«Залетают» короткие динамичные видео». Как продюсеры борются со стереотипами в TikTok 

«Остался стереотип, что в TikTok только деградация, танцы, нужно раздеваться для того, чтобы стать популярным», — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» наставник в TikTok Ангелина Кириллова. При первом приближении бесконечная лента из коротких видео в TikTok, действительно, может оттолкнуть, но ситуация постепенно меняется. В соцсеть приходят разные авторы, а с ними — большие деньги. По оценкам федеральных digital-агентств, к концу 2021 года российский рынок рекламы в TikTok превысил 1 млрд рублей. В Татарстане TikTok продвигается с трудом.

Кириллова отмечает, что у заказчиков постепенно появляется интерес к раскрутке в китайской соцсети. «Рынок рекламы в соцсетях в Татарстане составляет порядка 40 миллионов рублей в месяц, из них TikTok — 4 миллиона рублей», —  говорит Руслан Фахрутдинов, руководитель казанского маркетингового агентства Fahra.ru. 

В России TikTok пока не монетизируется, поэтому блогеры зарабатывают на рекламе. Реклама в TikTok существует в двух форматах: интегрированная в обычные видео (нативная) и созданная специально для продвижения через рекламный кабинет — такие ролики нацелены на конкретную аудиторию и появляются в ленте с пометкой «реклама». Причем зачастую «тиктоки» служат лишь для перенаправления аудитории в «Инстаграм», где уже идет продажа.

TikTok — китайская социальная сеть для создания и просмотра коротких видео (владелец — Beijing ByteDance Technology). Появившаяся в 2018 году платформа совершила рывок во время пандемии коронавируса, когда люди заскучали на самоизоляции. По состоянию на сентябрь 2021-го это самое скачиваемое приложение в мире с аудиторией в миллиард. 

По подсчетам Forbes, в 2021-м пятерка самых популярных блогеров TikTok заработала более $55 млн — на 200% больше, чем в 2020 году. Больше всех заработала 17-летняя Чарли Д`Амелио (133 млн подписчиков), ненамного отстает ее старшая сестра Дикси (57 млн подписчиков). Как правило, контент топовых блогеров связан с юмором, танцами и макияжем. 

Отличительная особенность TikTok — чуткий алгоритм подбора рекомендаций. Искусственный интеллект быстро обучается привычкам пользователя на основе лайков, дизлайков и подписок, формируя уникальную ленту для каждого аккаунта. Соцсеть не раскрывает секреты своего алгоритма, поэтому более точно описать процесс подбора контента не получится.

Среди рекламодателей в TikTok в Татарстане встречаются магазины одежды, сладостей, гаджетов, музыкальные, языковые, танцевальные, художественные и автошколы, агентства недвижимости, массажисты, косметологи и т. д. Всестороннее ведение аккаунта может стоить от 30 тыс. до 120 тыс. рублей, рекламный бюджет — 500–1200 рублей в день.

По мнению Фахрутдинова, на популярность соцсети влияет появление профессиональных блогеров. Один ролик у более-менее раскрученного блогера (от 10 тыс. подписчиков) может стоит от 4 тыс. рублей, у миллионника — от 10 тыс. рублей до бесконечности. Прямой корреляции между количеством подписчиков и размером гонорара нет, отмечает эксперт. Тиктокеры сами определяют, за сколько готовы работать, и часто страдают звездной болезнью.

«Есть способ накрутить подписчиков и вывести видео в топ, но алгоритмы TikTok могут измениться», — подчеркивает эксперт

Пока к Фахрутдинову за рекламой в TikTok обращаются единичные клиенты, однако уже есть успешные кейсы. «Это был магазин [на одном из маркетплейсов], — сообщил предприниматель. — Мы рассказали, сколько стоит товар в закупке, сколько берет площадка, сколько налогов и какая прибыль. Ролик набрал 1,5 миллиона просмотров». При этом аудиторию площадки он описал довольно узко: «Детская аудитория и бездельники».

«„Залетают“ короткие динамичные видео с ярким интересным заголовком, — рассказала о работающем контенте TikTok-продюсер Светлана Афанасьева. — Важны также хорошая съемка, свет, трендовая музыка, переходы. А модель, на которую надета одежда, и позы не так существенны». Также она подчеркнула значимость времени публикации, которое должно совпасть с активностью целевой аудитории.

