«Отступать и бросать надо только тогда, когда ты честно себе можешь сказать, что сделал все, что было в твоих силах», — уверена владелица магазина премиальных часов Swiss Time в Набережных Челнах Татьяна Петровская. С момента открытия бизнеса компания пережила четыре кризиса. О том, как магазину, продающему товары не первой необходимости, удалось выжить в пандемию коронавируса и расширить ассортимент, о конкуренции с маркетплейсами и портрете татарстанского покупателя часов Петровская рассказала в интервью «БИЗНЕС Online».
Татьяна Петровская: «Вот смотришь, люди открываются, вкладывают деньги, и очень жаль, что в один момент они просто закрывают все, не дождавшись своего успеха. Они ждут быстрых результатов, а на голом месте быстро не получается»
«Я вообще ничего не считала — ни риски, ни затраты, ни примерные ожидания»
— Татьяна, расскажите, пожалуйста, как начинался ваш бизнес?
— Я начинала работать на челнинском телевидении, в отделе рекламы. С самого начала у меня был интерес именно к продажам, причем не очень важно, чего именно. После ТВ ушла на мебельную фабрику руководителем филиала в Нижнекамске, два года ездила работать туда. Потом вернулась на телевидение, но уже елабужское, как раз его запускали, в качестве коммерческого директора. То есть работа моя с часами никак связана не была, и особого интереса тогда я к ним не питала.
— Но почему все-таки часы?
— Признаться честно, без разницы было, чем именно заняться. После Елабуги я устроилась в челнинскую организацию, дилер по камазовским запчастям, в отдел маркетинга. И уже оттуда ушла в декрет. И, как это часто бывает, в декрете переосмыслила профессию и поняла, что хочу что-то свое. Думала, куда вложиться, что открыть… Сбережения-то были совсем маленькими. 300 тысяч всего у меня было на счете, я как-то откладывала понемногу. И вот задумалась, чем хочу заниматься. Выбор почему-то стоял между открытием магазина джинсовой одежды либо часов, причем именно Swatch (Своч).
— Почему именно эта марка?
— Я видела их магазины в Казани, определенный интерес к этим часам. Понимала, что в нашем городе данная ниша фактически свободна, а тут появился молодой бренд Swatch в Казани, и у меня некоторые знакомые эти часы покупали, показывали, мы их разглядывали, интересный был продукт. И тогда я подумала: «Ну что эти джинсы, тюки с одеждой таскать…» С точки зрения компактности бизнеса, у часов, безусловно, было больше плюсов.
— И вы решили открыть магазин с часами Swatch?
— Скажем, я об этом всерьез задумалась. В интернете тогда информации было мало, пришлось изрядно полазить по сайтам в поисках информации о том, кто их в России представляет. Но поиск результата не дал, тогда я отправила брата, который жил в Казани, в магазин Swatch, узнать контакты дистрибьютора. Он принес визитку, мы созвонились с представителями и начали работать.
— Вот так сразу?
— Получилось, что они давали мне достаточно много информации, они считали бизнес-план… Я предоставляла им все данные и документы, что они просили, но реально открываться готова не была. Думала, пока просто все разузнаю. В один момент они задают вопрос в лоб: «Ну что, открываемся?», — а у меня еще не было четкого ответа. Несмотря на то что много лет проработала в маркетинге, я вообще серьезно ничего не посчитала — ни риски, ни затраты, ни примерные ожидания. К тому же не хватало денег, на тот момент нужно было вложить то ли 750, то ли 950 тысяч, уже точно не помню. А у меня было меньше половины.
— Но вы как-то выкрутились?
— Супруг тогда занимал руководящую должность и имел служебное авто. Он предложил продать его личный автомобиль и вложить эти деньги. Поверил в меня. Да он в целом всегда в меня верит, потому что знает, что если я возьмусь за что-то, то не отступлю, буду тянуть до последнего. По характеру такая — не люблю проигрывать и буду бороться. В итоге мы продали машину, заняли еще сколько-то денег и открыли магазин, а через пару месяцев наступил кризис, это был 2008 год.
— Серьезно он по вам ударил?
— Я помню, в торговом центре, где мы работали, большие магазины начали завешивать витрины черными баннерными тканями. Мы стояли, смотрели на это все и думали, как же не хочется вот так же накрыться черным полотном. Надо сказать, что в тот момент меня как раз вызвали из декрета на работу. И я вышла, совмещая параллельно ведение бизнеса, тогда магазин был в виде острова, и работу в найме. Такой режим сохранялся порядка четырех лет, и я очень хорошо помню, что около нуля мы барахтались в районе двух-трех лет.
— Не возникало мыслей закрыть бизнес?
— Почему-то нет. Была уверена, что когда-то он должен выйти в плюс. Бывало, мы с мужем получали зарплаты и вкладывали их в товар, в продвижение. Интерес к часам у людей был, за пару месяцев до кризиса мы успели это понять. Люди покупали, спрашивали, тогда еще не зная, что такое часы Swatch. У меня вообще есть четкая позиция по поводу закрытия бизнеса.
