Таксисты в час выполняют 1,5 заявки вместо четырех, грузоперевозчики делают вдвое меньше междугородних рейсов, чем в прошлом году, а снегоплавильные пункты работают порой с четырехкратной перегрузкой. Такие последствия затяжных снегопадов в январе и феврале, которые уже обрушили на Татарстан двукратную норму осадков, а до конца недели к ним добавятся метели и сильный ветер. О том, как все это повлияет на цены товаров и поездок и чего ждать от погоды в ближайшее время, — в материале «БИЗНЕС Online».
Количество снега, выпавшего этой зимой в Татарстане, по оценкам метеорологов, уже превысило норму в 2 раза
Грузоперевозчики Казани вдвое сократили количество междугородних рейсов
Количество снега, выпавшего этой зимой в Татарстане, по оценкам метеорологов, уже превысило норму в 2 раза. Нагрузка выросла на все коммунальные службы и на перевозчиков, которым, как оказалось, в этом году особенно непросто. «Мы привыкли, что большие снега идут в феврале – марте, а в этом году еще и в январе. Это вообще не очень удачный месяц для перевозок — после Нового года две недели все раскачиваются, а тут еще снежный фактор… В этом году он аномальный, — рассказывает председатель объединения перевозчиков Казани Владислав Абрамов. — У меня машины несколько раз простаивали сутками на [междугородних] трассах, потому что движение перекрывали. Много пробок, стояли по несколько часов. Количество рейсов сократилось вдвое по сравнению с январем. В феврале все продолжилось, дорожная ситуация очень сложная, много аварий». Действительно, только в этом году на федеральных трассах несколько раз вводилось ограничение движения для грузовиков и междугородних автобусов, последний раз — 4 февраля. Проблема в том, что каждый раз ограничения вводятся «до улучшения погодных условий», что затрудняет планирование компаниям.
Совокупные потери в деньгах Абрамов затрудняется оценить: в этом году расценки на перевозки поднялись процентов на 20–25 (подорожали запчасти и топливо, повысилась зарплата, налоговые и неналоговые платежи). Вместе с тем, по его подсчетам, за январь доходы перевозчиков сократились примерно в 1,5 раза. Основные проблемы возникают на трассе, особенно там, где есть перепады высот. «Тяжелая машина должна разогнаться, чтобы заехать в гору. А если она посередине остановится из-за пробок, потом уже тронуться не сможет. Постоянно заносы на трассе М5, особенно в Самарской и Оренбургской областях. Татарстанские дороги, конечно, лучше, чем в других регионах, но и то после снега дорожные службы не справляются», — констатирует председатель объединения перевозчиков Казани.
Владислав Абрамов: «Тяжелая машина должна разогнаться, чтобы заехать в гору. А если она посередине остановится из-за пробок, потом уже тронуться не сможет»
Есть и другие мнения. Так, Сергей Сотников, директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ, относится к снегопадам философски. «В последние несколько лет снега было мало, и мы расслабились, привыкли к комфортным условиям работы. Но вообще были времена и тяжелее, все зависит от региона, в который мы едем. Да, в Татарстане в этом году потяжелее, а в стране, в Сибири всегда снежно. Ну что ж, мы же не можем попросить небесную канцелярию, чтобы они снег выключили», — рассуждает он, напоминая, что каждую зиму машины задерживаются и опаздывают на погрузку-выгрузку.
«Перевозчикам — да, трудно, буксуют, машины задерживаются. Но, как правило, бизнесмены все издержки закладывают в том или ином виде в себестоимость поставок, — говорит Сотников. — Несколько лет назад трассу Москва – Питер перекрыли — никто не ожидал, что машина может простоять больше суток на трассе без еды, с заканчивающимся горючим. Подвозили хлеб, тушенку, сухпаек. А сейчас опять неожиданно зима, неожиданно сугробы. Все это уже было, и опытные руководители заранее инструктируют водителей. […] Мы постоянно несем какие-то убытки. Из-за погоды, подорожавшего топлива, подорожавшей техники, „подорожавших“ клиентов, ковид-ограничений… Но к этому нужно быть готовым. У нас есть масса законодательных инициатив, которые тоже падают как снег на голову, и мы потом начинаем думать, как с этим жить».
«Перевозчикам — да, трудно, буксуют, машины задерживаются. Но, как правило, бизнесмены все издержки закладывают в том или ином виде в себестоимость поставок»
«Уборка — ответственность самих собственников торговых точек»
Есть свои сложности и в городах. Если не считать того, что во многие города не пускают ночью, «а водитель не робот, он не может весь день ехать и всю ночь разгружаться, ему тоже отдыхать надо», грузовикам очень сложно передвигаться по дорогам с заснеженными обочинами и парковаться.
«Перевозчики часто жалуются, что сложно подъехать к магазинам и прочим местам доставки товаров. При этом надо понимать, что их уборка — ответственность самих собственников торговых точек. Так, управление административно-технической инспекции Казани с начала зимы рассмотрело 243 протокола по этому поводу, в итоге админкомиссия наложила штрафов на собственников и иных правообладателей на общую сумму почти в 5 миллионов рублей», — пояснили в админкомиссии «БИЗНЕС Online».