«БИЗНЕС Online» полистал ленту и выбрал 30 блогеров, с которых стоит начать знакомство с татарстанским сегментом TikTok. Из-за возможности накрутки подписчиков и непредсказуемости алгоритма общий критерий для оценки выделить трудно, поэтому мы выбрали тех, чьи ролики «залетают» на миллионы просмотров или открывают для подписчиков что-то новое. Если вы считаете, что мы кого-то упустили, пишите в комментариях.


Комики: вайнеры, бывшие кавээнщики и треш-юмор

1. Дима Талаланов

8,2 млн подписчиков, 267,3 млн лайков

До начала пандемии коронавируса комик Дима Талаланов работал кальянщиком, но уже почти два года этим не занимается. TikTok — его основная деятельность, других источников дохода у молодого человека нет. Творить ему помогают 7-летний опыт в КВН во время учебы в КФУ и группа друзей, таких же тиктокеров.

Первый успех к Талаланову пришел после 100 тыс. подписчиков, а в среднем молодой человек, по его словам, зарабатывает 300 тыс. рублей в месяц. На 2022 год он планирует освоение иностранной аудитории.

«Многие тиктокеры уезжают в Москву по приглашению агентств, которые берут процент за продвижение и продакшен, — рассказал комик. — У нашей команды есть только менеджер, который обеспечивает работу с рекламодателями».

2. Айрат Атауллин

3 млн подписчиков, 67,5 млн лайков

Главный персонаж роликов вайнера Айрата Атауллина — воображаемый мальчик Дамирчик в косматом парике. Популярность этому образу принесла фраза «Ого, не когда не пробывал» (орфография автора сохранена прим. ред.), с которой герой пробует разную еду, занятия и записывает свои впечатления. У Дамирчика есть целая семья персонажей, которые периодически сопровождают его в приключениях.

3. Платон Горохов 

2,9 млн подписчиков, 74,2 млн лайков

Платон Горохов снимает видео вместе с невестой Энже Каюмовой, поэтому ролики зачастую посвящены совместной жизни молодых и дурачествам в компании друзей. Его профиль TikTok посвящен только юмору, а вот в «Инстаграме» почти каждый пост — рекламный. Среди заказчиков — производитель бытовой техники, доставка пиццы, разнообразные магазины и даже Сбер.

4. Денис Салманов

2,8 млн подписчиков, 56,5 млн лайков

Денис Салманов тоже начинал в КВН. Его комедийные миниатюры часто набирают больше 1 млн просмотров. Постоянства в содержании роликов нет: это могут быть и анекдоты о жизни, и повторение популярных «тиктоков» на свой лад, и эксперименты. В видео Салманова регулярно можно увидеть абстрактный женский образ в нарочито небрежном парике и его младшую сестру.

5. Равиль Rauwil

1,1 млн подписчиков, 29,4 млн лайков

Равиль начинал свою блогерскую карьеру в «Инстаграме», один из аккаунтов набрал 621 тыс. подписчиков. В TikTok блогер относительно недавно, однако аудитория уже перевалила за миллион. Реклама у Равиля стоит от 110 тыс. рублей за ролик.

6. Туран Гатауллин

974,9 тыс. подписчиков, 35 млн лайков

В аккаунте Турана Гатауллина прочно закрепились российские музыканты, на песни которых он сочиняет скетчи. Сам автор изображает то участкового, опрашивающего языкастого рэпера, то звукооператора в студии со звездами, то сотрудника отдела кадров, который проводит собеседование. Реплики Гатауллина переплетаются с текстами песен исполнителей, создавая совершенно новый сюжет.


Популяризаторы Татарстана: авылдашлар, малайлар һәм кызлар

1. Айдар Тагиров

32,5 млн подписчиков, 382,1 млн лайков

26-летний шаффл-танцор из Набережных Челнов, снимающий ролики на фоне казанских пейзажей, возможно, самый известный блогер в TikTok из Татарстана. Его самое популярное видео набрало 157 млн просмотров и 7,7 млн лайков. Вместе с коллегами и учениками (с помощью соцсетей артист продвигает свою школу танцев) Тагиров записывает ролики с танцами не только рядом с достопримечательностями, но и в необычных местах: пешеходные переходы, лестница бывшего КГФЭИ, автобусная остановка.

2. Айдар Калимуллин 

2.6 млн подписчиков, 76,4 млн лайков

Айдар Калимуллин, хоть и выступает в амплуа парня из татарской деревни, не использует очевидный реквизит в виде тюбетейки или национальной еды, а показывает свои фермерские будни. В его роликах можно увидеть домашний скот, а отдельное место занимают сообразительные коты, которые сопровождают героя на пастбищах и в лесу. 