— В чем она заключается?
— Вот смотришь, люди открываются, вкладывают деньги, и очень жаль, что в один момент они просто закрывают все, не дождавшись своего успеха. Они ждут быстрых результатов, а на голом месте быстро не получается: даже чтобы огонь развести, иной раз требуются большие усилия. Нужно постоянно подбрасывать дрова, тогда загорится в любом случае.
— Но, наверное, есть момент, когда пора остановиться, если бизнес категорически не идет? Как этот момент определить?
— Я для себя определила такую вещь — отступать и бросать надо только тогда, когда ты честно себе можешь сказать, что сделал все, что было в твоих силах. Вот прямо совсем все. Если ты, например, в сфере продаж, нужно все время что-то добавлять, улучшать. Люди устают от рутины, которую видят постоянно, необходима смена картинки. Не идет так — пробуем по-другому, главное, не бросай и не ослабляй натиск! Хватка должна быть прежняя, как в первые пару месяцев, когда открылись. У нас получилось потому, что мы продолжали работать еще и в найме. Мы с этого бизнеса ничего не забирали, только вкладывали на протяжении около трех лет. Было тяжело, ребенок маленький, зарплата не совсем большая. В один момент даже пришлось сменить работу и уйти на другое предприятие, где больше платили. Няню нанять. Сложно это все было, в 7 утра я выходила на работу, в 7 вечера приезжала домой, отпускала няню, а малыш со мной, ночами не спит. Когда меня вызвали из декрета на работу, ребенку было полгода, в год и 10 месяцев мы отдали его в ясли. А что делать? Такая была ситуация.
— В какой момент стало легче?
— Даже не знаю точного времени. Мы просто начали развиваться, поняли, что один бренд — это хорошо, но нужно расширять ассортимент. Мы попали в хорошую сеть, по сути, наш бизнес отчасти франшиза, по структуре организации работы мы работаем под пристальным наблюдением дистрибьюторов из Москвы, которые представляют эти марки в России. Мы учились еще и у своих коллег, брали пример с тех, кто начинал с одного бренда и вырос в сеть. Видели их ошибки, когда большие сети распылялись и недостаточно контролировали свои магазины, сильно откатываясь потом назад.
«Мы понимаем, что бо́льшая часть клиентов — это как раз покупатели базового и среднего сегмента брендов. Но также есть и те, кто может позволить себе часы стоимостью выше 100 тысяч рублей»
«Мы не ставим себе задачу во что бы то ни стало продать, вытянуть из человека последние деньги»
— Сколько брендов сейчас представлено в вашем магазине?
— Сейчас у нас 10 брендов швейцарских часов плюс специализированный магазин японских. Это немного на самом деле, для нашего города есть еще небольшой потенциал. Мы это знаем и видим, как будем развиваться дальше. У нас представлены самые успешные базовые бренды, такие как Swatch (Свотч), Jaques du Manoir (Жак ду Мануа), Calvin Klein (Кельвин Клейн), Casio (Касио), все, что в ценнике от 4 тысяч до 25 тысяч; среднего сегмента — это Tissot (Тиссо), Certina (Сертина) и другие по ценам от 25 тысяч рублей. Мы понимаем, что бо́льшая часть клиентов — это как раз покупатели базового и среднего сегмента брендов. Но также есть и те, кто может позволить себе часы стоимостью выше 100 тысяч рублей. Поэтому такие бренды у нас и представлены.
— Какие самые дорогие часы есть в вашем ассортименте?
— На данный момент в районе 300 тысяч. На такие часы есть свой покупатель, кстати, очень скромные люди, с ходу и не скажешь об их достатке. Подошли, задали пару вопросов, купили, ушли, они обычно подготовленные приходят, уже разбираются в часах.
— А кто обычно покупает у вас часы?
— Абсолютно разные люди. Любого достатка. У нас есть часы для разного возраста и разных увлечений. Например, в том же бренде Swatch есть детские модели по цене от 3 тысяч рублей. Отличное качество, игровые, яркие, их даже можно стирать в стиральной машине, ничего им не сделается. Но пока не перешли на тот уровень, когда отдельно нужно открывать люксовый магазин с большим ассортиментом дорогих часов. У нас мультибрендовый проект, в котором все бренды хорошо соседствуют.
— Как распределяются клиентские потоки, чтобы они не мешали друг другу?
— Есть определенные приемы, как их разделить. Нам давали рекомендации перед открытием. Базовые бренды должны быть ближе ко входу, подороже — подальше, чтобы всем было комфортно. Кто-то идет подготовленным — купил и ушел. Кто-то еще сомневается, сравнивает, много примеряет разных вариантов, расспрашивает. Приятно отметить, что люди у нас стали менее закомплексованными — раньше было такое отношение к продавцам, что они непременно должны что-то, что называется, впарить тебе, без твоего желания, как цыгане, как-то околдовать. А сейчас покупатели понимают, что на самом деле у продавцов ведь работа такая — подойти, рассказать, показать. Хочешь — сегодня покупай, сейчас не можешь — приходи позже, в любом случае будем ждать.
