23 февраля в центре «Эрмитаж-Казань», как стало известно накануне, откроется новая выставка — «Золотой век фламандского искусства», центральное место на которой займут произведения Питера Пауля Рубенса и двух его младших современников — Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса. Хотя собственно картин знаменитых голландцев будет не так много, среди них есть и творения из постоянной экспозиции самого петербургского Эрмитажа. «БИЗНЕС Online» разбирался, что именно покажут казанцам, а также постарался ответить на вопрос, почему к нам не едут из Москвы и Северной столицы общепризнанные шедевры первого ряда.
Давид Тенирс-мл. «Крестьянская свадьба»
«Прислушиваемся к посетителям, им больше нравится, когда мы показываем живопись»
«Золотой век фламандского искусства» доберется до столицы РТ. Накануне стало известно, что на очередной выставке в рамках сотрудничества петербургского Эрмитажа и музея-заповедника «Казанский Кремль», которая откроется 23 февраля, покажут произведения таких выдающихся художников XVII века, как Питер Пауль Рубенс и Антонис ван Дейк.
Антонис ван Дейк. «Апостол Петр»
Правда, творений собственно этих великих голландцев будет не так много. Как гласит пресс-релиз, «Рубенс представлен на выставке двумя шедевральными эскизами». Речь о «Прибытии в Лион» — одной из подготовительных работ к циклу «Жизнь Марии Медичи», хранящемуся в настоящее время в собрании Лувра (Париж), и «Арке Геракла» — произведении из серии, посвященной торжественному въезду инфанта Фердинанда в Антверпен. Что касается ван Дейка, то в Казани представят «его раннее произведение „Апостол Петр“, созданное вскоре после поступления в мастерскую Рубенса (1617)».
Питер Пауль Рубенс. «Арка Геракла»
«Так как мы являемся представительством Государственного Эрмитажа, у нас есть план по реализации выставочных проектов с ним, — рассказала „БИЗНЕС Online“ Маргарита Тихонова — руководитель „Центр-Эрмитажа“. — Собственно, данная экспозиция стояла у нас в плане, хотя ее идея на самом деле возникла давно. Прислушиваемся к посетителям, которые дают замечательную обратную связь, отмечая, что им больше нравится, когда мы показываем живопись. Тем более у нас никогда не проходила выставка, посвященная фламандскому искусству. Была графика Рембрандта, но Рубенса я не помню».
Питер Пауль Рубенс. «Елизавета Бурбонская, королева Испании»
По словам Тихоновой, в Казань везут произведения из постоянной экспозиции в Зимнем дворце Санкт-Петербурга, речь как раз об эскизах Рубенса и двух произведениях мастерской знаменитого представителя эпохи барокко в искусстве — парных портретах испанской королевской четы Елизаветы и Филиппа IV. «Рубенс написал огромное количество произведений. Где-то пишут, что 3 тысячи, где-то, что 4 тысячи. Все потому, что у него имелась своя мастерская, были ученики, которые помогали ему, — напоминает директор „Эрмитаж-Казань“. — А вот эскизы он писал собственноручно, поэтому они особенно ценны. И два эскиза мы увидим, в том числе „Арку Геракла“». Отмечает собеседник газеты и работы других художников: «Будет Якоб Йорданс, а также 6 произведений Давида Тенирса-младшего, два из которых находятся в постоянной экспозиции, — „Крестьянская свадьба“ и „Жатва“. Кстати, несколькими годами ранее в Екатеринбурге выставлялась вообще одна картина, как раз „Жатва“. А у казанцев будет возможность увидеть несколько шедевров фламандского искусства из собрания Государственного Эрмитажа».
Якоб Йорданс и Пауль де Вос. «Повар у стола с дичью»
Кстати, в столице Татарстана будут и голландские натюрморты — особый художественный феномен XVII века. Эти картины с мастерским изображением снеди, посуды, мертвой рыбы, битой дичи в большом количестве представлены в самом питерском Эрмитаже, и на них посетителю сложно не обратить внимания. В Казани же покажут «Повар у стола с дичью» (1640–1645), работу Якоба Йорданса и Пауля де Воса, произведение с любопытной судьбой. Оно было приобретено для Эрмитажа еще Екатериной II и приписывалось знаменитому фламандскому мастеру натюрморта Франсу Снайдерсу. Йорданс там написал фигуру смеющегося повара, показывающего битого зайца, которого он собрался готовить, а авторство Де Воса выяснилось только после реставрации в 2015 году, когда на полотне нашли подпись художника.