3. Булат Браво

1,4 млн подписчиков, 30,5 млн лайков

Юмор Булата можно было бы отнести к категории «треш», но подписчикам нравится. Миллионы просмотров набрали его ролики о татарских национальных танцах и гопниках из деревни, сотни тысяч — о тюбетейке и видео с никаха. В остальном молодой человек подмечает забавное в жизни, пранкует друзей (например, заставляет сунуть руку в тарелку с зеленкой) и повторяет тренды.

4. Ильнар Идрисов 

333,1 тыс. подписчиков, 4,6 млн лайков

Комик Ильнар Идрисов выступает в TikTok в образе «татар малае». Среди его постоянного реквизита — тюбетейка, обладающая волшебной силой, чай с молоком, шарф «Ак Барса». Нередко в профиле можно встретить скетчи о жизни в татарской деревне, хотя ИП тиктокера зарегистрировано в городе Агиделе в Башкортостане. Среди рекламодателей блогера в «Инстаграме» — магазины одежды, цифровой техники, издательства, производства. Один рекламный ролик стоит от 6,5 тыс. рублей.

5. Алия Магдеева

221,5 тыс. подписчиков, 6,8 млн лайков

Профессиональный блогер и сооснователь компании по продвижению в TikTok «ШТӘТ» Алия Магдеева отмечает, что характер соцсети изменился за последние два года. В пример она приводит свое видео о казанских парковках, которое посмотрели свыше 1 млн пользователей. Также она рассказывает об интересных местах города и шутит о жизни татарки. «Если раньше я бездумно выкладывала пять роликов с танцами, то сейчас лучше сделаю один качественный», — пояснила девушка. 

«Мы, блогеры, зависимы от цифр и статистики», — призналась Магдеева в мечте набрать 1 млн подписчиков. По ее словам, TikTok принес ей узнаваемость и медийность. «Много татарских блогеров накручивает подписчиков. У одного 4 миллиона подписчиков, а отдельное видео набрало всего 600 просмотров. Цифры говорят сами за себя», — пояснила собеседница, посоветовав предпринимателям при заказе рекламы запрашивать у блогеров статистику по просмотрам.

6. Рамис Гилметдинов

64,2 тыс. подписчиков, 1,1 млн лайков

Бывший вэдэвэшник и грузчик из Набережных Челнов мечтал сделать карьеру видеооператора, а стал известным вайнером. «Татарский — мой родной язык. Я понимал, что, если буду снимать вайны на русском, охват аудитории станет шире, — рассказал Рамис Гилметдинов в интервью „БИЗНЕС Online“. — Но для русскоязычной публики контента и так достаточно. Плюс пробиться сюда просто нереально. А татарская тематика мне ближе, я понимаю ее тонкости. Интереснее и легче с этим работать».

«Это близко всем, у всех нас деревенская душа»: как вместо съемок свадеб сделать карьеру в TikTok

Главные герои Гилметдинова — простые деревенские жители с их повседневными проблемами. Иногда он снимает скетчи и о семейной жизни.


Self-made man по-тиктокерски: учителя, гиды и отельеры ищут себе клиентов

1. Мит Livinmyth23

788,2 тыс. подписчиков, 10,7 млн лайков

Молодой человек по имени Мит обучает подписчиков тонкостям английского языка в развлекательной манере, иногда в кадре появляется его жена. В профиле репетитора приведены и расценки на уроки: от 10,5 тыс. рублей за 8 занятий в месяц. 

2. Данил Морев

113,3 тыс. подписчиков, 2,1 млн лайков

Данил Морев из Альметьевска прославился в TikTok как уличный фотограф. Он снимает ролики в жанре городских зарисовок: фотографирует собак и их владельцев, случайных прохожих, сценки из будней. Кроме того, делится событиями из своей жизни и хитростями фотографии. Морев в основном продвигает себя как фотографа, но не возражает против рекламы в аккаунте, если проект ему будет интересен — за это он попросит 10 тыс. рублей.

3. Айгуль Aiiigulka

99.2 тыс. подписчиков 3,2 млн лайков

Айгуль преимущественно скрывает свое лицо на фото за разными предметами или стоя спиной к камере. В TikTok мусульманка рассказывает о буднях молодой мамы, домашнем быте, рецептах и своем творчестве. С помощью роликов Айгуль продвигает картины с надписями на арабском, созданные с использованием эпоксидной смолы и кристаллов. 