«Не надо стесняться задавать вопросы, обозначить сумму, на которую ты готов сделать покупку. Поверьте, продавец предложит вам лучшие варианты на ваш бюджет и вкус»
— То есть ваши продавцы ненавязчиво работают?
— Так они и должны так работать. В какой-то мере быть активными, они должны общаться с покупателями, не пропускать никого, не оставить без внимания. Но мы не ставим себе задачу во что бы то ни стало продать, вытянуть из человека последние деньги. Но раз уж он зашел в магазин, значит, что-то ему интересно и он готов к диалогу. Задача: помочь определиться, узнать, что именно его привлекло, почему он здесь, нам важно узнать, что ему нужно, по какому случаю он здесь, помочь с выбором. Поэтому не надо стесняться задавать вопросы, обозначить сумму, на которую ты готов сделать покупку. Поверьте, продавец предложит вам лучшие варианты на ваш бюджет и вкус.
— Раньше к часам испытывали особенный трепет, они передавались от отца к сыну, был целый ритуал с заводным механизмом, а что сейчас?
— Да, вы правы, но сейчас часы — обычный продукт. Как чайник, например. Можно купить за тысячу рублей в масс-маркете и за 40 в люксовом магазине. Но, если он сломался, относишься к этому философски — пошел и купил новый. Сейчас такого трепета, как раньше, перед часами нет. Хотя есть люди, которые носят очень долго и аккуратно и не меняют, приверженцы своей модели.
Хотя еще бывают редкие ситуации. Например, перед Новым годом произошел случай. Обычно перед праздниками большой трафик, мы работаем в усиленном режиме, многие покупают часы в подарок. И вот пришел молодой человек, очень серьезно настроенный. Разделся, сразу предупредил, что будет долго выбирать. И в итоге продавец с ним работала часа полтора. Он перемерил все, потом ушел, но через некоторое время вернулся и купил часы, которые выбрал. Поделился с нами, что копил на них больше пяти лет. Нас это сильно впечатлило. Причем часы купил не такие уж дорогие, стоили они в районе 35 тысяч. Но для него, видимо, это достаточно крупная сумма. В этом случае нам особенно хочется помочь, чтобы он взял их и с радостью носил, чтобы прямо вот утром проснулся и у него день по-другому начинался, когда он эти часы надевал.
— Как вы думаете, какой статус сейчас имеют часы? Предмет роскоши или, может быть, просто аксессуар?
— Сложно сказать. Сейчас же, по сути, не проблема время узнать, так что это больше не про функционал, пожалуй. Это и статус, и украшение, особенно для женщины. Они удобны для тех, кто в рабочем процессе часто ходит на совещания, не везде же можно телефон с собой брать, а по часам удобно за временем следить. Для мужчин важно иметь часы.
— Как думаете, а смарт-часы заменят обычные?
— Думаю, вряд ли. Мне кажется, они больше игрушка, чем наши классические часы. Они подходят определенному типу людей, которые такие, новаторы. Поковырять любят, понастраивать, функций чтобы побольше было. Я, например, консерватор, сама не люблю ни новые телефоны, ни новые автомобили, ни новые часы, потому что долго вникать не хочется. Сейчас такая жизнь, когда везде всего много и в каждый процесс нужно погружаться, а время, как бы банально это ни звучало, идет, и терять его очень жаль. Так что очень часто люди берут смарт-часы, поиграют в них и возвращаются к классическому варианту. Тем более гаджеты нужно заряжать, у нас и так на ночь много чего ставится на зарядку — телефон, наушники, бытовые приборы, а тут еще и часы! Это просто кошмар, хочется иметь что-то такое, что будет работать без твоего участия и как можно дольше.
«Швейцарцы — перфекционисты, у них все должно быть красиво. Они смотрят на любые мелочи — какая заводная головка, сколько на ней граней, какой рисунок на циферблате, эти детали создают определенную историю часам, бренду»
«Любовь к золоту сохраняется, думаю, это национальные особенности»
— Расскажите, пожалуйста, отличается ли татарстанский покупатель? Вы упомянули, что много общаетесь с коллегами, наверняка обмениваетесь опытом. Что предпочитают татарстанцы, выбирая себе часы?
— Если говорить о цвете часов, то предпочитают чаще монохром — черные, белые, как и в одежде, реже выбираются цветные варианты. У нас, как и в соседнем Башкортостане, например, хорошо продаются часы в золотом цвете. Сейчас уже меньше, начали с розового или лимонного цвета золота переходить на белое или серебро. То есть выбирать хоть красивый, но не броский аксессуар, и в этом присутствует европейское влияние. В Европе золото носят мало, тем более настоящее. Однако любовь к золоту сохраняется, думаю, это национальные особенности. Даже мужчины такие часы покупают, и даже с бриллиантами. Но мы это только приветствуем, потому что уверены: если вам нравится, не должно быть никакого стеснения. Каждый человек индивидуален, пусть носит золото или что-то яркое — красное, зеленое, фиолетовое, у нас не так сильно жизнь окрашена, чтобы мы исключительно монохром носили. А в крупных городах люди отходят от классики, переходят на спорт.
