«В сельском хозяйстве если не быть оптимистом, то лучше вообще не работать», — говорит гендиректор УК «Август-Агро» Айдар Галяутдинов, вспоминая засуху 2021 года и гигантские потери, которые из-за нее понесли сельхозпроизводители Татарстана. О том, как сказался на сельском предпринимательстве рост цен на корма, удобрения и технику, что будет с ценами на зерновые и молоко в 2022 году и почему «Август-Агро» не заморозил свои инвестпроекты, — в интервью «БИЗНЕС Online».
«Август»: «Мы не пашем, но сеем»
Генеральный директор ООО «Управляющая компания „Август-Агро“» Айдар Галяутдинов — восходящая звезда в сельскохозяйственном производстве республики. Выращивать зерно и производить молоко в Татарстане он начал совсем недавно: в 2018 году компания стала скупать земли и отстающие фермы сначала в Муслюмовском, Мензелинском и Лениногорском районах, а затем в Азнакаевском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском, Тюлячинском и Кайбицком районах РТ, чтобы превратить их в успевающие хозяйства. «Август-Агро» практикует технологию No-till, которая предполагает бережное отношение к земле с целью сохранения почвенной структуры и сокращения эрозии почвы. Общая площадь пашни компании в Татарстане на сегодня составляет 184 тыс. га, численность КРС — 9,3 тыс. голов.
Айдар Галяутдинов: «С удовлетворением могу сказать, что инвестиционные планы мы реализовали в намеченные сроки. Вот только собрать урожай в Татарстане в полном объеме не получилось»
Минус 2,5 млрд из-за засухи
— Айдар Фоатович, вспомните, какой была ситуация в начале 2021 года, какие вы строили планы и оправдались ли они?
— В 2021 год мы заходили с четко намеченными инвестиционными проектами и в боевом настроении. «Август-Агро» на тот момент уже значительно расширил свое присутствие в Татарстане. В конце 2020-го – начале 2021-го мы запустили первую очередь роботизированного молочного комплекса «Уразметьево» в Муслюмовском районе на 1,2 тысячи голов. Параллельно велось строительство аналогичной фермы в Мензелинском районе. В конце 2020 года у нас появились хозяйства в Тюлячах и в Камском Устье. Все мы были по максимуму поглощены вхождением на новые территории и организацией работы в новых агрофирмах.
Инвестиционные проекты на 2021 год включали в себя дальнейшее строительство молочных ферм, а также зерноочистительных комплексов и растворных узлов. С удовлетворением могу сказать, что инвестиционные планы мы реализовали в намеченные сроки. Вот только собрать урожай в Татарстане в полном объеме не получилось. Засуха не обошла нас стороной. Урожай зерновых по финансовой выручке мы собрали почти в 2 раза меньше, чем ожидали, а по урожайности, как и вся республика, в 2 раза «провалились». По Тюлячам и Камскому Устью ситуация оказалась еще хуже.
— Почему? В таком плохом состоянии достались эти хозяйства?
— Мы же первый год там работали, сложная была ситуация. Наверное, в мае, когда мы сеяли, следовало остановиться, не делать эти затраты (на посев яровых культур — прим. авт.), но когда смотрели на погоду, то прогноз показывал, что через два-три дня будет дождь. Мы сеяли, осадки не случались, а прогноз дождей день за днем передвигался дальше. И это вселяло в нас оптимизм. Но получилось то, что получилось.
— Предположить, что будет такая засуха, вы не могли?
— Нет, конечно. Во второй половине мая озимые в Муслюмово и в Лениногорском районе были просто прекрасными. Если бы по погоде все оказалось близко к 2020-му, то абсолютно точно мы повторили бы результат того года.
Свои планы по ожидаемой урожайности мы начали пересматривать со второй половины июня (понизили урожайность). Потом еще раз в июле, а потом вообще перестали пересматривать, потому что ситуация становилась все хуже и хуже. 10–12 июля мы уже вышли на уборку зерновых, для нас это экстраординарный случай с точки зрения ранней уборки.
— Сколько недополучили выручки из-за засухи?
— По группе компаний по направлению растениеводства мы недополучили более 2,5 миллиарда рублей.
«Превышение цен на удобрения мы ощутили только осенью, когда начали сеять озимые, потому что удобрения под урожай 2021 года были закуплены еще до повышения цен»
Цены на удобрения, корма, строительные материалы «улетели в космос»
— Какие события, тенденции влияли на ваш бизнес в 2021-м?
— В начале года мы столкнулись с ростом цен на металл, бетон и строительные работы. Как я уже говорил, к тому времени у нас велось строительство ряда объектов, все они очень ресурсоемкие. Мы подсчитали, что стоимость строительства молочного комплекса, например, выросла за год на 20 процентов.
Превышение цен на удобрения мы ощутили только осенью, когда начали сеять озимые, потому что удобрения под урожай 2021 года были закуплены еще до повышения цен. Основной [негативный] эффект от их удорожания мы увидим в 2022-м. Но в декабре мы считали бюджет будущего года, и цены на удобрения, мягко сказать, впечатляют.