4. Фархат Ибраев

40 тыс. подписчиков, 1,2 млн лайков

«У меня есть команда из трех человек, — рассказывает о процессе создания роликов владелец сети кафе и хостелов „Ханума“, халяль-пиццерии „Наполетана“ Фархат Ибраев. — Художественный руководитель, который выбирает темы, директор проекта, который занимается продвижением аккаунта, и видеограф. Их зарплата обходится мне где-то в 100 тысяч рублей ежемесячно». Съемка одного ролика занимает у команды полтора-два часа, не учитывая время на поиск идей. Ближайшая цель — добиться миллиона подписчиков и начать собирать донаты (пожертвования от подписчиков).

Дохода предпринимателю соцсеть пока не приносит, но оказалась полезна для бизнеса. «Благодаря блогу в наш отель приезжают люди со всей России, чтобы со мной познакомиться», — сказал Ибраев и оценил вклад TikTok в поток своих клиентов в 10%. Кроме того, он отметил, что такая реклама дешевле и эффективнее, чем традиционные варианты вроде радио и ТВ.

5. Ксения Измалкова

39,8 тыс. подписчиков, 500,4 тыс. лайков

«Мне в TikTok нравится то, что он свободный, настоящий, менее прилизанный», — рассказывает о своем выборе площадки для продвижения экскурсовод Ксения Измалкова. Блог она развивает недавно. Первое же видео «залетело» на 743,5 тыс. просмотров, что побудило девушку продолжить. TikTok приносит ей клиентов из других городов (20% от общего количества) и иногда рекламу, за которую она берет «символические» 3 тыс. рублей или соглашается сделать по бартеру.

Аккаунт Измалковой отражает ее основную работу. Чаще всего это интересные факты о достопримечательностях Казани, советы туристам, куда сходить.

6. Виталий Лебедев

16.4 тыс. подписчиков, 785,1 тыс. лайков

«Это просто творческая отдушина в моем загруженном графике», — объяснил свое решение заняться TikTok учитель истории и обществознания в казанской школе №18, победитель конкурса «Учитель года России – 2021» в РТ Виталий Лебедев. Педагогических и образовательных смыслов в его видео минимум, но блог придает ему дополнительный авторитет среди школьников. Коллеги поддержали Лебедева и помогают ему, родители тоже восприняли инициативу позитивно. «У меня „вегетарианский“ контент — добрый, без осуждения и оскорблений, не направлен на хайп», — объяснил учитель свою концепцию.

Регулярно выкладывать видео Лебедев начал в сентябре прошлого года, и уже в декабре ему пришло предложение о рекламе медицинского центра на условиях бартера. По личным причинам интеграция не состоялась, но преподаватель не против, если блог начнет приносить ему доход, и установил ценник в 1,3 тыс. рублей за ролик.


Услада мужских глаз: автоледи, студентки и танцовщицы

1. Альбина Wicked_harley_

3,6 млн подписчиков, 73,7 млн лайков

Автоблогер из Альметьевска с розовыми волосами Альбина на собственном примере показывает, как управляется со старой ржавой «семеркой». Такой диссонанс и привлекает подписчиков. Причем Альбина не только гоняет на авто по улицам нефтяной столицы Татарстана, но и частенько сама копается под капотом, ломая стереотипы о том, что женщинам не место за рулем.

Девушка активно развивает не только TikTok, но и другие соцсети. В ее «Инстаграме» уже больше 100 тыс. подписчиков, в YouTube, где она ведет стримы, — более 11 тысяч. Альбине очень активно донатят  — одно из самых крупных пожертвований составило 400 тыс. рублей. Так что теперь у девушки есть не только «семерка», но и BMW E32.

2. Энже Каюмова 

1,1 млн подписчиков, 27,8 млн лайков

На аватарке Энже Каюмовой в TikTok стоит изображение мультперсонажа Гаечки, и блогер в основном эксплуатирует нарочито невинный и сексуализированный образ. Особой оригинальностью контент на ее странице не отличается, девушка просто повторяет тренды под популярную в данный момент музыку. Однако с ее внешностью даже рядовые ролики с танцами набирают миллионы просмотров.

3. Дина veter_dina

365,9 тыс. подписчиков, 2,7 млн лайков 

Дина снимает провокационные видео за рулем своего мотоцикла. Хотя с окончанием сезона в ее аккаунте перестали появляться новые ролики, смотреть летние выпуски вдвойне приятно. Судя по прошлогодней активности, возвращения мотоциклистки в эфир следует ждать в апреле. Один рекламный ролик в ее аккаунте обойдется в 15 тыс. рублей.