— А что насчет пластиковых моделей?
— Такие варианты востребованы в городах, где много молодежи. В столицах они активно покупаются: яркие, цветные, из акрила. Но, надо сказать, даже богатый человек может спокойно надеть часы Swatch, например. Мы это часто наблюдаем, знаем свою продукцию. Например, Константин Эрнст, Дмитрий Медведев, Ирина Хакамада носят часы Swatch. Я думаю, таким людям вообще без разницы, какой на них бренд — они бренд сами по себе. У них уже все есть, кому что доказывать? Чем человек успешнее и самодостаточнее, тем ему больше без разницы, что надевать, так мне кажется.
— Знаю, что у вас есть услуга приобретения часов в кредит. Часто их покупают таким образом?
— Довольно часто, причем по цене обычно до 50 тысяч. Ведь люди, которые получают зарплату в 20–30 тысяч, не могут одной суммой выделить деньги на такие часы, а хочется иметь какие-то дорогие вещи. На самом деле мы не думали, что эта услуга будет пользоваться спросом. Как правило, когда человек идет покупать часы, он предварительно оценивает свой бюджет, и, если часы ему не по карману, он их просто не купит. Однако рассрочка оказалась востребована, правда, до конца портрет именно этого покупателя мы не сформировали.
— Если говорить о гендере, кто все же чаще берет часы — мужчины или женщины?
— Да примерно поровну, зависит от бренда. Например, Swatch, Calvin Klein или Jacques du Manoir, конечно, берут женщины, потому что там больше женских вариантов. Серьезные часы таких брендов, как Tissot, Certina, Hamilton (Гамильтон), — мужчины. Японские Casio (Касио) тоже больше мужчины предпочитают, ну понятно, там функционал.
— В чем отличие швейцарских и японских часов?
— Швейцарцы — перфекционисты, у них все должно быть красиво. Они смотрят на любые мелочи — какая заводная головка, сколько на ней граней, какой рисунок на циферблате, эти детали создают определенную историю часам, бренду. И они чаще создают классику, придерживаясь своих традиций. А вот японцы за функционал, у них могут быть часы чуть ли не с калькулятором, чтобы в них и нырять, и фонарик, и компас. Там, может, даже циферблата не видно, но они напичканы разными функциями. Правда, сейчас они тоже по стилю уходят от спорта ближе к классике, однако по-прежнему добавляют туда каких-то наворотов. Например, солнечные батареи, подсветку. Люди часто хотят купить часы так, чтобы потом их не обслуживать, и вот японцы в этом плане хороши. Можно, конечно, и швейцарские на солнечных батареях купить, но стоить это будет значительно дороже.
— Часто часы берут с расчетом, что это на всю жизнь?
— Изначально да. Приходят и сразу говорят, что хотят универсальные, чтобы ко всему подходили и носить постоянно. Мы обычно говорим: «Да, конечно, но мы вас ждем. Приходите за летними моделями!»
— И приходят?
— Практически всегда. Все равно одно и то же носить надоедает, часы — это же тоже аксессуар. Хочется на лето одни, для спорта — другие и так далее. На одних часах мало кто останавливается.
— Слышала, что в последнее время все бо́льшую популярность набирают часы с крупным циферблатом. Это актуально для нашего города?
— Да, это так. Не только для нашего города, общемировая тенденция такая. Раньше циферблат мог быть размером 33–38 миллиметров, сейчас до 45 доходит, даже женщины от мелкого, дамского, к более крупному варианту переходят. У мужчин тоже были периоды, когда они носили маленькие, аккуратные часы. А сейчас тот размер, что тогда носили они, считается уже женским. Циферблат любят побольше, чтобы наверняка было видно, что у тебя есть часы. Да и по удобству… Помните, у наших родителей, мам, были такие маленькие часики? Что там можно было разглядеть? Но тогда сложно было достать часы, и они дорого стоили, мне кажется, их бы носили, даже если бы они не работали. Хотя их постоянно в ремонт носили. Помните, как в фильме «Девчата»? Не нужно конфет, духов, подари ей часы. Они представляли ценность. А сейчас носят не только для красоты, но и для удобства. Потому маленький циферблат не так популярен во всем мире, за исключением Китая, наверное.
«Даже 3D-картинка не даст полного понимания того, как они смотрятся в жизни, как будут выглядеть на твоей руке. Их все равно нужно мерить»
«Владельцы торговых центров, видимо, считали, что арендаторы вынесут весь товар и аренду им не заплатят»
— С развитием технологий, да и пандемия сыграла роль, многие бизнесы уходят в интернет. Как вы думаете, случится ли это с вашим? Ведь появилось множество маркетплейсов, интернет-магазинов, где также можно купить часы.