Что касается средств защиты растений, то мы покупаем их у АО «Август» («Август-Агро» является дочерним предприятием АО «Фирма „Август“» — крупнейшего производителя химических средств защиты растений — прим. авт.). Да, мы большие клиенты, да, мы вроде бы «свои», но в любом случае мы платим деньги и покупаем средства защиты растений по рыночной цене. В целом бюджет 2022 года по растениеводству у нас вырос на 25 процентов по сравнению с 2021-м.
Животноводческие фермы были озабочены ростом цен на корма. Агрофирмы «Август-Агро» вышли из ситуации только благодаря переходящим запасам прошлого года. Но и тут мы были вынуждены оптимизировать рационы.
То есть, с одной стороны, мы входим в 2022 год с недополученной выручкой за 2021-й, и с другой — на нас давят цены на ресурсы производства. Это значит, что себестоимость рапса, пшеницы, подсолнечника, произведенных в 2022 году, будет на 25–35 процентов выше, чем в 2021-м.
— По ценам на молоко какая ситуация складывается?
— До сентября 2021 года цены на сырое молоко нас особо не радовали, потому что белковые концентрированные корма росли в цене — просто в космос улетали. Рос в цене подсолнечник с рапсом, за ним следом шроты, которые мы покупаем. Но, как я и думал, к осени цены на молоко начали «отыгрываться». Сейчас мы уже имеем закупочную цену 38,5 рубля за литр сырого молока (зачетная цена с НДС). Она уже неплохая, если сохранится на том же уровне в 2022 году, будет хорошо.
Мы работаем с крупными игроками, у нас нет проблем со сбытом молока. Ежедневно продаем 85–86 тонн. На сегодня численность КРС по группе компаний составляет 9,3 тысячи голов. К 2025 году, согласно инвестиционным планам, общее поголовье на фермах «Август-Агро» достигнет 19,4 тысячи голов.
— Какие-то антикризисные меры поддержки производителей сельхозпродукции введены? Насколько они вам помогают?
— Как и все сельхозпроизводители, мы пользуемся ежегодными программами господдержки. Это хорошо известный всем перечень. Думаю, многие со мной согласятся, что реализация большинства сельхозпроектов в Татарстане была бы просто невозможной для агрофирм и предпринимателей без участия руководства республики и министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ.
В качестве антикризисной меры для компенсации затрат, связанных с засухой, в 2021 году нам были выделены субсидии на покупку кормов. На российском уровне принято решение о фиксировании цен и введение квот для российских потребителей. На часть удобрений цены вроде бы снизились, но купить их нам пока не удается. Мы решили вопрос по сложным удобрениям, а вот азотных на складах нет, а это важная составляющая в сельском хозяйстве. Хотелось бы иметь на складе такие удобрения, тогда было бы спокойнее.
— Коронавирусные ограничения сельского хозяйства не коснулись?
— Весной 2020 года был момент, когда мы не могли понять, работаем мы или не работаем, считаемся ли мы предприятиями непрерывного производства или нет. Но потом все разъяснения пришли, и мы стали работать, как обычно, но с соблюдением мер санитарно-эпидемиологической безопасности, разумеется. В 2021 году пики роста заболеваемости мы прошли достаточно спокойно, «по дороге» вакцинировались.
— Вакцинация от COVID-19 для сотрудников сельского хозяйства является обязательной?
— Еще в феврале – марте по компании принимались распоряжения, стимулирующие вакцинироваться тех сотрудников, у которых отсутствуют антитела и медотвод. Поэтому наши сотрудники активно прививались еще до введения обязательной вакцинации для работников сельхозотрасли. Летом во многих агрофирмах была организована работа выездных медицинских бригад, желающие могли привиться на рабочих местах. К началу осени доля вакцинированных в наших хозяйствах уже составляла 65–85 процентов. На данный момент у нас 99,9 процента сотрудников вакцинированы. Так что до отстранения работников дело не дошло.
«В глобальном смысле в условиях резкого снижения маржинальности отрасль сельского хозяйства по-прежнему будет продолжать развитие, а также становиться все более профессиональной и все более цифровой»
«Текущие цены на пшеницу, подсолнечник, рапсовое или подсолнечное масло, молоко классные»
— 2021 год как изменил ваш бизнес? Что нового произошло за год в вашей компании?
— Не могу сказать, что произошли кардинальные изменения, но прирасти нам удалось. За 2021 год посевные площади выросли со 132 до 185 тысяч гектаров. Наше последнее приобретение — это «Август-Кайбицы». Как в покупку, так и в незавершенное производство были сделаны большие инвестиции — практически на 1,5 миллиарда рублей. И предстоят еще большие инвестиции в 2022-м.
В 2021 году мы поставили четыре зерносушильных комплекса: по одному в Лениногорском, в Тюлячинском, в Камско-Устьинском и Верхнеуслонском районах. В каждый из них мы вложили порядка 100 миллионов рублей. За год мы построили 7 растворных узлов, обеспечили наши предприятия сельхозтехникой более чем на 3 миллиарда рублей.