4. Регина Сафиуллина    

147 тыс. подписчиков, 3,4 млн лайков

Телеведущая программы «Вести — Татарстан» Регина Сафиуллина родом из Набережных Челнов. В TikTok больше всего просмотров набрали ее неудачные дубли с уличных съемок сюжетов для новостей на фоне казанских пейзажей. Кроме того, она делится подробностями своей работы и снимает тренды вместе с коллегами.

5. Регина Фатхутдинова

113,1 тыс. подписчиков, 1,1 млн лайков

Закончив карьеру чирлидера в группе поддержки УНИКСа, Регина Фатхутдинова решила не растрачивать свои таланты и открыла студию, в которой вместе с коллегами преподает растяжку и танцы в жанре «стрип». В TikTok она изредка делится роликами из зала для тренировок и последними новостями своего бизнеса: так, в декабре девушка провела онлайн-курс, участие в котором стоило 1490–2490 рублей в зависимости от пакета. Минимальный абонемент в студии Регины стоит 2,2 тыс. рублей за четыре занятия, также девушка дает личные уроки.

6. Камиля Харисова

13,9 тыс. подписчиков, 134 тыс. лайков

«Мисс Казань – 2017» и ведущая «Матч ТВ» Камиля Харисова долгое время была лицом казанского ХК «Ак Барс». 

Камиля Харисова: «Я пришла в «Ак Барс» не как Ева-искусительница со своим яблоком»

Новых роликов в аккаунте девушки не было с осени, но вспомнить времена ее пребывания в «Ак Барсе» бесценно.


Кулинарные блоги: казанский шеф-повар, татарская кухня и гигантские порции

1. Шеф Дмитрий

1,6 млн подписчиков, 19 млн лайков

Дмитрий начал делать видеоконтент о кулинарии достаточно давно — «БИЗНЕС Online» заметил его аккаунт еще в конце 2020 года. Кстати, из упомянутых нами тогда кулинарных инстаблогеров он единственный, кто имеет успешный TikTok.

Активные мусульманки, фитоняшки и продвинутые чиновники: топ-100 инстаблогеров Татарстана

Дмитрий готовит и снимает в Казани. В его кухонном репертуаре и простые понятные блюда, и повторы рецептов, «завирусившихся» в интернете. 

2. Айрат Ахметзянов

1,2 млн подписчиков, 11,1 млн лайков

Однофамилец великого татарского шеф-повара Юнуса Ахметзянова почему-то не указывает свою фамилию в аккаунтах в соцсетях. До того как стать фуд-блогером, Айрат успел поработать в казанских заведениях «The Телки», «Перцоv», «Туган Авылым». Судя по выбору простых рецептов для съемок, шеф ориентируется на не искушенную высокой кухней публику и готовит из самых обычных продуктов.

3. Арина Маратовна

332,9 тыс. подписчиков 4,9 млн. лайков

Фуд-блогер, или, как Арина Маратовна сама пишет, «самый милый кондитер», не только готовит, но и с удовольствием поедает приготовленное на камеру. Нередко это гигантские порции. Девушка старается не отставать от трендов TikTok, причем не только российских, но и глобальных. Например, она приготовила сахарное печенье из популярного корейского сериала «Игра в кальмара». Реклама в ее аккаунте обойдется в 10 тыс. рублей.

4. Очпочмак

42,6 тыс. подписчиков, 259,3 тыс. лайков

Анонимный блог в TikTok о татарской кухне ведется в стиле АСМР — жанре интернет-видео, когда обычные звуки доставляют зрителю необъяснимое удовольствие. Здесь нет музыки и комментариев, только стук ножа по доске и журчание воды. В аккаунте можно найти рецепт новогоднего бэлеша, праздничной утки, домашней лапши и кыстыбыя.

5. Зульфия Идрисова

29,6 тыс. подписчиков, 100,7 тыс. лайков

Кондитер-технолог пятого разряда, как указано в шапке профиля Зульфии Идрисовой, показывает, как готовит сама, и учит выпечке всех желающих на своих мастер-классах. Больше всего просмотров в ее аккаунте набирают «тиктоки» с хитростями украшения пирогов: ловкие пальцы из теста создают косички и цветочки.

6. Резида Хасанова

18,9 тыс. подписчиков, 107,7 тыс. лайков

Аккаунт очаровательной 67-летней Резиды Хасановой скромно подписан «Твоя кулинарная бабушка». Все немногочисленные пока видео женщина комментирует за кадром на русском языке. Ее подписчики уже узнали, как готовить хворост, губадию и домашний хлеб, а также секрет приготовления красного творога «корт».