все равно отработала до конца.
  • Вообще в съемке исламской моды очень многие позировки неуместны — например, нельзя трогать свои губы, нельзя излишне трогать тело. Руки на пояс, глазки вниз, невычурный макияж. А еще бывает, что лицо модели на фото закрашивают или блюрят. У меня такого не случалось, но, наверное, девочкам-моделям должно быть немножко обидно — ты старалась, красилась, улыбалась, а твое лицо в итоге замыливают.
  • На съемку исламской моды берут не обязательно мусульманок — главное, чтобы была миловидная девушка. Есть те, кто снимается в белье, а потом надевает мусульманское платье. Потому что модель не должна обязательно придерживаться видения мира как у заказчика.
  • На мусульманских съемках фотографы всегда женщины. Но мужчин-фотографов не стесняюсь: иногда приходится переодеваться перед ними или просить их застегнуть замок, в общем, обычный рабочий процесс. Не обращаю на это внимания, потому что, если это не сделаешь ты, это сделает другая. Конкуренция высокая в таком бизнесе.
  • Сейчас все чаще снимают на телефон и платят за это практически столько же, как и фотографу с серьезной техникой. Потому что «Инстаграм» — главная площадка для продвижения, а там супервысокое качество фото не проходит. И художественная ценность не так важна.
  • В последнее время видео заходит больше. Там нельзя модель подфотошопить, одежду с выгодных ракурсов показать. Там видно все — что одежда не утянута, сидит хорошо, тут складка, тут карман. И чисто эмоционально людям это больше заходит, потому что они видят живого человека, а не отретушированную манекенщицу. Потому что фото часто врут. Если это выглядит прекрасно, за этим стоит либо большой труд, либо обман — опять же с этой ступенькой под платьем или красивым выходом, который отрепетирован 10 раз.