— Я думала об этом, но считаю, что все же не уйдет. С одеждой проще. Ты примерно знаешь свой фасон, тип фигуры, размер и уже понимаешь, что именно заказывать. А часы… Даже 3D-картинка не даст полного понимания того, как они смотрятся в жизни, как будут выглядеть на твоей руке. Их все равно нужно мерить. Мы в пандемию работали через «Инстаграм», и покупатели все равно просили примерить несколько вариантов. Мы обычно задавали вопросы: «Для кого часы? Если в подарок для мужа, то какой он комплекции?» Потому что если худенький, то циферблат не нужен большой, а если качок, то ясно, что надо что-то повесомее. Даже, простите, волосы на руке имеют значение, потому что если они есть, то браслет с крупными звеньями уже не подойдет, его будет некомфортно носить, он станет цепляться. Все же нужно видеть часы, потрогать, подержать в руке, и не один вариант, чтобы определиться.
— Кстати, о пандемии — как работали в этот непростой период?
— Нам он очень сложно дался. На самом деле предприниматели обычно такие люди, которые не жалуются, дайте только работать. А тут как раз таки не давали, причем даже доступ к товару. Мы могли бы наладить работу из дома, но первый месяц банально не сумели забрать свой товар из торгового центра. У управленцев ТЦ, особенно если они местные, какое-то предубеждение против арендаторов. Они, видимо, считали, что арендаторы вынесут весь товар и аренду им не заплатят, как в 90-е годы. По сути, ведь они взяли в залог наше имущество. Видимо, им сложно понять, что много магазинов сейчас работает цивилизованно, большинство по франшизе, и даже если нет — вложены деньги в ремонт помещений, в оборудование, и вот так просто взять, собраться и съехать нереально. Помогли нам в итоге встречи в Торгово-промышленной палате, где мы проблему озвучили и доступ к товарам нам вернули. Однако знаете, что я хочу сказать? В сравнении с тем, как бизнес велся раньше (а мне есть с чем сравнить, у супруга были тоже свои предприятия), сейчас очень хорошие условия.
— В чем именно?
— Очень много послаблений, удобных налоговых режимов. Тебе не нужно стоять в очереди в налоговую, чтобы лично сдать бумажки, забрать их, отнести на почту, куда-то отправить. Цивилизация на месте не стоит, все делается онлайн, удобств масса. Кредиты и поддержка стали доступнее. В сравнении с 2008 годом все изменилось очень сильно, тяжело только в том плане, что к этому всему нужно привыкать и быстро осваивать. Людям старой закалки сложно, когда ко всем этим технологиям есть отторжение. Те, кто с рынка, например, вышел, им проще было в бумажном варианте все собрать. Они часто убеждены, что все это переводится в онлайн, чтобы собрать с нас информацию, просчитать, зачиповать, больше денег взять. Они все пытаются уходить в какие-то схемы, серые переводы. Мое мнение — на этом сильно не сэкономишь. Какая-то суета ради 5 копеек и лишний стресс, зачем? Мы предпочитаем работать законно.
— Бизнесмены часто не хотят работать полностью официально, жалуясь на непомерные налоги. Вы так не считаете?
— Смотря сколько кто зарабатывает. Если мало, то, наверное, не стоит подобным заниматься, потому что это постоянная жизнь в стрессе. Нужно пересмотреть бизнес, уйти в другую сферу или найти франшизу, примкнуть к успешному бизнесу. У нас люди хотят иметь, но ни за что не платить. Примеров много перед глазами. По ресторанам, например. Открывается сетевой ресторан, уровень сразу чувствуется, все на высшем уровне. Потом смотрим, буквально через год-два, — сменилась вывеска и внутри все, рецептура в худшую сторону. Видимо, не смогли или не захотели быть под кем-то, соблюдать условия, платить паушальный взнос или еще что, может быть, решили, что смогут сами работать. И все, скатились. Не всегда плохо работать под серьезным контролем. Он необходим.
— Вас тоже контролируют?
— Конечно, регулярно. У нас не совсем классическая франшиза, однако ежемесячно отправляем отчеты, продавцы постоянно проходят обучение, ежегодную сертификацию по брендам. Делается это онлайн, они должны знать все — материал, дизайн, функционал. Потом сдают тесты, если не сдал — еще одна попытка. Если в штате есть несертифицированные продавцы, приходит предупреждение. И это хорошо, таким образом мы поддерживаем должный уровень. Помимо этого, дважды в год от каждого бренда приезжают проверяющие региональные менеджеры, которые смотрят выкладку, присутствие обязательных моделей, стандарты обслуживания, чистоту в магазине. Приходят тайные покупатели, которых нанимают бренды. Все это держит нас в тонусе. На самом деле, когда ты в этой теме постоянно, заходя в любой магазин, с ходу понимаешь, сам он работает или под брендом.
— Каким образом?