Был запущен молочно-товарный комплекс «Уразметьево». Ферма уникальная, роботизированная, показала высокую эффективность.
По сотрудникам за год мы «выросли» на 360 человек. Всего в «Август-Агро» среднесписочная численность составляет 1,5 тысячи работников (на пять агрофирм и управляющую компанию).
— Какие изменения ждут вашу отрасль в 2022 году?
— В растениеводстве все будет зависеть от того, что произойдет с экспортной пошлиной на зерно и на масличные. Пошлины продолжают увеличиваться, потому что цены на мировом рынке растут. Это ограничивает цены на зерновые внутри страны.
Понятно, что увеличилась стоимость ресурсов, но текущие цены на сельхозпродукцию (пшеницу, подсолнечник, рапсовое или подсолнечное масло, молоко) классные, они выросли. Если они сохранятся и в 2022 году, то это вселяет в нас оптимизм. Отчасти это компенсирует историю с удорожанием ресурсов.
По средствам защиты растений не ожидается глобальной турбулентности, хотя осенью было достаточно нервно, потому что Китай вводил ограничения на поставки, был момент дефицита, и рост цен тоже наблюдался. Надеюсь, к весне это все нормализуется.
В глобальном смысле в условиях резкого снижения маржинальности отрасль сельского хозяйства по-прежнему будет продолжать развитие, а также становиться все более профессиональной и все более цифровой. Все это понимают. И фермеры, и крупные агрохолдинги, по нашим наблюдениям, активно внедряют цифровые системы.
Эксперты прогнозируют также, что часть инвесторов в животноводческом секторе могут отказаться от планов, оказавшись в экономически непривлекательной ситуации.
— Какие планы у вашей компании на следующий год?
— Что касается «Август-Агро», мы в 2022 году, напротив, ожидаем запуск нескольких проектов в молочном животноводстве. Это введение в эксплуатацию второй очереди молочного комплекса «Уразметьево» на 1,2 тысячи дойных коров в Муслюмовском районе, фермы «Ялтау» в Лениногорском районе на 400 голов после реконструкции, первой очереди молочного комплекса «Степановка» на 1,2 тысячи дойных коров в Мензелинском районе.
В Кайбицком районе нам предстоит большая работа. Нужно научить всех новых сотрудников работать в «периметре» нашей компании и по нашим правилам. Мы должны освоить 43 тысячи гектаров земли, а также в апреле приступить к строительству нового молочного комплекса в Кайбицах на 6,7 тысячи голов скота, из которых 3,4 тысячи — дойные коровы. Это большой проект стоимостью 3 миллиарда рублей. Планируем также построить и запустить здесь два зерноочистительных комплекса.
На 2022 год запланирован выход на строительство двух элеваторов — в Бугульминском районе и на территории Свияжского мультимодального логистического центра — мощностью 100 тысяч тонн единовременного хранения, а также семенного завода в Тюлячинском районе.
Мы много инвестируем в технику. Контракты на 2022 год на стадии заключения. Надеюсь, что поставщики по срокам нас не подведут. Потому что это важно — получить технику вовремя. Хотя здесь тоже есть и дефицит определенный и рост цен.
— Общий объем инвестиций на данный момент?
— Мы подсчитали, что с 2018 по 2025 год, когда мы предполагаем закончить строительство двух элеваторов и молочных комплексов, общий объем инвестиций составит порядка 23 миллиардов рублей. На сегодняшний день мы инвестировали 50 процентов, около 12 миллиардов рублей.
«В сельском хозяйстве если не быть оптимизмом, то лучше вообще не работать, потому что после каждого неудачного года, как 2021-й, половина хозяйств бы уже закрылась»
«Нет ничего хуже, чем останавливать стройку»
— Что вы планируете изменить в работе под влиянием 2021 года?
— Прежде всего будем искать решения для снижения себестоимости и в растениеводстве, и в животноводстве. По итогам сезона проанализировали все этапы агротехнологии и внесли коррективы на будущий год. На случай повторения засухи планируем минимизировать риски нехватки кормов и построить небольшую оросительную систему под кормовой клин — пока только в Муслюмовском районе. Кроме того, большое внимание будем уделять производственному обучению персонала, в том числе для подготовки к работе на новых объектах.
— Наступивший 2022 год вселяет ли в вас надежду на хороший урожай?
— Не могу предсказать заранее ни погоду, ни цены на зерновые. В сельском хозяйстве если не быть оптимизмом, то лучше вообще не работать, потому что после каждого неудачного года, как 2021-й, половина хозяйств бы уже закрылась.
— Есть ли план Б?
— Не хочется негативные сценарии строить. Как экономисты мы считаем точку безубыточности, понимаем, какую минимальную урожайность должны получить, чтобы не оказаться в убытке. Мы продолжаем реализовывать все свои планы, потому что нет ничего хуже, чем останавливать стройку. Перезапуск строительства через какое-то время будет стоить неимоверных усилий, и по стоимости объекты выйдут дороже, это факт.
— Что бы вы посоветовали другим игрокам сельскохозяйственного рынка в 2022 году?
— Я желаю всем коллегам оптимизма, верить, мечтать и делать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.