Громкие события в начале года, случившиеся в Казахстане, вытеснили из информационной международной повестки Турцию, где также было неспокойно после резкой девальвации лиры в середине декабря. Корреспондент «БИЗНЕС Online» Гульнара Назарова сегодня живет в Турции и своими глазами наблюдает за происходящим в экономике и настроениями турок. Она рассказывает о свежем повышении цен, мерах по поддержке населения и бизнеса от властей и чаяниях местных жителей. О том, выиграет ли Реджеп Тайип Эрдоган следующие выборы, — в нашем материале.
«После обвала лиры цены на продукты моментально взлетели. Базовый набор товаров первой необходимости подорожал на глазах. Хлеб, молоко, мясо, подсолнечное масло, яйца стали «кусать» кошелек, но при этом овощи и фрукты остались доступными»
Больше всего цены повысили на электричество
С тех пор как Центробанк Турции 16 декабря понизил ключевую процентную ставку четвертый месяц подряд на фоне рекордного падения курса национальной валюты, прошел месяц, но эта тема все еще не перестает волновать местных жителей. Даже если понимаешь, что переформатирование экономики, рост экспорта, ВВП, снижение уровня безработицы, безусловно, правильные цели, но при этом видишь, как стремительно снижается благосостояние граждан, то невольно задаешься вопросом: не слишком ли высока цена? Какой эффект принесет выбранная властями политика, сложно предугадать, но пока инфляция бьет рекорды, а цены не перестают расти, несмотря на обещанные меры по их сдерживанию.
Настроение местного населения перед Новым годом было далеко от оптимистичного. К этому добавлялась паника, которая распространялась в среде приезжих. Телеграм-чаты выходцев из России, с Украины, из Беларуси были полны жалоб на сорвавшиеся сделки с квартирами, заявления от арендодателей о резком повышении аренды, дорогое здравоохранение и другие сложности. По словам наших собеседников среди жителей Стамбула, цены на покупку жилья могли вырасти за один день. Если утром люди договаривались на просмотр квартиры, к примеру, в азиатской части города за 750 тыс. лир (примерно 4,2 млн рублей), то к вечеру ценник возрастал до 900 тысяч. Аренда квартиры 1 плюс 1 (двухкомнатная по российским меркам — прим. ред.) за прежние 2 тыс. лир в месяц стала нереальной, сейчас за такие же площади просят 6–7 тысяч. Как пишут риелторы, сделки по квартирам могли срываться прямо в офисах при оформлении документов, т. к. хозяева жилплощади на новостях о падении лиры просто отказывались продавать или сдавать жилье за оговоренные суммы.
Что касается цен на продукты, то после обвала лиры они моментально взлетели. Базовый набор товаров первой необходимости подорожал на глазах. Хлеб, молоко, мясо, подсолнечное масло, яйца стали «кусать» кошелек, но при этом овощи и фрукты остались доступными. Показательной можно назвать картину в одном из стамбульских сетевых магазинов, когда двое взрослых мужчин топтались у полки с бутилированной водой, сравнивая цены на бутылки в 1,5 и 0,5 литра. Они совещались и решили, что взять три по 0,5 будет дешевле, чем одну по 1,5.
В Турции не принято широко отмечать Новый год. Выходной здесь всего один — 1 января, дети продолжают учиться, взрослые — работать. Самой важной темой обсуждений в стране в новом 2022-м стало снова повышение цен. В начале года власти объявили о подорожании электричества, природного газа, бензина и проезда через проливы по мостам и туннелям. Вместо новогодних поздравлений люди судорожно пересылали друг другу эти новости.
Так, больше всего цены повысили на электричество — от 50% до 130% (в зависимости от типа хозяйств и тарифа), далее следует природный газ: плюс 25% для населения, плюс 15% для электростанций, плюс 50% для предприятий. Бензин подорожал до 12,91 лиры (примерно 73 рубля) за литр АИ-95. Что касается личного транспорта, то проезд по платным мостам и трассам подорожал на 25%, например, проезд через Босфорский мост стал стоить 8,25 лиры. Стоимость общественного транспорта в крупных городах повысилась на 20–30%.
Согласно данным статистического ведомства Турции TÜİK, годовая потребительская инфляция в стране составила 36,08% — это максимальная цифра за последние 19 лет.
«В начале года власти объявили о подорожании электричества, природного газа, бензина и проезда через проливы по мостам и туннелям. Вместо новогодних поздравлений люди судорожно пересылали друг другу эти новости»
«Люди начали ходить по магазинам, хотя все очень дорого»
Между тем 3 января Реджеп Тайип Эрдоган отчитался о показателях внешней торговли Турции, пишет агентство Anadolu. В 2021-м общий экспорт увеличился на 32,9% по сравнению с прошлым годом и превысил $225 млрд 368 миллионов. «Это впервые в нашей истории. В настоящее время мы конкурируем с миром. Мы побили рекорд по экспорту», — заявил президент Турции. Эрдоган добавил, что пандемия, начавшаяся как кризис в области здравоохранения, негативно отразилась на всех сферах — от экономики до туризма, от образования до гуманитарных связей. «Тем не менее Турция впервые стала страной, которая управляет кризисами и даже превращает их в возможности, а не гнется под их воздействием», — подчеркнул он. И далее отметил, что по состоянию на октябрь 2021 года в экономике Турции было создано на 2 млн рабочих мест больше, чем в период до пандемии.