— Под брендом всегда лучше, это мое мнение. Конечно, если это основательный, серьезный партнер. У тех, кто начинает сам, мало знаний, а где их получать? Можно, конечно, почитать книги, посетить тренинги продаж и даже зайти в понравившийся магазин — поговорить, расспросить. Потому что очень много нюансов во всем, почему именно такая выкладка, например. В мерчендайзинге же есть четкие правила. И это не то, что люди думают: якобы дешевый товар убираешь подальше, а на глаза — дорогой, лишь бы продать. Такой задачи не стоит. Цель — чтобы новые коллекции были видны, чтобы базовые присутствовали, они всегда продаются. Чтобы витрины были чистыми, аккуратными, неперегруженными, не было бы цветового хаоса. Эта формула везде работает, хоть в продуктовом, хоть в магазине одежды. Например, в ТЦ «Омега», где мы работаем, есть сетевые магазины и те, кто открылся сам. Их видно сразу. Одежда-то, например, хорошая, но не видна, потому что ее как-то не так повесили. Или открывают магазин, а он просто непривлекательный. Витрины, входная группа, освещение, декор — все должно работать. Даже вход у нас часто загораживают, стоит дверь, и нужно толкнуть ее, чтобы зайти. И, пока ты это делаешь, успеешь подумать: точно ли мне оно надо? Все должно быть открыто, приглашая людей беспрепятственно зайти.
— От продавцов ведь тоже многое зависит?
— Конечно, и тут также тонкая грань. Например, пришел покупатель, продавец заговорил с ним, но контакт не случился, или не те слова подобрал, или не вовремя подошел. Кто-то опять-таки легко на юмор реагирует, кто-то его не понимает, к кому-то вообще лучше не подходить. В то же время в сетевых магазинах есть требования: если продавец не подошел и не вступил в контакт с покупателем в течение трех-четырех минут, то ставят минус. Есть стандарты обслуживания, которых продавец обязан придерживаться. Но кому-то это кажется навязчивым.
«Других магазинов швейцарских часов в нашем городе нет. Мне кажется, это потому, что требуются серьезные вложения и конкурировать придется жестко»
«Мало кто, оканчивая школу, мечтает, что станет продавцом»
— У вас возникают сложности с подбором персонала?
— Вот сейчас отмечаю, что да. Сложности есть. Молодые люди работать продавцами в магазинах не стремятся. Это такая профессия, как бы сказать… Знаете, мало кто, оканчивая школу, мечтает, что станет продавцом. На такую работу приходят, если что-то не получилось другое или думал, что временно. Все же хотят в офис, на пятидневку, чтобы свое рабочее место у компьютера. Но вот ты продавец, и в этой профессии же тоже надо как-то расти, нарабатывать потенциал, профессионализм. Бывают прямо вот продавцы от бога — мягко, деликатно, все расскажут, и хочется купить. А есть и те, у кого в теории все отлично, но они необщительные, не любят навязываться. Сейчас, конечно, и покупатели проще реагируют на внимание продавцов, понимают, что те хотят помочь выбрать. Эта профессия непростая, причем мои сотрудники могут и полы сами помыть, ведь техничка приходит 2 раза в день, а снег если на улице — лужи постоянно остаются на полу. Могут и флаеры раздать, я и сама это делаю, если помощь нужна.
— Сколько человек у вас в штате?
— Немного, 7 человек в магазинах и три в управлении, три — на аутсорсинге. Основная команда уже сложилась, есть те, кто работает по 10–12 лет. Я старалась собирать команду так, чтобы им было комфортно друг с другом работать. Но подбирать новых сотрудников, когда расширяемся, бывает непросто.
— Не думали расширить зону присутствия до других городов?
— Думали, но, по сути, близлежащие города — это как спутники Челнов, как в Москву за покупками едет все Подмосковье, так и у нас. Смысла большого нет. Если бы мы жили в Казани, открылись бы там. А так нас вполне Набережные Челны устраивают. Нам хватает.
— Расскажите, пожалуйста, о ваших конкурентах. Кто они?
— Небольшие отделы, магазины. Интернет-площадки некоторые, но мы обсуждали эти варианты, для часов они непопулярны. Других магазинов швейцарских часов в нашем городе нет. Мне кажется, это потому, что требуются серьезные вложения и конкурировать придется жестко. А по сути, чем это можно сделать? Ценой не вариант, все часы по России стоят одинаково. Больше размером магазин? Так это огромные деньги, очень большие. Все равно пришлось бы рынок на двоих делить, потому что нас уже знают, к нам идут. Мы ведь вкладывались постепенно, не одной суммой, планомерно росли. Нам повезло, что, когда мы зашли, никто не решался. По большому счету стоило даже раньше входить в этот бизнес. Но вот мы уже пережили четыре кризиса, теперь не так страшно. Было такое, что брали кредит на развитие под залог жилья. Дочь тогда спросила: «А вы не боитесь?»
— Что вы ответили?
— «Боимся, конечно, очень». Страх держит в тонусе, не дает расслабиться. Но, с другой стороны, что может произойти в крайнем случае? Продадим жилье, но не умрем же. Будем снимать, выкрутимся. В прошлом году, когда нас временно закрыли, мы в первую очередь исполнили все обязательства перед покупателями — развезли заказы, часы с ремонтов. Для нас главное — отвечать по обязательствам. Я вообще считаю, что ты будешь шевелиться в бизнесе только тогда, когда многое на кон поставлено. Из него часто уходят те, у кого есть подушка безопасности, когда не на последние деньги открывался. Мужья вот часто женам бизнес открывают, я считаю, что чаще это проигрышный вариант. Очень редко что-то из такого получается.
