Сегодня из российской столицы пришла печальная весть — накануне вечером скоропостижно скончался 69-летний философ и мыслитель Шамиль Султанов. Он был частым гостем Казани и редакции «БИЗНЕС Online». С его неординарным мышлением и энциклопедическими знаниями вы не раз могли познакомиться в интервью на страницах нашей газеты. Его смерть стала настоящим ударом для друзей и коллег, в том числе по «Изборскому клубу» и газете «Завтра». До последних дней Султанов активно работал в качестве руководителя центра «Россия – исламский мир: стратегический диалог», расширяя контакты РФ с Турцией, Индонезией и Ближним Востоком.
Известный философ, глава центра стратегических исследований «Россия – исламский мир: стратегический диалог» Шамиль Султанов скоропостижно скончался вчера в 8 часов вечера у себя дома в Москве. Ему было 69 лет
«Как православный человек я обязательно поставлю свечку в храме за Шамиля Султанова»
«Как так?!.. Боже мой!» — известный писатель и главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов узнал о смерти своего давнего товарища и соратника от корреспондента «БИЗНЕС Online». «Я сейчас не смогу комментировать… Нет», — добавил он.
Известный философ, глава центра стратегических исследований «Россия – исламский мир: стратегический диалог» Шамиль Султанов скоропостижно скончался вчера в 8 часов вечера у себя дома в Москве. Ему было 69 лет. Только в четверг именитый исламский мыслитель приезжал в Казань, а уже в пятницу приходил в редакцию «Завтра», с которой сотрудничал не первый десяток лет. Об этом нашей редакции рассказал экс-глава российского бюро Интерпола, генерал-майор милиции в отставке Владимир Овчинский: «Я сейчас с Прохановым говорил, он тоже в шоке. Султанов обсуждал с ним новые проекты, был в хорошем творческом поиске. К сожалению, тромб может оторваться у любого человека. У меня много друзей ушли по той же причине. Как православный человек я обязательно поставлю свечку в храме за Шамиля Султанова. Он был религиозным человеком, софистом. Но человек любой религии может помянуть его по своим обрядам».
Овчинский рассказывает, что дружил с Султановым с начала 1990-х. «Он был настоящим гением! Владел невероятными объемами информации. Автор книги о древнегреческом философе Плотине, которую издали в серии „Жизнь замечательных людей“. Это уровень великих русских философов, — уверен собеседник газеты. — Он был настоящим советским, русским патриотом. Поэтому он был постоянным автором газеты „День“, потом — „Завтра“, членом „Изборского клуба“. Одновременно он был мусульманином, в котором сочеталось все лучшее, что было в исламской религии. Он был очень объективным человеком, со своим видением мира. Он вызывал уважение у всех: и у друзей, и у врагов. Это был экстраординарно образованный человек с необычным мышлением». Овчинский вспомнил, как приглашал Султанова прочесть лекцию для руководящего состава МВД России на Житной улице: «Все были в шоке от того, как четко он разложил все течения в исламе, все хорошее, все плохое, все группировки, рассказал о позитивных сторонах, о всех великих людях, о всех ужасных людях, о терроризме. Никто в таком объеме не имел об исламе столько информации. У нас сейчас в стране нет такого человека, знающего объективно ситуацию. От древнегреческой философии до ислама, русской философии, культурных движений. Он прекрасно разбирался во всех военных конфликтах, объехал весь мир. И он был исключительным другом, исключительно порядочным человеком, надежным на 120 процентов».
«Никто в таком объеме не имел об исламе столько информации. У нас сейчас в стране нет такого человека, знающего объективно ситуацию»
«Если вы задаете вопрос о том, есть народ или нет, то сначала скажите, сохраняется ли элита»
Султанов родился в городе Андижане Узбекской ССP, окончил в 1976 году МГИМО, после чего работал там же в лаборатории системного анализа международных отношений, защитил кандидатскую диссертацию по проблемам принятия внешнеполитических решений. Занимался конфликтологией, региональной и глобальной безопасностью, теорией принятия решений, методологией и технологией политического анализа.
В начале 1990-х — член редколлегии и специальный корреспондент газеты «День», затем работал заместителем главного редактора оппозиционного еженедельника «Завтра», созданного на основе той же газеты. Был членом Исламской партии Возрождения, а также входил в редколлегию газеты данной партии — «Аль-Вахдат» («Единение»).
Одновременно Султанов написал книги из серии ЖЗЛ о философе Плотине и Омаре Хайяме.
До 2003 года занимал должность заместителя экс-секретаря совбеза РФ Юрия Скокова — главы центра по исследованию межнациональных и межрегиональных экономических проблем. В 2003 году Султанов был избран депутатом Госдумы (по спискам «Родины»), работал в комитете Госдумы по международным делам.
В 2004 году Султановым было создано межфракционное депутатское объединение под названием «Россия – исламский мир: стратегический диалог». В 2005 году возглавил одноименный центр стратегических исследований. Два учреждения были созданы с целью сблизить Россию с исламским миром. Работал тесно с МИДом в качестве эксперта, курировал направления Турции, Индонезии, Ближнего Востока.
Читатели «БИЗНЕС Online» наверняка помнят яркие интервью Султанова в нашей газете, где тот касался как текущей внутри- и внешнеполитической повестки, так и стратегических вопросов жизни общества и государства. «Для народа ключевой момент — это элита. Поэтому если вы задаете вопрос о том, есть народ или нет, то сначала скажите, сохраняется ли элита. Какая часть элиты здесь? Что она там делает? — говорил философ в одном из программных разговоров в 2019 году. — Вообще, у истории есть три компонента: народ, элита, вождь (лидер). Среди этих трех компонентов ключевым для меня является элита. Не народ, как иногда говорят марксисты, а элита». Ваш «царь обязательно превратится в барана», если в обществе не будет должного качества элиты, рассказывал Султанов, той самой общественной прослойки, которая отвечает за связь и преемственность между прошлым и будущим.