Впрочем, мнения местных жителей о выбранной Эрдоганом новой экономической модели разделились. По словам представителя стамбульского малого бизнеса Орчуна Дергана, после заявления президента о том, что из-за стабилизации курса лиры будет оказано давление на оптовиков, чтобы снизить цены, ничего не изменилось. Дерган владеет магазином оптики, занимается изготовлением очков по рецепту врачей, а также продажей солнечных очков и линз. «К примеру, самый экономичный вид стекла для очков, который я покупал, стоит теперь 14 лир, тогда как ранее цена составляла 7 лир, — рассказывает наш собеседник. — Искусственное падение лиры, совершенное государством, убедило некоторых избирателей. Страх на рынке уменьшился. Люди начали ходить по магазинам, хотя все очень дорого. Прежде всего они закрывают такие обязательные потребности, как еда. И, только если деньги останутся, они могут купить себе новые очки. Таким образом, этот шаг не отразился положительно на карманах людей и представителях малого бизнеса».
Кроме того, в декабре Эрдоган обнародовал решение о повышении минимального размера оплаты труда в стране. На 2022 год он определен на уровне 4 253 лиры (примерно 24 тыс. рублей). «Мы стремимся к поддержке работников и работодателей, которые формируют основу экономики страны. C 1 января 2022 года в Турции отменяется подоходный налог и сборы с минимальной зарплаты. Данный шаг направлен на защиту работодателей. На фоне исторического повышения минимальной зарплаты в Турции мы также снижаем на 450 лир нагрузку на работодателей», — добавил президент. Минимальная ставка оплаты труда в Турции в 2021 году была на уровне 3577,5 лиры — брутто (без вычета налогов) для бессемейного сотрудника и 2825,9 лиры — нетто (с вычетом налога).
«Государство увеличило минимальную заработную плату. Но ничего не изменилось. Потому что пришла прибавка ко всему. Проезд увеличен на 36 процентов. Бензин, электричество, природный газ подорожали», — продолжает предприниматель Дерган. По его мнению, на ближайших выборах партия Эрдогана на фоне недовольства граждан проиграет. «Наша страна скатывается до уровня 30–40-летней давности. Это правительство заставляет нас переживать период, когда мы покупаем впрок и храним дома масло, сахар, муку и бензин. В декабре заработали только магазины, которые продавали еду и одежду. Многие предприятия закрылись», — резюмировал собеседник газеты.
«Власти Турции намерены вернуть туризм к допандемийному уровню»
В 2021 году Турцию посетили 29 млн иностранных туристов
В начале года власти объявили о новых мерах поддержки. Эрдоган в телеобращении по итогам заседания кабмина республики 3 января объявил, что минимальная пенсия в Турции повысилась до 2,5 тыс. лир (примерно 14 тыс. рублей), зарплаты госслужащих выросли на 30% — до 6 854 лир. Более того, в зависимости от семейного положения и наличия детей старше 6 лет работники также получат дополнительные соцвыплаты. Он добавил, что субсидии от государства в размере 100 тыс. лир получат предприятия, которые не сокращали сотрудников в течение года и обязывали выпускников ПТУ и вузов отрабатывать не менее года на одном и том же предприятии.
Как рассказывает житель Кемера Сайгын Йылдыз, ему пришлось уволиться с работы электриком, т. к. зарплату стали задерживать. Пока он остался временно безработным и продолжает жить на накопленные сбережения. «С обесцениванием турецкой лиры все подорожало, стало труднее зарабатывать на жизнь людям, работающим на минимальную заработную плату, и произошло бессмысленное увеличение запасов продовольствия», — отмечает он. Йылдыз говорит, что хозяева продуктовых магазинов скупили товары, чтобы затем продавать их по завышенным ценам, и государство не смогло этому противостоять. «Турция — аграрная страна, но цены при этом на данную категорию товаров очень высокие. Я знаю много семей, оказавшихся на грани голода, потому что все подорожало почти в 5 раз. Если так будет продолжаться, в стране наступит хаос. Молодежь все чаще задумывается о том, чтобы уехать из Турции», — добавил житель Кемера.
При этом, как сообщил Эрдоган, за короткий срок на защищенные от валютных колебаний депозиты в нацвалюте было переведено 78 млрд турецких лир. Президент республики отметил, что это свидетельствует о доверии граждан к экономической программе правительства. Как писало Anadolu, правительство представит на рассмотрение парламента законопроект, предусматривающий поддержку министерством казначейства и финансов турецкой лиры и снижение корпоративного налога на один пункт. Эрдоган подчеркнул, что власти Турции полны решимости «сломать хребет» инфляции и снова снизить ее уровень до однозначных показателей.
Касаясь ситуации в сфере туризма, президент сообщил, что в 2021 году Турцию посетили 29 млн иностранных туристов, которые потратили в стране $24 миллиарда. «Это на 83 и 100 процентов соответственно больше по сравнению с 2020-м», — отметил глава государства. По словам президента, власти Турции намерены вернуть туризм к допандемийному уровню.
