В ГБКЗ им. Сайдашева открылся VII фестиваль татарской музыки им. Жиганова «Мирас» ГАСО РТ под управлением Александра Сладковского. Открытие было посвящено 120-летию со дня рождения выдающегося татарского композитора Мансура Музафарова, поэтому в этот вечер на сцене звучала его симфоническая и вокальная музыка. О том, что в творчестве Музафарова заряжает сопрано Илюсу Хузину и какое произведение композитора прозвучало впервые в истории, — в материале «БИЗНЕС Online».
Открылся уже VII фестиваль им. Жиганова «Мирас», созданный худруком и главным дирижером ГАСО РТ Александром Сладковским
«На этом фестивале будет очень много премьер»
Весь вечер накануне в ГБКЗ им. Сайдашева звучала татарская музыка в исполнении Государственного академического симфонического оркестра РТ — а это значит, что открылся уже VII фестиваль им. Жиганова «Мирас», созданный худруком и главным дирижером ГАСО РТ Александром Сладковским.
В этом году все три концерта мероприятия посвящены юбилейным датам — 120-летию со дня рождения выдающегося татарского композитора, педагога, фольклориста Мансура Музафарова, 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией и 65-летию именитого современного композитора Рашида Калимуллина.
Вадим Дулат-Алеев: «На этом фестивале будет очень много премьер — как недавно написанных произведений, так и тех, которые созданы 90 лет назад, но прозвучат впервые»
«На этом фестивале будет очень много премьер — как недавно написанных произведений, так и тех, которые созданы 90 лет назад, но прозвучат впервые, — расказал „БИЗНЕС Online“ арт-директор фестиваля, и. о. ректора Казанской государственной консерватории им. Жиганова, музыковед, доктор искусствоведения Вадим Дулат-Алеев. — Также мы впервые в 2022-м решили показать музыку татарского зарубежья и соотнести ее с музыкой мусульманских стран. В год, когда отмечается 1100-летие Волжской Булгарии, такая программа кажется мне очень уместной. Мы хотим показать, что не только европейская музыка может быть в симфоническом оркестре, но и мусульманский музыкальный мир в XXI веке владеет всеми формами профессиональной традиции. Нам очень интересно, как звучит симфонический оркестр у композиторов из мусульманских стран. В этом контексте будет исполнена и музыка мусульманского зарубежья».
Дулат-Алеев добавил, что завершит фестиваль тоже юбилейная дата: «Мы не можем не отметить 65-летие нашего ведущего композитора, председателя союза композиторов Татарстана, правления союза композиторов России Рашида Калимуллина. Сегодня он является ведущим татарским симфонистом, и из его произведений тоже можно составить целый концерт. Тем более что им написана новая симфония, и это будет мировая премьера».
В сценах из оперы «Галиябану» солистами выступили Илюса Хузина и Руслан Закиров
«Именно благодаря фестивалю мы знакомимся с тем репертуаром, который не поем постоянно»
Первый концерт фестиваля был посвящен 120-летию со дня рождения Мансура Музафарова. За дирижерским пультом в этот вечер был заслуженный деятель искусств РТ, профессор кафедры музыкального театра Казанской консерватории Ринат Халитов. Музафаров — один из основоположников татарской профессиональной музыки, первый татарский композитор с высшим специальным образованием. Он органично переплел в своем творчестве народные и авторские начала, что придало его музыке особую самобытность и узнаваемое звучание. «На мой взгляд, Музафаров — недооцененный композитор как по уровню таланта, так и по значению для татарской профессиональной музыки, — отметил арт-директор „Мираса“. — У нас получился целый концерт из произведений Музафарова, а ведь не у каждого татарского композитора наберется работ на концерт. Эта музыка, с одной стороны, довольно тесно связана с народной песней, красивейшей мелодией — он очень музыкальный, и вместе с тем у него интересная гармония, которая, несмотря на то что без малого 100 лет его произведениям, весьма свежо звучит, как будто их написал современный композитор».
Первой в этот вечер была исполнена увертюра на татарские темы, созданная в 1938 году, в ранний период творчества композитора. Ее основу составили две татарские народные песни — шуточная песня-диалог «Жизнекей» («Зятек») и лирическая песня «Кэккук» («Кукушка»). Дулат-Алеев рассказал, что увертюра прозвучала впервые — всю свою «жизнь» она провела в архиве. «Там было много несостыковок в рукописях, которые исправил наш композитор Ильяс Камал. Он вообще очень много делает в этом направлении. Ильяс пока единственный энтузиаст из композиторов, который не жалеет своего времени, чтобы подготовить к концертному исполнению ноты классиков татарской музыки, за что ему бик зур рэхмет. Мы понимаем, что не полностью знаем Музафарова и недооцениваем его», — добавил и. о. ректора Казанской консерватории. Чувствовалось, что оркестр Сладковского очень трепетно относится к музыкальному материалу в стремлении наиболее полно раскрыть все богатство фактуры и народные интонации и донести этот материал в своей самобытности до сердца каждого зрителя в зале.