Ян Фейт. «Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем»
«Мы привыкли думать, что живопись — это самое классное искусство, а все остальное не так важно»
«Золотой век фламандского искусства», безусловно, будет одним из претендентов на неофициальное звание «выставки года» в Казани, однако многих потенциальных зрителей в столице РТ не отпускает ощущение, что ведущие музеи страны часто везут экспозиции, что называется, второго ряда. Понятно, что все это не имеет отношения к скандалам вроде историй «литографий с автографом Дали», и тем не менее шедевры живописи топовых художников оказываются здесь нечасто, а уж всерьез заинтересовать публику фарфоровыми изделиями или отдельными китайскими артефактами, пусть и из Эрмитажа, еще сложнее.
Дина Ахметова напоминает, что привозить Рубенса в большом количестве — слишком дорого, это и огромная страховка, и затраты на перевозку
«Подобный вариант выставки довольно привычный, общепринятый, — рассказала нашему корреспонденту главный научный сотрудник ГМИИ РТ Дина Ахметова. — То есть привозят несколько картин именитых авторов, которые дополняют работами из фонда. Например, я побывала в октябре в Екатеринбурге, где были выставлены импрессионисты и постимпрессионисты в небольшом числе. Такие точечные хорошие работы. А остальные — художники из фонда, вторые имена, так скажем». Ахметова напоминает, что привозить Рубенса в большом количестве — слишком дорого, это и огромная страховка, и затраты на перевозку. Даже если по одной картине его будет, то уже хорошо: «Более того, я вообще не помню, чтобы его привозили в Казань, как и ван Дейка».
Луиза Низамова: «Стоит признать, выставок с блокбастерами, классическими или современными, в Казань почти не привозят»
«Стоит признать, выставок с блокбастерами, классическими или современными, в Казань почти не привозят, — соглашается казанский искусствовед и куратор Луиза Низамова. — Разумеется, с данной позиции, мы, как зрители, да и специалисты тоже, очень хотим увидеть какие-то действительно весьма знаменитые живописные работы. С другой стороны, это обычная музейная практика, самые известные экспонаты, во-первых, довольно редко покидают свой родной музей. Во-вторых, экспонируются в более крупных музеях, что, безусловно, выгоднее. Там, естественно, за это платят. Конечно, выгоднее экспонировать значимые работы в Европе, чем, например, везти в Казань. Мы такими бюджетами, скорее всего, не обладаем. Не могу говорить за Эрмитаж, но, зная порядок бюджетов некоторых наших музеев, просто для сравнения, условно, живопись Рембрандта привезти сюда сложно».
Бертолле Флемаль. «Люций Альбин уступает весталкам свою повозку»
Кроме того, считает Низамова, такая критика возникает из-за стереотипного представления о том, что графика — это не так серьезно, как живопись. «Хотя на самом деле наоборот. Графика часто, особенно если мы берем классических художников, показывает то, с чего художник начинает, — рассказывает собеседница „БИЗНЕС Online“. — Это зачастую подготовительные эскизы к живописной работе. Они позволяют проследить, скажем так, движение руки художника, посмотреть, как он работает в динамике. В живописи подобное довольно сложно сделать. В графике куда проще, и какой-то исследовательский интерес здесь даже больше. Просто мы привыкли думать, что живопись — это самое классное искусство, самое великое, а все остальное не так важно».
В любом случае, указывает Низамова, выставка фламандского искусства XVII века — событие очень важное: «К тому же будут подлинники, что тоже ценно. Да, эта выставка не из серии „живые полотна с какими-то проекциями“, но это, повторю, подлинники, тем более таких мастеров, что автоматически делает данную экспозицию в классическом искусстве, пожалуй, значимым событием. Как минимум одним из самых значительных в 2022 году».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.