«Элита отвечает за будущее, — констатировал философ. — Допустим, есть макромодель, которая говорит, что через 30 лет этого народа не станет. И где эта элита, которая скажет: „Ребята, не туда вы идете“? Элита должна предупреждать об этом. Это та особая социальная группа, которая как бы видит. И она знает, что такое стратегическое прогнозирование и стратегическое планирование. И тогда она уже соединяет исторический смысл булгар XIII века с судьбой татарского народа в XXI веке. Но, если этого нет, тогда у татарского народа действительно нет элиты. У татар очень много талантливых людей так же, как и у русских, турков, американцев. А элиты у татар, на мой взгляд, пока нет».
«Он текущую повестку дня сплетал, точнее, осознавал сквозь призму духовности, мусульманской духовности, и этим был он очень ценен»
«Его кончина — это возвращение души к себе»
Эксперты «БИЗНЕС Online» вспоминают яркого мыслителя.
Виктор Минин — политтехнолог:
— Шамиль был очень редким в нашей среде интеллектуалов, аналитиков человеком. Его особенность состояла в том, что он был глубоко верующим человеком, но не просто с религиозным сознанием, а с суфийской картиной мира. Это расширенный ислам, я бы так сказал. У него, кроме материального видения жизни и религиозной картины мира, была еще и магическая составляющая. Он понимал трансцендентность, материальную составляющую человека. Грубо говоря, у него была физика и метафизика. Именно такая расширенная картина мира позволяла ему видеть причины за пределами материального мира, в сознании человека, в невидимых процессах для обычной логики материалиста. Поэтому он был востребован не только внутри страны, в «Изборском клубе», в том же Татарстане, куда часто приезжал, консультировал ваших первых лиц. Он был востребован в мире, он рассказывал мне, как ездил, не буду говорить куда, в другие страны, особенно в исламские. Он консультировал первых лиц этих стран, лидеров партий этих стран. Вот уровень Шамиля. Можно сказать, что он планетарного уровня аналитик.
Такого уровня люди способны не только в аналитике политической, экономической, стратегической. Они в силу того, что у них открыто чувственное восприятие мира, и понимают, что человек троичен, что кроме духа и тела у него еще есть душа, очень хорошо чувствуют, знают, что такое любовь. У них, как правило, семья, пара, все там необыкновенно тепло, глубоко. Именно поэтому такие люди и проявляют свои способности в литературе. У него были очень необычные произведения, работы в литературе, суфийского толка, в том числе. Поэтому он влиял, не управлял, а влиял на те умы, на те души, которые готовы были воспринимать его картину мира, его подсказки. Очень сильно будет его не хватать. Для меня это большая утрата. Сейчас у меня очень мало друзей, которые бы меня понимали и я их понимал бы их так глубоко и широко. Поэтому мне Шамиля будет очень сильно не хватать как сподвижника, товарища и как человека, который был свободен в нашем этом пока еще очень несвободном мире.
Дамир Мухетдинов — первый заместитель председателя ДУМ РФ:
— Я с ним контактировал, мы не так часто, но пересекались и в стенах Государственной Думы, и на каких-то таких публичных мероприятиях. Султанов претендовал на статус мусульманского политолога, аналитика, человека, который разбирается и знает толк в таких сложных политических перипетиях. И, конечно, в 90-е годы, когда создавалась и Исламская партия возрождения в Астрахани, потом общественно-политические движения «Нур», «Меджлис», он в эти 90-е годы был ярким представителем мусульманской уммы, активно везде выступал, комментировал. В моей памяти он останется таким очень ярким, активным представителем исламского возрождения 1990-х – начала 2000-х в России. У нас интеллектуалов в России уровня Валиахмета Садура, Гейдара Джемаля, Шамиля эфенди Султанова всего лишь на пальцах одной руки можно пересчитать. Конечно, для уммы это очень большая потеря.
Рустам Курчаков — экономист:
— Когда мы виделись в последний раз, буквально два дня назад, разговор шел как раз о вере. Он настолько глубоко смог об этом рассказать, что все мы, с кем проходила встреча, прочувствовали это. Дело в том, что в Коране несколько раз звучит мотив того, что все мы вернемся к Аллаху. Верующему человеку это очень понятно, близко, а потому нет страха смерти. А Шамиль Загитович как раз говорил о Коране, о том, что нынче люди больны, у них есть страх смерти. Он очень глубоко копнул эту тему именно с позиции иманлы кеше. Его кончина — это возвращение души к себе. В этом нет вот этой тоски, неприятия, которое обычно связано со смертью. Ушел очень светлый человек… Его уход — это знак всем нам, что предстоят серьезные испытания, испытания нашего имана, веры.
Рустам Батров — мусульманский и общественный деятель:
— Султанов — один из ярчайших мыслителей в российской умме! У нас практически нет людей, которые так масштабно мыслят, которые умеют соединять понимание современности и глубокое знание ислама. Он не просто рассуждал по отдельности об этих двух сферах, но и текущую повестку дня сплетал, точнее, осознавал сквозь призму духовности, мусульманской духовности, и этим был он очень ценен. Конечно, это огромная утрата, я счастлив, что успел с ним познакомиться, лично повидаться. Мои соболезнования близким, родным и всем, кто следил за его творчеством.
Простятся с Султановым завтра в 11 часов дня в Соборной мечети Москвы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.