В сценах из оперы «Галиябану» солистами выступили Илюса Хузина и Руслан Закиров. Опера в трех действиях и четырех картинах по одноименной драме Мирхайдара Файзи была завершена в 1939 году. Основными ее чертами стали опора на народно-песенные истоки, ясность и доступность песенного языка, цитатный фольклорный материал. Хрустальное сопрано Хузиной и бархатный баритон Закирова в сопровождении ГАСО РТ открыли слушателям всю красоту и интонационно-гармоническое богатство оперы. «Я была приятно удивлена красотой музыки и переплетением народных мотивов с академическим подходом. Это особенно заряжает и радует, — рассказала Хузина. — В дуэтах звучит мелодия татарской народной песни „Галиябану“, только с использованием других текстов. Вообще, музыка Музафарова близка к народу, фольклору и очень быстро учится. Его произведения необходимо чаще исполнять, потому что мы почему-то незнакомы с этой музыкой. Именно благодаря фестивалю мы открываем тот репертуар, который не поем постоянно, и это здорово. Надеюсь, после фестиваля я и студенты музыкальных вузов будут чаще исполнять эти сочинения с довольно интересной формой».
Завершился вечер необыкновенно красивым и эмоциональным концертом для скрипки с оркестром, в котором солировала преподаватель кафедры скрипки Казанской консерватории, лауреат всероссийских и международных конкурсов Дина Хисанбеева
«Наша задача — популяризировать музыку татарских композиторов»
«Напев» изначально был написан для скрипки и фортепиано в 1970 году. В 2002-м, к 100-летию Музафарова, другой татарстанский композитор Анатолий Луппов сделал новую обработку и оркестровку для виолончели и симфонического оркестра. Удивительно тонко раскрывается данное сочинение в исполнении виолончелиста Камала и ГАСО РТ, получая особое лиричное звучание. «Анатолий Луппов очень грамотно переложил „Напев“ для виолончели, чтобы максимально раскрыть инструмент как с лирической стороны, так и с виртуозной, — поделился сам музыкант и композитор Камал. — На премьере в 2002 году это произведение исполняла народная артистка Татарстана Лариса Владимировна Маслова — оно было сделано специально для нее. К сожалению, последующие 20 лет сочинение лежало в архивах и никто его не исполнял. Для меня явилось большой честью исполнить его во второй раз. Это небольшое по форме, но емкое произведение, которое раскрывает душу народа с мелодической точки зрения. В то же время там присутствует виртуозность».
Композитор, дирижер и виолончелист добавил, что Музафаров очень дорог для него, потому что чувствовал душу народа. «У него довольно глубокие сочинения и одновременно весьма профессионально написанные. Как мы знаем, Музафаров долгое время был заведующим кафедрой композиции. Я считаю, что ему незаслуженно не уделяется должного внимания. Подобное необходимо исправлять. Наша задача — популяризировать музыку татарских композиторов», — сказал наш собеседник. В этом талантливый музыкант не ограничивается стенами ГБКЗ — как главный дирижер театра им. Тинчурина, он запускает цикл концертов «Шедевры татарской классической музыки», который призван пропагандировать инструментальное и вокальное творчество. Один из концертов цикла будет посвящен музыке Музафарова.
Песня «По ягоды» на стихи Мусы Джалиля написана по модели народного «полупротяжного» напева. В исполнении Хузиной и «татарстанских симфоников» она становится сияющим, ярким музыкальным полотном, словно золото и драгоценные камни переливаются на солнце. «Эта песня есть в моем репертуаре. Для меня она особенно трогательна, потому что написана на стихи Джалиля. Это красивый и светлый текст, который очень хорошо сочетается с музыкой Музафарова и всегда остается актуальным», — сказала Хузина. Песню «Родной край» на стихи Мунира Мазунова исполнил одаренный тенор Алмас Хусаинов, который начинал в Государственном камерном хоре РТ, а сейчас стал солистом татарской филармонии. Удивительная красота гармонии и мелодии, тонкая оркестровая интерпретация и талант тенора Хусаинова ожидаемо вызвали бурную реакцию публики.
Завершился вечер необыкновенно красивым и эмоциональным концертом для скрипки с оркестром, в котором солировала преподаватель кафедры скрипки Казанской консерватории, лауреат всероссийских и международных конкурсов Дина Хисанбеева. Вместе с ГАСО РТ они исполнили удивительное по красочности произведение, максимально продемонстрировав выразительные возможности оркестра, который был глубоко лиричен и одновременно очень виртуозен, и многогранность яркой скрипичной партии. Думается, что многие слушатели после этого концерта захотят узнать о музыке Музафарова больше и уж точно еще не раз вернутся к его творчеству, а значит, основная задача фестиваля выполнена.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 56
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.