Как отмечает рекрутер из Стамбула Мустафа Фидан, многие, в том числе он, верят в выбранную президентом политику и ждут, какие будут результаты. По словам нашего собеседника, он видит небольшое снижение цен, обещанное властями, но оно пока недостаточное. «Люди с низким доходом из-за повышения цен на бензин стараются не пользоваться личным транспортом, если только это не является обязательным. По мере роста цен на алкоголь и сигареты люди начали курить табак. Некоторые также стали производить ликер дома», — отметил он.
Кстати, министерство финансов и казначейства Турции каждые 6 месяцев на основании данных по инфляции делает перерасчет специального потребительского налога (ÖTV) на алкогольную и табачную продукцию. Налог на спиртное и сигареты вырос сразу на 47,39%. Таким образом, сумма налога, взимаемая с пачки сигарет, увеличилась с 9,76 лиры до 14,39 лиры. Фактически 86% от стоимости табачной продукции уйдет в казну. Размер акциза за литр чистого спирта увеличился с 326,99 до 481,9 лиры.
«Президентские и парламентские выборы в Турции запланированы на июнь 2023 года, хотя не исключено и досрочное голосование. Пока у властей еще есть шанс, чтобы справиться с экономическим кризисом в стране»
«Наша конечная цель — добиться постоянного низкого уровня инфляции»
4 января министр финансов и казначейства Турции Нуреддин Небати оценил детали новой модели турецкой экономики и рассказал о перспективах на 2022 год. Его комментарий привел TRT Haber. В частности, министр заявил, что целью новой модели является обеспечение постоянной макроэкономической стабильности, поощрение производства с высокой добавленной стоимостью, расширение занятости. «Создание безопасной инвестиционной среды важно для достижения конечной цели. Поэтому финансовая стабильность является первоочередной задачей. Мы предпринимаем шаги для обеспечения ее непрерывности», — сказал он.
Небати отметил, что для устранения неопределенности на рынке, которая может помешать инвестиционным и производственным решениям, были внедрены такие инструменты, как «депозитный счет, защищенный курсом» для населения и «продажа иностранной валюты в турецких лирах» экспортерам. «Мы снизили налоговую ставку, применяемую к дивидендным доходам, с 15 до 10 процентов, а по гособлигациям — до нуля процентов», — сказал министр и добавил, что прорабатываются и другие меры.
Так, по его словам, в ближайшее время будет внедрен ряд экономических стимулов, для того чтобы деньги, хранимые под подушкой, перешли в финансовую систему. «Государственный взнос в частную пенсионную систему будет увеличен с 25 до 30 процентов. Налог на добавленную стоимость упростят. Будут выпущены ценные бумаги, индексированные по доходу. Реализуют программу кредитования приоритетного сектора. Будут разработаны возможности долгосрочного кредитования и поручительства из гарантийного фонда для поощрения инвестиций. Расширится проектное банковское обслуживание», — пояснил министр.
Небати также назвал приоритетные секторы экономики, которые будут иметь доступ к системе стимулирования. «Такие стратегические секторы, как энергетика, оборонная промышленность, аэрокосмическая, фармацевтика с передовыми технологиями и высокой общей факторной эффективностью, а также такие жизненно важные секторы, как сельское хозяйство и животноводство, ощутят на себя влияние экономических стимулов», — сказал он. Помимо этого, министр Небати отметил положительное влияние на экономику и инфляционные процессы пакета мер, объявленных Эрдоганом еще 20 декабря. «В этой системе мы снизим инфляцию, хорошо управляя ожиданиями и разрабатывая такие инструменты, как новый депозитный счет, повышающий привлекательность турецкой лиры», — отметил крупный чиновник.
По его словам, для сглаживания шоковых колебаний обменного курса в результате изменения денежно-кредитной политики в скором времени появится еще одна структура, а конечной целью станет фиксация постоянных минимумов инфляции. Но министр также заявил, что курсы валют определяются на свободном рынке. По этой причине у властей нет целей по искусственному регулированию валютного курса. «Наша конечная цель — добиться постоянного низкого уровня инфляции… В результате объявленных нами действий мы ожидаем, что колебания в этот переходный период со временем уменьшатся и у нацвалюты будет устойчивый курс. В 2022 году мы увидим влияние принятых мер на движение на финансовых рынках более четко», — резюмировал Небати.
8 января Эрдоган заявил, что проблема высоких цен и инфляции в Турции будет решена в ближайшее время. «Проблема высоких цен, процентов и инфляции волнует нашего гражданина. В скорейшем времени эта проблема также найдет свое решение, как появилось решение проблемы обменного курса», — подчеркнул Эрдоган.
Продолжит ли правительство республики вмешиваться в политику Центрального банка, чье руководство любит менять Эрдоган, покажет время. Президентские и парламентские выборы в Турции запланированы на июнь 2023 года, хотя не исключено и досрочное голосование. Пока у властей еще есть шанс, чтобы справиться с экономическим кризисом в стране.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 184
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.