— Почему?
— Ну вот ты успешный бизнесмен или топ-менеджер, у твоей жены в кошельке всегда была определенная сумма денег, а тут, в своем новом бизнесе, она за меньшую, а на первых порах и бесплатно, должна работать, решать проблемы. Зачем ей это нужно? В подобное есть смысл влезать только тогда, когда нет других вариантов.
— Какова была ваша мотивация?
— Наивность какая-то и глупость, вера в успех, по сути, ничем не подкрепленная. Залезла, и потом уже неловко это все бросать. Люди бы сказали: «Чем ты думала, ты же маркетолог, неужели ничего не считала?» Я встречала людей, которые, не зная, что магазин Swiss Time принадлежит мне, рассказывали, что хотели в свое время открыть магазин Swatch, но решили, что риск слишком высок. А когда узнают, что я его открыла, говорят: «Ну ты-то точно все риски просчитала!» А я серьезно вообще не считала. Самое странное, мне кажется, именно это и помогло. Когда просчитываешь риски, то закладываешь 35 катастроф. А мы себе в цифрах эту отрицательную динамику не рисовали.
— И она не случилась?
— Конечно, случилась! Но мы на этом не зациклились. Работали всегда с тем, что есть. Сейчас уже жирком обрастаем, чтобы эти вещи пережить легче. Те же маркетплейсы, о которых я уже говорила. Все про них говорят, что они розничный рынок убивают. Но вот смотрите, когда мы заказываем там одежду, она иногда может прийти в мятом виде, с распоротыми швами или в пятнах, с дефектами в общем. Как заказывать часы? Их пару раз стукнут, и они работать не будут. И никто это не проверяет, по сути, потому что специалист должен такое проверять. Когда часы приходят к нам, есть входной контроль. Продавец осматривает каждые, снимает пленки, все они приходят со швейцарским временем, но, если какие-то пришли с другим — откладываем, наблюдаем за ними. Осматриваем на внешние повреждения, проверяем заводную головку, браслеты, на всех часах выставляем одинаковое время, если какие-то отстают уже на витринах — контролируем, отправляем в сервис. Кто будет делать это на маркетплейсах? И еще мое субъективное мнение, что сейчас в онлайн-продажах будет появляться все больше мошенников. Надо уже быть осторожнее. Потому что сначала реальный бизнес, естественно, двинулся в онлайн, а сейчас в сети начинают развиваться фальшивые продавцы-дублеры.
«Хотите подарить часы — купите лучше сертификат, человек сам выберет и добавит, если необходимо, но купит оригинал»
— Если говорить о мошенниках, вы сталкивались с подделками часов?
— Конечно, многократно. Бывает, приходят к нам, смотрят определенную модель. Говорят, мол, купили часы Tissot, а у вас такие найти не можем. Мы их смотрим и понимаем, что такой модели у этого бренда просто нет. Обидно бывает особенно за людей, которым такие дарят. Бывает, эти часы быстро ломаются, негерметичные — пыль в них попадает. Или хотят, допустим, ремешок подобрать под эти часы, мы отправляем дистрибьюторам фото с просьбой помочь подобрать артикул, а они говорят, что это неоригинальная модель, подделка. Люди обычно очень расстраиваются, это и правда неприятно. Хотите подарить часы — купите лучше сертификат, человек сам выберет и добавит, если необходимо, но купит оригинал.
— Есть способы, как отличить оригинал от подделки?
— Обычно самое показательное — это цена. Часы за 40 тысяч никак не могут стоить 4 или даже 10 тысяч. В остальном глаз должен быть наметан, чтобы отличить по индивидуальным особенностям бренда или модели. Лучше просто сразу выбирать часы у официальных представителей брендов, тогда на подделку точно не нарветесь. Все авторизованные магазины указаны на официальных сайтах брендов.
— У вас есть любимые бренды часов, которые вы выбираете для себя?
— Очень нравились часы от Calvin Klein, у них всегда необычный дизайн, там может не быть ни одной цифры, но как аксессуар они интересны. Сейчас, правда, бренд прекратил сотрудничество с швейцарской компанией и непонятно, что с ними будет дальше. В каждом бренде есть для меня интересные модели. У меня несколько часов, и Swatch у меня тоже есть.
— Как вы считаете, женщине сложнее заниматься бизнесом?
