Торговые сети ожидают пика кризиса в первом полугодии 2009 года. Пока фатального для их бизнеса спада платежеспособного спроса нет, хотя переток денег беднеющих потребителей из среднего сегмента в низкий — очевиден. Снижение спроса на некоторые продукты заметно уже с лета, поставщики с каждым днем все сильнее закручивают "договорные гайки", банки ужесточают условия кредитования. В середине октября практически все федеральные сети, работающие в Казани, закрылись на "внеплановую инвентаризацию" на 1-3 дня. В эти дни им просто нечем было торговать. Крупнейшая казанская сеть "Бахетле" не закрывала свои магазины и, по словам Игоря Шевелева, директора службы маркетинга и рекламы компании, кризиса на себе пока не ощущает.

- Сложности с финансированием на вас отразились?

— С точки зрения оборота — нет. Во-первых, в Татарстане (основной зоне распространения сети) "Бахетле" — единственная розничная компания, работающая с премиум-продуктами. В этом формате конкурентов у нас нет вообще. Плюс у нас свое хорошо отработанное производство, которое в денежном эквиваленте приносит от 40 до 50 процентов оборота. Имея уникальное предложение на рынке, мы чувствуем себя увереннее и спокойнее конкурентов. В Москве у нас доля собственного производства даже выше — около 50 процентов. Единственный "звоночек" — увеличился оборот по товарам длительного хранения.

- Муку и масло стали массово покупать?

— Первым увеличился спрос на спиртное. Затем стали больше покупать подсолнечное и оливковое масло, крупы, тушенку. Но это не глобальные изменения, просто небольшой рост.

- А эксперты из других сетей признают, что рост, наоборот, велик

— Мы все знаем закон, по которому 80 процентов прибыли формируют 20 процентов лучших покупателей. Наши 20 процентов — это люди состоятельные, успешные, пока не поддающиеся никакой панике.

- Прогнозируете ли вы удорожание продуктов питания? На сколько?

— Величина наценок у нас не менялась. Мы пытаемся их варьировать. Наценка на какие-то социально-значимые товары, например, сильно отличается от наценки на так называемый "эксклюзив". Прогнозы по ценам на следующий год давать очень сложно, так как пока непонятно, как сработают меры, предпринимаемые государством. Подорожание уже идет, но на какие-то товары, наоборот, цена уменьшается из-за снижения цены на топливо. В Татарстане уже несколько раз дешевел бензин.

- Одна из мер государства — льготные кредиты. Некоторые сети уже получили эти средства, другие стоят в очереди. Что делаете вы?

— Весь мировой ритейл живет за счет кредитов, у нашей отрасли никогда нет свободных денег. Мы кредитуемся, быстро отрабатываем и снова кредитуемся, поэтому, естественно, что ритейлу сегодня нужны кредиты, и чем больше, тем лучше. Мы пытаемся привлечь деньги разными способами, какими конкретно, я вам говорить не буду. Но привлекаем, получаем и продолжаем продуктивно работать.

- То есть кризис на сеть не повлиял?

— На нас сильнее влияет праздничный месяц Рамадан, когда люди ограничивают себя в еде. Пост (Ураза) повлиял на наши обороты сильнее, чем кризисный октябрь месяц. Вообще праздники сильно влияют на обороты компании. В Казани, например, праздник № 1 — Новый год, праздник № 2 — 8 Марта, а в Москве праздник № 2 — это Пасха. В это время предпочтения клиентов меняются. А в целом по предпочтениям потребителей мало что изменилось кардинально.

- Многие прогнозируют, что из-за просрочек сетей по оплате поставленной продукции поставщики скоро начнут повышать цены для всех и выбивать долги через суд.

— Многие поставщики прислали нам предложение о повышении цен. С каждым из них мы, конечно, разговариваем индивидуально, но параллельно ищем поставщиков и в других регионах, тех, кто может предложить нам более низкую цену. Также сами пытаемся влиять на поставщика. К примеру, если он повышает цены, мы увеличиваем отсрочку платежа. В итоге каждый поставщик решает сам, нужны ему деньги небольшие, но быстро, либо он может подождать и получить большую сумму. Хотя говорить о том, что все поставщики поднимут цены, неверно. Некоторые, наоборот, идут на снижение, чтобы реализовать большие партии товара. Однозначной тенденции нет.

- Как издержки оптимизируете?

— Сокращения сотрудников мы пока не обсуждали, но некая ротация кадров уже произошла. Многие специалисты перешли на другие виды работ. Всего в компании работает 2600 человек, место для маневров в принципе есть. Что касается маркетинговой стратегии, то мы и раньше "не играли" в интенсивный рост, развиваемся консервативно и реалистично. Если в Москве или Татарстане будут интересные предложения по открытию новых точек — рассмотрим эти варианты. Открыть новую точку можем даже в ближайшее время.

"Деловой квартал-Новосибирск"