Если за весь прошлый сезон 2020/21 с казанских улиц было вывезено более 668,3 тыс. т снега, то в этом году зима еще не закончилась, впереди еще снежный март, а коммунальщики вывезли уже 800,7 тыс. т снега. Так, только сегодня днем на уборку улиц Казани вышли 539 дорожных рабочих и 375 единиц специальной техники. Снег везут на снегоплавильные пункты, максимальная загруженность которых в этом году превышает проектную производительность в среднем в 1,5–2 раза. Например, снегоплавильному пункту на Портовой, рассчитанному на 574 т в сутки, в пиковые дни приходится переплавлять в 4 раза больше — 2,3 тыс. тонн.
«Наибольшее количество осадков, если брать последние периоды, отмечалось зимой 2010 года. Пока то количество осадков, которое наблюдается сейчас, еще не достигло тех пределов»
«В час ты выполняешь 1,5–2 заявки, хотя в обычное время 4 заказа успевал сделать»
Агрегаторы такси указывают на рост цен в феврале. В сервисе «Максим» количество заказов по сравнению с прошлой неделей увеличилось примерно на 50%. «В утренний и вечерний часы пик стоимость поездок увеличивалась в пределах 10 процентов, в остальное время действуют стандартные цены», — сообщили в компании.
В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» водители соглашаются с ростом цен, но указывают на то, что заработок в отрасли не вырос. «Из-за снегопадов увеличилось время выполнения заказов, движение затруднено, пробки, — указал в беседе с нашим корреспондентом водитель „Яндекс.Такси“ Альберт. — Кроме того, зимой клиенты дольше выходят из дома на улицу. В итоге в час ты выполняешь 1,5–2 заявки, хотя в обычное время 4 заказа успевал сделать».
Рост цен в такси связан не только со снегопадами, но и с поведением самих водителей — многие не выходили на линию в часы максимальных пробок, что приводило к росту спроса. «Таксисты не дураки, днем не выходили, а стали выходить в вечернее и ночное время, когда дороги посвободнее, — заметил собеседник издания. — Начался невывоз клиентов и бешеный спрос, который мы видели в последнее время. Радует, что клиенты стали понятливее, раньше постоянно возникали вопросы: „А что это сегодня цены какие бешеные?“ Может, до людей дошло понимание, что окончательный выбор остается все равно за ними и, если приложение показало 300 рублей, а в обычное время показывало 120, под дулом пистолета никто не заставляет вас заказывать такси, можно и на общественном транспорте доехать».
Юрий Переведенцев: «Из-за того, что температурный фон в последние дни повысится, скорее всего, будет выпадать снег с дождем. Снежок станет подтаивать, а высота [снежного покрова] начнет понижаться»
Снега в 2 раза больше нормы
«Снега в этом году действительно достаточно много для республики и соседних регионов. Повсеместно норма превышена по количеству осадков и ожидается еще в дальнейшем выпадение осадков», — рассказал начальник гидрометцентра РТ Феликс Гоголь. По его словам, больше всего снега в Елабуге — за январь здесь выпал 71 мм осадков при норме в 40 миллиметров. Для сравнения: в Казани за первый месяц 2022-го выпало 63,3 мм осадков при норме в 33 миллиметра. Самая большая высота снежного покрова зафиксирована в Лаишево — 83 см при норме в 36 сантиметров.
К концу недели помимо потепления, по прогнозу гидрометцентра, ожидаются метели и сильный ветер до 15–20 м/с.
«Наибольшее количество осадков, если брать последние периоды, отмечалось зимой 2010 года. Пока то количество осадков, которое наблюдается сейчас, еще не достигло тех пределов. Такие явления периодически встречаются: бывают зимы малоснежные, многоснежные, эта зима, естественно, отнесется к категории многоснежных, однозначно. Максимальные высоты, которые будут достигнуты, значительно превысят по всей республике сложившиеся многолетние значения», — отмечает начальник гидрометцентра РТ.
«Активизировались циклоническая деятельность и атмосферные фронты, и все время к нам тепло и влага идут с Северной Атлантики, потому у нас так много снега в этом году», — объясняет заведующий кафедрой метеорологии КФУ Юрий Переведенцев. Он обращает внимание, что даже февраль уже перевыполнил свою месячную норму. При многолетней норме в 34 мм выпало уже 38 мм осадков.
По словам Переведенцева, до конца недели ожидаются еще осадки, но таких больших снегопадов в целом до конца февраля не предвидится. Зато прогнозируется потепление, и тоже выше нормы — на 6–7 градусов. Во второй половине недели температура может достигнуть нуля и даже плюса.
«Из-за того, что температурный фон в последние дни повысится, скорее всего, будет выпадать снег с дождем. Снежок станет подтаивать, а высота [снежного покрова] начнет понижаться», — отметил эксперт.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 75
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.