— Я вообще считаю, что женщине таким заниматься не стоит. Это все-таки сложно. Бо́льшую часть затрат должен нести мужчина, у женщины ведь, помимо работы, всегда на попечении дом, дети, и, если есть возможность не лезть в бизнес, не лезьте. Мне самой все непросто далось, это огромный стресс. Мы с мужем давно уже вместе работаем, иначе можно загнуться. Недавно встречалась с девушкой, у нее бизнес еще сложнее моего — светотехника. И я все думала: «Что в жизни случилось, что ты решила в это вникать?» Все эти вольтажи, сечения. Вторая знакомая занимается стеклом. Ну откуда? Обычно это вынужденно, мне так кажется. Не было плеча, на которое можно положиться, взялась что-то себе доказывать или еще кому-то. Мое поколение так воспитали, ты как постоянный пионер и хочешь попасть на доску почета. Дочь мне сейчас говорит: «Вы меня воспитывали как мальчика». Она может зарабатывать много, но послушала психологов и не хочет быть, как я. И я считаю, что правильно, сама бы не хотела себе такого сейчас, пройдя этот путь. Да, на данный момент мы уже наслаждаемся тем, что есть. Но было сложно.
«Нужно, чтобы оставался запас удивляться и радоваться чему-то. Радость от покупки нового крутого автомобиля совсем не та, если ты можешь с ходу себе его позволить»
«Собственник должен уметь все то же, что и сотрудники»
— Расскажите про ваши хобби. Чем вы увлекаетесь вне работы?
— Ох, это сложный вопрос. Такого, чтобы рукоделием и рисованием, я не занимаюсь. Мы любим путешествовать, конечно, сейчас в силу определенных моментов по здоровью и закрытых границ особо не поездишь, но, когда была возможность, катались. Все больше времени хочется посвящать общению с друзьями. Был период, когда все усиленно работали, достигали чего-то, почти не виделись. Сейчас все состоялись и появилось время на встречи.
— У вас есть любимые места?
— У меня особое отношение к Беларуси, там у мужа родня и атмосфера совершенно другая, будто назад в СССР попадаешь, люди приветливые. Очень любим путешествовать на автомобиле, это минуты единения. Когда вы в одной машине, есть время поговорить, узнать у кого что на душе, насладиться дорогой. Остановиться там, где хочется. Путешествия дают мне новые впечатления, возможность посмотреть, как живут люди в других городах и странах. Мы же ради этого и живем, ради эмоций. Наше поколение еще помнит, как радовали нас апельсины из Москвы, лимонад, конфеты. А современные дети этого не понимают. Но сейчас бы сказала: не дай бог нам очень больших денег.
— Почему?
— У людей, которые могут позволить себе все и сразу, мало радости. Я встретила как-то знакомого, он купил рубашку новую, дорогую и радовался этой покупке, а если ты, скажем, на частном вертолете можешь слетать куда угодно, не так интересно хотеть. Нужно, чтобы оставался запас удивляться и радоваться чему-то. Радость от покупки нового крутого автомобиля совсем не та, если ты можешь с ходу себе его позволить. А вот когда с «Оки» ты пересел на «семерку», потом все лучше и лучше, дошел до иномарки — совсем другие впечатления, согласитесь?
— У нас есть традиционный вопрос. Расскажите, пожалуйста, каковы три секрета успешного бизнеса, на ваш взгляд?
— Это сложный вопрос, никогда не задумывалась. Два назову точно. Во-первых, нужно выбирать то, что по силам. Оценить как следует и не бросать. Я для себя критическую точку определила в три года, все это время ты должен вкладывать так, как в первые два месяца. И вот если ты можешь честно себе сказать, что сделал все, что мог, тогда делаешь выводы и избавляешься с минимальными потерями.
Второе — не пускать дела на самотек, вникать во все. На мой взгляд, собственник должен уметь все то же, что и сотрудники. Я как-то стала свидетельницей удивительной истории, когда работала на мебельной фабрике. Тогда им поступил крупный заказ, но сотрудники в цеху поставили ультиматум: поднимайте зарплату или мы увольняемся. И приложили заявления свои сразу. Собственники долго совещались и в итоге все заявления подписали. На следующий день в цеху не было никого. Тогда все учредители встали за станки, так сказать. Кто в прошлом был мебельщиком — собирал мебель, на распиловке стоял, кто-то развозил товар. Меня это удивило. Ты должен уметь все в своем бизнесе, и не должно быть никакого снобизма. В пандемию мы торговали со скамейки, с машины. Буквально наши администраторы и мы сами отвечали на звонки клиентов, привозили товар и раскладывали его на лавочке у подъездов. Сосед наш по магазину так же сам развозил ювелирные украшения. Да, это было не совсем безопасно, но других вариантов не имелось. Вот главные моменты — оценить свои силы, не пускать на самотек, вникать во все. Это должно помочь ведению бизнеса, если вы все же решились его открывать.
Визитная карточка руководителя
Татьяна Петровская, представитель швейцарских марок часов в Набережных Челнах магазин Swiss Time, японских часов Casio — магазин G-Shock, собственник бизнеса.
44 года.
Окончила Казанский финансово-экономический институт (менеджмент организации), Елабужский педагогический институт (гражданское право).
Замужем, двое детей.
С 2008 года занимается розничной продажей часов, до этого работа в сфере рекламы, маркетинга и продаж.
Визитная карточка компании
Магазин швейцарских часов Swiss Time.
Магазин японских часов G-Shock.
Год основания: 2008.
Количество сотрудников — более 9 человек.
Размер годовой выручки — более 30 млн рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 75
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.